СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по географии 11 класс МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения при составлении экспертного заключения и прогноза на основе:

- знаний о международных отношениях в области торговли;

- понимания взаимозависимости экономического благосостояния стран;

- умения анализировать текст, производить вычисления на основе статистических данных, определять положительные и отрицательные последствия событий и давать их характеристику.

Просмотр содержимого документа
«План урока по географии 11 класс МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН»

ТЕМА: «МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН» (4 часа)

География, 11 класс.

Алексеева З. М., учитель

МБОУ «Сургулукская СОШ»


Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения при составлении экспертного заключения и прогноза на основе:

- знаний о международных отношениях в области торговли;

- понимания взаимозависимости экономического благосостояния стран;

- умения анализировать текст, производить вычисления на основе статистических данных, определять положительные и отрицательные последствия событий и давать их характеристику.



ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Личностный:

- проявлять любознательность, познавательный интерес, творческие способности на уроках

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Метапредметный:

Регулятивные умения: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности по теме, исходя из ситуативного задания; выбирать пути решения поставленных задач и оценивать свою успешность при их решении.

Коммуникативные умения: участвовать в диалоге, взаимодействовать, организовывать учебное сотрудничество (в паре), формулировать вопросы, понятные собеседнику.

Познавательные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; преобразовывать информацию из одного вида в другой (карта – таблица, текст-схема) и выбирать удобную для себя форму представления информации.



Предметный (умения): Выявлять зависимость специализации страны от МРТ,вычислять сальдо внешней торговли страны, определять влияние принципов абсолютного и относительного преимуществ на внешнюю торговлю стран, делать заключение о экономическом развитии страны на основе ее показателей внешней торговли.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:


Блок 1. Географическое (международное) разделение труда и специализация стран в мировой торговле.

Блок 2. Свобода торговли и протекционизм. Внешняя торговля России.

Блок 3. Интеграция стран, межнациональные корпорации.

Блок 4. Диагностика



Термины и понятия (глоссарий) по теме: географическое (международное) разделение труда, международная торговля, экспорт, импорт, сальдо внешней торговли, специализация страны, принцип абсолютного преимущества, принцип относительного (сравнительного) преимущества, свободная торговля, протекционизм, импортные квоты, импортные пошлины, демпинг, межнациональные корпорации, экономический союз, иностранные инвестиции, свободные экономические зоны.



ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА:


Межпредметные связи:  обществознание, математика, экономика.



Ресурсы: Учебники: Холина В.Н. «География. Профильный уровень», Автономов В.С. «Введение в экономику», Липсиц И.В. «Экономика»



Формы работы школьников: работа в паре, индивидуальная.



Технология освоения темы - Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).




































































План-конспект урока по теме:

«Географическое (международное) разделение труда и специализация стран в мировой торговле» 1 урок в теме


Ход урока



I этап. Самоопределение к деятельности.


Краткий фрагмент экономических новостей.

Ситуативное задание:

Южнокорейская по происхождению транснациональная компания «Дэу» намеревается открыть в Узбекистане завод по сборке своих автомобилей. Составьте экспертное заключение о том, не нарушает ли Узбекистан, тем самым соглашения стран СНГ. Сделайте прогноз положительных и отрицательных последствий этого события для экономики Южной Кореи, Узбекистана, а так же России.


Давайте ответим на вопросы:

  1. Можем ли мы сейчас с вами взять и решить данную задачу?

  2. Что нам не позволяет это сделать?


II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

1. Географическое (международное) разделение труда.

ТЕКСТ №1

Когда появилось разделение труда? Разделение труда возникло в глубокой древности. Первые его формы и до сегодняшнего дня встречаются у племен изолированно проживающих во влажных экваториальных лесах Амазонии, бассейна реки Конго, Индокитая. Это половозрастное разделение труда: между мужчинами и женщинами, а также между членами племени разных возрастов. Из-за различий в природных условиях возникло разделение труда между общинами, занимавшимися различными видами хозяйственной деятельности: охотой и собирательством, земледелием, животноводством.

Территориальное (или географическое) разделение труда связано со специализацией территорий на выпуске видов продукции, производство которых наиболее выгодно при данных природных условиях и уровне социально-экономического развития. Исторически первое межрайонное территориальное разделение труда появилось, когда люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Обмен продукцией дал толчок формированию взаимозависимого экономического пространства и институтов государства с целью его защиты.

Международное разделение труда (МРТ) возникло в результате длительного процесса специализации стран на производстве наиболее выгодной продукции, т.е. продукции, издержки на производство которой минимальны по сравнению с международными.

Очевидно, что между странами выгодно наладить международное разделение труда. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере:

Житель США, покупая у американской компании «Дженерал Моторс» произведенный ею автомобиль «Понтиак», на самом деле совершает международную сделку. Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом:

3000 долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоемкие сборочные опе­рации;

1850 долл. идут Японии за купленные у нее моторы, ведущие мосты, электронные устройства;

700 долл. получает Германия за конструирование этой машины;

450 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Синга­пура и Гонконга за изготовление мелких деталей;

250 долл. уходят на счета английских фирм за орга­низацию рекламы и сбыта автомобилей;

50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных.

Итого — примерно 6 тыс. долл. достается гражданам других стран.

На долю граждан США — управляющих и акцио­неров «Дженерал моторс», адвокатов и банкиров, об­служивающих фирму, других участников производства этого «американского автомобиля» — приходится лишь около 4 тыс. долл.

При этом каждая страна может специализироваться на том, что у нее лучше получается, и отдавать это в обмен на то, чего у нее не хватает. Так складывается международная, или внешняя торговля.

Многие страны обязаны внешней торговле своим процветанием. История показывает, что наибольший доход на душу населения всегда имели торговые державы.

С начала XVII в. это были Нидерланды, затем Великобритания, с 90-х гг.XIX в. – США. В период после Второй мировой войны бурный рост внешней торговли способствовал «экономическому чуду» в Японии и Германии.

Сумма тех товаров и услуг, которые страна вывозит за границу, называется ее экспортом, а тех, что она ввозит из-за рубежа, – импортом.

Разность между экспортом и импортом называется сальдо внешней торговли. Если страна вывозит больше, чем ввозит, то у нее положительное, или активное, сальдо внешней торговли. Если же, наоборот, импорт больше экспорта, то сальдо называется отрицательным, или пассивным.


Задание №1 (З). Приведите основную причину возникновения разделения труда (Предполагаемый ответ: природные условия)


Задание №2 (З). Выделите ключевые слова из определения ГМРТ.

(специализация, наиболее выгодно, природные условия и соц-экономич развитие)


Задание №3 (З). Назовите, специализацию стран, участников производства американских автомобилей.


Задание №4 (П). Укажите причинно-следственную связь между МРТ и внешней торговлей. (МТ - это результат МРТ)


Задание №5 (П). Приведите аргументы подтверждающие, что положительное сальдо по праву называется активным, а отрицательное – пассивным. (Активное сальдо – т.к. экономика станы бурно развивается, производится большое количество благ и услуг, которые продаются за рубеж, растет благосостояние, пассивное сальдо – экономика в кризисе или упадке, практически нечего поставить на мировой рынок, страна вынуждена больше ввозить или жить в долг)


Задание №6 (У). Рассчитайте сальдо и сделайте заключение о внешней торговле данных стран (в % от ВВП). Работа в парах. Взаимопроверка.

Страна Лимпопо

Экспорт: сельскохозяйственная продукция (кофе, мясо, кожа) 22%, мрамор 23%, полудрагоценные камни 28%.

Импорт: электрооборудование 14%, продовольствие 17%, нефть и нефтепродукты 18%, текстильные товары 19%, тяжелое машиностроение 25%

Страна Рейн

Экспорт: автомобильная промышленность 19%, тяжелое машиностроение 15%, банковские услуги 18%, электрооборудование 14%.

Импорт: электротовары 12%, автомобили 11%, химические продукты 10%, текстильные товары 8%, нефть и нефтепродукты 7%, продовольствие 6%, сельскохозяйственные товары 5%.

(Лимпопо Экспорт: 22+23+28=73% Импорт: 14+17+18+19+25=93%

Сальдо = Э-И: 73-93 = -20% отрицательное, пассивное, больше ввозит;

Рейн Экспорт: 19+15+18+14 = 66% Импорт: 12+11+10+8+7+6+5=59%

Сальдо: 66-59= 7% активное, больше продают за рубеж, чем ввозят из-за границы)


2. Специализация стран: Принцип абсолютного преимущества в МРТ.

ТЕКСТ №2

Как определить, на чем специализироваться той или иной стране в системе международного разделения труда? В первую очередь нужно посмотреть на издержки, связанные с изготовлением различных товаров, и выбрать тот товар, производство которого оказывается самым дешевым.

Мы можем, например, с полным правом утверждать, что средние издержки производства бананов в России больше, чем в Эквадоре. Дело в том, что в России бананы можно выращивать только в отапливаемых теплицах, какие есть в ботанических садах, что очень дорого, а в Эквадоре они спокойно растут в открытом грунте. Это значит, что Эквадор имеет абсолютное преимущество перед Россией в производстве бананов и России, конечно, выгодно не выращивать бананы самой, а покупать эквадорские, в чем вы можете без труда убедиться на каждом углу в наших городах. В то же время Россия, безусловно, имеет абсолютное преимущество перед Эквадором, скажем, в производстве турбин для гидроэлектростанций. У нас есть большие запасы железной руды, энергетические ресурсы, опытные конструкторы и квалифицированные рабочие на санкт-петербургском заводе «Электросила». Поэтому, вместо того чтобы налаживать собственное производство, Эквадору явно дешевле купить одну-две нужные турбины в России.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ре­сурсов Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов.


Задание №7 (З). Укажите, что лежит в основе Принципа абсолютного преимущества? (издержки)


Задание №8 (П). Выявите благотворное влияние принципа абсолютного преимущества на окружающую среду. (наивысшая эффективность использования ре­сурсов Земли, бережное, рациональное использование)


Задание №9 (У). Предложите возможный сценарий развития событий, когда принцип абсолютного преимущества между Россией и Эквадором перестанет действовать. (Эквадор достигнет такого развития, что сам начнет выпускать турбины, а изменения климата сделают возможным выращивание бананов в России на открытом пространстве)


3. Специализация стран: Принципа относительного (сравнительного) преимущества.

ТЕКСТ №3

Но эта логика не объясняет, почему страны тор­гуют и товарами, каждый из которых они могут про­изводить сами. Например, американцы покупают (им­портируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.

Согласно статистике, автомобили составляют 21% американского импорта и 11% американского экспорта. Какой же смысл ввозить зарубежные автомобили, что­бы рассчитываться за их покупку продажей отече­ственных автомобилей (вполне пристойного качества) иностранцам?

Следующий шаг к пониманию тайн международ­ной торговли был сделан великим английским уче­ным-экономистом Давидом Рикардо (1772—1823). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа - принципа относительного (сравнительного) пре­имущества.

Экономисты любят пояснять смысл сравнительного преимущества, взяв для примера людей различных способностей. Представим себе, что два рабочих – Шустров и Лежебоков – делают ремонт в одной и той же квартире. Шустров – опытный мастер, который делает любую работу быстрее Лежебокова (при том же качестве работы). В частности, Лежебоков штукатурит 1 м2 стены за 15 минут, а Шустров – за 5 минут (абсолютное преимущество в три раза). Точно так же Лежебоков укладывает 1 м2 паркета за час, а Шустров – за полчаса (абсолютное преимущество в два раза). Учитывая это, прораб скорее всего попросит Шустрова специализироваться на отделке стен, а Лежебокову поручит укладывать паркет, хотя он справляется с этой работой хуже, чем Шустров. Дело здесь в альтернативной стоимости (лучший вариант из невыбранного). Каждый 1 м2 паркета, уложенный Шустровым, обходится в 6 м2 неотделанных стен (это и составляет его альтернативную стоимость для ремонтной бригады). В то же время 1 м2 паркета, уложенный медлительным Лежебоковым, обходится только в 4 м2 неотделанных стен, т.е. его альтернативная стоимость ниже. В этом случае экономисты заявляют, что Шустров имеет сравнительное преимущество в отделке стен, а Лежебоков, как бы странно это ни звучало, – в укладке паркета.

При специализации площадь оштукатуренных стен и уложенного паркета будет больше, чем в том случае, когда каждый рабочий будет и штукатурить, и укладывать паркет. Та же самая ситуация возникает и во внешней торговле.


Задание №10 (З). Укажите факты подтверждающие, что принцип абсолютного преимущества не всегда действует при торговле между странами. (Например, американцы покупают (им­портируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность)


Задание №11 (П). Сделайте вывод о влиянии действия принципа сравнительного преимущества на внешнюю торговлю стран, ответ аргументируйте. (Часто страны, которые имеют абсолютное преимущество перед другими странами в каком то виде товара (услуги), не поставляют его на мировой рынок. Потому что, им выгоднее сосредоточиться на товаре с наибольшей разницей между затратами и продажей)


Задание №12 (У). Приведите описание истории Шустрова и Лежебокова в табличном или другом удобном для вычисления виде.



Штукатурка 1м2

Паркет 1м2

Альтернат стоим

Шустров

5

30

6м2

Лежебоков

15

60

4м2

Абсолютное пр-во

3

2



Задание №13 (Д). Предположим, что в США можно производить и авиалайнеры, и автомобили дешевле, чем в Японии. США производит автомобили с учетом всех затрат 9800 долларов за 1 авто, когда Япония 12900 долларов за 1 единицу. Авиалайнеры США выпускает за 180000 долларов за самолет, а Япония за 260000. Рассчитайте абсолютное и сравнительное преимущество. Сделайте вывод о внешней торговле стран этими товарами (напомним, что этот пример условный).

(абсолютное преимущество: Авто 12900-9800=3100, Самолеты: 260000-180000=80000

сравнительное преимущество: 800003100 на 76900

Разница в издержках при производстве авиалайнеров больше, чем при производстве автомашин. Тогда американцам имеет смысл импортировать в США японские автомобили, а самим сосредоточиться на производстве и торговле авиалайнерами. В этом случае сравнительное преимущество при производстве автомобилей будет у Японии, хотя абсолютное – на стороне США.)


4. Рефлексивная деятельность.

1. Мне (важно/ не важно) знать принципы специализации стран в мировой торговле, потому что_________________________


2. На этом уроке я отработал на: Отлично Хорошо Удовлетворительно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!