КГУ «Гимназия №21»
План
урока мастер-класс
по русскому языку
в 10 классе на тему:
«Общеупотребительная
и ограниченная
в употреблении лексика»
Составила
учитель русского языка
и литературы
высшей категории,
первого уровня
Емельянова О.В.
Алматы
2015 г.
Дата _________ Предмет __Русский язык__ _10_ класс
Тема урока: «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».
Цель урока:
образовательная:
изучить лексику ограниченного употребления (диалектные, профессиональные и жаргонные слова), выяснить её особенности и отличия от общеупотребительной лексики;
воспитательная:
воспитать уважительное отношение к языковому наследию человечества, являющемуся важным для реалистичного изображения жизни людей в художественной литературе; выработать необходимость стремления к принятым нормам литературного языка;
развивающая:
развить умение различать лексику ограниченного употребления от общеупотребительной и понимать значение слов изучаемых пластов русского языка в его историческом и культурном развитии; развить навык разных способов проработки учебной информации самостоятельно.
Тип урока изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическое занятие.
Методы: исследование, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, анализ.
Приёмы: приёмы технологии «Технология развития критического мышления»: «Урок без темы», рефлексивный лист «Человечки – я смогу», «З-Х-У», «Своя опора» (Ментальная карта), «Отсроченная отгадка», «Толстый и тонкий вопрос».
Основные понятия темы: лексика, лексические группы слов, общеупотребительная лексика, лексика ограниченной сферы употребления, диалектизмы, специальные слова, профессионализмы, термины, жаргонизмы, сленг, арго.
Оборудование урока, наглядность: презентации «Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. 10 класс» и «Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления», карточки для деления по группам, кластеры (А3 – 6 шт.), маркеры, стикеры, рисунок «Термометра настроения», оценочные листы, пустографки «З-Х-У», «Человечки - я смогу», клубок, словари, смартфоны (подключенные к Интернету), учебное пособие «Шын».
Ход урока:
. Организационный этап. Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению. | Содержание этапа: Приветствие. Проверка подготовленности к уроку. Организация внимания школьников. Раскрытие плана проведения урока. 1. Деление по группам (Собери картинку.) (Приложение 1) ГР М1 М2 (1 мин.) |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению цели урока. | Сообщение темы урока. Формулирование цели совместно с учениками. Показ значимости изучаемого материала. Постановка проблемы. Актуализация субъектного опыта учащимися. 1. «Расскажи клубочек» - проверка знания теории по изученным темам раздела «Лексика». ИР М1 М3-ФО (6 мин.) 2. Проверка домашней работы: упр. 190. (Работа в парах. Взаимопроверка по образцу, СО – файл презентации.) ИКТ- М4- (Файл 1) ПР М3- СО (2 мин.) 3. Работа с оценочными листами, листами рефлексии и таблицами «З-Х-У». М2 Напоминание о работе в течение урока с оценочными листами (Приложение 2)) и определение настроя на урок индивидуального и группового (В оценочных листах «Человечки - я смогу» и «Термометр настроения» - в листах и на доске: общее настроение подсчитывается по градусам индивидуальным, поделённым на кол-во чел. в группе.) Заполнение таблицы «З-Х-У» (Приложение 3) (в течение урока). 3. Определение темы и целей урока М1 М2 М6 (5 мин.): а) анализ текста стихотворения С.А. Есенина «Пахнет рыхлыми драчёнами…» ИКТ- М4 (Файл 2) и высказывания А.Т. Твардовского ИКТ- М4 (Файл 3, 4) – выход на понятие «Диалектизмы»; б) просмотр и анализ эпизода фильма «Джентльмены удачи» ИКТ-М4 (Файл 5) - выход на понятие «Жаргонизмы»; в) анализ отрывка «Кладовая солнца» М.М. Пришвина о Митраше ИКТ-М4 (Файл 6, 7) – выход на понятие «Профессионализмы». г) записывание темы, проговаривание целей урока ИКТ- М4 (Файл 8, 9) |
Этап изучения нового материала. Задачи: обеспечить восприятие, осмы-сление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации. | Организация внимания. Сообщение основного признака изучаемого материала. Обеспечить осмысление учащимися методов исследования изучаемых знаний. 1. Определение тематики работы для групп ГР (По картинке, собранной при делении в начале урока: «Женщина с веретеном» - диалектизмы, «Люди в спецодежде» - профессионализмы, «Жулик» - жаргонизмы.) 2. Слово учителя. Рассказ о делении лексики с точки зрения сферы употребления на общеупотребительную и ограниченную в употреблении ИКТ- М4 (Файл 10, 11, 12, 13) 3. Сообщение учеников М5 о словарях (по опережающему заданию) ИКТ- М4 (Файл 14, 15,16,17,18) (1 мин.) 4. Работа в группах ГР (по 6 мин. = 18 мин.) (3 группы). (Напоминание о правилах работы в группе см. Приложение 4): а) самостоятельное изучение заданной темы различными способами проработки учебной информации (работа с различными ресурсами) М6 М2 ИКТ- М4: учебником, учебным пособием «Шын», Интернетом, ресурсами кабинета - словарями); б) оформление кластера – рисование ментальной карты (опорной схемы) (А3, маркеры) и подготовка презентации М2 К-М7 (См. задания в помощь группе Приложение 5: определение понятия, схема, 2-3 примера, 3 вопроса к др. группам по проверке понимания); в) подготовка 3 вопросов группам М2; г) презентация по теме и опрос групп по пониманию – фиксирование другими группами информации в тетрадях и ответы. М2 (по 3 мин.= 9 мин.) д) информирование уч-ся других групп о местонахождении найденной информации ИКТ- М4 (Стр. учебника, учебного материала, сайты, словари и др.) (Учитель следит за правильностью презентуемой информации, корректирует дополняет её при необходимости. См 2 презентацию ИКТ- М4; следит за фиксированием в тетрадях уч-ся других групп.) |
4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (проверки понимания). Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления. | 1. Опрос-ответы групп по пониманию – по 3 заготовленных каждой группой вопроса. М2 ГР ИР М3 (См. выше) |
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности. Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения. | 1. Выполнение заданий по изученной теме. ГР ИР ПР ИКТ- М4 (3 мин.) (Каждой группе даётся по одному заданию темы других групп и после выполнения происходит взаимопроверка по образцу на экране, оценивается по данным критериям там же.) (См. Приложение 6): Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы : Ответы: Критерии оценок 1 задания ИКТ- М4 М3 СО 7 баллов – «5» 6-5 баллов – «4» 4 балла – «3» Меньше 4 баллов – «2» Задание 2. «Найдите пару» - слова, соответствующие наукам: молекулы география атомы флора информатика глобус ион русский язык параллели вирусы химия префикс сервер физика морфема блог биология окисление Ответы: Химия – молекулы, атомы, ион, окисление; география - глобус, параллели; информатика – сервер, блог, вирусы; биология – флора, молекулы, атомы, окисление; русский язык – префикс, морфема физика - молекулы, атомы, ион, окисление Критерии оценок 2 задания ИКТ- М4 М3 СМ 19-17 баллов – «5» 16-14 баллов – «4» 13-10 баллов – «3» Меньше 10 баллов – «2» Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык: Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра. Ответы: Мне ещё сегодня два экзамена пересдавать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в красивом платье пришла, так ещё и зачет без предварительного собеседования по трём предметам получила, теперь едет веселиться с интересной компанией в отличный клуб и задержится там до утра. Критерии оценок 3 задания ИКТ- М4 М3 13-12 баллов – «5» 11-10 баллов – «4» 9-7 баллов – «3» Меньше 7 баллов – «2» |
Этап информации о домашнем задании. | 1. §10 (уч.), упр. №195, 208, стр. 11 (Шың). (1 мин.) 2. Мини-сочинение «Вот так слова!» (О диалектных словах нашей местности или специальных словах, относящихся к профессиям ваших родителей). |
Этап подведения итогов урока. Задачи: дать качественную оценку знаний класса и всего коллектива. | 1. Выводы о достижении целей, поставленных на урок (1 мин.): Вопросы 1. Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что нового узнали на уроке? 2. Чем отличается общеупотребительная лексика от ограниченной в употреблении? 3. Какие группы слов входят в лексику ограниченного употребления? 4. Для чего нужно знать слова этого пласта языка? 5. Где чаще всего они употребляются? 2. Оценивание работы на уроке (3 мин.) ГР М3 К-М7 (Окончательное заполнение оценочных листов с проговариванием результатов консультантами групп и учителем.) |
Этап рефлексии. Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния. | Мобилизация учащихся на рефлексию. ИР М2 (1 мин.) 1. Окончательный результат на листе рефлексии «Термометр настроения». 2. Повторное заполнение листа «Человечки - я смогу» и окончательное заполнение листа «З-Х-У». 3. Отзыв об уроке и пожелание на стикерах и наклеивание их на иллюстрациях трёх смайликов на доске. |
Учитель Емельянова О.В. Зам. директора по УР_________ / /
Приложение 1
Приложение 2
Оценочный лист ___ группы ______ класса |
Ф.И. учащегося | Знание теории | Домашняя работа | Опережа-ющее задание | Работа в группе. Оценка консуль-танта | Ответы на вопросы по проверке понима-ния | Задание по изучен-ной теме | Само-оценка | Оценка учителя | Общая оценка |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Рекомендации группе:
Число ____________________
Подпись учителя __________
Приложение 3
«З-Х-У»
Тема урока:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Ф.И. ученика | Выводы: |
_________________________________________________________________________________________
«З-Х-У»
Тема урока:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Ф.И. ученика | Выводы: |
Приложение 4
Правила работы в группе
1. Чётко определитесь с темой работы.
2. Распределите роли (Консультант, хранитель времени, поисковик информации, оформитель, спикер).
3. Умейте слушать и слышать.
4. Уважайте мнение каждого.
5. Помогайте друг другу.
6. Соблюдайте регламент.
7. Каждый ответственен за результат.
_____________________________________________________________________________________
Правила работы в группе
1. Чётко определитесь с темой работы.
2. Распределите роли (Консультант, хранитель времени, поисковик информации, оформитель, спикер).
3. Умейте слушать и слышать.
4. Уважайте мнение каждого.
5. Помогайте друг другу.
6. Соблюдайте регламент.
7. Каждый ответственен за результат.
_____________________________________________________________________________________
Правила работы в группе
1. Чётко определитесь с темой работы.
2. Распределите роли (Консультант, хранитель времени, поисковик информации, оформитель, спикер).
3. Умейте слушать и слышать.
4. Уважайте мнение каждого.
5. Помогайте друг другу.
6. Соблюдайте регламент.
7. Каждый ответственен за результат.
Приложение 5
Задания в помощь группе
1. Дать определение понятия (Разъяснить термин).
2. Составить ментальную карту (Опорную схему).
3. Подобрать по 2-3 примера к каждой выявленной группе.
4. Подготовить 3 вопроса по проверке понимания для каждой группы-партнёра.
5. Если не поняли задания, уточнить его ещё раз.
__________________________________________________________________
Задания в помощь группе
1. Дать определение понятия (Разъяснить термин).
2. Составить ментальную карту (Опорную схему).
3. Подобрать по 2-3 примера к каждой выявленной группе.
4. Подготовить 3 вопроса по проверке понимания для каждой группы-партнёра.
5. Если не поняли задания, уточнить его ещё раз.
__________________________________________________________________
Задания в помощь группе
1. Дать определение понятия (Разъяснить термин).
2. Составить ментальную карту (Опорную схему).
3. Подобрать по 2-3 примера к каждой выявленной группе.
4. Подготовить 3 вопроса по проверке понимания для каждой группы-партнёра.
5. Если не поняли задания, уточнить его ещё раз.
__________________________________________________________________
Приложение 6
Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :
__________________________________________________________________
Задание 2.
«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:
молекулы география
атомы
флора информатика
глобус
ион русский язык
параллели
вирусы химия
префикс
сервер физика
морфема
блог биология
окисление
_______________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
__________________________________________________________________
Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :
Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :
__________________________________________________________________
Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :
__________________________________________________________________
Задание 1.
Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :
Задание 2.
«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:
молекулы география
атомы
флора информатика
глобус
ион русский язык
параллели
вирусы химия
префикс
сервер физика
морфема
блог биология
окисление
_______________________________________________________________
Задание 2.
«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:
молекулы география
атомы
флора информатика
глобус
ион русский язык
параллели
вирусы химия
префикс
сервер физика
морфема
блог биология
окисление
_______________________________________________________________
Задание 2.
«Найдите пару» - слова, соответствующие наукам:
молекулы география
атомы
флора информатика
глобус
ион русский язык
параллели
вирусы химия
префикс
сервер физика
морфема
блог биология
окисление
_______________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
__________________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
__________________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
__________________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
__________________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
__________________________________________________________________
Задание 3.
«Переведите» текст на нормальный литературный язык:
Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.
6