План – конспект урока литературы
«Лермонтовский Кавказ».
Абдуллаева Эльмира Юшаевна
МБОУ «Шуанинская СШ»
Учитель
Русская литература
8 класс
№28
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. Литература 8 класс
Учебник для общеобразовательных школ–
М. Просвещение 2018
План – конспект урока литературы
«Лермонтовский Кавказ».
Цель:
образовательная – вспомнить уже изученные произведения М.Ю. Лермонтова, сосредоточив внимание на романтической направленности его стихотворений, на восприятии Лермонтовым Кавказа, познакомить с поэмой «Мцыри»;
развивающая – развивать навыки выразительного чтения и умения анализировать стихотворный текст;
воспитательная – учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений.
Задачи урока: развивать коммуникативную компетенцию.
Тип урока: комбинированный: заочная экскурсия по лермонтовским местам.
Форма работы учащихся: коллективная и индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова, тесты.
Ход урока
Эпиграф: Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ.
М.Ю.Лермонтов. (Приложение 1).
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Слово учителя. (На фоне музыки) (Приложение 2).
- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством замечательного поэта, писателя и незаурядного художника Михаила Юрьевича Лермонтова.
Тема нашего сегодняшнего урока «Лермонтовский Кавказ». Выбрана эта тема не случайно, она нам и ближе, да М. Ю. Лермонтов очень любил Кавказ, поэтому эпиграфом к нашему уроку и стали его восторженные слова об этих местах.
2.Сообщение цели урока: Цель урока: познакомить обучающихся с некоторыми его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать поэтический текст.
Вы уже знакомы с некоторыми фактами из жизни М.Ю. Лермонтова и знаете, что на Кавказе поэт бывал неоднократно и что много произведений он посвятил этому месту.
… До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта и писателя.
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье…»
Анна Ахматова
- А теперь давайте познакомимся с материалами, которые вы подготовили дома.
3. Чтение учащимися стихотворения в прозе «Синие горы Кавказа, приветствую вас».
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили. И я с той поры мечтаю об вас, да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
***
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь.
Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка; и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… Все, все в этом крае прекрасно.
***
Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы, и чистя оружие, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
- Достаточно вспомнить строки, созданные поэтом на Кавказе. «Божий сад». Что открылся его герою в поэме «Мцыри». Именно здесь, упоение очарованием красоты земли, «где люди вольны, как орлы», и бесстрашны, как «Мцыри» чтобы изумиться предчувствию Лермонтова, что Кавказ принесет ему освобождение. А вслед за «Мцыри» вчитаться в поэму «Демон», не только в строки:»на воздушном океане,/ Без руля и без ветрил,/ Тихо плавают в тумане/ хоры стройные светил…» но и в эти, еще неизвестные вам:»…И дик , и чуден был вокруг / Весь Божий мир…/ Роскошной Грузии долины/ Ковром раскинулись вдали;/ Счастливый, пышный край земли!../ И блеск, и жизнь. И шум листов/ Стозвучный говор голосов,/ Дыханье тысячи растений!.. «? Кажется, поэт купается в красках Кавказа, в его сказочно – райском очаровании, и лермонтовский образ «Божий сад», повторенный и живописно развернутый в «Демоне», не преувеличение.
Лермонтовский Кавказ также удивителен, как и судьба самого Лермонтова, ведь он прибыл сюда для участия в военных действиях, и как это сравнить с его упоением Кавказом.
4. Чтение подготовленным учеником «Казачьей колыбельной песни М.Ю. Лермонтова. (Приложение3.)
- Что Вас удивило в содержании песни? Похож ли этот Кавказ на тот, который позже воспел в стихах М.Ю. Лермонтов?
5. Анализ отрывка стихотворения Валерик». (Приложение 4)
- А теперь поговорим о лермонтовском «письме» (Я к вам пишу случайно, право, / Не знаю, как и для чего…») «Раз это было под Гихами…»
- Скажите, вы знакомы с местностью – Гехи?
- Что же создал Лермонтов в стихотворении «Валерик»?
- Поверили вы в эту «речку смерти»?
- Как поэт сумел создать столь правдивый образ войны?
- Почему стихотворение «Валерик» произвело на нас такое впечатление?
- Но все ли мы открыли в этом гениальном лермонтовском творении? Во имя чего поэт написал его?
- Скажите, а случайно ли за лермонтовским обращением «Жалкий человек» следуют строки о красоте и величии Кавказа?
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
Многие произведения М.Ю. Лермонтова связаны с нашим краем это «Мцыри», «Беглец», «Дары Терека», «Кинжал», «Герой нашего времени», «Демон», «Беглец», «Прощание», «Тамара», «Казачья колыбельная песня», «Свиданье», - все эти произведения появились в результате пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Вам предстоит познакомиться с одним из названных произведений – это поэма «Мцыри».
Рассказ подготовленного ученика:
«Когда М.Ю. Лермонтов, странствуя по старой Военно- Грузинской дороге, изучалместные сказания, которые изменили поэму Демон», он наткнулся в Мцхете на одинокого монаха, старого монастырского служку, «бэри» по -грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вез его с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху.
Кавказская поездка Лермонтова в тысяча восемьсот тридцать седьмом году многое предопределила в истории создания «Мцыри».
Слово учителя.
«Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.
- Давайте с помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма?
Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
- А что такое «романтизм»?
Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.
- Запишите в своих тетрадях по литературе, что поэма создавалась в тысяча восемьсот тридцать восьмом - тысяча восемьсот тридцать девятом годах, за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.
Сохранилось воспоминание, Андрея Николаевича Муравьева. Писателя и знакомого М.Ю.Лермонтова о первом прочтении самим поэтом поэмы «Мцыри»: «Мне случилось однажды, в Царском Селе. Уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» - спросил я. «Сядьте и слушайте», - сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» (послушник по – грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта.
Послушаем и мы поэму.
Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение). (Приложение 5)
IV. Закрепление нового материала.
Тестовые задания. (Приложение 6)
1.Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из
а) преданий
б) библии +
в) былин
д) легенд
2. В чем заключается смысл эпиграфа?
а) право человека на свободу
б) раскаяние, смирение
в) восстание против судьбы, против Бога +
3. Определите жанр произведения
а) притча
б) поэма – исповедь +
в) элегия
г) сказка
4. Выделите черты романтизма в поэме
а) введение сна героя в сюжет поэмы;
б) мотив борьбы и мятежа; +
в) герой одинок и не понят миром; +
г) гибель героя;
д) бурная неистовая природа; +
5. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме
а) хорей;
б) дактиль;
в) ямб; +
г) анапест
6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным
а) гибель Мцыри;
б) бой с барсом; +
в) исповедь Мцыри;
г) побег из монастыря;
7. В исповеди Мцыри звучит:
а) смирение, покаяние;
б) утверждение своей правоты; +
в) негодование
8. В чем заключается основная идея произведения?
а) тоска по воле;
б) призыв к борьбе;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти +
V. Рефлексия.
- Ребята, с творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
- Что нового Вы для себя узнали, было ли Вам интересно?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1. Прочитать поэму «Мцыри».
2. Выделить в тексте средства языковой выразительности.