СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование ДО театральной студии "Новое поколение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа театральной студии "Новое поколение" расчитана на 4 часа в неделю на 5 лет

Просмотр содержимого документа
«Планирование ДО театральной студии "Новое поколение"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Копейского городского округа




Согласовано:

заместитель директора

Монахова М.В.

/________________/

09 января 2023 года

Принято:

на заседании

педагогического совета

10 января 2023 года

протокол № 6


Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №6»

Подорванова Е.Ю.

/_________________/

Приказ №3/1-од_

от 10 января 2023 года




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Новое поколение»




Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 2023-2028 года

Год разработки программы: 2023 г.





Авторы-составители:

Рыбина Эльвира Нафизовна











г. Копейск, 2023 г.

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цель и задачи программы 7

1.3. Содержание программы 8

1.3.1. Тематический план 1 год обучения 8

1.3.2 Тематический план 2 год обучения 12

1.3.3 Тематический план 3 год обучения 14

1.3.4 Тематический план 4 год обучения 17

1.3.5 Тематический план 5 год обучения 19

1.4. Планируемые результаты 22

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 23

2.1. Календарный учебный график 23

2.2. Условия реализации программы 24

2.3. Материально-техническое обеспечение 26

2.4. Формы аттестации 26

2.5. Оценочные материалы 27

2.6. Методические материалы 34

2.7. Список литературы 37




Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Указы Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 года № 474 «О приоритетных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

Паспорт национального проекта «Образование»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам художественной направленности.

Уровень освоения содержания образования базовый.



Актуальность программы

Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;

театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;

театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;

при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

Особенность программы

Отличием данной программы является то, что она рассчитана на 5 лет развития театрального коллектива. Программа «Новое поколение» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов.

Программа направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность.

Данная программа ориентирует на умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте с 11 до 17 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся

Возрастные особенности детей 11-13 лет.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

Возрастные особенности 14 - 15 лет.

У подростка формируются новые типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляются их преимущества по сравнению с детьми. Для подростка мнение ровесников уже гораздо важнее, чем мнение взрослых. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подросток болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.
Возрастные особенности 16-17 лет.

Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Все большее место в их жизни занимает учеба, репетиторы и мысли о поступлении. Потребность в признании собственной взрослости в этом возрасте максимальна, а социальная жизнь, которую ведет подросток, в основе своей остается прежней: ребенок также ходит в школу, делает домашние задания, общается с друзьями и семьей. Эта потребность в изменениях и невозможность их совершить зачастую вызывает конфликты подростка с родителями и учителями. Дети в этом возрасте – это «гипертрофированные», преувеличенные взрослые, которые на все имеют свое мнение, без конца его высказывают и не готовы учитывать мнение других людей. Но несмотря на то, что подросток не готов слушать других, к его мнению стоит прислушиваться, есть вероятность, что это пойдет на пользу вашим отношениям и подросток ответит взаимностью.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью до 12-15 человек.

Объем программы: 4 часа в неделю, в год 136 часов.

Форма обучения: очная

Методы обучения: творческий, системный подход, метод импровизации и сценического движения.

Формирование интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный метод: беседа, рассказ, лекция, работа с печатными источниками.

Наглядный метод: демонстрация наглядных пособий, просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический метод: тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным.

Тип занятий: лекции; экскурсии; кино уроки; самостоятельная работа обучающихся; творческие работы; сочетание различных форм занятий.

Формы проведения занятий : беседа, игра, тренинг, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия. 1)Коллективная эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффек­тивная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается вы­полнить работу. 2) Парная рассчитать работу на двоих. 3) Индивидуальная выполнение задания в группе обычно проходит не­равномерно, поэто­му необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание. Форма педагогической деятельности — учебное занятие. Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Срок освоения программы: 5 лет.

Режим занятий. По программе планируется по одному занятию в неделю по два академических часа.



1.2. Цель и задачи программы

Цель программы - Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству; Развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

  2. Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  3. Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  4. Обучение детей элементарным актерским навыкам.

  5. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  6. Обучение детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.

  7. Ознакомление детей с терминологией театра.

  8. Обучение детей играть полноценный спектакль в коллективе.

Личностные:

1.Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству.

2. Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений.

3. Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе.

4. Воспитать художественный вкус. 5. Воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами. 6. Воспитание коммуникативных способностей, умения общать­ся, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

Метапредметные:

1.Развивать навык творческого подхода к работе над ролью.

2. Развивать пластические и речевые данные воспитанников.

3. Развивать воображение, фантазию и память.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Тематический план

1 год обучения (4 часа в неделю)

№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Введение 1. Инструктаж по технике безопасности

2

1

1

зачёт

2

Раздел 2. История театра. Театр как вид искусства.

12

8

4

зачёт

2.1

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

2

2



2.2

Эволюция театра. Место театра в жизни общества.

1

1



2.3

Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

1

1



2.4

Современная драматургия.

1

1



2.5

Знакомство с произведениями великих драматургов мира.

1

1



2.6

Творческие игры.

1


1


2.7

Просмотр театральных постановок.

1

1



2.8

Игра «Что такое театр?»

1

1



2.9

Игра «Театр на улице».

1


1


2.10

Упражнения-тренинги «Так и не так в театре».

1


1


2.11

Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

1


1


3

Раздел 3. Актерская грамота.

20

3

17

зачёт

3.1

Многообразие выразительных средств в театре.

4

2

2


3.2

Значение поведения в актерском искусстве.

2

1

1


3.3

Бессловесные и словесные действия

2


2


3.4

Тренинг на внимание «Поймать хлопок».

2


2


3.5

Тренинг на внимание «Невидимая нить».

2


2


3.6

Тренинг «Много ниточек, или Большое зеркало».

2


2


3.7

Упражнения на коллективную согласованность действий

2


2


3.8

Выполнение этюдов.

2


2


3.9

Сюжетные стихи.

2


2


4.

Раздел 4. Художественное чтение.

16

2

14

зачёт

4.1

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

2

1

1


4.2

Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры.

2


2


4.3

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом

2


2


4.4

Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Разноцветный фонтан».

2


2


4.5

Упражнения на рождение звука: «Корни», «Тряпичная кукла».

2


2


4.6

Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).

2

1

1


4.7

Артикуляционная гимнастика.

2


2


4.8

Упражнения для голоса.

2


2


Раздел 5. Работа над пьесой.

84

12

72

Спектакль

5.1

Пьеса – основа спектакля.

4

4



5.2

Работа над выбранной пьесой

4


4


5.3

Текст-основа постановки.

4


4


5.4

Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста.

8

4

4


5.5

Выразительное чтение по ролям

8


8


5.6

Этюдно-постановочная работа по ролям

8


8


5.7

Театральный грим. Костюм.

8

4

4


5.8

Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.

4


4


5.9

Театральный костюм.

8


8


5.10

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

4


4


5.11

Репетиционный период.

12


12


5.12

Соединение сцен, эпизодов.

4


4


5.13

Репетиция спектакля.

6


6


5.14

Генеральная репетиция спектакля.

2


2


6.

Итоговое занятие

2

2

0

зачёт


Итого:

136

28

108








Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности

Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.


Раздел 2. История театра. Театр как вид искусства.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Первоначальные представления о театре как виде искусства. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр, использование имеющегося художественного опыта воспитанников; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок.

Практика: Игры «Театр в твоей жизни», «Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».


Раздел 3. Актерская грамота.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Многообразие выразительных средств в театре. Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Значение поведения в актерском искусстве. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Бессловесные и словесные действия. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практика: Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один...»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Выполнение этюдов, упражнений- тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.


Раздел 4. Художественное чтение.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Словесные воздействия. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практика: Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь», «Разноцветный фонтан». Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».


Раздел 5 . Работа над пьесой.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Пьеса – основа спектакля. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Текст-основа постановки. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Театральный грим. Костюм. Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приемы накладывания грима.

Театральный костюм. Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Практика: Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная Этюдно-постановочная работа по ролям. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.


Раздел 6 . Итоговое занятие

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.

1.3.2. Тематический план

2 год обучения (4 часа в неделю)


№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Введение 1. Инструктаж по технике безопасности

2

2


зачёт

2

Раздел 2. Азбука театра

10

6

4

зачёт

3

Раздел 3. Театр – искусство коллективное.

12

6

6

зачёт

4.

Раздел 4. Культура и техника речи.

24

12

12

зачёт

Раздел 5. Ритмопластика.

16

6

10

зачёт

6.

Раздел 6. Театральный спектакль.

70

14

56


6.1

Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста.

8

2

6


6.2

Выразительное чтение по ролям

4


4


6.3

Этюдно-постановочная работа по ролям

8

2

6


6.4

Театральный грим. Костюм.

2

2



6.5

Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.

4

2

2


6.6

Театральный костюм.

8

4

4


6.7

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

8


8


6.8

Репетиционный период.

12


12


6.9

Соединение сцен, эпизодов.

4

2

2


6.10

Репетиция спектакля.

12


12


7.

Итоговое занятие

2

1

1

зачёт


Итого:

136

47

89



Раздел 1. Введение. Азбука театра.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Театр – как вид искусства. Театр – одно из древнейших искусств. Родина театрального искусства. Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники. Охотничье маскирование. Культ предков. Скоморохи – первые профессиональные актеры.

Практика: Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?». Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино). Русские народные игры; игры – импровизации в скоморохов. Культпоход в драмтеатр.


Раздел 2. Театр – искусство коллективное.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Путешествие по театральной программке. Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.  Оформление спектакля: свет, шумы, декорационное искусство.

Практика: Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, бутафорский цех, цех по изготовлению декораций и т. д. Конкурсы по актерскому мастерству.

Актерские разминки. Театральные игры:  общеразвивающие, специальные (см. Методическое обеспечение «Театральные игры») Разыгрывание мини-сценок.


Раздел 3. Культура и техника речи.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория:Выразительность речи – основное требование к языку актеров. Языковые средства выразительности речи. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. (см. Методическое обеспечение «Дыхательные и артикуляционные упражнения») Громкость речи. Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?

Практика: Дыхательные и артикуляционные упражнения (см. Методическое обеспечение «Дыхательные и артикуляционные упражнения») Дикционные упражнения (см. Методическое обеспечение «Дикционные упражнения»)

Творческие игры со словами (см. Методическое обеспечение «Творческие игры со словами») Скороговорки, считалки на немецком языке. Диалоги. Речевые ситуации, их анализ. Создание, репетиции  и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.


Раздел 4. Ритмопластика.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. Свобода выразительности движений.

Практика: Имитационные речевые игры. Пластические игры и упражнения (см. Методическое обеспечение «Пластические игры»).


Раздел 5. Театральный спектакль

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Спектакль. Этапы работы над созданием спектакля. Инсценировка.

Сюжет. Персонажи. Ведущие выразительные средства театрализации – символ, метафора, аллегория, гипербола.

Вовлечение зрителя в действие.

Практика: Знакомство со сценарием. Обсуждение сценария. Обсуждение характеров персонажей. Выбор учащимися персонажей, которых они хотят изображать на сцене. Репетиции. Театральные игры (см. Методическое обеспечение «Театральные игры»).


1.3.3. Тематический план

3 год обучения (4 часа в неделю)


№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Введение 1. Инструктаж по технике безопасности

2

2


зачёт

2

Раздел 2. Актёрское мастерство

30

10

20

зачёт

3

Раздел 3. Хореография

20

6

14

зачёт

4.

Раздел 4. Сценическая речь

24

12

12

зачёт

5.

Раздел 5. Театральный спектакль.

56

20

36

зачёт

5.1

Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста.

4

2

2


5.2

Выразительное чтение по ролям

4

2

2


5.3

Этюдно-постановочная работа по ролям

4

2

2


5.4

Театральный грим. Костюм.

2

2



5.5

Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.

2

2



5.6

Театральный костюм.

4

2

2


5.7

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

4

4



5.8

Репетиционный период.

12


12


5.9

Соединение сцен, эпизодов.

4

2

2


5.10

Репетиция спектакля.

12


12


6.

Итоговое занятие

4

2

2

зачёт


Итого:

136

52

84







Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности

Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.


Раздел 2. Актёрское мастерство

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Формирование умения включаться в творческий процесс. Развитие произвольного внимания (зрительного, слухового), персональные, парные и групповые упражнения, коллективные действия. Развитие воображения на основе игрового этюда. Формирование у детей свободной импровизации с помощью заданной темы. 

Практика: Привитие первоначального представления  о перевоплощении через различные этюды:  «Сафари», «Русский лес», «Океан»; мир растений – «Поле цветов», «Характерные деревья»; мир предметов – «Я – стиральная машинка», «Я – гвоздь», « Я – солнце», «Я – арбуз» и т.д.) Развитие чувства времени на сцене, умение овладеть динамикой действия. Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках.


Раздел 3. Хореография

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Постепенное освоение ритмопластическая разминкой, включающие упражнения для выразительности отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Умение выстроить свое тело в соответсвии с поставленной задачей (упражнение «Скульптура». «Художник», «Дракон» и т.д.)

Практика: Формирование пластики и ритма через комплексные ритмические («Пишущая машинка», «Повтори за мной», «Хлоп да топ» и др.), пластические («Зеркало», различные пластические этюды, как с заданной темой, так и без темы, направленные на импровизацию) игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.


Раздел 4. Сценическая речь

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Словесные воздействия. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практика: Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь», «Разноцветный фонтан». Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».


Раздел 5 . Работа над пьесой.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Пьеса – основа спектакля. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Текст-основа постановки. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Театральный грим. Костюм. Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приемы накладывания грима.

Театральный костюм. Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Практика: Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная Этюдно-постановочная работа по ролям. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.



Раздел 6 . Итоговое занятие

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.


1.3.4. Тематический план

4 год обучения (4 часа в неделю)


№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Введение 1. Инструктаж по технике безопасности

2

2


зачёт

2

Раздел 2. Театральная игра

20

4

16

зачёт

3

Раздел 3. Ритмопластика

20

6

14

зачёт

4.

Раздел 4. Культура и техника речи

18

6

12

зачёт

5.

Раздел 5. Работа над спектаклем.

72

20

52

зачёт

5.1

Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста.

4

2

2


5.2

Выразительное чтение по ролям

4

2

2


5.3

Этюдно-постановочная работа по ролям

4

2

2


5.4

Театральный грим. Костюм.

2

2



5.5

Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.

2

2



5.6

Театральный костюм.

4

2

2


5.7

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

4

4



5.8

Репетиционный период.

12


12


5.9

Соединение сцен, эпизодов.

4

2

2


5.10

Репетиция спектакля.

12


12


6.

Итоговое занятие

4

2

2

зачёт


Итого:

136

40

96



Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности

Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.


Раздел 2. Театральная игра

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Формирование умения включаться в творческий процесс. Развитие произвольного внимания (зрительного, слухового), персональные, парные и групповые упражнения, коллективные действия. Развитие воображения на основе игрового этюда. Формирование у детей свободной импровизации с помощью заданной темы. 

Практика: Привитие первоначального представления  о перевоплощении через различные этюды:  «Сафари», «Русский лес», «Океан»; мир растений – «Поле цветов», «Характерные деревья»; мир предметов – «Я – стиральная машинка», «Я – гвоздь», « Я – солнце», «Я – арбуз» и т.д.) Развитие чувства времени на сцене, умение овладеть динамикой действия. Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках.


Раздел 3. Ритмопластика.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. Свобода выразительности движений.

Практика: Имитационные речевые игры. Пластические игры и упражнения (см. Методическое обеспечение «Пластические игры»).


Раздел 4. Культура и техника речи

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Словесные воздействия. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практика: Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь», «Разноцветный фонтан». Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».


Раздел 5 . Работа над спектаклем.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Особенности композиционного построения спектакля: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время спектакля. Персонажи - действующие лица спектакля. Работа над спектаклем, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Текст-основа постановки. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Театральный грим. Костюм. Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приемы накладывания грима.

Театральный костюм. Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Практика: Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная Этюдно-постановочная работа по ролям. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.


Раздел 6 . Итоговое занятие

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.


1.3.5. Тематический план

5 год обучения (4 часа в неделю)


№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Введение 1. Инструктаж по технике безопасности

2

2


зачёт

2

Раздел 2. Театральная игра

20

4

16

зачёт

3

Раздел 3. Ритмопластика

20

6

14

зачёт

4.

Раздел 4. Культура и техника речи

18

6

12

зачёт

5.

Раздел 5. Работа над спектаклем.

72

20

52

зачёт

5.1

Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста.

4

2

2


5.2

Выразительное чтение по ролям

4

2

2


5.3

Этюдно-постановочная работа по ролям

4

2

2


5.4

Театральный грим. Костюм.

2

2



5.5

Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.

2

2



5.6

Театральный костюм.

4

2

2


5.7

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

4

4



5.8

Репетиционный период.

12


12


5.9

Соединение сцен, эпизодов.

4

2

2


5.10

Репетиция спектакля.

12


12


6.

Итоговое занятие

4

2

2

зачёт


Итого:

136

40

96



Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности

Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.


Раздел 2. Театральная игра

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Формирование умения включаться в творческий процесс. Развитие произвольного внимания (зрительного, слухового), персональные, парные и групповые упражнения, коллективные действия. Развитие воображения на основе игрового этюда. Формирование у детей свободной импровизации с помощью заданной темы. 

Практика: Привитие первоначального представления  о перевоплощении через различные этюды:  «Сафари», «Русский лес», «Океан»; мир растений – «Поле цветов», «Характерные деревья»; мир предметов – «Я – стиральная машинка», «Я – гвоздь», « Я – солнце», «Я – арбуз» и т.д.) Развитие чувства времени на сцене, умение овладеть динамикой действия. Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках.


Раздел 3. Ритмопластика.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. Свобода выразительности движений.

Практика: Имитационные речевые игры. Пластические игры и упражнения (см. Методическое обеспечение «Пластические игры»).


Раздел 4. Культура и техника речи

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Словесные воздействия. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практика: Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь», «Разноцветный фонтан». Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».


Раздел 5 . Работа над спектаклем.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Особенности композиционного построения спектакля: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время спектакля. Персонажи - действующие лица спектакля. Работа над спектаклем, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Текст-основа постановки. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Театральный грим. Костюм. Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приемы накладывания грима.

Театральный костюм. Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Практика: Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная Этюдно-постановочная работа по ролям. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.


Раздел 6 . Итоговое занятие

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, раздаточный материал

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.


1.4. Планируемые результаты

Образовательные (предметные):

1. точность, полнота в восприятии цвета, формы, величины и пространства;

2. зрительно-двигательная координация;

3. память: образная память (зрительная, слуховая, двигательная), словесно-логическая, эмоциональная; 4. внимание: устойчивость и сосредоточенность, переключение и распределение; 5. мышление: наглядно-образное, словесно-логическое, креативное, ассоциативное, быстрота и гибкость мышления.

Личностные:

1. наличие нравственных качеств личности;

2. наличие убеждений, взглядов, идеалов, ценностных ориентаций;

3. устойчивость моральных и нравственных поступков;

4. наличие нравственных качеств личности; 5. наличие убеждений, взглядов, идеалов ценностных ориентаций устойчивость моральных суждений и нравственных поступков.

Метапредметные:

1.умение работать самостоятельно и в группе;

2. способность передать знания сверстникам;

3. высказывание новых и оригинальных идей;

4. благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива высокий уровень развития коллективных взаимоотношений наличие традиций.



Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

1 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся

Окончание

Продолжительность учебного года 34 недели

Количество часов в год 136 часов

Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа

Промежуточная аттестация: спектакль

Выходные дни: воскресенье

Объем программы: 136 часов

Срок освоения программы: 1 год


2 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся

Окончание

Продолжительность учебного года 34 недели

Количество часов в год 136 часов

Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа

Промежуточная аттестация: спектакль

Выходные дни: воскресенье

Объем программы: 136 часов

Срок освоения программы: 1 год


3 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся

Окончание

Продолжительность учебного года 34 недели

Количество часов в год 136 часов

Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю по 4 академических часа

Промежуточная аттестация: спектакль

Выходные дни: воскресенье

Объем программы: 136 часов

Срок освоения программы: 1 год


4 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся

Окончание

Продолжительность учебного года 34 недели

Количество часов в год 136 часов

Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю по 4 академических часа

Промежуточная аттестация: спектакль

Выходные дни: воскресенье

Объем программы: 136 часов

Срок освоения программы: 1 год


5 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся

Окончание

Продолжительность учебного года 34 недели

Количество часов в год 136 часов

Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю по 4 академических часа

Промежуточная аттестация: спектакль

Выходные дни: воскресенье

Объем программы: 136 часов

Срок освоения программы: 1 год



2.2. Условия реализации программы


1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

Форма

итоговой аттестации

Количество часов
в неделю

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

зачёт

Количество часов в год

136ч.

136 ч.

136ч.

136ч.

136ч.

спектакль

Количество часов по программе

680 ч

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;

  • иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

  • иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».

  • таблицы, схемы «Изготовление декораций»;

раздаточный материал:

  • карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;

  • карточки с заданиями к разделу «История театра»;

  • вспомогательные таблицы;

материалы для проверки освоения программы:

  • творческие задания;

  • кроссворды, викторины и др.

Принципы работы:

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео- и аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Программа включает несколько основных разделов:

  1. История театра. Театр как вид искусства.

  2. Актерская грамота.

  3. Художественное чтение.

  4. Работа над пьесой.

2.3. Материально-техническое обеспечение



п/п

Наименование основного оборудования


База учреждения

Методические

рекомендациям по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест

мультимедийный проектор, компьютер

мультимедийный проектор, компьютер


Аудио- и видеозаписи, презентации


Пополнять базу

3.

Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов



Пополнять базу для изготовления реквизита и костюмов

4.

Реквизит для этюдов и инсценировок

Реквизит для этюдов и инсценировок



2.4. Формы аттестации


Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.








2.5. Оценочные материалы

Виды контроля


Время проведения

Цель провидения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года.

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Беседа,

опрос

Текущий контроль

В течение учебного года.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала.

Определение готовности детей к восприятию нового материала.

Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении.

Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.

Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение,

опрос,

контрольное занятие,

самостоятельная работа.

Итоговый контроль

В конце учебного года

или курса обучения.

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения.

Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение (в том числе самостоятельное).

Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Итоговый спектакль,

тест


Диагностика и мониторинг

Начальный или входной контроль


Для выявления у ребенка артистических способностей, предлагаем разыграть игровую ситуацию, при этом наблюдаем, как ребенок двигается, проявляет эмоции, чувства, выразительность, фантазию, меняет силу голоса, тональность. Наблюдаем, как ребенок создает оригинальные образы, насколько ему интересен сам процесс актерской игры. Во время музыкальных номеров смотрим на пластичность, на умение слышать и понимать настроение произведения.

Анкета – опрос

«Для чего я хочу посещать театральный кружок»


Мотивы выбора театрального кружка

сентябрь

май

1

Желание заняться любимым делом



2

Желание развить свои способности



3

Желание получить разностороннее образование



4

Желание найти новых друзей



5

Желание занять свободное время



6

Помощь в школе, учёбе



7

Желание подготовиться к выбору профессии



8

Развитие интересов



9

Желание дополнить общее образование



10

Добрый педагог



11

Узнать новое, интересное



12

Самореализация



13

Духовный рост




Критерии для выявления артистически способных детей

(на основе экспертных оценок А.А. Лосева)



Критерии

1.

Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2.

Интересуется актерской игрой.

3.

Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

4.

Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда

имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5.

Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6.

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других.

людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

7.

С большой легкостью драматизирует, передает чувства

и эмоциональные переживания.

8.

Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом.


Оценки:

0 баллов - совсем не выражено

1 балл - выражено незначительно

2 балла - выражено слабо

3 балла - выражено средне

4 балла - выражено выше среднего

5 баллов - качество сильно выражено

* Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.

** Сразу на следующий год обучения зачисляются дети, имеющие среднюю оценку выше 3-х баллов.

Текущий контроль

Проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и по результатам выполнения специальных игр, упражнений, этюдов и миниатюр.

Итоговый контроль


В конце учебного года проходит контрольный урок, на котором педагог оценивает теоретические знания учащихся (тестирования) и практические умения и навыки (итоговый спектакль).


Оценка практических умений и навыков учащихся

1 года обучения



Знания, умения, навыки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

  1. Актерское мастерство

Ребенок на сцене сосредоточен, видно постоянное его «присутствие» в действии, даже когда его персонаж не активен.

«Присутствие» на сцене ребёнка ситуативно. Отвлекается от действия, когда его персонаж не активен, но включается в действие вовремя.

Ребенок рассеян, отсутствует внимание к действию на сцене, нуждается в подсказках, чтобы вступить в действие.

  1. Сценическая речь

Точно знает слова роли, старается произносить текст эмоционально, выразительно

Слова роли знает, но иногда требуется помощь, подсказка. Речь не всегда эмоциональна.

Не знает или очень слабо знает слова роли, постоянно обращается за подсказками и надолго замолкает. Речь не эмоциональна.

  1. Сценическое движение

Помнит и точно исполняет мизансцены, заданные педагогом, хорошо знает танцы спектакля, выразительно их исполняет и свободно двигается по сцене.

Исполняет мизансцены, заданные педагогом, но недостаточно точно, с ошибками, участвует в танце, двигается, перемещаясь по сцене с небольшими подсказками.

Движения практически отсутствуют. Ребенок на сцене неподвижен, либо, напротив, излишне суетлив, движения хаотичны, не связаны с ролью.

  1. Постановки

Эмоционально и выразительно исполняет роль

Роль исполняет без эмоций, невыразительно, простое проговаривание текста.

Отказывается исполнять роль


ИТОГ

- Средний и высокий уровень соответствуют оценке «зачтено» и обучающийся переходит на следующую ступень обучения.

- Низкий уровень соответствует оценке «не зачтено». В этом случае учащемуся предлагается остаться на повторное прохождение программы 1 года обучения.


Тест - контроль теоретических знаний учащихся 1 года обучения

Вопрос 1

Какая из перечисленных театральных профессий лишняя?

А) гримёр

В) повар

Б) актёр

Г) режиссёр

Вопрос 2

Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа?

А) мимика

В) запах

Б) жесты

Г) интонация

Вопрос 3

Какого вида театра не существует?

А) музыкальный


В) детский

Б) животный


Г) драматический

Вопрос 4

Чего нет в устройстве театра?

А) буфета

В) сцены

Б) гардероба

Г) фонтана

Вопрос 5

Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это –

А) фантазирование

В) эмоции

Б) воображение

Г) вредность

Вопрос 6

Что из ниже перечисленных не является эмоцией:

А) грусть

В) страх

Б) удивление

Г) жадность


ОТВЕТЫ:


Вопрос 1 - В

Вопрос 3 - Б

Вопрос 5 - В

Вопрос 2 - В

Вопрос 4 - Г

Вопрос 6 - Г


Критерии оценки


- правильный ответ на 4-6 вопросов - «зачтено»

- правильный ответ менее чем на 4 вопроса – «не зачтено».


Оценка практических умений и навыков учащихся

2-5 года обучения


Знания, умения, навыки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Актерское мастерство

Видно, что учащийся полностью «вжился в роль». Достоверно передает характерность своего героя.

Ребенок на сцене сосредоточен, видно постоянное его «присутствие» в действии, даже когда его персонаж не активен.

«Присутствие» на сцене ребёнка ситуативно. Отвлекается от действия, когда его персонаж не активен, но включается в действие вовремя.

2.Сценическая речь

Уверенно и интонационно точно исполняет слова роли с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога

Недостаточно точно исполняет (небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразитель-ных средств)

Не исполняет слова роли, либо исполняет с трудом, с большим количеством ошибок, подсказок.

3.Сценическое движение

На сцене чувствует себя спокойно, уверенно без лишнего напряжения. Уверенно и точно передает пластику героя с учетом пожеланий и рекомендаций педагога.

Присутствует небольшая «зажатость», волнение, недостаточно точно передает пластику (имеются небольшие ошибки, возможно несоответствие между словами и движениями)

Ребенок «скован», «зажат», излишне напряжен, движения, характеризующие роль, отсутствуют.

4.Постановки

Эмоционально и выразительно исполняет роль.

Недостаточно эмоционально выступает, растерян.

Неуверенно знает слова, мизансцены или исполняемые в спектакле песни и танцы


ИТОГ

- Средний и высокий уровень соответствует оценке «зачтено», следовательно, учащийся успешно прошел обучение по данной программе.

- Низкий уровень соответствует оценке «не зачтено». В этом случае учащемуся предлагается остаться на повторное прохождение программы.


Тест - контроль теоретических знаний обучающихся

2-5 года обучения


1

Театр – это

  1. перемещение людей в костюмах по сцене

  2. зрелищный вид искусства

2

Актер – это

  1. исполнитель ролей в спектаклях и кино

  2. человек, который всех развлекает

3

Сцена – это

  1. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление

  2. Любая возвышенность в помещении

4

Номер – это

  1. то, что исполняют на сцене

  2. отдельное законченное по форме выступление

5

Пьеса – это

  1. Авторское произведение для чтения.

  2. Драматическое произведение для театрального представления

6


Зрительный зал – это

  1.  Место или помещение для зрителей

  2. Зал, где зрители могут переодеться

7

Действие – это

  1. Часть драматического произведения

  2. Каждый выход актера на сцену

8

Грим – это

  1. Нужное для игры на сцене оформление лица 

  2. Краски, карандаши и др. принадлежности, которые используют при гримировании актёра

9

Реквизит – это

  1. Все не настоящие предметы

  2. Набор предметов для театральной постановки

10

Как называется этот театр?


11

Как называется этот театр?



12

Как называется…

  1. Часть сцены, ограниченная кулисами и задником, на которой происходит основное действие

  2. Полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

  3. Боковая часть сцены, располагающаяся по краям, откуда, как правило, выходят актеры

  4. Устанавливаемое на сцене живописное изображение места театрального действия, а также предметы, обозначающее это место


Ответы


1

Зрелищный вид искусства

2

Исполнитель ролей в спектаклях и кино

3

Специальная площадка, на которой происходит театральное представление

4

Отдельное законченное по форме выступление

5

Драматическое произведение для театрального представления

6

Место или помещение для зрителей

7

Часть драматического произведения

8

а. Нужное для игры на сцене оформление лица


б. Краски, карандаши и др. принадлежности, которые используют при гримировании актёра

9

Набор предметов для театральной постановки

10

Кукольный

11

Драматический

12

  1. Зеркало сцены

  2. Занавес

  3. Кулисы

  4. Декорации


Критерии оценки


- правильный ответ на 8-12 вопросов - «зачтено»

- правильный ответ менее чем на 8 вопросов – «не зачтено»


2.6. Методические материалы


          • Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

          • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.


          • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.


Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

  1. Образный (сигналы I сигн. системы);

  2. Мыслительный (II сигн. Системы);

  3. Средний.

  • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.


  • Позиция и поза.

    • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

  • Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.

  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.

  • Основой дикламационного искусства должен быть ритм.

  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.


Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

1. Аудиозаписи (минусовки);

2. видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей;

3. мультимедиа аппаратура;

4. музыкальная аппаратура;

5. компьютер;

6. костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

7. элементы костюмов для создания образов.


Рекомендуемый репертуар:

  1. «О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».

  2. «Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».

  3. «Сапфиры принцесс» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

  4. «Святочный калейдоскоп» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

  5. «Волшебник Изумрудного города» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»».

  6. «Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»».

  7. «Волшебные часы» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»».

  8. Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал краше не было бала» из сборника «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.Учитель,2004г.

2.7. Список литературы

Список литературы для педагогов

  1. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.

  2. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.

  3. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

  4. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.

  5. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

  6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

  7. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.

  8. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

  9. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.

  10. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.

  11. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..

  12. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.

  13. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.

Список литературы для обучающихся

  1. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. Учебное пособие. СПб: СПАТИ, 1966.

  2. Волконский С. Выразительное слово. СПб: Т-во «Маркс», 1913.

  3. Вербовая Н.П. Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М., 1977.

  4. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское книжное издательство, 1992

  5. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

  6. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1964.

  7. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.


Список интернет-ресурсов

1. http://www.imena.org

2. http://www.world-art.ru

3. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo/

4. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fdramateshka.ru%2F

5. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развиватьречь-с-помощью-скороговорок.php

6. http://littlehuman.ru/393/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!