Рабочая программа ориентирована на использование учебника Литературное чтение. 3 класс. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Вентана –Граф, 2015г.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов за год.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
6) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
Устное народное творчество. Былины – 16ч |
1 | Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка В.И. Даль «Старик-годовик» | 03.09 | 1 | Работать со справочным текстом, проверять свой читательский опыт. Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки. | |
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы | 04.09 | 1 | Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматией, тетради. Конкурс знатоков русских загадок и пословиц. | |
3 4 | Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | 05.09 07.09 | 2 | Воспринимать на слух фольклорное произведение, высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением: чтение, пересказ, восприятие. Находить и читать описание героев дочерей. | |
5 | Слушание. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович». Русская народная сказка «Дрозд Еремеевич» | 10.09 | 1 | Воспринимать на слух фольклорное произведение, высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением: чтение, пересказ, восприятие. Находить и читать описание героев дочерей. Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей. | |
6 | Русские народные сказки с загадками. «Дочь-семилетка», «Умная внучка». | 11.09 | 1 | Воспринимать произведение на слух. Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать со сказкой: первичное чтение молча, работа с текстом, выполнение заданий в тетради. Сравнивать народные сказки: выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, правильно называть, сравнивать книги-произведения с книгами-сборниками. | |
7 8 | Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. | 12.09 14.09 | 2 | Выделять особенности сказок с задками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с произведением: ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей). | |
9 | Слушание. Русская народная сказка «Елена Премудрая». Чукотская народная сказа «Девушка и Месяц». | 17.09 | 1 | Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам. Рассказывать сказку с присказкой. Сравнивать волшебные и бытовые сказки. Писать информационный литературный диктант. Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Прекрасная». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывать признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Девушка и Месяц». Классифицировать народные сказки, книги со сказками. | |
10 | Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки. | 18.09 | 1 | Объяснять литературные понятия (фольклор, скороговорки, потешки, загадки, пословицы). Различать произведения фольклора. | |
11 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». Литературоведческий диктант | 19.09 | 1 | Определять алгоритм порядок выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а также видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестоматии, словаре-справочнике. Писать литературоведческий диктант. Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу. | |
12 | Былины. «Добрыня и Змей» | 21.09 | 1 | Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить – Родине служить». Сравнивать героев былин. Мини-проекты «Былинные герои». | |
13 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 24.09 | 1 | |
14 | Былины. Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула» | 25.09 | 1 | |
15 | Работа с детскими книгами. Блины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». | 26.09 | 1 | Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллюстрации разных художников. Читать былины, соблюдать паузы и выделять повторы и ключевые слова, предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выражений. Сравнивать содержание былин об оном и том же герое «Добрыня и Змея», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». | |
16 | Урок обобщения по теме «Былины». Рубрика «Проверь себя» | 28.09 | 1 | Самопроверка уровня начитанности: самостоятельная работа с заданиями рубрики «Проверь себя»; сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка). Презентация мини-проектов «Былинные герои». | |
Басни – 5ч |
17 | Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград». | 01.10 | 1 | Знакомиться с понятиями: мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать бани И.А. Крылова и Эзопа. | |
18 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». | 02.10 | 1 | Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать басни. | |
19 | И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник». | 03.10 | 1 | Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре. | |
20 | Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов «Филин и Чиж». | 05.10 | 1 | Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выделять название. Группировать по типам: книга-произведение, книга-сборник. | |
21 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». Смешанный литературный диктант | 08.10 | 1 | Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, доказывать, оценивать. Писать литературный диктант. | |
Произведения А.С. Пушкина – 10ч |
22 | Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…» | 09.10 | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учить читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении. Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради. | |
23 | Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «Бой Руслана с головой» | 10.10 | 1 | |
24 | Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | 12.10 | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведении, высказывать своё мнение. Моделировать обложку, указывать жанр (сказка) и тему (о семье, о людях). Сравнивать произведения, сходные по сюжету (сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» и русскую народную сказку «Царевич Нехитёр-Немудёр»: сюжеты, герои, чудеса и превращения. Работать с таблицей. Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения кораблика. | |
25 | Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | 15.10 | 1 | |
26 | Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Лексический литературный диктант | 16.10 | 1 | |
27 | К. Паустовский «Сказки Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде». | 17.10 | | Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать свое мнение о книге. Работать в группах с произведениями: читать, слушать чтение. | |
28 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны». | 19.10 | | |
29 | А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Литературоведческий диктант | 22.10 | | Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе, выражать своё отношение к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворения. Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по готовому образцу или под руководством учителя. Писать литературоведческий диктант. | |
30 | Стихи о няне. А.С. Пушки «Няне» | 23.10 | | Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свою оценку, читать выразительно передавая интонационный рисунок стихотворения. Находить справочную информацию об вторе и няне. | |
31 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». Лексический литературный диктант | 24.10 | 1 | Выполнить задания рубрики «Проверь себя» в учебнике (работа в группах). Читать наизусть подготовленные произведения А.С. Пушкина. Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять выполнение (работа в парах) и оценивать работу. Писать лексический литературный диктант. | |
Стихи русских поэтов – 5ч |
32 | Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.», «Чародейкою зимою…». | 26.10 | 1 | Работать со стихотворным произведением: слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении. | |
33 | А.Н. Майков «Осень». | 05.11 | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведение, выполнять задание в учебнике и тетради. Читать выразительно – работа в парах. | |
34 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря». | 06.11 | 1 | Выразительно читать стихотворное произведение, передать интонационный рисунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета и работать с таблицей. | |
35 | И.А. Бунин «Листопад». Лексический литературный диктант | 07.11 | 1 | Читать наизусть стихотворение, слушать чтение одноклассников. Задавать вопросы по произведению, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Слушать стихотворение: целостное восприятие произведения, ответы на вопросы, моделирование обложки. Выполнять задания в учебнике и тетради. Писать лексический литературный диктант. | |
36 | Урок обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя», контрольный урок. Смешанный литературный диктант | 09.11 | 1 | Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений по желанию. Выполнять контрольную работу пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником и книгами». Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально. Писать смешанный литературный диктант. | |
Произведения Л.Н. Толстого – 11ч |
37 | Л.Н. Толстой «Два брата», «Белка и волк» | 10.11 | 1 | Знакомиться с новым разделом, находить в учебнике информацию об авторе. Воспринимать целостное художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради. Выражать своё отношение к героям произведения, их поступкам с позиции нравственности. | |
38 | Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» | 12.11 | 1 | |
39 40 | Сказки Л.Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан» | 13.11 14.11 | 2 | Читать произведение по абзацам, слушать чтение одноклассников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Определять особенности сказки (объяснять имена героев, находить описание внешнего вида героев, предметов). Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тетради, отвечать на вопросы, формулировать вопросы по содержанию. Сравнивать произведения одного автора и заполнять таблицу. | |
41 | Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы» | 16.11 | 1 | Определять главную мысль произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы: особенности повествования, эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе. | |
42 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 19.11 | 1 | |
43 44 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | 20.11 21.11 | 2 | Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно-модельный план с «заменителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их поступков. Использовать при работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно-композиционном треугольнике. | |
45 | Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь». | 23.11 | 1 | Воспринимать на слух текст былины, следить по тексту. Выделить композиционные элементы в тексте – повторы, находить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарём по тексту. Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, гиперболизация силы героев, тема служения Родине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетрадях. Составлять план с выделением основной информации. Готовить рассказ о русском богатыре. | |
46 | А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». Информационный литературный диктант | 26.11 | 1 | Работать с книгами Л.Н. Толстого: рассматривать, находить изученные произведения, читать, классифицировать по типам книга-сборник, книга-произведение. Слушать и самостоятельно читать очерк-воспоминание А. Сергеенко, выражать своё мнение о Л.Н. Толстом (писателе и человеке). Творческая работа в парах: сочинить рассказ-описание об огурцах. | |
47 | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | 27.11 | 1 | Составлять список произведений автора, характеризовать произведения, пересказывать кратко. Работать со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого». Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверь себя», пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником. | |
Произведения Н.А. Некрасова – 6ч |
48 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 28.11 | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение) Н.А. Некрасова. Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять ему, жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать своё восприятие стихотворения с восприятием автора. | |
49 | Н.А. Некрасов «Славная осень…». | 30.12 | 1 | Самостоятельно работать с новым произведением: чтение названия, ознакомительное чтение текста, моделирование обложки. | |
50 | Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум». Лексический литературоведческий диктант | 03.12 | 1 | Сравнивать описание поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать своё восприятие стихотворения с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради. Писать диктант. | |
51 | Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 04.12 | 1 | Воспринимать на слух произведение. Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, ритм чтения. Выразительно читать стихотворение наизусть. Создавать иллюстрации к тексту (работа в группах). | |
52 | К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша». | 05.12 | 1 | Слушать статью К.И. Чуковского, объяснять его отношение к стихам, подтверждать свои доводы словами из текста. Работать в группах: слушать стихотворение, выполнять задание в тетради. Классифицировать стихи Н.А. Некрасова по темам. Работать с рубрикой «Книжная полка», «Русские поэты»; читать изученные стихотворения, группировать по темам. Изучать книги со стихами Н.А. Некрасова. | |
53 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 07.12 | 1 | Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова. Повторять изученные стихотворения. Обобщать знания, работать с заданиями рубрики «Проверь себя». Участвовать в конкурсе чтецов (работа в группах). | |
Произведения А.П. Чехова – 6ч |
54 | А.П. Чехов «Степь» (отрывок). | 10.12 | 1 | Знакомство с новым разделом: читать вступительную статью, находить информацию о писателе. Работать с рассказом А.П. Чехова, выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно читать рассказ И.С. Тургенева, находить описание леса и степи. Сравнивать произведения различных авторов и находить: описания, эпитеты, сравнения, олицетворение. Воспринимать на слух прозаические произведения, высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Писать лексический литературный диктант. | |
55 | И.С. Тургенев «Лес и степь», А.П. Чехов «Белолобый». Лексический литературный диктант | 11.12 | 1 | |
56 57 | А.П. Чехов «Ванька» | 12.12 14.12 | 2 | Учить работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать название произведения. Читать по частям, озаглавливать, прогнозировать развитие событий. Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа, выделять эпизоды - описание жизни героя. Учиться понимать позицию автора и выражать своё отношение к герою, читать монолог Ваньки. | |
58 | Книги о животных. Л. Андреев «Кусака». Информационный литературный диктант | 17.12 | 1 | Самостоятельно работать с книгами: рассматривать, работать с аппаратом. Воспринимать на слух произведение, адекватно реагировать на поведение героев, понимать мотивы героев произведения, сопереживать им, выражать своё отношение. Читать рассказ вслух по частям, составлять план, выполнять задание в учебнике и тетради. Писать информационный литературный диктант. | |
59 | Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова» | 18.12 | 1 | Воспринимать на слух очерк, находить информацию о произведении. Выполнение задания в тетради. Находить информацию об авторе, а разных источниках. Заполнять таблицу. | |
Сказки зарубежных писателей – 4ч |
60 | Ш. Перро «Подарки феи» | 19.12 | 1 | Повторять сказки Ш. Перро. Воспринимать на слух литературное произведение (сказку), выражать своё отношение к героям. Работать с текстом произведения: выявлять особенности речи, находить повторы. | |
61 | Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» | 21.12 | 1 | Первичное восприятие сказки: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы, дополнять одноклассников. Читать по абзацам, составлять план. Работать в группах: пересказывать сказку подробно, выполнять задания в учебнике и тетради, определять главную мысль произведения. | |
62 | Х.К. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина». Информационный литературный диктант | 24.12 | 1 | Работать самостоятельно с книгами сказок (рассматривать, читать предисловие, знакомиться с содержанием). Повторять изученное, обобщать, работать со схемой. Воспринимать на слух литературное произведение, выполнять задания в тетради. Самостоятельно работать с произведением. Писать информационный литературный диктант. | |
63 | Урок обобщения и коррекции сказок | 25.12 | 1 | Выполнять комплексную контрольную работу, обобщать и корректировать знания, полученные в ходе изучения раздела. | |
Стихи русских поэтов – 7ч |
64 | И.С. Никитин «Русь» | 26.12 | 1 | Знакомиться с новым разделом: читать вступительную статью, определять учебные задачи. Воспринимать на слух стихотворное произведение, выделять его особенности, определять тему. Учиться выразительно, читать стихотворение, отвечать на вопросы по тексту. Осваивать понятия: тон, ритм, логическое ударение, пауза. | |
65 | И.С. Никитин «Утро». Информационный литературный диктант | 28.12 | 1 | Работать с новым произведение: первичное чтение молча (без проговаривания), моделировать обложку и сравнивать с готовой моделью. Выполнять задания в учебнике и тетради. Работать с текстом произведения: выделять описание картин природы (пейзажи), находить эпитеты и олицетворения. Выразительно читать стихотворения, выделять логические ударения. Писать информационный литературный диктант. | |
66 | И.З. Суриков «Детство» | 09.01 | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы, выражать своё впечатление о произведении (первичное восприятие). Моделировать обложку, определять главную мысль текста. Читать стихотворение по строфам. | |
67 | И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…». Лексический литературный диктант | 11.01 | 1 | Повторять изученные произведения И.С. Никитина: называть правильно, читать наизусть, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Воспринимать на слух новое произведение, выражать своё мнение, работать с текстом произведения: читать вслух, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения разных авторов, работать с таблицей. Писать лексический литературный диктант. | |
68 | Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 12.01 | 1 | Воспринимать на слух художественный текст: слушать чтение учителя, выражать своё мнение о произведении, объяснять заголовок. Определять композиционные особенности текста, объяснять значение знаков препинания, моделировать обложку. Использовать при анализе литературоведческие понятия «эпитет», «сравнение». Повторять и сравнивать изученные стихотворения. Выполнять задания в учебнике и тетради. | |
69 | Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка «Москва» | 14.01 | 1 | Воспринимать на слух литературное произведение (стихотворение Ф.Н. Глинка): слушать чтение и следить по тексту. Моделировать обложку (определять тему, жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок). Осваивать литературоведческие понятия: ритм, рифма, олицетворение – и использовать их при анализе произведений. | |
70 | Урок обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». Информационный литературоведческий диктант | 15.01 | 1 | Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, отрепетировать отрывки из стихотворений, аргументировать свой ответ и подтверждать текстами. Соотносить фамилии авторов с заголовком произведений, отрывки стихотворений с их названиями и иллюстрациями к ним. Классифицировать изученные произведения по жанрам: составлять общий список. Писать информационный литературоведческий диктант. | |
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка – 6ч |
71 72 73 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш», В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 16.01 18.01 21.01 | 3 | Самостоятельно работать с произведением, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы. Вырабатывать систему личностных смыслов через оценку поступков героев произведений. Определять авторскую позицию и предавать её через выразительное чтение. Работать с сюжетом, составлять план, выделять главную мысль. Выразительно читать отдельные эпизоды, диалоги, монологи. Высказывать мнение о произведениях и героях. | |
74 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех» | 22.01 | 1 | Самостоятельно работать с произведением: читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и тетради, находить диалоги. Читать по ролям, предавая особенности характеров героев. | |
75 76 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко» | 23.01 25.01 | 2 | Рассказывать об одном из героев. Воспринимать на слух новое произведение, работать с ним: определять главную мысль, читать отдельные эпизоды и монологи героев. Работать с книгами о животных, писать отзывы о прочитанных книгах. Слушать отзывы о книгах, дополнять ответы одноклассников, задавать вопросы. | |
Произведения А. И. Куприна – 8ч |
77 78 79 80 | А.И. Куприн «Синяя звезда». Информационный литературный диктант | 28.01 29.01 30.01 01.02 | 4 | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную мысль. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Писать информационный литературный диктант. | |
81 82 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 04.02 05.02 | 2 | Воспринимать художественное произведение: учиться слушать и слышать художественное слово. Самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий к тексту. Самоконтроль: сравнение обложки с образцом. Делить текст на части, подробно пересказывать. | |
83 | Слушание. А.И. Куприн. «Собачье счастье» | 06.02 | 1 | Слушать чтение одноклассников, беседовать о произведении (работа в группах). Читать выразительно монологи героев, определять главную мысль сказки. Объяснять позицию автора и определять свою. Готовить рассказ о герое, собирать информацию о породах собак (работа в мини-группах), пользуясь энциклопедией и другими источниками информации. | |
84 | Обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна». Рубрика «Проверь себя» | 08.02 | 1 | Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, соотносить отрывки с произведениями (задания в учебнике и тетради), называть героев изученных произведений, подтверждать текстом. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями. | |
Стихи С.А. Есенина – 7ч |
85 | С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывок) | 11.02 | 1 | Работа с произведением: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике, определять эпитеты, сравнение, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть. | |
86 | С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | 12.02 | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведение. Моделировать обложку: жанр, тема, фамилия автора и заголовок, сравнивать с готовой моделью. Упражняться в чтении строф, находить сравнения и эпитеты. Читать выразительно, наблюдать за знаками препинания и объяснять их значение в тексте, оценивать выразительное чтение одноклассников. | |
87 | С.А. Есенин «Берёза», «Стихи о берёзе» (отрывок) | 13.02 | 1 | Читать стихи, выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, наблюдать за рифмами, выделять логические ударения. Готовить выразительное чтение одного из отрывков стихотворений о берёзе. Упражнять в выразительном чтении стихотворения «Берёза», определять интонационную партитуру, показывать отношение автора. Заучивать наизусть. | |
88 89 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Литературный лексический диктант | 15.02 18.02 | 2 | Самостоятельно работать со стихотворением «Бабушкины сказки», пользуясь алгоритмом учебных действий. Выполнять задания к тексту. Упражняться в выразительном чтении. Сравнивать стихотворения разных авторов. Писать литературный лексический диктант. | |
90 | Сборник стихов о Родине. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…». И.С. Тургенев «Деревня» | 19.02 | 1 | Сравнивать стихи С.А. Есенина. Работать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушать новое произведение, работать с ним по алгоритму. | |
91 | Урок обобщение по разделу. Работа с рубрикой «Проверь себя». Литературоведческий диктант | 20.02 | 1 | Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради. Принимать участие в конкурсе выразительного чтения стихов. Работать с каталогами и библиотечными формулярами. Писать литературоведческий диктант. Работа с библиотечными каталогами и формулярами. | |
Произведения К.Г. Паустовского – 12ч |
92 93 94 95 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко» | 22.02 25.02 26.02 27.02 | 4 | Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике. Использовать различные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное) для решения учебных задач. Анализировать отношения героев и авторскую точку зрения, вырабатывать своё отношение к героям. Работа в группах: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Находить и читать диалоги героев (работа в парах). Делить текст на части и составлять план. Находить описание героев, выделять сравнение и образные выражения. Обучаться художественному пересказу по плану в учебнике. | |
96 97 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» | 01.03 04.03 | 2 | Воспринимать на слух художественное произведение: слушать чтение учителя, выражать своё первое впечатление. Работать с произведением: моделировать обложку, определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок. Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради. Усваивать понятия «юмор», «юмористический рассказ». Работать с композицией произведения. Рассказывать о герое (образ, внешний вид, поступки) | |
98 | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 05.03 | 1 | Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, тема, жанр) и сравнивать с готовой моделью. Читать рассказ | |
99 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 06.03 | 1 | вслух по абзацам, находить описание. Выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно работать с произведением, объяснять своё отношение к героям рассказа, определять позицию автора. Дифференцированная работа: чтение эпизодов. Работа с терминами: научно-познавательный рассказ, автор-рассказчик. | |
100 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» | 11.03 | 1 | Воспринимать на слух новое произведение. Моделировать обложку: указывать название произведения, определять тему и жанр. Читать молча, выполнять задания в учебнике. Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о поступках героев. Работать с книгами: рассматривать, находить предисловие, оглавление, аннотации. Определять отношение автора к герою. Выразительно читать кульминационный эпизод. Воспринимать на слух новое произведение. | |
101 | И.С. Тургенев «Воробей». Лексический литературный диктант | 12.03 | 1 | |
102 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 13.03 | 1 | Обобщение знаний и умений, полученных в ходе изучения тем раздела. Участвовать в викторине «По страницам нашего учебника». | |
103 | Контрольный урок по изученным разделам | 15.03 | 1 | Выполнять задания в учебнике и тетради, писать комплексную разноуровневую работу. | |
Произведения С.Я. Маршака – 4ч |
104 105 | С.Я. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш». | 18.03 19.03 | 2 | Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обратите внимание», знакомиться с содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Выполнять задания в учебнике и тетради под руководством учителя. | |
106 | С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка). | 20.03 | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Находить в учебнике информацию об авторе. Давать свою оценку произведению, аргументировать свой ответ. Определять главную мысль, подтверждать свой ответ текстом. | |
107 | Урок обобщения по разделу. Произведения и книги С.Я. Маршака. В.Е. Субботин «С Маршаком» | 22.03 | 1 | Читать наизусть стихи С.Я. Маршака. Сочинять аннотацию к книге, принесённой на урок. Участвовать в конкурсе творческих работ и конкурсе чтецов. | |
Произведения Л. Пантелеева – 5ч |
108 | Л. Пантелеев «Честное слово». | 01.04 | 1 | Воспринимать на слух художественный текст, выражать первое впечатление (первичное восприятие). Определять главную мысль произведения, объяснять понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Учиться читать диалоги героев по ролям. Различать литературоведческие понятия. | |
109 | В.А. Осеева «Бабка». | 02.04 | 1 | |
110 111 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | 03.04 05.04 | 2 | Читать рассказы по частям, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников. Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Оценивать поступки героев, объяснять понятия: благородство, предательство, смелость, трусость; формировать собственные принципы, убеждения и нравственные принципы. | |
112 | Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». | 08.04 | 1 | Слушать и слышать художественное слово, высказывать своё мнение о произведении. Моделировать обложку: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения, дополнять ответы одноклассников. | |
Произведения А.П. Гайдара – 6ч |
113 | А.П. Гайдар. «Горячий камень» | 09.04 | 1 | Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё первое впечатление о произведении. Работать с произведением: моделировать обложку, делить на части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. Готовить рассказ о герое, находить и читать нужные эпизоды. | |
114 115 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда» | 10.04 12.04 | 2 | Самостоятельно читать отдельные главы. Высказывать своё мнение о произведении, описывать героя и их поступки. Читать полный текст повести. Готовить рассказ о детях Великой Отечественной войны. Выполнять творческую работу «Дети войны рядом с нами» | |
116 | С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка». Информационный литературный диктант | 15.04 | 1 | Работать со стихотворением: слушать, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать очерк К. Г. Паустовского, находить факты из жизни писателя (работа в группах). Работать со схемой. Повторять изученные басни. Писать информационный литературный диктант. Работать с новым произведением, выполнять самостоятельно задания в учебнике и тетради. | |
117 | Книги о детях. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре». | 16.04 | 1 | Воспринимать на слух литературное произведение, работать с текстом произведения: читать по частям, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять и формулировать главную мысль произведений, позицию автора. Воспитывать в себе доброту и толерантное отношение к людям. | |
118 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 17.04 | 1 | Учиться проверять и оценивать выполненную работу. Проверять свою читательскую эрудицию: называть полностью фамилию, имя и отчество автора, его произведения. Выполнять задания в учебнике и тетради. | |
Произведения М.М. Пришвина – 6ч |
119 | Очерк М.М. Пришвина «Моя Родина» | 19.04 | 1 | Самостоятельно работать с новым произведением. Читать вслух и молча, моделировать обложку, определять тему и жанр. Выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план и пересказывать произведение подробно. Учить наизусть прозаический отрывок. Находить описание событий и образы героев. Обучаться поисковому чтению. Составлять план, пересказывать кратко. | |
120 | М.М. Пришвин «Двойной след». | 22.04 | 1 | |
121 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 23.04 | 1 | Самостоятельно читать новое произведение, комментировать заглавие. Работать с текстом рассказа: аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к героям. Выполнять задание в учебнике. Сравнивать рассказы. Объяснять заголовок рассказа словами из текста, определять особенности повествования (выделение глаголов). Сравнивать разножанровые произведения: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание. Писать литературный диктант. | |
122 | М.М. Пришвин «Жаркий час». | 24.04 | 1 | |
123 | В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». Литературный диктант | 26.04 | 1 | |
124 | Работа с детскими книгами о природе. Рубрика «Книжная полка». Литературоведческий диктант | 27.04 | 1 | Работать с книгами писателей-натуралистов М.М. Пришвина, Г.А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова, В.В. Бианки, Э.Ю. Шима и др. Писать отзывы о прочитанной книге. Выполнять задания в учебнике и тетради. Проверять и оценивать свою работу. Отвечать на вопросы по изученным произведениям. Писать литературоведческий диктант. Работа с библиотечными каталогами и формулярами. | |
Произведения зарубежных писателей - 12ч |
125 126 127 | Джек Лондон. «Бурый волк» | 29.04 30.04 06.05 | 3 | Читать рассказ и уметь слушать чтение одноклассников. Объяснять смысл заголовка и определять вид рассказа. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать поступки героев, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять главную мысль произведения, раскрывать значение поступков каждого героя. Рассуждать об отношениях людей и животных, об ответственности людей за животных. | |
128 129 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» | 07.05 08.05 | 2 | Слушать чтение учителя, отвечать на вопросы к произведению в учебнике. Работать с сюжетом, читать выразительно кульминационный момент. Раскрывать нравственное значение поступков героев, объяснять отношение между героями. Оценивать их поступки с точки зрения морали, аргументировать свою точку зрения. Читать выразительно описание героев, высказывать своё отношение к ним. Проектная деятельность «Произведения о братьях наших меньших» | |
130 | Слушание. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 13.05 | 1 | Работать с книгами зарубежных писателей: правильно называть книги, находить в книгах-сборниках изученные произведения. Учиться выбирать книги на заданную тему, составлять список книг зарубежных авторов. Читать новое произведение, моделировать обложку, выполнять задания в учебнике и тетради | |
131 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверь себя». Летнее чтение | 14.05 | 1 | Выполнять задания в учебнике и тетради в рубрике «Проверь себя» | |
132 | Комплексная контрольная работа | 15.05 | 1 | Проверка уровня начитанности | |
133 | Работа над ошибками | 17.05 | 1 | | |
134 135 136 | Библиотечные уроки «Летнее чтение» | 20.05 21.05 22.05 | 3 | Подготовка творческих проектов на выбранную тему (работа в группах) | |