1 | Оргмомент. | Приветствие учащихся. Психологический настрой. Притча «Семь дверей». Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив. - Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед. - Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук. - Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой. - Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой. Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка: «В жизни много дверей, и за одной из них - подарок судьбы. Мудрые говорят: «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась». - Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться. | Приветствуют учителя. | Регулятивные: организационные умения - формирование навыков самоорганизации, самодисциплины. Личностные:аккуратность, ответственность, доброжелательность. Коммуникативные : общение. |
2 | Актуализация опорных знаний. | Решу ОГЭ. Синтаксический анализ текста. Интерактивное задание (Виды предложений). https://learningapps.org/myapps.php | Работа с классом. Один ученик работает за компьютером. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного действия). |
3 | Мобилизующий этап. Целеполагание | Запишите предложения. Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду. Он был рад, что ему разрешили вставать с постели. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко. Ребята, а что значит леность? Что это за качество человека? Подберем синоним к слову леность – лень, безделье, антоним – трудолюбие. Ребята, а чем отличается лень от лености? А у вас присутствует леность? Как от нее избавляться? - Что надо сделать, чтобы определить структуру сложного предложения? А что такое предложение? Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения? Разберем данные предложения. Найдите грамматические основы, подчеркните. Какие это предложения. Как вы это определили? Тема нашего урока? | лень – это полное отсутствие трудолюбия, а леность – склонность к лени. Выделить грамматические основы, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно. [Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою], (которая ничего не производит, кроме смраду). [Смутно пишут о том], (что смутно себе представляют). [Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому). Составляют схемы предложений. Определяют тему и цель урока. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. - планирование. - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
4 | Включение в систему знаний. | Сложноподчиненное предложение (СПП) – это такое предложение, в котором одна часть является главной [ ], а другая – зависимой, то есть подчиненной, придаточной (). От главной к придаточной части можно поставить вопрос. В СПП придаточная часть может занимать любое положение по отношению к глав-ной: 1) стоять перед ней ( ), [ ] 2) после нее [ ], ( ) 3) в середине главной [… , ( ), … ] Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Части сложноподчиненного предложения (СПП) связываются подчинительными союзами (что, чтобы, как, если, так как, потому что…) или союзными словами (это относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что, где, куда, почему…) Как отличить подчинительные союзы и союзные слов? Подчинительные союзы. 1) не являются членами предложения (к ним нельзя поставить вопрос) 2) можно убрать из предложения Я знаю, что нужно выучить правила. (Я знаю: нужно выучить правила) Союзные слова. 1) являются членами предложения ( к ним можно поставить вопрос) 2) нельзя убрать из предложения 3) можно заменить близкими по смыслу словами и словосочетаниями 4) на них может падать логическое ударение Я знаю, что нужно выучить. Стр 55, упр 101. | Читают задание, комментируют порядок действия. Письменно выполняют задания. | Личностные УУД Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
6 | Контроль и самооценка знаний и способов действия. | Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места. (Ю. Казаков2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский.) 3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. (Г. Троепольский.) Тест. Обведите кружочком номера сложных предложений. 1) Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву. (С.Есенин) 2) Выхожу я на высокий берег, где покойно плещется залив. (С.Есенин) 3) А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна. (С.Есенин) 4) А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела, над синими лесами оранжевая радуга. (Е.Носов) 5)Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.Пушкин) 6) Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и неизъяснимо радостно и молодо на душе. (Е.Носов). | […], (когда…). (Чтобы…), […]. […, (куда…), …] | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные: - умение осознанно и произвольно сроить высказывания. |