Физика 8 класс.
Тема. Тепловое движение.
Броуновское движение. Диффузия.
Целеполагание:
Все учащиеся смогут объяснить явление диффузию с точки зрения теплового движения и Броуновского движения.
Большинство учащихся смогут применять данные знания на практике и в жизни.
Некоторые учащиеся смогут раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: введение, тепловое движение, броуновское движение, диффузия.
Оборудование: приборы и материалы для опыта.
Тип урока: новая тема.
Формы и методы: эксперимент, опыт, эвристическая беседа.
Ход урока:
I.Орг. момент.
II Новый материал.
Тепловые явления привлекали внимание людей с древнейших времён. Умение добывать огонь и поддерживать его было одним из величайших открытий человечества.
Однако для объяснения тепловых явлений, для понимания их сути учёным пришлось затратить немало труда в течение длительного времени.
К концу XIX века, благодаря исследованиям известных учёных – М. Ломоносова, Р. Джоуля, Р. Клазиуса, Д. Максвелла, Л. Больцмана, сделан окончательный вывод о природе теплоты.
Тепловые явления они объясняли хаотическим движением молекул, из которых состоят все тела.
Мы знаем, что тела состоят из молекул. Молекулы находятся в непрерывном движении. Тепловое движение молекул внутри тела можно сравнить с роем мошек в безветренную погоду.
Рой как бы неподвижно висит в воздухе. Внутри же роя сотни мошек непрестанно, беспорядочно движутся то вправо, то влево, и так по всем направлениям. И в то же время весь рой остаётся на том же месте и не изменяет своей формы.
Невидимые движения атомов и молекул носят такой же беспорядочный хаотический характер.
Каждая молекула беспрестанно меняет свою скорость при столкновениях с другими молекулами. Её траектория движения представляет собой чрезвычайно запутанную, ломанную линию.
Беспорядочное движение молекул называют тепловым движением.
Следствием хаотического движения молекул является броуновское движение.
Названо в честь английского ботаника Р. Броуна, который в 1827 году наблюдал за поведением плавающих в воде спор растений.
Это движение не зависит от времени, происходит непрерывно и совершенно беспорядочно.
Причиной броуновского движения являются тепловое движение молекул жидкости (или газа) и их столкновения с броуновской частицей.
Другим важным следствием беспорядочного движения частиц вещества (молекул, атомов) служит явление диффузия.
Ещё в Древней Греции учёные на основе хаотического движения частиц вещества, объясняли ряд явлений: испарение жидкостей, растворение одних веществ в других, распространение запахов и т.д.
Пример: С духами, с марганцовкой.
Взаимное проникновение частиц одного вещества в промежутки между частицами другого вещества при их соприкосновении называется диффузией.
Слово «диффузия» образовано от латинского слова «diffusio» - распространение, растекание.
Диффузия в газах хорошо видна, если ...
Опыт. В цилиндре с кислородом и водородом
Обратите внимание на то, что диффузия в газах происходит во много раз быстрее, чем в жидкостях. Запах бензина или одеколона распространяется по всей комнате за считанные секунды, а заметного перемешивания части марганцовки и воды нужно ждать значительно дольше?
Диффузия в металлах.
Опыт. С золотой и свинцовой пластинками.
Интенсивность диффузии существенно зависит от плотности вещества и скорости хаотического движения молекул.
Скорость диффузии зависит не только от агрегатного состояния соприкасающихся веществ. Наблюдения показали, что взаимное проникновение соприкасающихся веществ происходит быстрее, если повысить их температуру.
Роль диффузии в жизни человека и вредность диффузия
III.Закрепление нового материала.
1.Как объясняется диффузия с точки зрения молекулярного строения вещества?
2.Почему в газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях?
3. Как зависит диффузия от температура вещества?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: §
Обобщение, оценки.