СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока обществознания в 7 классе Тема урока: Почему важно соблюдать законы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока обществознания в 7 классе Тема урока: Почему важно соблюдать законы.»

План урока обществознания в 7 классе

Тема урока: Почему важно соблюдать законы.

Дата:

Тип урока: изучение новой темы.

Общие цели:

1. Предметные: ввести термины «закон», «нормативно-правовой акт», «справедливость», сформировать представление о функциях закона в обществе; познакомить с ФЗ «Об образовании», разобрать права и обязанности учащихся.

2. Метапредметные:

  • познавательные УУД: развивать умения работы с текстом, находить нужные ответы на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух, анализировать, сравнивать и дополнять полученную информацию;

  • регулятивные УУД: формировать умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному и индивидуальному выполнению учебной задачи, формировать умение контролировать время при выполнении самостоятельной работы, формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

  • коммуникативные УУД: способность формулировать и четко выражать свои мысли, слушать других и вступать в диалог, отстаивать собственное мнение.

3. Личностные:  формирование у учеников представлений о справедливости и стойкого законопослушного поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Конспект урока:

1. Орг. момент (2 мин.) Проверка присутствующих, готовности учеников к занятию.

2. Переход к новой теме (3 мин).

- Вспомните, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?

- Откройте, пожалуйста, с. 8 учебника, раздел «Обсудим вместе». Помните спор двух учеников. Мы разбирали с вами, кто из них прав, а кто – нет. Теперь, когда мы узнали больше с вами о правилах, узнали об их видах, о том, что они по-разному закреплены и за их нарушение мы несем различную ответственность; о том, что мы наделены конституционными правами и обязанностями и многом другом, давайте вернемся к этому вопросу. В связи с этим предположите, как может называться наш сегодняшний урок?

Учитель корректирует ответы учеников, после формулировки тема записывается. Ставится проблемная задача: в конце урока ученики должны будут ответить на вопрос: зачем вообще нужны законы.

3. Изучение новой темы (30 мин.)

1) Закон устанавливает порядок в обществе.

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок – это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «закон»?

Ученики отвечают; учитель обращает внимание на наиболее удачные ассоциации. Потом записывается определение:

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. (На слайде.)

- Вспомните, о каких законах мы уже с вами успели поговорить на предыдущих уроках? Какие законы вы вообще знаете? Что они регулируют?

- Как вы думаете, какой могла бы быть жизнь без законов? Знаете ли вы о периодах в истории, в том числе и нашей страны, когда влияние законов ослабевало или вовсе почти не действовало?

Обратиться к рубрике «Страницы истории», с. 23 учебника. Вопросы после него:

- Чем грозит государству отсутствие законной власти?

- Зачем люди принимают законы?

- Почему важно соблюдать законы?

К сожалению, люди далеко не всегда соблюдают законы, в чем очень легко убедиться.

Практически все стороны нашей жизни, практически вся наша деятельность регулируется различными законами или, как они по-другому называются, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ. Чем мы сейчас с вами занимаемся? Правильно, учимся, и для регулирования вопросов обучения также есть ряд специальных законов, наиболее важным среди которых является Федеральный закон «Об образовании».

Обязанности обучающихся (отрывок из статьи 43):

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сказать, что это неполный перечень обязанностей. Есть также широкий перечень прав, причем не только у учеников, но и у учителя. Поинтересоваться, как сами ученики оценивают свое соблюдение вышеперечисленных обязанностей.

С. 25 учебника – какие еще у нас есть законы, какие сферы жизни они регулируют.

2. Закон стремится установить справедливость.

Задание: Прослушайте данный текст и постарайтесь по нему определить, какова основная цель существования законов:

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов – устанавливаемых государством правил поведения в обществе – невозможно добиться справедливости.

В «Русской правде» – сборнике правовых норм Древнерусского государства – предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит… а будет в коне порча [т.е. конь будет тяжело болен и неспособен трудиться], то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т.е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича – сказано, что «суд царя… должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право – это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Ответ учеников: основная цель существования законов – установление справедливости.

Спросить учеников, что они понимают под словом «справедливость», как бы они могли сформулировать данный термин. В тетрадях записать:

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

Для проверки понимания термина ученикам предлагается ряд ситуаций; они должны оценить, что является справедливым, а что нет и почему:

1) Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно, другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второй ученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).

2) Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страха наказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихого двоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записи с камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновник обнаружен и понесет наказание).

3) Ученики плохо ведут себя на уроке, переговариваются, отвлекаются, не выполняют домашнее задание, обсуждают учителя у него за спиной.

4) Женщина (без проблем со здоровьем, но в возрасте) требует от молодого человека (на костылях, с больной ногой) чтобы он уступил ей место, так как она намного старше.

Вопрос: Во всех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает по справедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужно было, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ учеников: кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, кто прав, кто виноват).

Действительно, зачастую каждая сторона конфликта, включая виновного, считает, что она является правой. Для того, чтобы рассудить людей, т.е. определить, кто же реально прав, необходим кто-то третий, кто сможет посмотреть на ситуацию со стороны. В случаях нарушения закона, установленного государством, существует специальный орган и специальные должностные лица, который выполняют эту функцию. Кто это и что это? (Ответ учеников: Суд, судьи).

Правильно. Во всех государствах с древнейших времен есть такой орган, как суд, чья задача – восстановление справедливости и торжество закона. Судебную деятельность осуществляют судьи – люди, которые очень хорошо знают законы, а также сами являются (в идеале) высокоморальными, честными людьми, пользующимися уважением в обществе. По законам РФ судьи принимают решения, опираясь не только на закон, но и на свои моральные убеждения.

Вопрос: скажите, а что является символом суда? И вообще справедливого судопроизводства? (Ответ учеников: древнегреческая богиня Фемида).

- Почему Фемиду изображают с мечом, весами и завязанными глазами? (Весы – символ справедливости; меч – символ неотвратимости наказания; повязка – символ беспристрастности; неважно, кто перед судом, он понесет наказание согласно своему проступку).

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

(На слайде – изображение Бакунина Михаила Александровича и его цитата: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»).

Перед вами – русский мыслитель и революционер XIX в. Михаил Александрович Бакунин, один из теоретиков АНАРХИЗМА. Знакомо это слово? С чем оно у вас ассоциируется?

Анархизм – это общественно-политическое течение, идеалом которого является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком. Бакунин и его последователи были убеждены, что государство, законы, весь аппарат принуждения людей к исполнению закона (в частности, полиция) на самом деле не нужны, и люди в состоянии самостоятельно существовать без внешнего влияния на них, опираясь на свою совесть и понимание общечеловеческой справедливости. Бакунину принадлежит выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

- Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждого человека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должны относиться к ним с уважением.)

- Возможно ли установление такого общества, в котором не было бы внешней силы подчинения, законов, но люди по внутреннему убеждению соблюдали бы совместно выработанные правила поведения в обществе? Если да, то почему?

Может быть, такое общество когда-нибудь и будет построено, но это больше похоже на УТОПИЮ, и если случится, то через много-много лет. По сути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу, неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас от людей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.

4. Закрепление (3 мин.)

- Ребята, давайте попробуем сделать выводы на основе всего услышанного: для чего же существуют законы? Почему необходимо их соблюдать?

Если ученики затрудняются с ответом или дают не слишком точные, размытые ответы, учитель просит пролистать параграф 3 учебника и зачитать названия пунктов. Это и будут функции закона в обществе. Записать:

Функции закона в обществе:

- Закон устанавливает порядок в обществе.

- Закон стремится установить справедливость.

- Закон устанавливает границы свободы поведения.

Вопрос: Что могло бы произойти, если бы все законы вдруг исчезли бы?

Ученики предполагают. Зачем учитель показывает короткое видео с предположением, чтобы случилось с миром, если бы на 24 часа перестали действовать все законы, предварив вопросом: ученики должны подумать, согласны ли они с автором ролика или нет, почему.

5. Рефлексия (2 мин.)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие навыки работы отрабатывали?

- Довольны ли своей работой на уроке?

Д/З: §3, записи в тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!