Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2» р.п. Дмитриевка
«Согласовано» «____»_____________2021г. Зам. директора по ВР ___________/_____________/ | «Утверждаю» «____»_____________2021г. Директор МБОУ «Никифоровская» СОШ №2 ___________ /Р.А. Бреев/ |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(уровень среднего общего образования)
классного руководителя
Шишовой Наталии Петровны
на 2021-2022 учебный год
в МБОУ «Никифоровская СОШ №2» р.п. Дмитриевка
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План воспитательной работы классного руководителя 5 «Б» класса Шишовой Наталии Петровны составлен на основе Программы воспитания МБОУ «Никифоровская СОШ №2» р.п. Дмитриевка (уровень среднего общего образования) 2021 года.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
ПЛАН РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 5 «Б» КЛАССА
ШИШОВОЙ НАТАЛИИ ПЕТРОВНЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» |
1 | День Знаний. «Урок мужества» | 1 сентября 2021 года | Классный руководитель |
2 | Международный день учителя. Подготовка стенгазеты. | Октябрь 2021 года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
3 | Здравствуй новый год. | Декабрь 2021 года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
4 | Общешкольные мероприятия, посвященные дню защитника Отечества | Февраль 2022 года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
5 | Общешкольные мероприятия, посвященные международному женскому дню | Март 2022 года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
6 | Общешкольные мероприятия, посвященные Дню Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 годов | Май 2022 года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
7 | Последний звонок - 2022 | Май 2022 года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
Модуль «Классное руководство» |
8 | Организационный классный час. Распределение обязанностей, выявление занятости обучающихся во внеурочное время | Сентябрь 2021 года | Классный руководитель |
9 | О правилах поведения и о школьной форме» | Сентябрь 2021 года | Классный руководитель |
10 | «Мы такие разные!..» Диагностирование. Инструктаж по соблюдению ПДД. | Сентябрь 2021 года | Классный руководитель, школьный психолог. |
11 | Классный час "Наше здоровье. Как сохранить здоровье в нездоровом обществе (нравственность, милосердие)" | Сентябрь 2021 года | Классный руководитель |
12 | Инструктаж по предупреждению детского травматизма | Октябрь 2021 | Классный руководитель |
13 | «Азбука общения». Игра, беседа | Октябрь 2021 | Классный руководитель |
14 | Классный час "Мы составляем наш портрет" | Октябрь 2021 | Классный руководитель |
15 | День народного единства | Ноябрь 2021 года | Классный руководитель |
16 | Международный день толерантности | Ноябрь 2021 года | Классный руководитель |
17 | День матери в России | Ноябрь 2021 года | Классный руководитель |
18 | День Неизвестного Солдата | Декабрь 2021 года | Классный руководитель |
19 | День Героев Отечества | Декабрь 2021 года | Классный руководитель |
20 | Классный час «Итоги первого семестра в средней школе» Новогодняя история. Правила поведения во время зимних каникул» | Декабрь 2021 года | Классный руководитель |
21 | Рождество Христово | Январь 2022 года | Классный руководитель |
22 | Золотые правила этики | Январь 2022 года | Классный руководитель |
23 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | Январь 2022 года | Классный руководитель |
24 | Я и другие. Я глазами других | Январь 2022 года | Классный руководитель, педагог-психолог |
25 | Классный час "Я выбираю будущее..." | Февраль 2022 года | Классный руководитель |
26 | Классный час "Кто такой защитник Отечества" ( Урок мужества) | Февраль 2022 года | Классный руководитель |
27 | «Школа – территория дружбы». | Февраль 2022 года | Классный руководитель |
28 | Широкая масленица | Март 2022 года | Классный руководитель |
29 | День воссоединения Крыма с Россией | Март 2022 года | Классный руководитель |
30 | Мир эмоций и чувств | Март 2022 года | |
31 | Покорение космоса | Апрель 2022 года | |
32 | Уважая себя, уважай других | Апрель 2022 года | |
33 | Мир, в котором тепло | Апрель 2022 года | |
34 | Маленькие герои большой войны | Май 2022 года | Классный руководитель |
35 | Организация встреч с интересными людьми, ветеранами, священниками, военными и др. | Май 2022 года | |
36 | Итоговый классный час | Май 2022 года | Классный руководитель |
37 | Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем, наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни | В течение года | Классный руководитель |
38 | Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио | В течение года | Классный руководитель |
39 | Коррекция поведения учащихся класса (в индивидуальном порядке) | В течение года | Классный руководитель |
40 | Консультации с учителями-предметниками | В течение года | Классный руководитель |
41 | Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей | В течение года | Классный руководитель |
42 | Информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом | В течение года | Классный руководитель |
«Курсы внеурочной деятельности» |
43 | Занятия по внеурочной деятельности (см. приложение 2) в творческих объединениях, секциях, клубах, студиях и т.п. | По расписаниям | Педагоги ДО и учителя, ведущие занятия по внеурочной деятельности |
Модуль «Школьный урок» |
44 | По расписанию и учебному календарному графику на 2021-2022 учебный год | В течение года | Классный руководитель, учителя предметники |
Модуль «Самоуправление» |
45 | Представительство в Совете старост | В течение года | Классный руководитель |
46 | Деятельность классного актива | В течение года | Классный руководитель |
47 | Дежурство по закрепленному за классом кабинету | В течение года | Классный руководитель |
Модуль «Детские общественные объединения» |
48 | Занятия в клубах «Юные друзья полиции», в волонтерском отряде | По отдельному расписанию | Руководители клубов |
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» |
49 | Посещение кинотеатра, музея | По согласованию | Классный руководитель |
50 | Экскурсия в г.Тамбов на конфетную фабрику «ТАКФ» | Январь 2021 года | Классный руководитель |
51 | Экскурсия выходного дня в дом-музей И.В. Мичурина | Май 2021 года | Классный руководитель |
Модуль «Профориентация» |
52 | Мероприятие по финансовой грамотности "Своя игра" | декабрь 2021 года, март 2022 года | Классный руководитель |
53 | Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии | По плану педагога-психолога | Педагог-психолог |
Модуль «Школьные медиа» |
54 | Участие в выпуске информации в ВК в группе «Школьная редакция» | В течение года | Редакторы ШГ «Скрепка» |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» |
55 | Участие в общешкольном субботнике | Весна 2021 года | Классный руководитель, заместитель директора по ХЧ |
56 | Тематическое оформление закрепленного за классом кабинета к праздникам | В течение года | Классный руководитель |
Модуль «Работа с родителями» |
57 | Родительское собрание «Первый раз в пятый класс » | Сентябрь 2020 года | Классный руководитель |
58 | «Внимание: пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления» | Ноябрь 2020 года | Классный руководитель, педагог-психолог |
59 | Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника» | Январь 2021 года | Классный руководитель |
60 | Родительское собрание «: «Безопасность детей в интернете»» | Апрель 2021 года | Классный руководитель |
61 | Общешкольные родительские собрания | В течение года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
62 | Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций | В течение года | Классный руководитель, заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
63 | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности | В течение года | Классный руководитель |
64 | Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей | В течение года | Классный руководитель |
8