СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Лермонтовский Кавказ".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока с презентацией по теме "Лермонтовский Кавказ".

Просмотр содержимого документа
«План»






План – конспект урока литературы

«Лермонтовский Кавказ».



  1. Абдуллаева Эльмира Юшаевна

  2. МБОУ «Шуанинская СШ»

  3. Учитель

  4. Русская литература

  5. 8 класс

  6. 28

  7. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. Литература 8 класс

Учебник для общеобразовательных школ–

М. Просвещение 2018



















План – конспект урока литературы

«Лермонтовский Кавказ».



Цель:

образовательная – вспомнить уже изученные произведения М.Ю. Лермонтова, сосредоточив внимание на романтической направленности его стихотворений, на восприятии Лермонтовым Кавказа, познакомить с поэмой «Мцыри»;


развивающая – развивать навыки выразительного чтения и умения анализировать стихотворный текст;


воспитательная – учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений.


Задачи урока: развивать коммуникативную компетенцию.


Тип урока: комбинированный: заочная экскурсия по лермонтовским местам.


Форма работы учащихся: коллективная и индивидуальная работа.


Оборудование: компьютер, проектор, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова, тесты.



Ход урока

Эпиграф: Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ.

М.Ю.Лермонтов. (Приложение 1).


I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.


1.Слово учителя. (На фоне музыки) (Приложение 2).

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством замечательного поэта, писателя и незаурядного художника Михаила Юрьевича Лермонтова.

Тема нашего сегодняшнего урока «Лермонтовский Кавказ». Выбрана эта тема не случайно, она нам и ближе, да М. Ю. Лермонтов очень любил Кавказ, поэтому эпиграфом к нашему уроку и стали его восторженные слова об этих местах.



2.Сообщение цели урока: Цель урока: познакомить обучающихся с некоторыми его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать поэтический текст.

Вы уже знакомы с некоторыми фактами из жизни М.Ю. Лермонтова и знаете, что на Кавказе поэт бывал неоднократно и что много произведений он посвятил этому месту.

… До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта и писателя.

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье…»

Анна Ахматова

- А теперь давайте познакомимся с материалами, которые вы подготовили дома.

3. Чтение учащимися стихотворения в прозе «Синие горы Кавказа, приветствую вас».


Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили. И я с той поры мечтаю об вас, да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

***

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь.

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка; и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… Все, все в этом крае прекрасно.

***

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы, и чистя оружие, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.


- Достаточно вспомнить строки, созданные поэтом на Кавказе. «Божий сад». Что открылся его герою в поэме «Мцыри». Именно здесь, упоение очарованием красоты земли, «где люди вольны, как орлы», и бесстрашны, как «Мцыри» чтобы изумиться предчувствию Лермонтова, что Кавказ принесет ему освобождение. А вслед за «Мцыри» вчитаться в поэму «Демон», не только в строки:»на воздушном океане,/ Без руля и без ветрил,/ Тихо плавают в тумане/ хоры стройные светил…» но и в эти, еще неизвестные вам:»…И дик , и чуден был вокруг / Весь Божий мир…/ Роскошной Грузии долины/ Ковром раскинулись вдали;/ Счастливый, пышный край земли!../ И блеск, и жизнь. И шум листов/ Стозвучный говор голосов,/ Дыханье тысячи растений!.. «? Кажется, поэт купается в красках Кавказа, в его сказочно – райском очаровании, и лермонтовский образ «Божий сад», повторенный и живописно развернутый в «Демоне», не преувеличение.

Лермонтовский Кавказ также удивителен, как и судьба самого Лермонтова, ведь он прибыл сюда для участия в военных действиях, и как это сравнить с его упоением Кавказом.


4. Чтение подготовленным учеником «Казачьей колыбельной песни М.Ю. Лермонтова. (Приложение3.)

- Что Вас удивило в содержании песни? Похож ли этот Кавказ на тот, который позже воспел в стихах М.Ю. Лермонтов?


5. Анализ отрывка стихотворения Валерик». (Приложение 4)

- А теперь поговорим о лермонтовском «письме» (Я к вам пишу случайно, право, / Не знаю, как и для чего…») «Раз это было под Гихами…»

- Скажите, вы знакомы с местностью – Гехи?

- Что же создал Лермонтов в стихотворении «Валерик»?

- Поверили вы в эту «речку смерти»?

- Как поэт сумел создать столь правдивый образ войны?

- Почему стихотворение «Валерик» произвело на нас такое впечатление?

- Но все ли мы открыли в этом гениальном лермонтовском творении? Во имя чего поэт написал его?

- Скажите, а случайно ли за лермонтовским обращением «Жалкий человек» следуют строки о красоте и величии Кавказа?


III. Изучение нового материала.


  1. Слово учителя.

Многие произведения М.Ю. Лермонтова связаны с нашим краем это «Мцыри», «Беглец», «Дары Терека», «Кинжал», «Герой нашего времени», «Демон», «Беглец», «Прощание», «Тамара», «Казачья колыбельная песня», «Свиданье», - все эти произведения появились в результате пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Вам предстоит познакомиться с одним из названных произведений – это поэма «Мцыри».
Рассказ подготовленного ученика:


«Когда М.Ю. Лермонтов, странствуя по старой Военно- Грузинской дороге, изучалместные сказания, которые изменили поэму Демон», он наткнулся в Мцхете на одинокого монаха, старого монастырского служку, «бэри» по -грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вез его с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху.

Кавказская поездка Лермонтова в тысяча восемьсот тридцать седьмом году многое предопределила в истории создания «Мцыри».


  1. Слово учителя.

«Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.

- Давайте с помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма?


Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.


- А что такое «романтизм»?

Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.


- Запишите в своих тетрадях по литературе, что поэма создавалась в тысяча восемьсот тридцать восьмом - тысяча восемьсот тридцать девятом годах, за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Сохранилось воспоминание, Андрея Николаевича Муравьева. Писателя и знакомого М.Ю.Лермонтова о первом прочтении самим поэтом поэмы «Мцыри»: «Мне случилось однажды, в Царском Селе. Уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» - спросил я. «Сядьте и слушайте», - сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» (послушник по – грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта.

Послушаем и мы поэму.


Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение). (Приложение 5)


IV. Закрепление нового материала.


Тестовые задания. (Приложение 6)


1.Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из


а) преданий


б) библии +


в) былин


д) легенд



2. В чем заключается смысл эпиграфа?


а) право человека на свободу


б) раскаяние, смирение


в) восстание против судьбы, против Бога +

3. Определите жанр произведения


а) притча


б) поэма – исповедь +


в) элегия


г) сказка


4. Выделите черты романтизма в поэме


а) введение сна героя в сюжет поэмы;


б) мотив борьбы и мятежа; +


в) герой одинок и не понят миром; +


г) гибель героя;


д) бурная неистовая природа; +



5. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме

а) хорей;

б) дактиль;

в) ямб; +

г) анапест


6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным


а) гибель Мцыри;


б) бой с барсом; +


в) исповедь Мцыри;


г) побег из монастыря;


7. В исповеди Мцыри звучит:

а) смирение, покаяние;

б) утверждение своей правоты; +

в) негодование


8. В чем заключается основная идея произведения?

а) тоска по воле;

б) призыв к борьбе;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти +

V. Рефлексия.

- Ребята, с творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?

- Что нового Вы для себя узнали, было ли Вам интересно?

Выставление оценок.


Домашнее задание.


1. Прочитать поэму «Мцыри».

2. Выделить в тексте средства языковой выразительности.



Просмотр содержимого презентации
«Приложение 3»

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ   Слова Михаила Лермонтова

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Слова Михаила Лермонтова

Спи, младенец мой прекрасный,  Баюшки-баю.  Тихо смотрит месяц ясный  В колыбель твою.  Стану сказывать я сказки,  Песенку спою;  Ты ж дремли, закрывши глазки,  Баюшки-баю.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,  Плещет мутный вал;  Злой чечен ползет на берег,  Точит свой кинжал;  Но отец твой старый воин,  Закален в бою;  Спи, малютка, будь спокоен,  Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою;

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,  Бранное житье;  Смело вденешь ногу в стремя  И возьмешь ружье.  Я седельце боевое  Шелком разошью...  Спи, дитя мое родное,  Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду  И казак душой.  Провожать тебя я выйду —  Ты махнешь рукой...  Сколько горьких слез украдкой  Я в ту ночь пролью!..  Спи, мой ангел, тихо, сладко,  Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду —

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,  Безутешно ждать;  Стану целый день молиться,  По ночам гадать;  Стану думать, что скучаешь  Ты в чужом краю...  Спи ж, пока забот не знаешь,  Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу  Образок святой:  Ты его, моляся богу,  Ставь перед собой;  Да готовясь в бой опасный,  Помни мать свою...  Спи, младенец мой прекрасный,  Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 4»

(«Я к вам пишу случайно; право...») В послании запечатлен один из эпизодов Кавказской войны, связанный с боевыми действиями отряда генерал-лейтенанта А. В. Галафеева в Чечне — бой на речке Валерик (11 июля 1840 г.), в котором Лермонтов принимал участие. По свидетельству К. Х. Мамацева, офицера-артиллериста, так же как и Лермонтов, участника Валерикского сражения, поэт, «заметив опасное положение артиллерии, подоспел... со своими охотниками. Но едва начался штурм, как он уже бросил орудие и верхом на белом коне, рванувшись вперед, исчез за завалами». Рассказ Лермонтова о Валерикском бое очень близок описанию сражения, содержащемуся в «Журнале военных действий» отряда Галафеева. Валери́к (чеченское Валарг) — река, приток Сунжи, впадающей в реку Терек. Название возникло от первоначального «Валеран хи» — «смерти река», о чем Лермонтов мог знать от местного населения. Приложение №4." width="640"

Валерик

Валерик («Я к вам пишу случайно; право...»)

В послании запечатлен один из эпизодов Кавказской войны, связанный с боевыми действиями отряда генерал-лейтенанта А. В. Галафеева в Чечне — бой на речке Валерик (11 июля 1840 г.), в котором Лермонтов принимал участие. По свидетельству К. Х. Мамацева, офицера-артиллериста, так же как и Лермонтов, участника Валерикского сражения, поэт, «заметив опасное положение артиллерии, подоспел... со своими охотниками. Но едва начался штурм, как он уже бросил орудие и верхом на белом коне, рванувшись вперед, исчез за завалами». Рассказ Лермонтова о Валерикском бое очень близок описанию сражения, содержащемуся в «Журнале военных действий» отряда Галафеева.

Валери́к (чеченское Валарг) — река, приток Сунжи, впадающей в реку Терек. Название возникло от первоначального «Валеран хи» — «смерти река», о чем Лермонтов мог знать от местного населения.

Приложение №4.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 5»

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова

… Что за огненная душа,   что за могучий дух,   что за исполинская натура у этого Мцыри!     Это любимый идеал нашего поэта,   это отражение в поэзии тени   его собственной личности.  В.Г. Белинский

Что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

Это любимый идеал нашего поэта,

это отражение в поэзии тени

его собственной личности.

В.Г. Белинский

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1-я книга Царства

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1-я книга Царства

Он знаком пищу отвергал  И тихо, гордо умирал.

Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.

Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас – Зачем? .. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой –дитя, судьбой монах.

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем? .. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой –дитя, судьбой монах.

Внизу глубоко подо мной  Поток, усиленный грозой,  Шумел, и шум его глухой  Сердитых сотне голосов  Подобился.

Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился.

Мне стало страшно;  на краю    Грозящей бездны  я лежал,    Где выл, крутясь, сердитый вал.

Мне стало страшно;

на краю

Грозящей бездны

я лежал,

Где выл, крутясь, сердитый вал.

Держа кувшин над головой,   Грузинка узкою тропой   Сходила к берегу.

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу.

Бой закипел,  смертельный бой!

Бой закипел,

смертельный бой!

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ!

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 6»

Тестовые задания.    ( Приложение 6)

Тестовые задания.

( Приложение 6)

Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из    а) преданий    б) библии +    в ) былин    д) легенд

Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из

а) преданий

 

б) библии +

 

в ) былин

 

д) легенд

В чем заключается смысл эпиграфа?

В чем заключается смысл эпиграфа?

  • а) право человека на свободу
  •  
  • б) раскаяние, смирение
  •  
  • в )восстание против судьбы, против Бога
Определите жанр произведения    а) притча    б) поэма – исповедь +    в) элегия    г) сказка

Определите жанр произведения

а) притча

 

б) поэма – исповедь +

 

в) элегия

 

г) сказка

Выделите черты романтизма впоэме

Выделите черты романтизма впоэме

  • а) введение сна героя в сюжет поэмы ;
  •  
  • б) мотив борьбы и мятежа; +
  •  
  • в) герой одинок и не понят миром; +
  •  
  • г) гибель героя;
  •  
  • д) бурная неистовая природа; +
Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме    а) хорей;  б) дактиль;  в) ямб; +  г) анапест

Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме

а) хорей;

б) дактиль;

в) ямб; +

г) анапест

Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным  а) гибель Мцыри;    б) бой с барсом; +    в) исповедь Мцыри;    г) побег из монастыря;

Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным

а) гибель Мцыри;

 

б) бой с барсом; +

 

в) исповедь Мцыри;

 

г) побег из монастыря;

В исповеди Мцыри звучит:   а) смирение, покаяние;  б) утверждение своей правоты; +  в) негодование

В исповеди Мцыри звучит:

а) смирение, покаяние;

б) утверждение своей правоты; +

в) негодование

В чем заключается основная идея произведения?   а) тоска по воле;  б) призыв к борьбе;  в) утверждение идеи верности  идеалам перед лицом смерти +

В чем заключается основная идея произведения?

а) тоска по воле;

б) призыв к борьбе;

в) утверждение идеи верности

идеалам перед лицом смерти +


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!