СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по литературе на тему "Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Творческая история романа.

 

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа;

Развивающие: развивать  интерес учеников к роману.

Воспитательные: воспитать любовь к русской литературе.

 

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману;

 

                                                  Ход урока.

  1. Орг. момент    

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем говорить о замечательном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Жанр этого произведения – роман в стихах. Это необычное по своей структуре произведение, очень интересное и увлекательное.  Но прежде чем мы начнём разговор о произведении, давайте послушаем  ваши сообщения о биографии Александра Сергеевича.           

  1. Работа по теме урока.
  1. Выступление учащихся

    Биография А.С.Пушкина

  1.  Словарная работа.

   Ребята, давайте запишем в тетради новые понятия.

Реализм, «онегинская строфа».

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Онегинская строфа. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.

Он принял меч — и луч горящий

В руке его увидел враг;

Пронесся дух животворящий

В градах, в домах, в полках, в судах.

Всех ранний петел возбуждает,

От сна всяк к делу поспешает

И долг свой тщательно творит;

Всяк движется, стремится, внемлет,

На стогне крепко страж стоит,

Перед зерцалом суд не дремлет,

Скрывает злость главу свою

Под царским бдительным призором: —

Орел с высот так быстрым взором

Шипящу в мраке зрит змию.

 

     3 . Выступление учащихся. Творческая история создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 

     Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

Вполне естественно, что в течение семи лет план романа ме­нялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сен­тября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных де­кабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла по­явиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицей­ской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свиде­тельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пуш­кин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнару­жены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками сем­надцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окон­чательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

          

III.              Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин». (Иллюстрации высвечиваются на экране.)

1. Беседа по содержанию первых глав.

Глава 1.

- Как автор относится к Онегину?

- Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе.   Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?

- Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.

            И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)

Глава 2.

- Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин?

- Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?

- Почему сблизились Онегин и Ленский?

- Какой характер носила их дружба?

- Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?

- Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?

- Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?

- В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?

- Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?

 

IV.    Итог урока.

      - Каков жанр произведения?

- Что вы можете сказать и композиции и сюжете произведения?

 

V.   Домашнее задание.

    Чтение и анализ глав романа.

 

Тема урока: «Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Творческая история романа.

 

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа;

Развивающие: развивать  интерес учеников к роману.

Воспитательные: воспитать любовь к русской литературе.

 

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману;

 

                                                  Ход урока.

  1. Орг. момент    

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем говорить о замечательном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Жанр этого произведения – роман в стихах. Это необычное по своей структуре произведение, очень интересное и увлекательное.  Но прежде чем мы начнём разговор о произведении, давайте послушаем  ваши сообщения о биографии Александра Сергеевича.           

  1. Работа по теме урока.
  1. Выступление учащихся

    Биография А.С.Пушкина

  1.  Словарная работа.

   Ребята, давайте запишем в тетради новые понятия.

Реализм, «онегинская строфа».

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Онегинская строфа. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.

Он принял меч — и луч горящий

В руке его увидел враг;

Пронесся дух животворящий

В градах, в домах, в полках, в судах.

Всех ранний петел возбуждает,

От сна всяк к делу поспешает

И долг свой тщательно творит;

Всяк движется, стремится, внемлет,

На стогне крепко страж стоит,

Перед зерцалом суд не дремлет,

Скрывает злость главу свою

Под царским бдительным призором: —

Орел с высот так быстрым взором

Шипящу в мраке зрит змию.

 

     3 . Выступление учащихся. Творческая история создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 

     Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

Вполне естественно, что в течение семи лет план романа ме­нялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сен­тября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных де­кабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла по­явиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицей­ской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свиде­тельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пуш­кин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнару­жены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками сем­надцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окон­чательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

          

III.              Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин». (Иллюстрации высвечиваются на экране.)

1. Беседа по содержанию первых глав.

Глава 1.

- Как автор относится к Онегину?

- Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе.   Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?

- Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.

            И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)

Глава 2.

- Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин?

- Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?

- Почему сблизились Онегин и Ленский?

- Какой характер носила их дружба?

- Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?

- Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?

- Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?

- В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?

- Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?

 

IV.    Итог урока.

      - Каков жанр произведения?

- Что вы можете сказать и композиции и сюжете произведения?

 

V.   Домашнее задание.

    Чтение и анализ глав романа.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!