СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по черчению 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по черчению 9 класс.

Тема: "Общие сведения о разрезах".

Просмотр содержимого документа
«План урока по черчению 9 класс»

Урок черчения в 9-м классе по теме: "Общие сведения о разрезах»

Цели:

1. Обучающие:

1.1. Способствовать формированию представления о графическом изображении - “разрез” и его назначении.
1.2. Способствовать осознанию существенного отличия разреза от сечения.
1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии (разрезы: простые и сложные; фронтальные, горизонтальные, профильные).


2. Развивающие:

2.1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
2.2. Способствовать развитию речи учащихся.
2.3. Создать условия для развития познавательного интереса.



3. Воспитательные:

3.1. Способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).



Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база: кабинет информатики, компьютеры, демонстрационный телевизор.

2. Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, материал для контроля знаний.



Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: интегрированный, комбинированный.



Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • заполнение учителем классного журнала;

  • проверка готовности учащихся.



2. Актуализация знаний учащихся:

Вопросы:

1). Какое графическое изображение изучали на предыдущих уроках?
2). Какие изображения называются сечениями?
3). С какой целью их применяют?



3.Сообщение темы и цели урока: доведение до учащихся плана урока:

а) изучение нового материала;
б) проверка понимания (закрепление знаний);
в) подведение итогов.



4. Изложение нового материала.

4.1.Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом графических изображений - “Разрезами”. (Показ презентации на демонстрационном мониторе (телевизоре).











Рассмотрим получение разреза (Рис. 1-4).

Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, как бы удаляется. (Показать на примере, используя возможности программного пакета “Компас-3D”). Затем деталь проецируется на фронтальную плоскость проекции. (Рис.5) Фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза: обводится сплошной основной толстой линией.



Почему? (Контур стал видимым); выделяется штриховкой. (Рис.6)

Таким образом:

разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости и за ней (запись в тетради).



4.2. Проверка понимания (Вывод).

Вопросы:

-С какой целью применяют разрезы на чертеже?

(Назначение разрезов: -увеличение наглядности чертежа; -облегчение его чтения).



4.3. Установление различий между сечением и разрезом.
Вопросы и задания:

-Рассмотрите внимательно изображения. (Рис.7-9)
-Вспомните, что называется сечением, а что – разрезом.

- Определите вид изображений и напишите отличия.

Графические изображения

Сечение

Разрез

Номер изображения

2

1

Отличия

Изображают только фигуру, находящуюся в плоскости сечения

Изображают фигуру, находящуюся в плоскости сечения, и то, что расположено за ней



4.4.Виды разрезов.



Сложные разрезы не изучаются в курсе школьной программы.

4.4.1. Знакомство с выполнением разреза на примере детали.
Рассмотрим получение разрезов на примере детали (Рис. 10).

Работа учащихся за компьютерами.

Проговаривание плана и запись его в тетради.



Открыть “Сетевое окружение”, “Server”, папка “Ученики”, “Деталь”. (Данные о кнопках вносим в словарь).

-вспомогательная геометрия (панель переключений); Рис. 10 -смещённая плоскость (компактная панель, инструментальная страница); указать грань, параллельно которой необходимо выполнить разрез – со стороны главного вида (параллельно фронтальной плоскости проекций);

-смещение установить -20 –половина ширины детали (панель свойств);

- изменить направление (панель свойств);

-создать объект (панель свойств);

-редактирование детали (панель переключений);

-сечение поверхностью (компактная панель, инструментальная страница);

-в дереве построений выделить (смещённая плоскость 1);

-направление обратное; создать;

- установить ориентацию (справа);

найдите на чертеже (Рис. 11) (Демонстрационный телевизор) соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен);

сделайте вывод, какой разрез можно назвать фронтальным.

 

Фронтальный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекций (Рис. 12).

Закрыть не сохраняя.

6. Физкультминутка для глаз.В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза.

6. Практическая работа (на компьютере):

6.1. Вводный инструктаж:

6.1.1. Построение профильного разреза:

  • по записанному в тетрадях плану постройте профильный разрез (указываем грань параллельно виду слева, т.е. параллельно профильной плоскости проекций);

  • найдите на чертеже соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен?);

  • сделайте вывод, какой разрез можно назвать профильным.

6.1.2. Построение горизонтального разреза:

  • по плану постройте горизонтальный разрез (указываем грань параллельно виду сверху, т.е. параллельно горизонтальной плоскости проекций);

  • найдите на чертеже соответствующий разрез (на какой плоскости проекции он расположен?);

  • сделайте вывод, какой разрез можно назвать горизонтальным.

6.2. Самостоятельная работа.

6.3.Текущий инструктаж (по ходу работы): соблюдение правил техники безопасности;

инструктирование по выполнению задания.

6.4. Целевые обходы:

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания ученикам;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени.

6.5.Проверка работы:

  • анализ выполнения самостоятельной работы;

  • проверка записей в тетради:

профильный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекций (Рис. 13);



горизонтальный разрез получается при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекций (Рис. 14).



7. Подведение итогов.

7.1. Проверка понимания.

Вопросы:

  • Какие изображения используются для выявления внутренней формы изделия (детали)?

  • Как вы поняли понятие “разрез”?

  • В чём особенность простых разрезов?

  • Какие простые разрезы мы сегодня рассматривал?

7.2. Сообщение о достижении цели урока.

7.3. Выставление отметок.



8. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

  1. по учебнику А.Д. Ботвинников “Черчение” 7-8 класс §23.1 -23.3, § 24.2;

  2. на стр.139 задание (заполните таблицу, по виду и разрезу найдите наглядные изображения);

  3. на стр. 142 задание (заполните таблицу, по виду и разрезу найдите наглядные изображения и профильные разрезы).



9.Уборка рабочих мест.





































Тема: Назначение разрезов.

Цель:

  • Дать понятие о разрезах, ин назначении и правилах выполнения.

  • Познакомить с классификацией разрезов.

  • Содействовать в формировании навыка построения целесообразных разрезов.

  • Содействовать в воспитании у уч – ся аккуратности в работе.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация.

Оборудование: Учебник, чертёжные инструменты, динамические модели предметов, плакаты.

Тип урока: Сообщение новых знаний



Структура урока

1 Орг. момент – 1- 2 мин.

2 Анализ графической работы – 5 мин

3 Новый материал – 20 мин.

4 Практическая работа– 10 мин.

5 Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.


Ход урока

Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно)

Анализ графической работы.

Вынести общие ошибки на доску. Объявить оценки.

Новый материал

Назначение разрезов

Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета.

У деталей, имеющих внутренние пустоты (отверстия, вырезы и др.), надо по возможности четче показать на чертеже их контуры.

Рассмотрите рисунок. 178, а. в учебнике. Он содержит наглядное изобра­жение детали и секущей плоскости, совпадающей с плоскостью симметрии детали.

На рисунке 178, б даны три вида этой детали: главный, свер­ху и слева. Внутренние очертания детали показаны линиями невидимого контура (штриховыми).

Сравните главные изображения на рисунках 178, б и 178, в. Там, где секущая плоскость прошла через материал детали, на изображении нанесена штриховка, а там, где она прошла через пустоту, штриховки нет.

Невидимый на рисунке 178, б контур на разрезе (рис. 178, в) обведен сплошными толстыми основными линиями. В результате главное изображение стало выразительней, внутреннее очерта­ние — ясней.

Что называется разрезом.

Разрез — это изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью (или несколькими плоскостями). При этом часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, как бы удаляется.

На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней (см. рис. 178, а б в). Следовательно, разрез включает сечение.

Различие между разрезом и сечением.

Между разрезом и сечением есть различие. Его вы увидите, сравнивая изображе­ния I и II на рисунке 179. в учебнике и на плакате.

Вспомните, что называется сечением, разрезом.

Запишите в рабочей тетради: «Разрез отличается от сечения тем, что на нем показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней»

. Правила выполнения разрезов

Как выполняют разрезы.

На рисунке 178, в дан разрез. Обратите внимание, что виды сверху и слева при этом не изме­нились.

Сравнивая на этом чертеже виды детали и разрез, заметим следующее:

  1. Штриховые линии, которыми на главном виде были изобра­жены внутренние очертания, теперь обведены сплошными основ­ными линиями, так как они стали видимы.

  2. Фигура сечения, входящая в разрез, заштрихована. Штри­ховка дана только там, где сплошные части детали попали в секу­щую плоскость.

  3. Линия, находящаяся на передней, неизображаемой части предмета (контур среза), не показана.

Разрезы бывают ПРОСТЫЕ и СЛОЖНЫЕ. В школьном курсе вы будете изучать только простые разрезы, поэтому о них и пойдет сейчас речь. Как только у нас появится дополнительная возможность провести урок, я вас познакомлю со сложными разрезами.



Какие бывают разрезы. Положение секущей плоскости может быть вертикальным и горизонтальным (рис. 181).

При секущей плоскости, параллельной фронтальной плоскости проекций, вертикальный разрез называют фронтальным (рис. 181, а). При секущей плоскости, параллельной профильной плоскости проекций, вертикальный разрез называют профильным (рис. 181, б).

В случае, когда секущая плоскость горизонтальна, разрез называют горизонтальным (рис. 181, в).

Обозначение разрезов. На одном чертеже может быть несколько разрезов (рис. 182). Но каждый из них должен быть целесообразным.

Разрезы обычно располагают в проекционной связи: фронталь­ный — на месте главного вида, профильный — на месте вида слева, а горизонтальный — на месте вида сверху.

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали и разрез расположен в проекционной связи, его не обо­значают. В остальных случаях разрезы обозначают так же, как сечения, разомкнутой линией. Стрелки с буквами показывают направление взгляда. Над разрезом пишут те же буквы через тире с тонкой чертой внизу (см. рис. 182).



Закрепление

Стр 144 задание под треугольником.

По видам и разрезам найдите наглядные изображения (рис. 183) и профильные разрезы. Соответствующие буквенные обозна­чения запишите в таблице, перечертив ее в тетрадь.

2, Рисунок 184 содержит фронтальный и профильный разрезы (штриховка на них не показана), вид сверху и аксонометри­ческое изображение.

Постройте эскизы этих проекций и допол­ните разрезы штриховкой, где это необходимо.



Заключительная часть

Подведение итога.



Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке?

Добились ли вы поставленных целей?

Чему вы сегодня научились?

  1. Какие разрезы называют фронтальными, профильными, го­ризонтальными?

  2. В каких случаях разрезы не обозначают?

  3. Для чего применяют на чертежах разрезы?




Дом. задание – стр

СТР 138 - 144. читать, ответить на вопросы в конце параграфа;

Выполнить практически задание № 3 на стр 145.

Приготовить формат А 4 для графической работы.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!