СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока мастер-класс по теме: "Общеупотребляемая и мало употребляемая лексика русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока мастер-класс по теме: "Общеупотребляемая и мало употребляемая лексика русского языка", в котором изучаются понятия "диалектизмы", "профессионализмы" и "жаргонизмы" при помощи использования приёмов инновационной технологии «Технология развития критического мышления»: «Урок без темы», рефлексивных листов «Человечки – я смогу», «З-Х-У», «Термометр настроения»; «Своя опора» (Ментальная карта), «Отсроченная отгадка», «Толстый и тонкий вопрос» и применения различных форм работы: групповой, парной, индивидуальной и фронтальной, основанных на развитии навыка самостоятельной проработки разных способов  учебной информации при изучении темы. 

Просмотр содержимого документа
«План урока мастер-класс по теме: "Общеупотребляемая и мало употребляемая лексика русского языка"»

КГУ «Гимназия №21»












План

урока мастер-класс

по русскому языку

в 10 классе на тему:

«Общеупотребительная

и ограниченная

в употреблении лексика»



Составила

учитель русского языка

и литературы

высшей категории,

первого уровня

Емельянова О.В.










Алматы

2015 г.

Дата _________ Предмет __Русский язык__ _10_ класс

Тема урока: «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».

Цель урока:

образовательная:

изучить лексику ограниченного употребления (диалектные, профессиональные и жаргонные слова), выяснить её особенности и отличия от общеупотребительной лексики;

воспитательная:

воспитать уважительное отношение к языковому наследию человечества, являющемуся важным для реалистичного изображения жизни людей в художественной литературе; выработать необходимость стремления к принятым нормам литературного языка;

развивающая:

развить умение различать лексику ограниченного употребления от общеупотребительной и понимать значение слов изучаемых пластов русского языка в его историческом и культурном развитии; развить навык разных способов проработки учебной информации самостоятельно.

Тип урока изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическое занятие.

Методы: исследование, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, анализ.

Приёмы: приёмы технологии «Технология развития критического мышления»: «Урок без темы», рефлексивный лист «Человечки – я смогу», «З-Х-У», «Своя опора» (Ментальная карта), «Отсроченная отгадка», «Толстый и тонкий вопрос».

Основные понятия темы: лексика, лексические группы слов, общеупотребительная лексика, лексика ограниченной сферы употребления, диалектизмы, специальные слова, профессионализмы, термины, жаргонизмы, сленг, арго.

Оборудование урока, наглядность: презентации «Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. 10 класс» и «Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления», карточки для деления по группам, кластеры (А3 – 6 шт.), маркеры, стикеры, рисунок «Термометра настроения», оценочные листы, пустографки «З-Х-У», «Человечки - я смогу», клубок, словари, смартфоны (подключенные к Интернету), учебное пособие «Шын».

Ход урока:

  1. . Организационный этап.

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению.

Содержание этапа:

  1. Приветствие.

  2. Проверка подготовленности к уроку.

  3. Организация внимания школьников.

  4. Раскрытие плана проведения урока.

1. Деление по группам (Собери картинку.) (Приложение 1)

ГР М1 М2 (1 мин.)

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению цели урока.

  1. Сообщение темы урока.

  2. Формулирование цели совместно с учениками.

  3. Показ значимости изучаемого материала.

  4. Постановка проблемы.

  5. Актуализация субъектного опыта учащимися.

1. «Расскажи клубочек» - проверка знания теории по изученным темам раздела «Лексика». ИР М1 М3-ФО (6 мин.)

2. Проверка домашней работы: упр. 190. (Работа в парах. Взаимопроверка по образцу, СО – файл презентации.) ИКТ- М4- (Файл 1) ПР М3- СО (2 мин.)

3. Работа с оценочными листами, листами рефлексии и таблицами «З-Х-У». М2

Напоминание о работе в течение урока с оценочными листами (Приложение 2)) и определение настроя на урок индивидуального и группового (В оценочных листах «Человечки - я смогу» и «Термометр настроения» - в листах и на доске: общее настроение подсчитывается по градусам индивидуальным, поделённым на кол-во чел. в группе.) Заполнение таблицы «З-Х-У» (Приложение 3) (в течение урока).

3. Определение темы и целей урока М1 М2 М6 (5 мин.):

а) анализ текста стихотворения С.А. Есенина «Пахнет рыхлыми драчёнами…» ИКТ- М4 (Файл 2) и высказывания А.Т. Твардовского ИКТ- М4 (Файл 3, 4) – выход на понятие «Диалектизмы»;

б) просмотр и анализ эпизода фильма «Джентльмены удачи» ИКТ-М4 (Файл 5) - выход на понятие «Жаргонизмы»;

в) анализ отрывка «Кладовая солнца» М.М. Пришвина о Митраше ИКТ-М4 (Файл 6, 7) – выход на понятие «Профессионализмы».

г) записывание темы, проговаривание целей урока ИКТ- М4 (Файл 8, 9)

    1. Этап изучения нового материала.

Задачи: обеспечить восприятие, осмы-сление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации.

  1. Организация внимания.

  2. Сообщение основного признака изучаемого материала.

  3. Обеспечить осмысление учащимися методов исследования изучаемых знаний.

1. Определение тематики работы для групп ГР (По картинке, собранной при делении в начале урока: «Женщина с веретеном» - диалектизмы, «Люди в спецодежде» - профессионализмы, «Жулик» - жаргонизмы.)

2. Слово учителя.

Рассказ о делении лексики с точки зрения сферы употребления на общеупотребительную и ограниченную в употреблении ИКТ- М4 (Файл 10, 11, 12, 13)

3. Сообщение учеников М5 о словарях (по опережающему заданию) ИКТ- М4 (Файл 14, 15,16,17,18) (1 мин.)

4. Работа в группах ГР (по 6 мин. = 18 мин.)

(3 группы). (Напоминание о правилах работы в группе см. Приложение 4):

а) самостоятельное изучение заданной темы различными способами проработки учебной информации (работа с различными ресурсами) М6 М2 ИКТ- М4: учебником, учебным пособием «Шын», Интернетом, ресурсами кабинета - словарями);

б) оформление кластера – рисование ментальной карты (опорной схемы) (А3, маркеры) и подготовка презентации М2 К-М7 (См. задания в помощь группе Приложение 5: определение понятия, схема, 2-3 примера, 3 вопроса к др. группам по проверке понимания);

в) подготовка 3 вопросов группам М2;

г) презентация по теме и опрос групп по пониманию – фиксирование другими группами информации в тетрадях и ответы. М2 (по 3 мин.= 9 мин.)

д) информирование уч-ся других групп о местонахождении найденной информации ИКТ- М4 (Стр. учебника, учебного материала, сайты, словари и др.)

(Учитель следит за правильностью презентуемой информации, корректирует дополняет её при необходимости. См 2 презентацию ИКТ- М4; следит за фиксированием в тетрадях уч-ся других групп.)

4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (проверки понимания).

Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления.

1. Опрос-ответы групп по пониманию – по 3 заготовленных каждой группой вопроса. М2 ГР ИР М3 (См. выше)


5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

1. Выполнение заданий по изученной теме. ГР ИР ПР ИКТ- М4 (3 мин.)

(Каждой группе даётся по одному заданию темы других групп и после выполнения происходит взаимопроверка по образцу на экране, оценивается по данным критериям там же.)

м. Приложение 6):

Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник

  • Полотенце Слаборукий

  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки

  • Драчливый Утирка

  • Носовой платок Брунжать

  • Прятки Позвонок

  • Помор Моряк

Ответы:

  • Колокольчик - позвонок

  • Полотенце - рукотерник

  • Гудеть (о насекомых) - брунжать

  • Драчливый - слаборукий

  • Носовой платок- утирка

  • Прятки - хоронушки

  • Помор - моряк

Критерии оценок 1 задания ИКТ- М4 М3 СО

7 баллов – «5»

6-5 баллов – «4»

4 балла – «3»

Меньше 4 баллов – «2»

Задание 2.

«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

Ответы:

Химия – молекулы, атомы, ион, окисление;

география - глобус, параллели;

информатика – сервер, блог, вирусы;

биология – флора, молекулы, атомы, окисление;

русский язык – префикс, морфема

физика - молекулы, атомы, ион, окисление

Критерии оценок 2 задания ИКТ- М4 М3 СМ

19-17 баллов – «5»

16-14 баллов – «4»

13-10 баллов – «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.

Ответы:

Мне ещё сегодня два экзамена пересдавать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в красивом платье пришла, так ещё и зачет без предварительного собеседования по трём предметам получила, теперь едет веселиться с интересной компанией в отличный клуб и задержится там до утра.

Критерии оценок 3 задания ИКТ- М4 М3

13-12 баллов – «5»

11-10 баллов – «4»

9-7 баллов – «3»

Меньше 7 баллов – «2»

  1. Этап информации о домашнем задании.

1. §10 (уч.), упр. №195, 208, стр. 11 (Шың). (1 мин.)

2. Мини-сочинение «Вот так слова!»

(О диалектных словах нашей местности или специальных

словах, относящихся к профессиям ваших родителей).

  1. Этап подведения итогов урока.

Задачи: дать качественную оценку знаний класса и всего коллектива.

1. Выводы о достижении целей, поставленных на урок (1 мин.):

Вопросы

1. Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что нового узнали на уроке?

2. Чем отличается общеупотребительная лексика от ограниченной в употреблении?

3. Какие группы слов входят в лексику ограниченного употребления?

4. Для чего нужно знать слова этого пласта языка?

5. Где чаще всего они употребляются?

2. Оценивание работы на уроке (3 мин.) ГР М3 К-М7 (Окончательное заполнение оценочных листов с проговариванием результатов консультантами групп и учителем.)

  1. Этап рефлексии.

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния.

Мобилизация учащихся на рефлексию. ИР М2 (1 мин.)

1. Окончательный результат на листе рефлексии «Термометр настроения».

2. Повторное заполнение листа «Человечки - я смогу» и окончательное заполнение листа «З-Х-У».

3. Отзыв об уроке и пожелание на стикерах и наклеивание их на иллюстрациях трёх смайликов на доске.


Учитель Емельянова О.В. Зам. директора по УР_________ / /

























Приложение 1

































































Приложение 2

Оценочный лист ___ группы ______ класса

Ф.И. учащегося

Знание теории

Домашняя работа

Опережа-ющее задание

Работа в группе.

Оценка консуль-танта


Ответы на вопросы по проверке понима-ния

Задание по изучен-ной теме

Само-оценка

Оценка учителя

Общая оценка







































































Рекомендации группе:

Число ____________________

Подпись учителя __________

Приложение 3

«З-Х-У»

Тема урока:

Знаю

Хочу узнать

Узнал






Ф.И. ученика

Выводы:





_________________________________________________________________________________________

«З-Х-У»

Тема урока:

Знаю

Хочу узнать

Узнал






Ф.И. ученика

Выводы:







Приложение 4

Правила работы в группе

1. Чётко определитесь с темой работы.

2. Распределите роли (Консультант, хранитель времени, поисковик информации, оформитель, спикер).

3. Умейте слушать и слышать.

4. Уважайте мнение каждого.

5. Помогайте друг другу.

6. Соблюдайте регламент.

7. Каждый ответственен за результат.

_____________________________________________________________________________________

Правила работы в группе

1. Чётко определитесь с темой работы.

2. Распределите роли (Консультант, хранитель времени, поисковик информации, оформитель, спикер).

3. Умейте слушать и слышать.

4. Уважайте мнение каждого.

5. Помогайте друг другу.

6. Соблюдайте регламент.

7. Каждый ответственен за результат.

_____________________________________________________________________________________

Правила работы в группе

1. Чётко определитесь с темой работы.

2. Распределите роли (Консультант, хранитель времени, поисковик информации, оформитель, спикер).

3. Умейте слушать и слышать.

4. Уважайте мнение каждого.

5. Помогайте друг другу.

6. Соблюдайте регламент.

7. Каждый ответственен за результат.



Приложение 5

Задания в помощь группе

1. Дать определение понятия (Разъяснить термин).

2. Составить ментальную карту (Опорную схему).

3. Подобрать по 2-3 примера к каждой выявленной группе.

4. Подготовить 3 вопроса по проверке понимания для каждой группы-партнёра.

5. Если не поняли задания, уточнить его ещё раз.

__________________________________________________________________



Задания в помощь группе

1. Дать определение понятия (Разъяснить термин).

2. Составить ментальную карту (Опорную схему).

3. Подобрать по 2-3 примера к каждой выявленной группе.

4. Подготовить 3 вопроса по проверке понимания для каждой группы-партнёра.

5. Если не поняли задания, уточнить его ещё раз.

__________________________________________________________________

Задания в помощь группе

1. Дать определение понятия (Разъяснить термин).

2. Составить ментальную карту (Опорную схему).

3. Подобрать по 2-3 примера к каждой выявленной группе.

4. Подготовить 3 вопроса по проверке понимания для каждой группы-партнёра.

5. Если не поняли задания, уточнить его ещё раз.

__________________________________________________________________



Приложение 6

Задание 1.


Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник

  • Полотенце Слаборукий

  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки

  • Драчливый Утирка

  • Носовой платок Брунжать

  • Прятки Позвонок

  • Помор Моряк

__________________________________________________________________

Задание 2.

«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

_______________________________________________________________



Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.



__________________________________________________________________


Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник

  • Полотенце Слаборукий

  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки

  • Драчливый Утирка

  • Носовой платок Брунжать

  • Прятки Позвонок

  • Помор Моряк




Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник

  • Полотенце Слаборукий

  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки

  • Драчливый Утирка

  • Носовой платок Брунжать

  • Прятки Позвонок

  • Помор Моряк

__________________________________________________________________



Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник

  • Полотенце Слаборукий

  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки

  • Драчливый Утирка

  • Носовой платок Брунжать

  • Прятки Позвонок

  • Помор Моряк



__________________________________________________________________

Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник

  • Полотенце Слаборукий

  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки

  • Драчливый Утирка

  • Носовой платок Брунжать

  • Прятки Позвонок

  • Помор Моряк


Задание 2.

«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

_______________________________________________________________



Задание 2.

«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

_______________________________________________________________

Задание 2.

«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

_______________________________________________________________


Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.



__________________________________________________________________



Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.



__________________________________________________________________

Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.



__________________________________________________________________

Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.



__________________________________________________________________

Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.



__________________________________________________________________

Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!