МБОУ Щебетовская школа им. М.А.Македонского
10 класс. Учитель высшей категории Антонова Э.Д.
ТЕМА УРОКА:
«Основные положения молекулярно-кинетической теории»
ЦЕЛЬ УРОКА:
познавательная :
Сформировать представления о структуре и содержании новой физической теории, организовать усвоение основных положений МКТ.
развивающая
Формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, при работе с текстом.
воспитательная
Показать практическое значение знаний по молекулярной физике.
ПЛАН УРОКА:
| Этапы урока | Время (мин.) | Приемы и методы |
1 | Введение: объект и предмет молекулярной физики | 10-15 | Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником. |
2. | Основные положения МКТ | 15 - 20 | Демонстрация опытов. Беседа. |
3. | Закрепление изученного материала.Видеосюжет | 10 - 15 | Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям. |
4 | Подведение итогов.Рефлексия | 2 - 4 | Ответы на вопросы. Сообщение учителя, оценивание. |
5 | Домашнее задание | 1 | Разъяснение домашнего задания .Запись его в дневник. |
Эпиграф : «Я – мыслю, значит - я существую»
Рене Декарт
Организационный момент ( дежурные отчитываются об отсутствующих на уроке и проверка к готовности урока)
ХОД УРОКА:
1. Введение (актуализация и мотивация)
1. Вступительное слово учителя.
Мы на каждом уроке узнаем много необычного и интересного. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать.
В предыдущей главе мы изучали механическое движение, характер взаимодействия тел, законы сохранения импульса и энергии. Рассматриваемые объекты - материальная точка, абсолютно твердое тело, упругое.
Средства описания: система отсчета, часы, линейка, путь, скорость, ускорение сила и др.
При изучении раздела «Молекулярная физика» нам предстоит:
понять основные положения МКТ ( знать содержание, аргументировать истинность примерами).
объяснить основные свойства агрегатных состояний вещества его строением, движением и взаимодействием составляющих частиц,
давать качественные и количественные оценки параметров молекул в различных агрегатных состояниях вещества,
объяснять методы определения размеров молекул, скорость их движения.
| Объект | Характер движения | Взаимодействие |
МЕХАНИЧЕСКОЕ | Макротела | Перемещение в пространстве относительно других тел | Гравитационное. Электромагнитное ( при соприкоснов.) |
ТЕПЛОВОЕ | Частицы, из которых состоит тело. Макросистема. | Хаотическое движение частиц. Изменение параметров макросистемы: p, T, V. | Электромагнитное: а) между частицами макротела б) между макротелами. |
2. Изложение нового материала.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Еще в IV в. до н.э. греческий ученый Демокрит
(460 – 370 в. до н.э.) высказал гениальную гипотезу:
«Все состоит из атомов … вещи отличаются друг от друга атомами, из которых состоят, их порядком и положением…» Сообщение учащейся.(Нестерова Мария)
Каково строение окружающего нас вещества - одна из самых фундаментальных и вечных проблем физики. Американский физик лауреат Нобелевской премии Р.Фейнман (1918-1988) писал: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то, какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это - атомная гипотеза….»
Вот каково значение представлений о строении вещества!
Вещество в природе состоит из химических соединений и химических элементов. Наименьшей частицей химического соединения является - молекула, а химического элемента - атом.
В XIX веке на основе многолетних наблюдений явлений, формулировок, гипотез и их опытной проверки были определены три наиболее принципиальных теоретических положения о строении вещества.
Вещество состоит из частиц: молекул, атомов, ионов.
Опыт №1 Окрашивание жидкости. Опыт проводит учитель.
Почему небольшим кристалликом медного купороса( или ..) можно окрасить воду?
О чем говорит проникновение одного вещества в другое?
О чем говорит равномерность окраски раствора?
О чем говорит уменьшение окраски раствора по мере добавления воды?
Опыт №2 Определение размеров молекул.
Почему на поверхности воды площадь пятна не увеличивается беспредельно при растекании капли масла?
(Задача, подготовленная учеником ( опережающее обучение) – Орин Евгений)
ДЕМОНСТРАЦИЯ трех состояний воды.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Броуновское движение - это тепловое движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости или газе. Оно было открыто английским ботаником Броуном и явилось наглядным доказательством хаотичного молекулярного движения. Броуновские частицы движутся под влиянием ударов молекул. Из-за хаотичности теплового движения молекул эти удары никогда не уравновешивают друг друга. В результате скорость броуновской частицы беспорядочно меняется по величине и направлению, а ее траектория представляет собой сложную зигзагообразную кривую. ( Опережающее обучение – Русакова Анастасия)
Все частицы находятся в непрерывном хаотическом движении (тепловом, броуновском).
Опыт №3 Диффузия газа ( у доски ученик ) – запах духов.
Как доказать, что в опыте наблюдается действительно проникновение частиц одного вещества в другое?
Почему распространение запахов служит аргументом в пользу гипотезы о тепловом движении молекул?
С одинаковой скоростью распространяются запахи разных веществ?
Как это доказать?
О чем говорит скорость распространения запаха?
Как хаотический характер движения частиц влияет на распространение запаха?
Приведите примеры проявления диффузии в природе.
Все частицы между собой взаимодействуют (притягиваются, отталкиваются).
Почему мелом можно писать на доске.
Опыт № 4
Взаимодействие капли воды с различными поверхностями.
На основе какого результата опыта можно судить о силах взаимодействия частиц?
Каковы общие выводы о взаимодействии частиц?
На основе трех положений молекулярно - кинетической теории строения вещества можно объяснить различные фазовые состояния вещества.
Формулы темы ( на доске) – относительная масса вещества, количество вещества, число Авогадро.
3.Первичное закрепление изученного материала.
Видео - «Поведение молекул в газах, жидкостях и твердых телах». 2 минуты.
.
Самостоятельная работа и решение задач (дифференцированные задания)
Используя учебник, §§ 53,54 ответить на вопросы.
1 вариант.
Атомы и молекулы твердых тел участвуют в тепловом движении. Как при этом объясняется сохранение форм и объема тел?
2 вариант.
Привести примеры тепловых явлений в газах, жидкостях твердых телах.
4.Закрепление материала с помощью ИКТ (видеосюжет)
Подведение итогов урока
и рефлексия:
Как я работал на уроке
Кто мне помог
Кому помог я
Что нового узнал
6. Домашнее задание: