ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. БЕГЛОВА»
Методическая разработка
по дисциплине: «Прикладная цветопсихология».
Тема: Восприятие цветов. Закон контраста.
г. Рязань, 2022
Одобрена методической комиссией профессионального учебного цикла специальности 54.02.01, 42.02.01. профессии 54.01.01, 54.01.20 Протокол №_________________ «___»_________________20___г. | | Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности: 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). |
Председатель МК /Е.И. Сенина /________________
Разработчик:
Коваль Мария Эдуардовна, преподаватель ОГБПОУ РСК
Аннотация
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся являются обязательной частью учебно - методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых по специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). Цель методических рекомендаций – определить роль и место самостоятельной работы студентов в учебном процессе; конкретизировать ее уровни, формы и виды; обобщить методы и приемы выполнения определенных типов учебных заданий, объяснить критерии оценивания.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………….4
Основная часть………………………………………………………….5-21
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………...22
Введение
Важнейший закон изобразительного искусства — закон контрастов, который является специфическим проявлением всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей. Жизнь на земле не возможна без борьбы и одновременно неразрывной связи противоположностей. День и ночь, черное и белое, сладкое и горькое, холод и жар, верх и низ — можно продолжать до бесконечности. Все это антиподы, борющиеся друг с другом, но и не в состоянии разлучиться. В этом противостоянии противоположностей рождается жизнь. Без борьбы контрастов жизнь потеряла бы смысл, затухла, превратилась бы в монотонное бессмысленное существование.
Без контрастов невозможно создать ясно читаемое изображение. В противном случае изображение просто сольется с фоном по тону и цвету. Контрасты создают выразительность произведению, являются сильнейшим средством выразительности автора при создании художественного образа.
В изобразительном искусстве контраст — это ярко выраженная разница между элементами картины — наиболее сильное средство художественной выразительности. Контрасты обостряют сравнительные качества предметов. Рассуждая о живописи, Леонардо да Винчи говорил своим ученикам:
«Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это только возможно и как можно ближе одно от другого».
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Специальность: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Группы: ДЗ-21, ДЗ-22
Тема занятия: «Восприятие цветов. Закон контраста»
Тип занятия: Урок обобщения, систематизации и расширения знаний
Вид занятия: Комбинированный урок
Организация деятельности студентов: Групповая
Образовательные:
Дать представления о средствах выразительности контраста;
Научить пользоваться контрастом как приемом в композиции;
Продолжить формирование художественной культуры.
Развивающие:
развитие у студентов умений принимать решения задач;
развитие логического мышления, умения обобщать и систематизировать знания;
умение анализировать конкретные ситуации, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
По результатам занятия студент должен уметь:
По результатам занятия студент должен знать:
Что такое контраст в тоне
Что такое контраст в размере
Что такое контраст в положении
Что такое контраст в контраст в Оттенке/Насыщенности
Что такое контраст в качестве края
Что такое контраст в форме
Межпредметные и внутрипредметные связи:
ОП.09 прикладная цветопсихология
Дисциплины: Предмет и основы композиции, живопись с основами цветоведения.
Методы обучения:
1) Репродуктивно-развивающий;
2) Объяснительно-побуждающий.
3) Метод развивающего обучения.
4) Наглядный.
Технические средства обучения: Компьютер, видеопроектор, экран.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приёмов.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Мотивационно ориентировочный этап |
1.1 Организационный момент (3 мин.) |
- Приветствие студентов - Проверка списочного состава студентов - Проверка подготовленности кабинета | Готовятся к уроку, при себе должны иметь письменные принадлежности, линеры, гуашь, бумагу А4. |
1.2 Постановка цели и задач (7 мин.) |
Подведение студентов к формулированию темы урока и цели, путём разгадки шифра | Разгадывают шифр |
1.3 Мотивация учебной деятельности (5 мин.) |
Приведение примеров контраста в природе | Анализирование и запоминание информации. |
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.) |
Выслушивание мнений студентов, почему изучаемая тема актуальна и важна. | Высказывание предположений. |
III. Операционно-исполнительский |
3.1 «Открытие» новых знаний (40 мин.) |
Подача нового материала. | Запись конспекта. |
3.2 Первичное осмысление новых знаний (12 мин.) |
Примеры контраста в картинках | Групповой разбор данных изображений |
3.3 Систематизация знаний и умений (3 мин.) |
Краткое повторение представленного материала. Вопросы в конце занятия: Какие виды контраста мы изучили сегодня? Понятен ли вам новый материал? Есть ли те, кто не понимает, как различаются эти виды? |
IV. Рефлексивно-оценочный (5 мин.) |
Студентам предлагается слайд с предложениями для рефлексии, где: большой палец вниз – мне было неинтересно, ничего не понял; большой палец посередине – было скучно, понял информацию средне, есть вопросы; большой палец вверх – мне понравилось занятие, всё понял. | Интерактив |
V. Задание на дом (2 мин.) |
Вариант 1 – выполнить композицию по двум видам контраста. | Записать задание на дом. |
|
Вариант 2 – Доклад на тему: «контраст и нюанс» |
VI. Подведение итогов (3 мин.) |
Преподаватель подводит итоги урока, благодарит за работу, вместе со студентами определяет, достигнута ли цель урока. Выставляет оценки за работу. | Студенты определяют, достигнута ли цель урока. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Восприятие цветов. Закон контраста»
– Здравствуйте, ребята! Сейчас нам нужно узнать тему урока, для этого вам нужно будет разгадать шифр в паре с соседом по парте. Я раздам каждому шифр и карточку для ответа, в которую вы и запишите тему нашего урока. Каждой букве соответствует своя цифра, вам нужно вписать буквы под цифрой и так мы узнаем какая тема нашего урока. Первые 2 слова разгадает тот, кто сидит на 1 варианте, а остальную часть 2 вариант. Приступайте!
ШИФР
– …, какая тема получилась у вас? (Роль контраста в композиции)
– Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зелёной травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.
– Слово «контраст» постоянно присутствует в нашей жизни. Скажите, какие контрасты вы знаете?
- Ответы детей.
Итак, контраст это 2 противоположные вещи. Чёрное и белое. Большое и маленькое. Мягкое и твёрдое. Громкое и тихое. Толстое и тонкое. Фактурная поверхность и гладкая поверхность. Всё это контрасты.
Контраст в композиции используется в основном по 2-ум причинам…
Чтобы создать Визуальный Интерес: он помогает глазу двигаться по картине, не давая ему скучать
Чтобы создать Акцентную Точку или Фокальную Точку: чтобы создать одну или две области в картине, на которые в первую очередь обратит внимание взгляд зрителя, это обычно наиболее важный объект в картине, словно герой истории.
Итак, давайте начнём с создания Визуального Интереса, и посмотрим на различные способы, которыми мы можем использовать контраст, чтобы сделать картину более эстетически приятной.
Часть 1: Контраст, чтобы создать Визуальный Интерес.
Контраст в Тоне
Давайте начнём со следующего изображения.
Это может быть неплохим паттерном для бумаги, но навряд ли оно привлечёт ваше внимание. В конце концов, бумага это не то, что привлекает внимание, скорее то, что размыто на фоне. Итак, давайте начнём с нашего первого контраста, Тонового Контраста. У нас есть тёмно-серый и чёрный, давайте сменим тёмно-серый на белый.
Уже стало лучше. Это тот тип контраста делает тёмные темнее и светлые светлее. Тоновой контраст возможно наиболее сильный из всех доступных вам контрастов, ведь большой кусок нашей зрительной системы зарезервирован специально для интерпретации тона. Именно по этой причине, чёрно-белые фильмы до сих пор оказывают своё влияние на зрителя, наши глаза жёстко реагируют на тон, это очень сильный эффект.
Но хотя это изображение и стало контрастным, в нём отсутствует другой тип тонового контраста. В изображении всего на всего 2 тона. Пока белый контрастирует с чёрным, чёрные элементы не контрастируют с другими чёрными элементами. Так что давайте разнообразим тон элементов.
Хотя картинка потеряла часть «контрастности» в известном смысле, но в другом смысле она стала более контрастной благодаря тому, что индивидуальные элементы теперь отличаются друг от друга. А это делает наши глаза счастливее.
Контраст в Размере.
Следующий контраст, это контраст размеров. Каждый элемент имеет одинаковый размер, что создаёт очень регулярный ритм и даёт эффект «машинности».
Давайте немного разнообразим масштаб и элементы.
Это большой шаг вперёд. Заметьте, что размеры, которые вы выберете, могут быть столь же важны, как и тот факт, что объекты имеют разный размер. Для примера посмотрите на эти 5 элементов…
У них есть контраст в размерах, поскольку все они разного размера. Тем не менее, сам по себе контраст достаточно регулярен, каждая следующая буква размером в 75% от размера предыдущей. А теперь посмотрите на это изображение…
А вот здесь не только каждый элемент разного размера, но также отсутствует очевидный паттерн в размерах. Это в целом обеспечивает более органичный и визуально более приятный результат.
Контраст в Положении.
Итак, хотя каждый элемент теперь разного размера, они всё же остаются равномерно расположенными. Так что давайте добавим контраста к их положению.
Сейчас каждый элемент имеет разную дистанцию от своего соседа, но если вы посмотрите на изображение в целом, оно всё равно выглядит равномерно разделённым. Давайте добавим ему случайности.
Это создаёт области детализации и области визуального покоя.
Контраст в Оттенке/Насыщенности
Вы также можете использовать Оттенок и Насыщенность. Оттенок это истинный цвет предмета, такой как красный, синий, зелёный и т.д. Насыщенность это то, насколько «чистым» является цвет, если говорить в терминах живописи, цвет же смешанный с белым или чёрным теряют свою насыщенность.
Это изображение…
Не обладает таким высоким контрастом как это.
Если посмотреть с позиции тона, то синий цвет идентичен жёлтому.
И это изображение…
Не имеет такого контраста как это изображение…
Контраст в Форме
В этом примере, все элементы имеют ту же базовую форму (несмотря на контраст в положении и размере).
Изменив формы на более случайные, мы можем получить прекрасный контраст.
Или сделав некоторые формы круглыми пока другие остаются с твёрдыми краями.
Контраст в Качестве Края
В основном это размытые края против твёрдых краёв. Вы можете получить немного больше визуального разнообразия, просто сделав некоторые объекты в своей картине мягче, а некоторые твёрже в плане краёв.
Контраст в Тоне
Таким образом, контраст может помочь вам создать акцент или фокальную точку. Например, если бы вы дали герою яркий красный плащ, а другие цвета вокруг него были ненасыщенного коричневого цвета, то вы только что применили «Контраст Оттенка/Насыщенности», чтобы создать фокальную точку, и привести взгляд зрителя к герою. Большие объекты часто являются фокальной точкой. Области сильного тонового контраста, также часто являются фокальной точкой.
Давайте начнём с Контраста в Тоне. Чёрная точка имеет мильный контраст к белому фону и светло-серым точкам, в то время как светло-серые точки менее контрастны друг к другу и к белому фону. Таким образом, ваш взгляд сначала посмотрит на чёрную точку, сделав её фокальной точкой.
То же самое мы делаем Тоновым Контрастом, чтобы создать визуальный интерес, но в этот раз мы используем эту технику для несколько иной задачи. Вместо того чтобы вести глаз по всему вокруг, мы используем её чтобы выделить один элемент и таким образом указываем на конкретное место в картине.
Контраст в Размере
Сделав один элемент большим в окружении маленьких элементов, вы создадите фокальную точку.
Но можно поступить и наоборот, сделав что-то маленьким в окружении больших объектов.
Иногда, люди могут сказать «сделай что-нибудь большим, чтобы создать фокальную точку», но вашему объекту нет нужды быть большим, достаточно лишь разительной разницы с размерами окружающих его элементов, чтобы привлечь внимание.
Контраст в Положении
Отделив что-то от группы, вы также можете создать акцент.
Иногда это ещё называется «Акцент через изоляцию».
Контраст в Оттенке/Насыщенности.
Как и тон, разные цвета могут создавать контраст. Некоторые цвета выделяются больше других, а некоторые цвета рядом с другими цветами выделяются ещё сильнее. Используйте это чтобы, акцентировать внимание на конкретных элементах.
Если вы даёте элементу (или набору элементов поблизости) красный цвет, а остальные имеют зелёный цвет, то глаз будет склонен двигаться к красному элементу. Также заметьте, что красные объекты, даже несмотря на то, что они всего лишь 6 отдельных «I» , всё равно остаются визуально сгруппированными в один большой красный объект, благодаря феномену Группировки/Скученности о котором я говорил ранее.
Если у вас присутствует сверх насыщенный цвет в изображении, а остальные цвета приглушены, то это также привлечёт взгляд зрителя.
В основном, яркие насыщенные цвета, склонны к тому чтобы привлекать к себе взгляд. Тёмные ненасыщенные цвета обладают меньшей способностью к привлечению взгляда. Тёплые цвета (красный, жёлтый и т.д.) склонны к тому чтобы выходить вперёд для взгляда, а холодные цвета (синий, фиолетовый и т.д.) наоборот, для взгляда уходят в глубину.
Контраст в Форме
Если у вас в картине присутствует один тип формы, то всего лишь изменив тип формы одного объекта, вы тем самым создадите акцент на нём.
Известное среди художников правило: «Тёплые цвета выводят вперёд, холодные уводят в даль». Хотя на мой взгляд это больше касается пейзажей.
Здесь мы используем одну форму, которая составлена из линий одинакового размера. А вот вторая форма использует комбинации из толстых и тонких линий. Форма с контрастирующими толстыми и тонкими линиями, скорее всего, привлечёт ваше внимание первой.
Контраст в Качестве Края
В основном это размытые края против твёрдых краёв, взгляд в первую очередь склонен обращать внимание на твёрдые края. Поэтому одной из техник является создание мягкого фона и твёрдых краёв вашей фокальной точки, чтобы привлечь взгляд.
Особенно часто можно увидеть на фотографиях, когда предмет на переднем плане выглядит чётким, а фон позади него размытым.
Живые Примеры
Заключение
Пожалуйста, запомните эти правила контраста, когда в следующий раз будете делать свою работу.
Список использованных источников:
Андреевна, А. К. Психология восприятия цвета в дизайне / А. К. Андреевна // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей конференции, Нижневартовск, 02–03 апреля 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 51-53.
Акимов, Э. Э. Психология цвета в рекламной деятельности / Э. Э. Акимов, О. М. Хамидова // Маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса : IV Научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов, Симферополь, 27 ноября 2019 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2019. – С. 135-137.
Злотникова, М. А. Психология цвета в дизайне / М. А. Злотникова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса : Материалы Четвертой научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, 11–25 апреля 2019 года. – Москва: УЦ Перспектива, 2019. – С. 463-468.
Кузнецова, Б. Е. С. Средства выразительности живописи: цвет и форма, цветной контраст, нюанс / Б. Е. С. Кузнецова, Э. И. Мурахас // Форум молодых ученых. – 2019. – № 11-1(27). – С. 987-991.
Курбатова, Д. А. Цветопсихология в дизайне интерьера / Д. А. Курбатова // Научный альманах. – 2019. – № 11-2(61). – С. 270-272.