ТЕМА УРОКА: Центральная Россия: освоение территории и населения.
Цели урока:
- Раскрыть, как осуществлялось заселение территории Центральной России.
- Выяснить, чем различаются способы хозяйствования в лесной и степной зонах.
- Определить, какие народы живут в Центральной России.
- Определить особенности городов Центральной России.
- Раскрыть значимость памятников Всемирного культурного наследия Центральной России.
Ценностный компонент урока: разнообразие видов деятельности и подвижность населения - залог развития Центральной России; архитектурные ансамбли и природно-культурные комплексы Центральной России - памятники Всемирного культурного наследия.
Организационный момент.
Мотивационный этап.
Изучение нового материала
Сначала учитель предлагает учащимся ознакомиться с вопросами, которые будут рассмотрены в § 12. Затем они самостоятельно изучают текст «Как возникли различия в заселенности лесной и степной зон?» (с. 56 учебника) с целью актуализации имеющихся знаний по истории и географии и мотивации к дальнейшей работе. Ученики используют прием чтения с остановками, разбивая данный текст на части. После изучения текста каждой части они:
1) придумывают к ней заголовок;
2) ставят вопросы к тексту;
3) переводят информацию, изложенную в тексте, в графическую форму (схема, таблица и т. д.).
В ходе изучения текста учащиеся могутт составить таблицу, она может выглядеть следующим образом:
Заголовок Вопросы к тексту
1. Как сложилось население в
Центральной России?
1) Когда и за счет чего сложилось население Центральной России?
2) Какие города Центральной России самые древние?
3) Как повлияло татаро-монгольское нашествие на заселение?
2. Как называлась территория
степной зоны к югу от Оки?
1) Что такое Дикое поле?
2) Какую территорию оно включает?
3. Где жизнь была более безопасна?
1) Где и почему жизнь была более безопасной?
2) Где и почему число поселений
росло быстрее?
4. Какие изменения происходили по мере укрепления Московского государства?
1) Как и за счет чего расширялась территория, входящая в Центральную Россию?
2) Что такое засечная черта? В какой бы графической форме ни была представлена
работа, школьники должны обязательно запомнить ее содержание.
Затем учащиеся изучают, как различались способы хозяйствования в лесной и степной зонах, привлекая текст рубрики «Стоп-кадр» «Кустарные промыслы» и выполняя задание 5 рубрики «Это я могу» (с. 59 учебника). Характеризуя народы, населяющие Центральную Россию, учитель обращает внимание на то, что большинство населения - русские.
Далее учащимся предстоит выяснить, в каких городах живет население Центральной России. Закрепление.
Используя текст на с. 58 учебника, физическую карту Центральной России, они наносят на контурную карту самые крупные города: Москву, Нижний Новгород, Воронеж, Ярославль. Особое
внимание следует обратить на особенности этих городов, а также на значение Центральной России в туристическом бизнесе.
Домашнее задание: 1) изучить § 12; 2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Это я знаю» на с. 59 учебника;