Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Джанкойский район Республика Крым
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Майский детский сад
«Солнышко»»
________Матвеева Л.О.
План
взаимодействия с родителями
в младшей разновозрастной группе
на 2023-2024 учебный год
воспитателя Малины Анны Николаевны
Содержание
Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО).
Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся (воспитывающихся).
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями).
Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО.
Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО.
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей разновозрастной группы.
Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО)
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
– обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся
1) Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО.
2) Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
3) Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.
4) Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.
5) Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
1) Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
2) Открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье.
3) Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей.
4) Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач.
5) Возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Основные направления взаимодействия с семьёй
в соответствии с ФОП ДО
1) Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач.
2) Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми.
3) Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
1) Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей.
2) Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
младшей разновозрастной группы
Сроки | Название мероприятия | Цель проведения | Ответственные |
Сентябрь | 1. Расширять контакты между педагогами и родителями. | Знакомство с семьями воспитанников, анкетирование. | Малина А.Н. |
2. Родительское собрание «Начало учебного года» | Смоделировать перспективы взаимодействия на новый учебный год. | Малина А.Н. Матвеева Л.О. |
3.Папка-передвижка «Режим дня малышей» | Познакомить родителей с режимными моментами в первой младшей группе | Малина А.Н. |
4.Индивидуальная работа Беседы по подготовке детей к учебному году. | Нацелить родителей к активной совместной работе в учебном году | Малина А.Н. |
5. Буклет «Правила нашей группы». | Способствовать повышению педагогической культуры родителей. | Малина А.Н. |
6. Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». | Объяснить родителям необходимость приучать детей к самостоятельности, способствовать взаимодействию педагог-родитель. | Малина А.Н. |
Октябрь | 1. Выставка поделок на осеннюю тематику. | Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок на осеннюю тематику. | Малина А.Н. |
2. Консультация «Какие сказки читать детям» | Повышение компетентности родителей. | Малина А.Н. |
3. Буклет «Значение пальчиковых игр для развития ребёнка». | Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей. | Малина А.Н. |
4. Консультация «ОРВИ – это простуда». | Повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний. | Малина А.Н. |
Ноябрь | 1. Беседа «Режим дня в выходные дни» | Систематизировать знания родителей о значении режима дня в воспитании дошкольников. | Малина А.Н. |
2. Беседа «Одежда детей в группе и на улице!» | Рекомендовать родителям одевать детей по погоде, предложить информацию о закаливании детей в осенний период | Малина А.Н. |
3. Привлечение родителей к пополнению уголка дорожной безопасности в группе. | Привлечь родителей к оформлению дидактического материала для группы. | Малина А.Н. |
Декабрь | 1.Викторина «Сам запомни и научи ребенка» | Закреплять правила пожарной безопасности | Малина А.Н. |
2. Совместное развлечение «Новый год у ворот». | Привлечь родителей к организации новогоднего праздника. | Малина А.Н. |
3. Привлечение родителей к участию в выставке «Новогодние чудеса». | Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми | Малина А.Н. |
4.Родительское собрание «Организация безопасности дома» | Расширять представление о причинах возникновения несчастных случаев. | Малина А.Н. Полывач О.А. Матвеева Л.О. |
5. Памятка для родителей «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей». | Донести до родителей важность соблюдения правил безопасности во время проведения новогодних праздников. | Малина А.Н. |
Январь | 1. Привлечение к наблюдениям за зимней природой. | Продолжить знакомство с мероприятиями, проводимыми в детском саду. | Малина А.Н. |
2. Фотовыставка «Как хороши наши зимние прогулки» | Привлечь родителей к участию в выставке совместных работ на зимнюю тематику. | Малина А.Н. |
3. Консультация «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» | Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков. | Малина А.Н. |
4.Статья «Зимой без травм» | Расширять представления родителей о безопасном поведении детей в зимний период времени | Малина А.Н. |
Февраль | 1. Стенгазета «Наши защитники» | Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми | Малина А.Н. |
2. Обмен мнениями «Полезное питание в кругу семьи» | Приобщать родителей к здоровому образу жизни | Малина А.Н. |
3. Беседа «О пользе дневного сна» | Советы родителям о пользе дневного сна. | Малина А.Н. |
Март | 1. Консультация «Подвижные игры зимой». | Дать родителям знания о важности подвижных игр в зимний период, их значении. | Малина А.Н. |
2.Консультация «Пример родителей - основа воспитания» | Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье | Малина А.Н. |
3. День открытых дверей | Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями. | Малина А.Н. |
4. Праздник 8 марта | Воспитывать уважение и любовь к женщинам | Малина А.Н. |
5. Консультации для родителей: «Капризы и упрямство ребёнка, как с ними справиться?». | Дать понятие «кризис трёх лет» (определение, симптомы); помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях; учить принимать своих детей. | Малина А.Н. |
Апрель | 1.Памятка «Еще раз о здоровье» | Привлекать внимание семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях | Малина А.Н. |
2.Статья «Угроза терроризма» | Знакомить родителей с антитеррористической защищенностью | Малина А.Н. |
3. Презентация театров | Предложить родителям принять участие в изготовлении пальчиковых, настольных театров, театра кукол из ткани и т.д. | Малина А.Н. |
4. Беседа «Игры детей на природе» | Дать рекомендации по организации совместных игр на природе. | Малина А.Н. |
Май | 1. Консультация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | Дать рекомендации родителям по организации летнего отдыха и оздоровлению детей. | Малина А.Н. |
2. Оформление фотовыставки «Наши дни в детском саду». | Повышать заинтересованность родителей в жизни детского сада, развивать активность родителей. | Малина А.Н. |
3. Папка передвижка «Здравствуй лето» | Обогащение родительских представлений о безопасном проведение лето с детьми дошкольного возраста | Малина А.Н. |
4. Групповое родительское собрание «Итоги учебного года. Наши интересы и достижения» Родительское собрание по плану детского сада. | Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год. | Матвеева Л.О. Малина А.Н. |
Июнь | 1.Советы и рекомендации на летний период | Закреплять правила безопасности | Малина А.Н. |
2. Консультация «Правила обращения с электрическими приборами» | Формировать знания о мерах предосторожности в использовании электрических приборов | Малина А.Н. |
3. Дефиле с зонтиками «Люблю свою природу» | Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. | Малина А.Н. |
4. Памятка «Ходить босиком полезно!». | Закреплять знания о здоровом образе жизни человека и способах укрепления здоровья, закаливания организма. | Малина А.Н. |
Июль | 1. Конкурс «Театральная кукла своими руками» | Способствовать сплочению детей и родителей | Малина А.Н. |
2.Беседа «Совместные игры детей и родителей» | Привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая способствует формированию социально-нравственного потенциала ребёнка. | Малина А.Н. |
3.Консультация «Что бы сказка не стала скучной…». | Побуждать к чтению дома художественной литературы. | Малина А.Н. |
4. Привлечь родителей к украшению прогулочной веранды. | Создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы на участке детского сада. | Малина А.Н. |
Август | 1. Консультация «Роль семьи в физическом воспитании дошкольников» | Помочь родителям понять важность сохранения и укрепления здоровья детей. | Малина А.Н. |
2. Фотовыставка «Безопасное лето» | Закреплять правила безопасности | Малина А.Н. |
3.Приобщение родителей к благоустройству участка | Приобщать к совместной трудовой деятельности | Малина А.Н. |
4. Акция «Подари книгу детскому саду». | Привлечь родителей к модернизации ППРС. | Малина А.Н. |