СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока на тему " Опыление цветковых растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока на тему " Опыление цветковых растений"»

Урок "Опыление цветковых растений».

Задачи:

  • Познакомить с типами опыления цветковых растений, приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром;

  • Определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян;

  • Обобщить знания о цветке, как органе семенного размножения;

  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, познакомить с мерами защиты редких и исчезающих растений.

Оборудование: таблица “Развитие покрытосеменного растения”, муляжи плодов, модель цветка, экран, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный опрос по теме “Оплодотворение у цветковых растений»

- Строение цветка

- Главные части цветка.

-Строение пестика и тычинки.

-Что такое размножение?

- Способы размножения у растений.

- Что такое оплодотворение?

- Строение пыльцевого зерна.

- Образование пыльцевой трубки 2-х спермиев

- Строение семязачатка.

-Оплодотворение у цветковых растений:

-Что развивается из покрова семязачатка?

- Что развивается из семязачатка?

- Из чего состоит семя?(зародыш ,з.п.в, сем.кожура)

- Из чего состоит плод? ( семя и околоплодник)

- Назовите фамилию ученого, открывшего двойное оплодотворение.

III. Изучение нового материала

  1. Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Это важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян. Опыление может происходить различными способами.

ОПЫЛЕНИЕ

Самоопыление Перекрестное опыление

Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на пестик этого же цветка. Самоопыление происходит, когда еще не раскрыт цветок.

Самоопыление – это гарантия того, что растение независимо от условий обязательно будет опылено и даст плоды с семенами. Сливаются половые гаметы одного растения, поэтому потомство похоже на родительское. Самоопыление у растений: фасоль пшеница, картофель, люпин, горох, хлопчатник, рис, овес.

  1. Перекрестное опыление. Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед половым.

Перекрёстное опыление - это перенос пыльцы с одного цветка на другой.

Перекрёстном опылении новый организм объединяет в себе признаки отцовского и материнского организмов и будет более приспособлен к меняющимся условиям среды,

– Как пыльца переносится с одного цветка на другой?( насекомых ,птиц)

Насекомоопыляемые растения

  • Крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;

  • Яркая окраска околоцветника;

  • Наличие нектара, аромата (он не всегда приятен для человека);

  • Особое строение пыльцевых зерен.

Некоторых цветочных гостей привлекает пыльца, в ней содержатся белки, жиры, углеводы, витамины. Она служит пищей для пчёл, жуков. Пыльца насекомоопыляемых: крупная, тяжёлая, липкая, у неё на поверхности есть шипы, крючки, её образуется не так много как у ветроопыляемых растений. Всё это приспособления для прикрепления к мохнатому телу насекомого. Посмотрите на пчелу, всё её тело покрыто пыльцой, кроме этого она ещё собирает пыльцу в специальные корзиночки на задних ногах.

Цветок для своих гостей заготовил и лакомство – это нектар, ещё К.Линней назвал его «пищей богов», найдите в учебнике за какую его особенность? (Нектар – это сладкая жидкость). Добраться до нектара не так просто, он находится на дне венчика в нектарниках. Например, пчёлы, бабочки достают нектар своими хоботками из глубоких венчиков, жуки до него добраться уже не могут.

Послушайте рассказ об опылении цветов льнянки шмелямиОказывается, что у насекомых есть любимые цветы, которые они выбирают, но и у цветов есть свои любимые опылители. Посмотрите на цветок наперстянки рис. 5.50, ведь, наверное, не зря его называют «пчелиным» цветком.

Какие приспособления возникли у цветов для привлечения насекомых, как насекомые разыскивают цветы?

Одно из приспособлений это наличие запаха. Насекомые хорошо различают запахи. Орган обоняния у них находится на усиках: бабочек привлекают душистые цветы, пчёл – сладкие, жуков – фруктовые ароматы, мухи летят к цветам с запахом гниющего мяса.

Насекомые замечают крупные цветы или мелкие собранные в соцветия.

А вот окраску околоцветника насекомые видят иначе, чем мы с вами, но цветы должны быть в отличие от ветроопыляемых растений, яркими, выделяющимися на фоне листвы, ведь многие насекомоопыляемые растения цветут после распускания листвы.

Знайте

  • Пчёлы опыляют – жёлтые, фиолетовые, синие, белые цветы, а вот красные цветы их пугают.

  • Бабочки – нежно-красные, розовые, белые, фиолетовые, жёлтые.

  • Жуки – белые, жёлто-зелёные, нежно-розовые, но неглубокие цветы.

3.Ветроопыляемые растения. Признаки цветков ветроопыляемых растений.

  • Цветки мелкие, невзрачные;

  • Не имеют нектарников;

  • Большинство лишены запаха;

  • Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;

  • Тычинки на длинных, свисающих нитях;

  • Растения растут большими скоплениями;

  • Зацветают до распускания листьев.

- Неяркий околоцветник, цветки мелкие, пыльца мелкая, сухая, у берёзы она разносится на расстояние 40 км, её много, не имеют запаха). Тополь, дуб, ольха, береза, орешник, рожь, кукуруза

«Сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений» 

название признаков

признаки цветов

ветроопыляемые растения

насекомоопыляемые растения

пыльца

лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много

крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало

нектар

-

+

запах

-

+

размер цветка

Крупный или соцветие

Мелкие, крупные

окраска

невзрачные

яркая, заметная

время цветения растений

до распускания листвы

во время распускания или после распускания листьев

Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление?

1.Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других.

2.У некоторых растений, чтобы избежать самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять  из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных  и декоративных растений.

Вопрос: Растениям, растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление. Почему?

(Так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.)

IV. Закрепление знаний

  1. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?

  2. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?

  3. Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:

Одна пчела летит, за ней вторая.
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.

Какой сегодня день хороший!
Ну, ветерок родной, не подкачай.
Опыли-ка картофель, горошек –
Будет щедрый у нас урожай!

Решите биологические задачи: Учёные провели эксперимент:

Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку 5.49 учебника определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 1 минуты.

(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна чужая пыльца, её переносят насекомые. Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект

1.Капитан одной команды КВН предложил капитану другой команды установить логическую связь между звеньями цепи: клевер – шмели – мыши – численность кошек в деревне. Как вы думаете, какую логическую связь между звеньями цепи установил капитан второй команды.

2.Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчёл. Каков её биологический смысл?

V. Домашнее задание

Дома §44. Повтор40-43.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!