Организационный этап (1-2 мин) Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Девочки, сели. Мальчики, сели. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! Чтобы у вас было хорошее настроение, я дарю вам вот эти воздушные шарики. А теперь давайте приступим к работе. Постановка целей задач, мотивация учебной деятельности обучающихся. 1. Учитель читает четверостишье: Поднимаемся мы в гору Стало трудно нам дышать, А какие есть приборы, Чтоб давленье измерять? 2. На столе висит тарелка По тарелке ходит стрелка Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт. О каком приборе идёт речь? Эти приборы используются для измерения атмосферного давления. 3. Какие единицы давления вы знаете? Учитель задаёт вопрос: Существует ли давление внутри жидкости? Что можно сказать о давлении внутри жидкости? Батискафы погружаются в моря и океаны на достаточно большую глубину. Нужно ли знать давление воды в этих случаях? А как же измерить давление внутри жидкости? Можно ли воспользоваться барометром – анероидом? Ребята, приходилось ли вам накачивать колёса велосипеда, мотоцикла, машины? Нужно ли знать давление воздуха в колесе? Что можно сказать о давлении внутри шин по сравнению с атмосферным? Как же это давление измерить? Подойдут ли известные нам приборы для измерения давления в этом случае? Для измерения давлений, больших или меньших атмосферного используются приборы, о которых у нас пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Эти приборы называются манометры. Тема урока: «Манометры». Как вы думаете, а какой будет цель нашего урока? Открытие нового знания. Итак, для измерения давлений больших или меньших атмосферного используются манометры. Манометры бывают двух видов жидкостные и металлические. Любой прибор изучается по определенному плану. Составим план: Устройство прибора Принцип действия Примеры применения на практике. Для изучения манометров давайте разделимся на две группы исследователей. Одна группа будет изучать жидкостные манометры, а другая группа исследователей изучит металлические манометры. В ходе исследования вы будете заполнять паспорт на каждый прибор. Через 5-7 минут каждая группа сделает сообщение по изученному прибору. Физкультминутка: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали! Поднимает руки класс — это раз! Повернулась голова — это два! Руки вниз, вперед смотри — это три! Руки в стороны пошире — развернули на четыре! Сильно их к плечам прижать — это пять! Всем ребятам тихо сесть — это шесть! Рассмотрим принцип действия приборов. Почему в правом и левом коленах прибора жидкость устанавливается на одном и том же уровне? При надавливании на плёнку жидкость в одном колене опускается, в другом – поднимается. Почему? По разности столбов жидкости можно судить о том, насколько давление на плёнку отличается от атмосферного. Рассматривается металлический манометр. Применение металлического манометра. Применение металлических манометров очень разнообразно, я предлагаю посмотреть небольшую презентацию о применении манометров. (приложение3) V. Первичное закрепление: У вас на столах лежат листочки с тестами. Я попрошу вас выполнить их и осуществить взаимопроверку с рядом сидящим. В тетрадях проставьте ответы на вопросы теста в виде: 1-4; 2-3;… ( учитель делает показ на доске) А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке. VI. Итог урока 1. О каких приборах шла речь на сегодняшнем уроке? 2. Для чего они используются? VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. § 45. Рефлексия. Заполните карты оценки и самооценки. (приложение2) Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок! Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам, ребята, за урок. | Обучающиеся приводят примеры различных видов барометров, им известных: ртутный, водный, тонометр (для измерения давления крови), барометр - анероид. Барометр-анероид Па, гПа= 100 Па, 1 мм рт ст=133,3 Па, 1см водяного столба = 100 Па, 1кгс/м2 = 10 Па, 1Н/см2 = 104 Па. Существует. На одном и том же уровне оно одинаковое, с глубиной давление увеличивается. Конечно, нужно. Нет. Да. Нужно. Выслушиваются различные варианты ответов.(Давление внутри шин больше атмосферного). Обучающиеся высказывают своё мнение. Ребята делают записи в тетрадях Познакомиться с устройством и принципом действия манометров. Выяснить где применяются манометры. Класс делится на 2 группы. Эти группы- группы исследователей. Они получают жидкостный и металлический манометры. Изучают их устройство и принцип действия в течение 5 - 7 минут, используя при этом учебник и сам прибор, проводя необходимые записи в тетрадях. По истечении времени представители каждой группы делают небольшое сообщение по изученному прибору. Обучающиеся демонстрируют принцип действия открытого жидкостного манометра, погружая коробочку в воду. Давление в этих коленах одинаковое. Обучающиеся объясняют причину. Представители группы, изучавшей данный прибор, делают сообщение о его устройстве, демонстрируют принцип действия. Учащиеся записывают в тетради области применения металлического манометра. Учащиеся выполняют тест.(приложение 1) Ответы:1-2, 2-4, 3-1, 4-5, 5-3, 6-2. |