1. Повторить изученную «Внутренне строение птиц» (начало)
2. Составить вопросы для развёрнутого устного опроса по теме «Внутренне строение птиц» (начало)
3. Заполнить обобщающую таблицу по классам позвоночных животных (до класса птицы)
1. Таблицы теме
2. Влажные препараты «Внутреннее строение птиц»
3. Дидактический материал – карточки
4. Карта для эмоциональной самооценки и карточки «Самонастрой на работу»
5. Портфолио обучающихся:
4) Практические работы учащихся прошлых уроков по выполнению работ и оцениванию ответов, рефлексии
№ пп | Этапы урока* | Деятельность педагога, применяемые методы | Деятельность учащихся | Содержание, текст | Взаимодействие педагога и учащихся |
1 | Организационный | Приветствие. Выдача портфолио. Визуальный контроль готовности учащихся к сотрудничеству. | Настрой на сотрудничество, на учебную деятельность | «Очень рада видеть вас» «Сегодня нам понадобятся папки для работы» | «Находим» общий настрой на урок |
2 | Рефлексия (эмоциональная) | Вопросы учащимся | Эмоционально настраиваются на работу | Поднимите руку, кто готов к работе? Поднимите руку, кто с удовольствием при ступает к работе? 3) Кто уверен, что у вас всё получиться хорошо? | Ученики отвечают, учитель комментирует результаты или организует комментарий ответов самими учащимися |
3 | Проверка знаний | Организация взаимопроверки по составленным дома вопросам, тестам. | 1. Все садятся по двое 2. Открывают свои заготовленные вопросы 3. В папке ставят предварительную самооценку 4. Взаимоопрос 5. Оценка товарища обсуждение оценок и выставление итоговой оценки в портфолио и в журнал | Вспоминаем критерии оценки устного ответа (напоминаем – в ответе должны быть все элементы ответа) 2. Обсуждаем итоги оценки: поднимите руку, кто завысил свою оценку по отношению к итоговой? кто занизил? у кого оценка совпала? кто не согласен с итоговой оценкой? кто не доволен своим результатом? Что тебе предстоит сделать, чтобы этого не было? | Учитель отвечает на вопросы учащихся (если такая необходимость возникает). |
4 | Подготовка к целеполаганию – выявление проблемного поля | 1. Учитель задаёт вопрос, что сегодня будем изучать 2. Можем ли мы сказать сейчас, как устроен скелет птиц, почему птицы могут лететь много часов и не нуждаются в отдыхе, почему не могут двигаться в таком темпе другие животные, может ли так двигаться даже тренированный человек? | 1. Дети называют тему урока 2. Ученики пытаются отвечать на эти вопросы, но недостаток новых знаний не позволит им этого сделать 3. Дают своё видение необходимости данных знаний | | Проходит проблемная беседа, которая подводит учеников к выводу о необходимости поиска ответов в тексте нового параграфа |
5 | Целеполагание по новой теме | Вопрос – какие цели существуют, какие цели вы себе поставите? | Учащиеся называют виды целей Определяют свои собственные цели | Новая тема: «Внутренне строение птиц» (окончание) Возможные цели учащихся: Изучить внутреннее строение птиц Выявить особенности строения птиц, связанные с полётом Сравнить строение птиц со строением пресмыкающихся | Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует и направляет учащихся, подсказывает – ставить надо такие цели, которые вы сможете выполнить |
6 | Планирование собственной деятельности учащимися | Как вы будете работать? Как оформлять в тетради изучаемый материал? | Дети планируют – как они будут достигать свои цели, как работать, чего достигнут в результате | Возможные ответы учащихся: 1. Прочитаю материал 2. Запомню материал 3. Сравню со строением пресмыкающихся 4. Зарисую в тетради и подпишу органы птиц 5. Составлю план 6. Составлю план-конспект 7. Составлю опорную схему 8. Заполню обобщающую таблицу по классу птицы | Учитель подсказывает детям, что надо планировать на урок только то, что успеют выполнить, а если работают не быстро - то спланировать на урок, а что из задуманного продолжать выполнять дома |
7 | Учебная деятельность | Учитель: А теперь приступаем к самостоятельной работе по своему плану | Учащиеся реализуют свои планы | Внутреннее строение птиц (текст новой темы см. в Приложение 1) | Учитель говорит детям, что сегодня они поставят себе оценки за работу на уроке и за уровень усвоения знаний. Учитель контролирует работу детей, которые нуждаются в особом внимании, отвечает на вопросы учащихся |
8 | Закрепление знаний | Учитель объясняет, что необходимо проверить свои знания в результате самопроверки, самоопроса, взаимопроверки Проверяем, разрешена ли проблема, можем ли теперь объяснить, почему птицы летают и т.д. (см. 4 часть урока) | 1. Учащиеся просматривают материал учебника, вопросы к нему, сами ставят вопросы себе и отвечают на них 2. Ученики обосновывают свои ответы на основе новых знаний | 1. Вопросы после параграфа 2. Проблемные вопросы урока | Учитель помогает отдельным детям в выборе способа самопроверки |
9 | Рефлексия рациональная - контроль, самооценка. Рефлексия эмоциональная | Перед окончанием урока, учитель просит детей - поднимите руки Кто выполнил то, что планировал? Кто старался работать очень хорошо? Поставьте себе в портфолио оценку за старание На какую оценку вы освоили новую тему? (помните, что «5» может быть поставлена толь тогда, когда вы можете сравнивать новый материал с ранее изученным - поставьте себе оценку в портфолио за уровень усвоения знаний кто поработал с удовольствием? | Каждый ученик оценивает: правильно ли он спланировал свою работу, рассчитал ли время и свои способности как эффективно трудился на какой уровень усвоил знания с каким эмоциональным настроем работал | | Учитель и дети подводят итог урока, его результативность |
10 | Коррекция и принятие домашнего задания | Вопрос учителя: «Какое домашнее задание у вас предстоит?» Запишите в дневники | Каждый ученик определяет для себя своё домашнее задание в зависимости от того, что ещё необходимо доделать, выучить | Возможные домашние задания: Прочитать параграф Пересказать параграф Выучить новые понятия Закончить составление плана, схемы Закончить заполнение обобщающей таблицы составить тест, диктант, вопросы Выполнить творческую работу (кроссворд, модель птицы, сообщение …) | Учитель помогает детям правильно составить своё домашнее задание |