Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Воспитательный процесс в школе складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования. Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
неукоснительное соблюдение законности прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации, в том числе информационной;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяют обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
Цель и задачи воспитания
Цель: создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Задачи:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Виды, формы и содержание деятельности
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Самоанализ воспитательной работы
Во 2,4 классах обучается 6 человек, из них 1 девочка и 5 мальчиков. В полной семье воспитывается 1 учащийся, 5 учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца), среди учащихся класса 3 ребенка из многодетных семей.
2 ребенка из класса учатся охотно и легко, овладевают прочными знаниями по предметам, добросовестно относятся к учебным занятиям и труду. Некоторые дети требуют постоянного контроля учебной деятельности со стороны учителя и родителей. С этими ребятами проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается тесная связь с родителями. Дети активны на уроках, выполняют все требования учителя, как в урочной деятельности, так и внеурочной работы. Класс работоспособный, приучен к организации урока. Учащиеся знакомы со школьными обязанностями и вполне адаптировались к школьной жизни.
Уровень воспитанности класса - средний. Типичные случаи нарушения дисциплины - это гиперактивность на переменах. Все конфликты разрешимы и дети понимают и принимают требования к дисциплине. Учимся на примере различных ситуаций, как достойно и правильно выйти из сложившейся проблемы. Разрешение конфликтов, которые возникают в классе, основано на принципе: «Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя». В отношениях между детьми развито чувство взаимопомощи и взаимопонимания.
Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми, повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности.
Социально - психологический микроклимат в классе может быть оценен как благополучный. Характер взаимоотношений учащихся в целом дружественный, уважительный, но время от времени происходят незначительные межличностные конфликты, связанные с возрастными особенностями и индивидуально-психологическими характеристиками детей. В большинстве ситуаций учащиеся внимательны друг к другу, заботливы, дружелюбны. Все дети понимают учителя и друг друга. В отношениях между детьми развито чувство взаимопомощи и взаимопонимания. В классе существуют микрогруппы, основанные на игровых и коммуникативных интересах, интересах внеурочной деятельности, но конфликтов между этими группами нет. Дети осознают себя как единый коллектив, живущий по своим законам, по своим традициям. В целом у детей сформировалось доброе, положительное отношение к школе, школьному коллективу, учителям. Учащиеся принимают учителей, которые работают с ними. Почти все дети принимают участие в классных мероприятиях и заняты во внеурочной деятельности. Учащиеся принимают участие в школьных, районных, всероссийских конкурсах(дистанционно).
Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников. В классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить, уже есть на кого опереться - актив класса. Однако инициатива проявляется недостаточно, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.
В этом учебном году необходимо продолжить работу по формированию сплочённого и дружного коллектива.
Календарный план воспитательной работы на 2020-2021 учебный год
Ключевые общешкольные дела |
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Торжественная линейка «Первый звонок» | 1-4 | сентябрь | Классные руководители |
Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) | 1-4 | сентябрь | Классные руководители |
«Посвящение в первоклассники». | 1-4 | сентябрь | Классные руководители |
Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья | 1-4 | сентябрь | Учитель физкультуры |
Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) | 1-4 | октябрь | Классные руководители |
День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. | 1-4 | октябрь | Классные руководители |
«Золотая осень»: Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. | 1-4 | октябрь | Классные руководители |
Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание | 1-4 | ноябрь | Классные руководители |
День правовой защиты детей. Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. | 1-4 | ноябрь | Классные руководители |
Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. | 1-4 | декабрь | Классные руководители |
Лыжные соревнования | 1-4 | январь | Учитель физкультуры |
Час памяти «Блокада Ленинграда» | 1-4 | январь | Классные руководители |
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. | 1-4 | февраль | Классные руководители |
Неделя начальных классов (викторины, интеллектуальные игры, конкурсные программы) | 1-4 | февраль | МО учителей начальных классов |
Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ | 1-4 | март | Классные руководители |
8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник | 1-4 | март | Классные руководители |
Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра | 1-4 | апрель | Классные руководители |
День космонавтики: конкурс рисунков | 1-4 | апрель | Классные руководители |
Экологическая акция «Бумажный бум» | 1-4 | апрель | Классные руководители |
Итоговая выставка детского творчества | 1-4 | апрель | Классные руководители |
Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья. Акция "Школа против курения". Туристические походы. | 1-4 | май | Классные руководители |
День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы» | 1-4 | май | Классные руководители |
Торжественная линейка «Прощай, начальная школа» | 1-4 | май | Классные руководители |
Курсы внеурочной деятельности |
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные |
«Праздники, традиции и ремёсла народов России» (духовно-нравственное направление) | 2, 4 | 1 | Трунова Т.А. |
«В мире книг» (общеинтеллектуальное направление) | 2, 4 | 1 | Трунова Т.А. |
«Создание учебно-творческих проектов» (проектная деятельность) | 2, 4 | 1 | Трунова Т.А. |
«Моя первая экология». (социальное направление) | 2, 4 | 1 | Трунова Т.А. |
«Я — пешеход и пассажир» (спортивно-оздоровительное направление) | 2, 4 | 1 | Трунова Т.А. |
Работа с одарёнными детьми «Мир фантазии» (творческое направление) | 2, 4 | 1 | Трунова Т.А. |
Краткосрочная программа дополнительного образования «Школа докторов природы» | 2, 4 | 0,5 | Трунова Т.А. |
Самоуправление |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. | 2, 4 | сентябрь | Классный руководитель |
Работа в соответствии с обязанностями | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Отчет перед классом о проведенной работе | 2, 4 | май | Классный руководитель |
Профориентация |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Месячник профориентаций в школе: - конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы | 2, 4 | январь | Классный руководитель |
Школьные медиа |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Школьный звонок» | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Видео-, фотосъемка классных мероприятий. | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Детские общественные объединения |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Трудовая акция «Школьный двор» | 2, 4 | октябрь | Руководитель движения «Веснушки» |
Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день» | 2, 4 | октябрь | Руководитель движения «Веснушки» |
Благотворительная ярмарка-продажа | 2, 4 | ноябрь | Руководитель движения «Веснушки» |
Благотворительная акция «Детский орден милосердия» | 2, 4 | декабрь | Руководитель движения «Веснушки» |
Акция «Дарите книги с любовью» | 2, 4 | февраль | Руководитель движения «Веснушки» |
Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Здоровая перемена» и др.) | 2, 4 | апрель | Руководитель движения «Веснушки» |
Участие в проектах и акциях РДШ | 2, 4 | В течение года | Руководитель движения «Веснушки» |
Экскурсии, походы |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Посещение выездных представлений театров в школе | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Посещение концертов в Доме культуры поселка | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Сезонные экскурсии в природу | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Туристические походы «В поход за здоровьем» | 2, 4 | май | Классный руководитель |
Организация предметно-эстетической среды |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | 2, 4 | В течение года | Руководитель движения «Веснушки» |
Оформление классных уголков | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Трудовые десанты по уборке территории школы | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Работа с родителями |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бумажный бум», «Подари ребенку день», «Бессмертный полк», новогодний утренник, «Мама, папа, я – отличная семья!», «Детский орден милосердия», классные «огоньки» и др. | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Общешкольное родительское собрание | 2, 4 | По плану администрации | |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | 2, 4 | 1 раз/четверть | Классный руководитель |
Информационное оповещение через школьный сайт | 2, 4 | В течение года | Зам.директора по ВР |
Индивидуальные консультации | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
Совместные с детьми походы, экскурсии. | 2, 4 | В течение года | Классный руководитель |
МБОУ "Зеленодольская СОШ", филиал «Калининская начальная школа» 2, 4 классы
№ п/п | Категория семьи | Количество семей | В них детей | В том числе: | Из них, семьи, находящиеся в социально опасном положении | Количество детей, состоящих на учете |
Дошкольников | Уч-ся общеобразовательных организаций | Уч-ся профес. образоват. организаций | Уч-ся вузов | Работающих | Не уч-ся, не работающих | КДНиЗП | СПП | ВУУ |
1. | Неполные семьи всего | 4 | 15 | 7 | 8 | | | | | | | | |
а) с отцом | | | | | | | | | | | | |
б) с матерью | 4 | | | | | | | | | | | |
2. | Многодетные семьи (не менее 3-х детей до 18 лет) | 3 | | | | | | | | | | | |
3. | Семьи с детьми-инвалидами | | | | | | | | | | | | |
4. | Опекунские семьи (всего) | 1 | | | | | | | | | | | |
а) дети-сироты | | | | | | | | | | | | |
б) оставшиеся без попечения родителей | 1 | | | | | | | | | | | |
5. | Семьи, где родители-пенсионеры (по возрасту), либо один из них | | | | | | | | | | | | |
6. | Семьи, где родители-инвалиды, либо один из них | | | | | | | | | | | | |
7. | Семьи, находящиеся в социально опасном положении (всего) | | | | | | | | | | | | |
а) родители пьют | | | | | | | | | | | | |
б) родители-наркоманы | | | | | | | | | | | | |
8. | Семьи, имеющие статус беженцев, вынужденных переселенцев | | | | | | | | | | | | |
9. | Семьи, где родители официально безработные (всего) | | | | | | | | | | | | |
а) один | | | | | | | | | | | | |
б) оба | | | | | | | | | | | | |
10. | Малообеспеченные семьи | 1 | | | | | | | | | | | |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
филиал «Калининская начальная школа»
Петропавловского района Алтайского края
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
во 2,4 классах
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ТРУНОВА Т.А.
2020-2021 учебный год