Класс: 5 класс
Дата проведения урока: 17.09.2018
Тема урока: «Разделительные ъ и ь»
Урок закрепления изученного материала
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, игровые технологии; индивидуальная форма обучения.
Цель урока: создать условие для закрепления навыка правописания ъ и ь
Задачи:
Образовательные:
- закрепить навыки правописания ъ и ь
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;
- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность;
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- сформированы навыки правописания ъ и ь и умение видеть орфограмму, выделять её графически;
- обобщены, углублены и закреплены знания об орфограмме;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
- сформировано умение работать с различными видами тестов, использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям
Межпредметные связи: Литература
Оборудование урока: ноутбук, проектор.
Учебники, учебная литература: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.[Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский] – 6-е изд. – М.; Просвещение, 2016-191 с.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь и садитесь. - Я желаю вам всем успеха!
Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.
2. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.)
Формирование обучающимися темы и цели урока.
Девиз нашего урока:
«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» (слайд 2,3)
- Что вы видите? (предложение)
- Из чего оно состоит? (из слов)
- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.
- Значит, сегодня мы повторим правописание разделительных ъ и ь знаков, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.
- Это и есть цель нашей деятельности. (слайд 4)
3. Минутка чистописания. Словарная работа (7 мин.)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь. (слайд 5) - Вспомним написание словарных слов.
- Для чего нужно знать словарные слова?
Записать под диктовку.
Словарь: воробьи, сороки, друзья, деревня, жильё.
- Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (слайд 6) - Составьте предложение из этих слов.
- Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях
- Запишите предложение. Найдём главные члены предложения
- Ребята, обратите внимание на экран и прочитайте фразу. Как вы ее понимаете? Не для школы, а для жизни мы учимся.
- Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться?
- Запишите красиво фразу. Повторение правил посадки.
4. Работа над новым материалом (10 мин.)
А) - Сценка «Ъ и Ь».
(Чтение стихотворения. Инсценирование)
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
- Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
- Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
- Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова,
- Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Значит, эти знаки важны в русском языке.
- Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте?
Б) Разгадаем ребус. (слайд 7)
5. Актуализация опорных знаний (8 мин.)
- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.
- Обратите внимание на экран: найдите ошибки. (слайд 8)
Сел кашу.
Пю воду.
Веду сёмку.
Забил коля.
Проверяем. (слайд 9)
Работа со схемой.
- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда – разделительный ь знак? (слайд 10, 11)
(разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;
разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.) Перед е, ё, и, ю, я
Ь – показатель мягкости.
6. Закрепление (8 мин.)
Развитие умений – применение знания.
- Распределите слова в 2 столбика. Запишите. (слайд 12)
- В 1- Ь знак-показатель мягкости, во 2 – Ь разделительный.
Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.
- Проверка. (слайд 13)
Физкультминутка. (слайд 14)
- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.
В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.
- Отдохнули? Продолжаем работать.
Самостоятельная работа в тетрадях. (слайд 15)
- Спиши слова в два столбика: в левый с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твердым знаком.
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.
Проверка. (слайд 16)
10.Итог урока (4 мин.)
- Выставление оценок по строкам стихотворения.
Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
От души ребят поздравим.. (слайд 21)
11.Домашнее задание. §12, упр.57. (1 мин.)
12. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Предложить учащимся продолжить одно из высказываний:
– Сегодня я узнал_________________________________________
– Я выполнял задания______________________________________
– Я понял, что_____________________________________________
– Теперь я могу____________________________________________
– Я почувствовал, что_______________________________________