СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока русского языка на тему : «Многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики старших классов, даже самые сильные, часто неохотно работают с синтаксическим разбором многочленных сложных предложений, боясь наделать ошибок. В группах эта работа проходит интереснее и плодотворнее. В данной разработке показана именно такая работа.

Тема урока: «Многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью».

Цели урока: 1. актуализировать и закрепить знания о многочленных сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью;

                       2. продолжить формировать умение различать изучаемы предложения по структурным особенностям, правильно расставлять в них знаки препинания и использовать их в собственной речи, обогащая её и делая более выразительной;

                       3. воспитать патриотические чувства к Родине и любовь к русскому языку, богатому синтаксическими конструкциями, позволяющими красиво излагать мысли.

 

Просмотр содержимого документа
«План урока русского языка на тему : «Многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью».»

КГУ «Гимназия № 21»



План

открытого урока

по русскому языку

в 11 классе

на тему:

«Многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью»


Составила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

КГУ «Гимназия №21»

г. Алматы,

Республики Казахстан,

Емельянова О.В.








Алматы

2016 г.

Тема урока: «Многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью».

Цели урока: 1. актуализировать и закрепить знания о многочленных сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью;

2. продолжить формировать умение различать их по структурным особенностям, правильно расставлять в них знаки препинания и использовать изучаемые предложения в собственной речи, обогащая её и делая более выразительной;

3. воспитать патриотические чувства к Родине и любовь к русскому языку, богатому синтаксическими конструкциями, позволяющими красиво излагать мысли.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность и оборудование урока: таблицы «Типы предложений», «Знаки препинания в БСП», «Типы придаточных предложений», карточки, магнитная доска, экран, LCD проектор, цветной мел, оценочные листы.

Ход урока:

I. Введение в урок.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка цели и задач урока.

3. Информация о структуре урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з. (По группам.)

III. Актуализация знаний.

  1. Опрос.

  2. Составление схем на доске.

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по группам (гетерогенным) с разными предложениями.

(Карточки.)

2. Проверка понимания.

V. Выводы по уроку и оценка знаний.

  1. Выводы.

  2. Оценивание и деление на гомогенные группы для д/з.

(При помощи консультантов на оценочном листе происходит оценивание всех видов работ: д/з, теории, работы в группах, проверки понимания.)

  1. Деление на гомогенные группы для д/з.


VI. Информация о домашнем задании.

VII. Этап рефлексии.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Проверка работы со стр. 138.

Работа по группам:

I группа – по 1 схеме;

II группа – по 2 схеме;

III группа – по 3 схеме.

(Пояснение учителя о работе с оценочными листами.)

III. Актуализация знаний.

  1. Опрос по стр. 138.

Вопросы и задания учителя:

а) Какие типы сложных предложений вы знаете в русском языке?

б) Начертить схемы каждой разновидности сложных предложений на доске.

в) Какими типами синтаксической связи характеризуются простые предложения внутри сложного?

г) Являются ли предложения, схемы которых при повторении начерчены на доске, многочленными?

д) Из каких предложений могут состоять смысловые части многочленного предложения?

е) Являются ли предложения, составленные при выполнении домашнего задания, многочленными? Почему?

IV. Работа по теме урока.


  1. Работа по группам (гетерогенным) с разными предложениями.

(Из великолепного произведения М.Ауэзова «Путь Абая».)

а) Выполнение задания на карточках по группам:

Карточка для I группы:

Задание: расставить в данном предложении знаки препинания:

Солнце провалившееся вдруг сквозь серые облака осветило розоватыми лучами коня всадника и ястреба охваченных единым порывом и Абаю показалось что он видит перед собой прекрасное изваяние высеченное из мрамора.


Образец выполнения:

Солнце, провалившееся вдруг сквозь серые облака, осветило розоватыми лучами коня, всадника и ястреба, охваченных единым порывом, и Абаю показалось, что он видит перед собой прекрасное изваяние, высеченное из мрамора.



Карточка для II группы:

Задание: сделать характеристику данного предложения:

Но всадник решил, видимо, доказать, что умеет владеть собой: он обстоятельно и неторопливо поздоровался с остальными, начиная с Ербола.


Образец выполнения:

(Повествоват., невосклиц., многочленное сложное пред. с разными тип. связи: союз. подчинит. и бессоюзной: 1) СПП: а) глав., д/с, нераспр., полн., осл. ввод. сл.; б) придат. изъяснит., о/с, о/л, распр., полн.; 2) д/с, распр., полн., ослож. однород. обстоят. и обособ. обстоят., выраж. д.о. )


Карточка для III группы:

Задание: составить схему к данному предложению:

До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


Образец выполнения:

До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


[ ‗‗‗ ___ ], [ ‗‗‗ ]: [[ ___ ‗‗‗ ], ( что ‗‗‗ ).

(По одному ученику от всех групп задание выполняют с другой стороны доски и проверяются учителем.)

б) Взаимопроверка по образцу с открытой доски.


  1. Проверка понимания темы.

а) Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:

Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!


б) презентация для проверки по образцу.

Образец расстановки знаков препинания:


Свободный Казахстан, страна моя родная, красив ты и велик от края и до края; стремишься на планете со всеми в мире жить, поэтому тебя, моя Республика, нельзя не полюбить!


Образец синтаксического разбора предложения:

О. О. прил. мест. прил. сущ.

Свободный Казахстан, страна моя родная, красив ты и велик от края и до

сущ. глаг. сущ. мест. сущ глаг. мест.

края; стремишься на планете со всеми в мире жить, поэтому тебя,


О. глаг.

моя Республика, нельзя не полюбить! (Повеств., воскл., многочлен. слож., с

разн. типами св.: бессоюзной и союзной подчинительной: БСП: 1) д/с, распр., полн,, ослож. обращениями,однород. сказ. и обстоят.; 2) СПП: а) глав., о/с, о/л, распр., полн.; б) придат. обстоят. следствия, о/с, б/л, распр., полн., ослож. обращ. )


Образец составления схемы предложения:


[ о , о , ‗‗‗ ___и ‗‗‗ и ] ; [[ ‗‗‗ ] , (поэтому , о , ‗‗‗ ) ]!



V. Выводы по уроку и оценка знаний учащихся.

1. Опрос:

а) Какие знания и умения мы закрепили сегодня на уроке?

(Об особенностях многочленных сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью; научились различать их по структурным особенностям, правильно расставлять в них знаки препинания и использовать изучаемые предложения в собственной речи.)

б) Что доказывает существование изученных синтаксических единиц?

(Богатство русского языка.)

2.Просмотр результатов оценочных листов и выставление общей оценки за урок. Распределение учащихся по гомогенным группам: А, В и С.

(Критерии распределения по группам: «3» за урок – гр. А;

«4» за урок – гр. В;

«5» за урок – гр. С. )

VI. Информация о домашнем задании:

Дифференцированное домашнее задание по упр. 291:

а) Задание для группы А:

Придумать 1–2 предложения о Казахстане по любой из заданных схем в упр. 291 и сделать их полный синтаксический разбор.

б) Задание для группы В:

Придумать свои 3-4 предложения по заданным схемам в упр. 291 на тему «20-летие Независимости Казахстана».

в) Задание для группы С:

Написать сочинение-миниатюру на тему «Я и мой независимый Казахстан», составленное из предложений, придуманных по всем данным схемам в упр. 291. (Предложения можно переставлять местами и дополнять своими.)

VII. Этап рефлексии.































Приложение








Информация о структуре урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з. (По группам.)

III. Актуализация знаний.

  1. Опрос.

  2. Составление схем на доске.

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по группам (гетерогенным) с разными предложениями.

( Карточки.)

2. Проверка понимания.

V. Выводы по уроку и оценка знаний.

  1. Выводы.

  2. Оценивание и деление на гомогенные группы для д/з.

(При помощи консультантов на оценочном листе происходит оценивание всех видов работ: д/з, теории, работы в группах, проверки понимания.)

  1. Деление на гомогенные группы для д/з.


VI. Информация о домашнем задании.

VII. Этап рефлексии.



­­­­­­­­­­­­­­­­­ -----------------------------------------------------------------------------------------------


Информация о структуре урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з. (По группам.)

III. Актуализация знаний.

  1. Опрос.

  2. Составление схем на доске.

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по группам (гетерогенным) с разными предложениями.

( Карточки.)

2. Проверка понимания.

V. Выводы по уроку и оценка знаний.

  1. Выводы.

  2. Оценивание и деление на гомогенные группы для д/з.

(При помощи консультантов на оценочном листе происходит оценивание всех видов работ: д/з, теории, работы в группах, проверки понимания.)

  1. Деление на гомогенные группы для д/з.


VI. Информация о домашнем задании.

VII. Этап рефлексии.


Карточка для I группы:


Задание: расставить в данном предложении знаки препинания:


Солнце провалившееся вдруг сквозь серые облака осветило розоватыми лучами коня всадника и ястреба охваченных единым порывом и Абаю показалось что он видит перед собой прекрасное изваяние высеченное из мрамора.

­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________


Карточка для I группы:


Задание: расставить в данном предложении знаки препинания:


Солнце провалившееся вдруг сквозь серые облака осветило розоватыми лучами коня всадника и ястреба охваченных единым порывом и Абаю показалось что он видит перед собой прекрасное изваяние высеченное из мрамора.


________________________________________________________________________

Карточка для I группы:


Задание: расставить в данном предложении знаки препинания:


Солнце провалившееся вдруг сквозь серые облака осветило розоватыми лучами коня всадника и ястреба охваченных единым порывом и Абаю показалось что он видит перед собой прекрасное изваяние высеченное из мрамора.

_________________________________________________________________

Карточка для I группы:


Задание: расставить в данном предложении знаки препинания:


Солнце провалившееся вдруг сквозь серые облака осветило розоватыми лучами коня всадника и ястреба охваченных единым порывом и Абаю показалось что он видит перед собой прекрасное изваяние высеченное из мрамора.

_________________________________________________________________

Карточка для I группы:


Задание: расставить в данном предложении знаки препинания:


Солнце провалившееся вдруг сквозь серые облака осветило розоватыми лучами коня всадника и ястреба охваченных единым порывом и Абаю показалось что он видит перед собой прекрасное изваяние высеченное из мрамора.


Карточка для II группы:


Задание: сделать характеристику данного предложения:


Но всадник решил, видимо, доказать, что умеет владеть собой: он обстоятельно и неторопливо поздоровался с остальными, начиная с Ербола.


_________________________________________________________________


Карточка для II группы:


Задание: сделать характеристику данного предложения:


Но всадник решил, видимо, доказать, что умеет владеть собой: он обстоятельно и неторопливо поздоровался с остальными, начиная с Ербола.


_________________________________________________________________


Карточка для II группы:


Задание: сделать характеристику данного предложения:


Но всадник решил, видимо, доказать, что умеет владеть собой: он обстоятельно и неторопливо поздоровался с остальными, начиная с Ербола.


_________________________________________________________________


Карточка для II группы:


Задание: сделать характеристику данного предложения:


Но всадник решил, видимо, доказать, что умеет владеть собой: он обстоятельно и неторопливо поздоровался с остальными, начиная с Ербола.


_________________________________________________________________


Карточка для II группы:


Задание: сделать характеристику данного предложения:


Но всадник решил, видимо, доказать, что умеет владеть собой: он обстоятельно и неторопливо поздоровался с остальными, начиная с Ербола.

Карточка для III группы:


Задание: составить схему к данному предложению:


До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


_____________________________________________________________________

Карточка для III группы:


Задание: составить схему к данному предложению:


До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


_____________________________________________________________________

Карточка для III группы:


Задание: составить схему к данному предложению:


До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


_____________________________________________________________________

Карточка для III группы:


Задание: составить схему к данному предложению:


До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


_____________________________________________________________________

Карточка для III группы:


Задание: составить схему к данному предложению:


До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


_____________________________________________________________________

Карточка для III группы:


Задание: составить схему к данному предложению:


До костей пробрала нас обида, нынче и решились: все семь аулов сговорились сказать, что не дадим косить.


Проверка понимания темы.


Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:


Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________

Проверка понимания темы.


Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:


Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________


Проверка понимания темы.


Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:


Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________

Проверка понимания темы.


Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:


Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________


Проверка понимания темы.


Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:


Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Оценочный лист ___ группы ______ класса

Ф.И. учащегося

Д/з

Знание теории

Работа в группе

Проверка понимания

Работа у доски

Работа консультанта

Общая оценка

















































































Рекомендации группе:



Число ______________________

Подпись учителя ____________



Задание: расставить знаки препинания в предложении, произвести его синтаксический разбор и составить схему:


Свободный Казахстан страна моя родная красив ты и велик от края и до края стремишься на планете со всеми в мире жить поэтому тебя моя Республика нельзя не полюбить!




Образец расстановки знаков препинания:



Свободный Казахстан, страна моя родная, красив ты и велик от края и до края; стремишься на планете со всеми в мире жить, поэтому тебя, моя Республика, нельзя не полюбить!









Образец синтаксического разбора:

О. О. прил. мест.

Свободный Казахстан, страна моя родная, красив ты и

прил. сущ. сущ. глаг. сущ. мест.

велик от края и до края; стремишься на планете со всеми

сущ глаг мест. О.

в мире жить, поэтому тебя, моя Республика, нельзя не

глаг

полюбить! (Повеств., воскл., многочлен. слож., с разн.

типами св.: бессоюзной и союзной подчинительной: БСП:

1) д/с, распр., полн,, ослож. обращениями,однород. сказ. и

обстоят.; 2) СПП: а) глав., о/с, о/л, распр., полн.; б) придат.

обстоят. следствия, о/с, б/л, распр., полн., ослож. обращ. )


Образец составления схемы:

О. О.

Свободный Казахстан, страна моя родная, красив ты и велик от края и до края; стремишься на планете со всеми в

О.

мире жить, поэтому тебя, моя Республика, нельзя не полюбить!


[ о , о , ‗‗‗ ___и ‗‗‗ и ];[[ ‗‗‗ ],(поэтому, о ,‗‗‗ ) ]!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!