СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Тепловое движение. Броуновское движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование знаний о тепловом движении и броуновском движении

Просмотр содержимого документа
«План урока "Тепловое движение. Броуновское движение"»


Физика 8 класс.



Тема. Тепловое движение.

Броуновское движение. Диффузия.


Целеполагание:

Все учащиеся смогут объяснить явление диффузию с точки зрения теплового движения и Броуновского движения.

Большинство учащихся смогут применять данные знания на практике и в жизни.

Некоторые учащиеся смогут раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: введение, тепловое движение, броуновское движение, диффузия.

Оборудование: приборы и материалы для опыта.

Тип урока: новая тема.

Формы и методы: эксперимент, опыт, эвристическая беседа.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II Новый материал.

Тепловые явления привлекали внимание людей с древнейших времён. Умение добывать огонь и поддерживать его было одним из величайших открытий человечества.

Однако для объяснения тепловых явлений, для понимания их сути учёным пришлось затратить немало труда в течение длительного времени.

К концу XIX века, благодаря исследованиям известных учёных – М. Ломоносова, Р. Джоуля, Р. Клазиуса, Д. Максвелла, Л. Больцмана, сделан окончательный вывод о природе теплоты.

Тепловые явления они объясняли хаотическим движением молекул, из которых состоят все тела.

Мы знаем, что тела состоят из молекул. Молекулы находятся в непрерывном движении. Тепловое движение молекул внутри тела можно сравнить с роем мошек в безветренную погоду.

Рой как бы неподвижно висит в воздухе. Внутри же роя сотни мошек непрестанно, беспорядочно движутся то вправо, то влево, и так по всем направлениям. И в то же время весь рой остаётся на том же месте и не изменяет своей формы.

Невидимые движения атомов и молекул носят такой же беспорядочный хаотический характер.

Каждая молекула беспрестанно меняет свою скорость при столкновениях с другими молекулами. Её траектория движения представляет собой чрезвычайно запутанную, ломанную линию.


Беспорядочное движение молекул называют тепловым движением.


Следствием хаотического движения молекул является броуновское движение.

Названо в честь английского ботаника Р. Броуна, который в 1827 году наблюдал за поведением плавающих в воде спор растений.

Это движение не зависит от времени, происходит непрерывно и совершенно беспорядочно.

Причиной броуновского движения являются тепловое движение молекул жидкости (или газа) и их столкновения с броуновской частицей.

Другим важным следствием беспорядочного движения частиц вещества (молекул, атомов) служит явление диффузия.

Ещё в Древней Греции учёные на основе хаотического движения частиц вещества, объясняли ряд явлений: испарение жидкостей, растворение одних веществ в других, распространение запахов и т.д.

Пример: С духами, с марганцовкой.


Взаимное проникновение частиц одного вещества в промежутки между частицами другого вещества при их соприкосновении называется диффузией.


Слово «диффузия» образовано от латинского слова «diffusio» - распространение, растекание.


Диффузия в газах хорошо видна, если ...


Опыт. В цилиндре с кислородом и водородом


Обратите внимание на то, что диффузия в газах происходит во много раз быстрее, чем в жидкостях. Запах бензина или одеколона распространяется по всей комнате за считанные секунды, а заметного перемешивания части марганцовки и воды нужно ждать значительно дольше?


Диффузия в металлах.


Опыт. С золотой и свинцовой пластинками.


Интенсивность диффузии существенно зависит от плотности вещества и скорости хаотического движения молекул.

Скорость диффузии зависит не только от агрегатного состояния соприкасающихся веществ. Наблюдения показали, что взаимное проникновение соприкасающихся веществ происходит быстрее, если повысить их температуру.

Роль диффузии в жизни человека и вредность диффузия

III.Закрепление нового материала.

1.Как объясняется диффузия с точки зрения молекулярного строения вещества?

2.Почему в газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях?

3. Как зависит диффузия от температура вещества?



IV. Итог урока.

Домашнее задание: §

Обобщение, оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!