СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Основы МКТ"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока должен отражать основные его этапы.И обязательно рефлексию.

Просмотр содержимого документа
«План урока "Основы МКТ"»

МБОУ Щебетовская школа им. М.А.Македонского


10 класс. Учитель высшей категории Антонова Э.Д.


ТЕМА УРОКА:


«Основные положения молекулярно-кинетической теории»


ЦЕЛЬ УРОКА:

познавательная :

Сформировать представления о структуре и содержании новой физической теории, организовать усвоение основных положений МКТ.

развивающая

Формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, при работе с текстом.

воспитательная

Показать практическое значение знаний по молекулярной физике.


ПЛАН УРОКА:



Этапы урока

Время (мин.)

Приемы и методы

1

Введение: объект и предмет молекулярной физики

10-15

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

2.

Основные положения МКТ

15 - 20

Демонстрация опытов. Беседа.

3.

Закрепление изученного материала.Видеосюжет

10 - 15

Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

4

Подведение итогов.Рефлексия

2 - 4

Ответы на вопросы. Сообщение учителя, оценивание.

5

Домашнее задание

1

Разъяснение домашнего задания .Запись его в дневник.

Эпиграф : «Я – мыслю, значит - я существую»

Рене Декарт

Организационный момент ( дежурные отчитываются об отсутствующих на уроке и проверка к готовности урока)

ХОД УРОКА:

1. Введение (актуализация и мотивация)

1. Вступительное слово учителя.

Мы на каждом уроке узнаем много необычного и интересного. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать.

В предыдущей главе мы изучали механическое движение, характер взаимодействия тел, законы сохранения импульса и энергии. Рассматриваемые объекты - материальная точка, абсолютно твердое тело, упругое.

Средства описания: система отсчета, часы, линейка, путь, скорость, ускорение сила и др.


При изучении раздела «Молекулярная физика» нам предстоит:


  • понять основные положения МКТ ( знать содержание, аргументировать истинность примерами).

  • объяснить основные свойства агрегатных состояний вещества его строением, движением и взаимодействием составляющих частиц,

  • давать качественные и количественные оценки параметров молекул в различных агрегатных состояниях вещества,

  • объяснять методы определения размеров молекул, скорость их движения.




Объект

Характер движения

Взаимодействие



МЕХАНИЧЕСКОЕ

Макротела

Перемещение в пространстве относительно других тел


Гравитационное.

Электромагнитное

( при соприкоснов.)



ТЕПЛОВОЕ

Частицы, из которых состоит тело.

Макросистема.

Хаотическое движение частиц.

Изменение параметров макросистемы: p, T, V.

Электромагнитное:

а) между частицами макротела

б) между макротелами.


2. Изложение нового материала.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.


Еще в IV в. до н.э. греческий ученый Демокрит

(460 – 370 в. до н.э.) высказал гениальную гипотезу:

«Все состоит из атомов … вещи отличаются друг от друга атомами, из которых состоят, их порядком и положением…» Сообщение учащейся.(Нестерова Мария)


Каково строение окружающего нас вещества - одна из самых фундаментальных и вечных проблем физики. Американский физик лауреат Нобелевской премии Р.Фейнман (1918-1988) писал: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то, какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это - атомная гипотеза….»

Вот каково значение представлений о строении вещества!

Вещество в природе состоит из химических соединений и химических элементов. Наименьшей частицей химического соединения является - молекула, а химического элемента - атом.

В XIX веке на основе многолетних наблюдений явлений, формулировок, гипотез и их опытной проверки были определены три наиболее принципиальных теоретических положения о строении вещества.



  1. Вещество состоит из частиц: молекул, атомов, ионов.


Опыт №1 Окрашивание жидкости. Опыт проводит учитель.



Почему небольшим кристалликом медного купороса( или ..) можно окрасить воду?

О чем говорит проникновение одного вещества в другое?

О чем говорит равномерность окраски раствора?

О чем говорит уменьшение окраски раствора по мере добавления воды?



Опыт №2 Определение размеров молекул.

Почему на поверхности воды площадь пятна не увеличивается беспредельно при растекании капли масла?

(Задача, подготовленная учеником ( опережающее обучение) – Орин Евгений)


ДЕМОНСТРАЦИЯ трех состояний воды.




ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.


Броуновское движение - это тепловое движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости или газе. Оно было открыто английским ботаником Броуном и явилось наглядным доказательством хаотичного молекулярного движения. Броуновские частицы движутся под влиянием ударов молекул. Из-за хаотичности теплового движения молекул эти удары никогда не уравновешивают друг друга. В результате скорость броуновской частицы беспорядочно меняется по величине и направлению, а ее траектория представляет собой сложную зигзагообразную кривую. ( Опережающее обучение – Русакова Анастасия)


  1. Все частицы находятся в непрерывном хаотическом движении (тепловом, броуновском).


Опыт №3 Диффузия газа ( у доски ученик ) – запах духов.


Как доказать, что в опыте наблюдается действительно проникновение частиц одного вещества в другое?

Почему распространение запахов служит аргументом в пользу гипотезы о тепловом движении молекул?

С одинаковой скоростью распространяются запахи разных веществ?

Как это доказать?

О чем говорит скорость распространения запаха?

Как хаотический характер движения частиц влияет на распространение запаха?

Приведите примеры проявления диффузии в природе.


  1. Все частицы между собой взаимодействуют (притягиваются, отталкиваются).

  2. Почему мелом можно писать на доске.


Опыт № 4


Взаимодействие капли воды с различными поверхностями.


На основе какого результата опыта можно судить о силах взаимодействия частиц?

Каковы общие выводы о взаимодействии частиц?


На основе трех положений молекулярно - кинетической теории строения вещества можно объяснить различные фазовые состояния вещества.


Формулы темы ( на доске) – относительная масса вещества, количество вещества, число Авогадро.


3.Первичное закрепление изученного материала.


Видео - «Поведение молекул в газах, жидкостях и твердых телах». 2 минуты.

.



  1. Самостоятельная работа и решение задач (дифференцированные задания)


Используя учебник, §§ 53,54 ответить на вопросы.


1 вариант.

Атомы и молекулы твердых тел участвуют в тепловом движении. Как при этом объясняется сохранение форм и объема тел?


2 вариант.

Привести примеры тепловых явлений в газах, жидкостях твердых телах.


4.Закрепление материала с помощью ИКТ (видеосюжет)



  1. Подведение итогов урока

и рефлексия:

Как я работал на уроке

Кто мне помог

Кому помог я

Что нового узнал


6. Домашнее задание:



  • введение, §§ 53,54.изучить, свой конспект.


  • Привести примеры, подтверждающие три положения молекулярно - кинетической теории.


  • Что в физике мы называем макротелами?


  • Какое значение имеют тепловые явления для атмосферы, флоры и фауны Земли?


  • Вклад великого русского ученого исследователя М.В.Ломоносова в изучении строения вещества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!