СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по цветопсихологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по цветопсихологии»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. БЕГЛОВА»










Методическая разработка

по дисциплине: «Прикладная цветопсихология».


Тема: Восприятие цветов. Закон контраста.














г. Рязань, 2022

Одобрена

методической комиссией профессионального учебного цикла специальности 54.02.01, 42.02.01. профессии 54.01.01, 54.01.20

Протокол №_________________

«___»_________________20___г.








Составлена в соответствии с

Федеральным государственным

образовательным стандартом по

специальности: 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).

Председатель МК /Е.И. Сенина /________________











Разработчик:

Коваль Мария Эдуардовна, преподаватель ОГБПОУ РСК









Аннотация





Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся являются обязательной частью учебно - методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых по специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). Цель методических рекомендаций – определить роль и место самостоятельной работы студентов в учебном процессе; конкретизировать ее уровни, формы и виды; обобщить методы и приемы выполнения определенных типов учебных заданий, объяснить критерии оценивания.








Содержание

  1. Аннотация…………………………………………………………………..2

  2. Введение…………………………………………………………………….4

  3. Основная часть………………………………………………………….5-21

  4. Заключение………………………………………………………………..21

  5. Список использованных источников…………………………………...22








































Введение


Важнейший закон изобразительного искусства — закон контрастов, который является специфическим проявлением всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей. Жизнь на земле не возможна без борьбы и одновременно неразрывной связи противоположностей. День и ночь, черное и белое, сладкое и горькое, холод и жар, верх и низ — можно продолжать до бесконечности. Все это антиподы, борющиеся друг с другом, но и не в состоянии разлучиться. В этом противостоянии противоположностей рождается жизнь. Без борьбы контрастов жизнь потеряла бы смысл, затухла, превратилась бы в монотонное бессмысленное существование.


Без контрастов невозможно создать ясно читаемое изображение. В противном случае изображение просто сольется с фоном по тону и цвету. Контрасты создают выразительность произведению, являются сильнейшим средством выразительности автора при создании художественного образа.


В изобразительном искусстве контраст — это ярко выраженная разница между элементами картины — наиболее сильное средство художественной выразительности. Контрасты обостряют сравнительные качества предметов. Рассуждая о живописи, Леонардо да Винчи говорил своим ученикам:


«Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это только возможно и как можно ближе одно от другого».


















ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Специальность: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»

Группы: ДЗ-21, ДЗ-22

Тема занятия: «Восприятие цветов. Закон контраста»

Тип занятия: Урок обобщения, систематизации и расширения знаний

Вид занятия: Комбинированный урок

Организация деятельности студентов: Групповая

Образовательные:

  • Дать представления о средствах выразительности контраста;

  • Научить пользоваться контрастом как приемом в композиции;

  • Продолжить формирование художественной культуры.

Развивающие:

    • развитие у студентов умений принимать решения задач;

    • развитие логического мышления, умения обобщать и систематизировать знания;

    • умение анализировать конкретные ситуации, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

    • способствовать повышению интереса студентов к профессиональной деятельности;

    • формирование умения рационально мыслить и самостоятельно принимать решения.

По результатам занятия студент должен уметь:

  • Различать виды контраста

  • Создавать композиции с различными видами контраста в зависимости от задания

По результатам занятия студент должен знать:

  • Что такое контраст в тоне

  • Что такое контраст в размере

  • Что такое контраст в положении

  • Что такое контраст в контраст в Оттенке/Насыщенности

  • Что такое контраст в качестве края

  • Что такое контраст в форме

Межпредметные и внутрипредметные связи:

ОП.09 прикладная цветопсихология

Дисциплины: Предмет и основы композиции, живопись с основами цветоведения.

Методы обучения:

1) Репродуктивно-развивающий;

2) Объяснительно-побуждающий.

3) Метод развивающего обучения.

4) Наглядный.

Технические средства обучения: Компьютер, видеопроектор, экран.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.

ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приёмов.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  1. Мотивационно ориентировочный этап

1.1 Организационный момент (3 мин.)

- Приветствие студентов

- Проверка списочного состава студентов

- Проверка подготовленности кабинета

Готовятся к уроку, при себе должны иметь письменные принадлежности, линеры, гуашь, бумагу А4.

1.2 Постановка цели и задач (7 мин.)

Подведение студентов к формулированию темы урока и цели, путём разгадки шифра

Разгадывают шифр

1.3 Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Приведение примеров контраста в природе

Анализирование и запоминание информации.

II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Выслушивание мнений студентов, почему изучаемая тема актуальна и важна.

Высказывание предположений.

III. Операционно-исполнительский

3.1 «Открытие» новых знаний (40 мин.)

Подача нового материала.

Запись конспекта.

3.2 Первичное осмысление новых знаний (12 мин.)

Примеры контраста в картинках

Групповой разбор данных изображений

3.3 Систематизация знаний и умений (3 мин.)

Краткое повторение представленного материала. Вопросы в конце занятия:

  1. Какие виды контраста мы изучили сегодня?

  2. Понятен ли вам новый материал?

  3. Есть ли те, кто не понимает, как различаются эти виды?

IV. Рефлексивно-оценочный (5 мин.)

Студентам предлагается слайд с предложениями для рефлексии, где:

  • большой палец вниз – мне было неинтересно, ничего не понял;

  • большой палец посередине – было скучно, понял информацию средне, есть вопросы;

  • большой палец вверх – мне понравилось занятие, всё понял.

Интерактив

V. Задание на дом (2 мин.)

Вариант 1 – выполнить композицию по двум видам контраста.

Записать задание на дом.


Вариант 2 – Доклад на тему: «контраст и нюанс»

VI. Подведение итогов (3 мин.)

Преподаватель подводит итоги урока, благодарит за работу, вместе со студентами определяет, достигнута ли цель урока. Выставляет оценки за работу.

Студенты определяют, достигнута ли цель урока.



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Восприятие цветов. Закон контраста»

– Здравствуйте, ребята! Сейчас нам нужно узнать тему урока, для этого вам нужно будет разгадать шифр в паре с соседом по парте. Я раздам каждому шифр и карточку для ответа, в которую вы и запишите тему нашего урока. Каждой букве соответствует своя цифра, вам нужно вписать буквы под цифрой и так мы узнаем какая тема нашего урока. Первые 2 слова разгадает тот, кто сидит на 1 варианте, а остальную часть 2 вариант. Приступайте!

ШИФР

– …, какая тема получилась у вас? (Роль контраста в композиции)

– Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зелёной травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.

– Слово «контраст» постоянно присутствует в нашей жизни. Скажите, какие контрасты вы знаете?

- Ответы детей.

Итак, контраст это 2 противоположные вещи. Чёрное и белое. Большое и маленькое. Мягкое и твёрдое. Громкое и тихое. Толстое и тонкое. Фактурная поверхность и гладкая поверхность. Всё это контрасты.
Контраст в композиции используется в основном по 2-ум причинам…

  • Чтобы создать Визуальный Интерес: он помогает глазу двигаться по картине, не давая ему скучать

  • Чтобы создать Акцентную Точку или Фокальную Точку: чтобы создать одну или две области в картине, на которые в первую очередь обратит внимание взгляд зрителя, это обычно наиболее важный объект в картине, словно герой истории.

Итак, давайте начнём с создания Визуального Интереса, и посмотрим на различные способы, которыми мы можем использовать контраст, чтобы сделать картину более эстетически приятной.

Часть 1: Контраст, чтобы создать Визуальный Интерес.
Контраст в Тоне

Давайте начнём со следующего изображения.

Это может быть неплохим паттерном для бумаги, но навряд ли оно привлечёт ваше внимание. В конце концов, бумага это не то, что привлекает внимание, скорее то, что размыто на фоне. Итак, давайте начнём с нашего первого контраста, Тонового Контраста. У нас есть тёмно-серый и чёрный, давайте сменим тёмно-серый на белый.

Уже стало лучше. Это тот тип контраста делает тёмные темнее и светлые светлее. Тоновой контраст возможно наиболее сильный из всех доступных вам контрастов, ведь большой кусок нашей зрительной системы зарезервирован специально для интерпретации тона. Именно по этой причине, чёрно-белые фильмы до сих пор оказывают своё влияние на зрителя, наши глаза жёстко реагируют на тон, это очень сильный эффект.

Но хотя это изображение и стало контрастным, в нём отсутствует другой тип тонового контраста. В изображении всего на всего 2 тона. Пока белый контрастирует с чёрным, чёрные элементы не контрастируют с другими чёрными элементами. Так что давайте разнообразим тон элементов.

Хотя картинка потеряла часть «контрастности» в известном смысле, но в другом смысле она стала более контрастной благодаря тому, что индивидуальные элементы теперь отличаются друг от друга. А это делает наши глаза счастливее.

Контраст в Размере.

Следующий контраст, это контраст размеров. Каждый элемент имеет одинаковый размер, что создаёт очень регулярный ритм и даёт эффект «машинности».

Давайте немного разнообразим масштаб и элементы.

Это большой шаг вперёд. Заметьте, что размеры, которые вы выберете, могут быть столь же важны, как и тот факт, что объекты имеют разный размер. Для примера посмотрите на эти 5 элементов…

У них есть контраст в размерах, поскольку все они разного размера. Тем не менее, сам по себе контраст достаточно регулярен, каждая следующая буква размером в 75% от размера предыдущей. А теперь посмотрите на это изображение…

А вот здесь не только каждый элемент разного размера, но также отсутствует очевидный паттерн в размерах. Это в целом обеспечивает более органичный и визуально более приятный результат.

Контраст в Положении.

Итак, хотя каждый элемент теперь разного размера, они всё же остаются равномерно расположенными. Так что давайте добавим контраста к их положению.

Сейчас каждый элемент имеет разную дистанцию от своего соседа, но если вы посмотрите на изображение в целом, оно всё равно выглядит равномерно разделённым. Давайте добавим ему случайности.

Это создаёт области детализации и области визуального покоя.

Контраст в Оттенке/Насыщенности

Вы также можете использовать Оттенок и Насыщенность. Оттенок это истинный цвет предмета, такой как красный, синий, зелёный и т.д. Насыщенность это то, насколько «чистым» является цвет, если говорить в терминах живописи, цвет же смешанный с белым или чёрным теряют свою насыщенность.

Это изображение…




Не обладает таким высоким контрастом как это.

Если посмотреть с позиции тона, то синий цвет идентичен жёлтому.

И это изображение…

Не имеет такого контраста как это изображение…

Контраст в Форме

В этом примере, все элементы имеют ту же базовую форму (несмотря на контраст в положении и размере).

Изменив формы на более случайные, мы можем получить прекрасный контраст.

Или сделав некоторые формы круглыми пока другие остаются с твёрдыми краями.

Контраст в Качестве Края

В основном это размытые края против твёрдых краёв. Вы можете получить немного больше визуального разнообразия, просто сделав некоторые объекты в своей картине мягче, а некоторые твёрже в плане краёв.

Контраст в Тоне

Таким образом, контраст может помочь вам создать акцент или фокальную точку. Например, если бы вы дали герою яркий красный плащ, а другие цвета вокруг него были ненасыщенного коричневого цвета, то вы только что применили «Контраст Оттенка/Насыщенности», чтобы создать фокальную точку, и привести взгляд зрителя к герою. Большие объекты часто являются фокальной точкой. Области сильного тонового контраста, также часто являются фокальной точкой.

Давайте начнём с Контраста в Тоне. Чёрная точка имеет мильный контраст к белому фону и светло-серым точкам, в то время как светло-серые точки менее контрастны друг к другу и к белому фону. Таким образом, ваш взгляд сначала посмотрит на чёрную точку, сделав её фокальной точкой.

То же самое мы делаем Тоновым Контрастом, чтобы создать визуальный интерес, но в этот раз мы используем эту технику для несколько иной задачи. Вместо того чтобы вести глаз по всему вокруг, мы используем её чтобы выделить один элемент и таким образом указываем на конкретное место в картине.
Контраст в Размере

Сделав один элемент большим в окружении маленьких элементов, вы создадите фокальную точку.

Но можно поступить и наоборот, сделав что-то маленьким в окружении больших объектов.

Иногда, люди могут сказать «сделай что-нибудь большим, чтобы создать фокальную точку», но вашему объекту нет нужды быть большим, достаточно лишь разительной разницы с размерами окружающих его элементов, чтобы привлечь внимание.

Контраст в Положении

Отделив что-то от группы, вы также можете создать акцент.

Иногда это ещё называется «Акцент через изоляцию».

Контраст в Оттенке/Насыщенности.

Как и тон, разные цвета могут создавать контраст. Некоторые цвета выделяются больше других, а некоторые цвета рядом с другими цветами выделяются ещё сильнее. Используйте это чтобы, акцентировать внимание на конкретных элементах.

Если вы даёте элементу (или набору элементов поблизости) красный цвет, а остальные имеют зелёный цвет, то глаз будет склонен двигаться к красному элементу. Также заметьте, что красные объекты, даже несмотря на то, что они всего лишь 6 отдельных «I» , всё равно остаются визуально сгруппированными в один большой красный объект, благодаря феномену Группировки/Скученности о котором я говорил ранее.

Если у вас присутствует сверх насыщенный цвет в изображении, а остальные цвета приглушены, то это также привлечёт взгляд зрителя.

В основном, яркие насыщенные цвета, склонны к тому чтобы привлекать к себе взгляд. Тёмные ненасыщенные цвета обладают меньшей способностью к привлечению взгляда. Тёплые цвета (красный, жёлтый и т.д.) склонны к тому чтобы выходить вперёд для взгляда, а холодные цвета (синий, фиолетовый и т.д.) наоборот, для взгляда уходят в глубину.

Контраст в Форме

Если у вас в картине присутствует один тип формы, то всего лишь изменив тип формы одного объекта, вы тем самым создадите акцент на нём.

Известное среди художников правило: «Тёплые цвета выводят вперёд, холодные уводят в даль». Хотя на мой взгляд это больше касается пейзажей.

Здесь мы используем одну форму, которая составлена из линий одинакового размера. А вот вторая форма использует комбинации из толстых и тонких линий. Форма с контрастирующими толстыми и тонкими линиями, скорее всего, привлечёт ваше внимание первой.

Контраст в Качестве Края

В основном это размытые края против твёрдых краёв, взгляд в первую очередь склонен обращать внимание на твёрдые края. Поэтому одной из техник является создание мягкого фона и твёрдых краёв вашей фокальной точки, чтобы привлечь взгляд.

Особенно часто можно увидеть на фотографиях, когда предмет на переднем плане выглядит чётким, а фон позади него размытым.

Живые Примеры

Заключение
Пожалуйста, запомните эти правила контраста, когда в следующий раз будете делать свою работу.

Список использованных источников:

  1. Андреевна, А. К. Психология восприятия цвета в дизайне / А. К. Андреевна // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей конференции, Нижневартовск, 02–03 апреля 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 51-53.

  2. Акимов, Э. Э. Психология цвета в рекламной деятельности / Э. Э. Акимов, О. М. Хамидова // Маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса : IV Научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов, Симферополь, 27 ноября 2019 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2019. – С. 135-137.

  3. Злотникова, М. А. Психология цвета в дизайне / М. А. Злотникова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса : Материалы Четвертой научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, 11–25 апреля 2019 года. – Москва: УЦ Перспектива, 2019. – С. 463-468.

  4. Кузнецова, Б. Е. С. Средства выразительности живописи: цвет и форма, цветной контраст, нюанс / Б. Е. С. Кузнецова, Э. И. Мурахас // Форум молодых ученых. – 2019. – № 11-1(27). – С. 987-991.

  5. Курбатова, Д. А. Цветопсихология в дизайне интерьера / Д. А. Курбатова // Научный альманах. – 2019. – № 11-2(61). – С. 270-272.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!