ПРЕДМЕТ: окружающий мир.
УМК: «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова,
учебник « Окружающий мир», автор: А.А.Плешаков
Класс: 1
Тема: «Что окружает нас дома?»
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение; предметные картинки; карточки для игры «Третий лишний», цветные карандаши, на рефлексию (сигнальные карты), конверты с вырезанными предметами домашнего обихода.
Цель:
познакомить учащихся с окружающими их дома предметами электротехники, мебели, одежды и посуды;
учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению;
Задачи:
развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, внимание, память;
воспитывать вежливость, аккуратность, чувства товарищества, взаимопомощи, самоконтроль и взаимоконтроль
ознакомить учащихся с видами мебели, техники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные: Формировать понятия о предметах домашнего обихода, развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самопознанию – приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности, желание учиться.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия:
- развивать умение определять тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее;
- соотносить выполненное с образцом, предложным учителем; формировать умение с помощью учителя корректировать выполненное задание;
- формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха «неудачи»;
- продолжать формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: учиться давать полные ответы на поставленные вопросы; формировать умение ориентироваться в учебнике, извлекать необходимую информацию из разных источников, творчески перерабатывать полученную информацию, проводить самоконтроль и взаимоконтроль, умение работать в группах и самостоятельно.
Познавательные логические действия: формировать умение проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение), учить выдвигать гипотезы с помощью учителя.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать одноклассников и учителя, учить уважать чужую точку зрения, развивать умения задавать вопросы и давать на них ответы, формировать умение работать в группах, парах и самостоятельно.
Предметные: Уточнять знания ребят о предметах домашнего обихода, видах мебели, техники, одежды и посуды, устанавливать межпредметную связь.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
1. Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Настрой на учебную деятельность
- Ребята, давайте проверим, а готовы ли мы к уроку.
У. Руки?
Д. На месте!
У. Ноги?
Д. На месте!
У. Спина?
Д. Прямая!
У.Учебник и тетрадь?
Д. На парте.
- Молодцы. К уроку мы готовы.
II Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация знаний
Мы урок наш начинаем
Что учили – вспоминаем.
- С какой группой животных познакомились на прошлом уроке? (звери)
- Кто такие звери? (животные, тело которых покрыто шерстью)
- Как ещё называют эту группу животных? (млекопитающие)
- Почему? (звери выкармливают детёнышей молоком)
- Приведите примеры.
- А какие ещё группы животных вы знаете? (насекомые, рыбы, птицы)
- Кто такие насекомые? (животные, у которых шесть ног)
- Приведите примеры
- Кто такие рыбы? (водные животные, тело которых покрыто чешуёй)
- Приведите примеры.
- Кто такие птицы? (животные, тело которых покрыто перьями)
- Приведите примеры.
- А где могут жить животные? (рядом с людьми, в лесу)
- Как называются животные, которые живут рядом с людьми? (домашние)
- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
Игра «Светофор»
Я читаю утверждение, а вы внимательно слушаете. Если оно верно, то вы поднимаете зелёный светофорчик, если неверно, то поднимаете красный светофорчик и объяснить « почему».
1) У всех птиц есть перья. ( ДА)
2) Если животное большое, это – зверь. ( НЕТ )
3) Тело зверей покрыто шерстью. ( ДА )
4) Страусы – это птица, которая не умеет летать. ( ДА )
5) Бабочка, дятел относятся к одной группе животных, потому что они умеют летать. ( НЕТ )
6) Кошка и мышь относятся к одной группе животных. Это звери. (ДА)
7) Пингвин- это рыба? (нет)
2. Проверка выполнения задания в тетради.
- Дома вы должны были выполнить задание в тетради.
Давайте откроем тетради и проверим это задание. Итак, что нужно было сделать?
1.раскрасить картинку
2 узнать, какие звери на ней спрятались.
- Все раскрасили картинку? Молодцы.
- Так какие же звери тут спрятались? (медведь, заяц, белка, лось)
- У всех так получилось? Молодцы.
III Этап постановки проблемы
Ребята, внимательно посмотрите на доску. Может кто-то уже сам догадался, какое задание вам предстоит выполнить? (на доске расположены картинки с изображением «медведя», «грача», «пчелы», «человека», «бобра», «мыши» и изображение их жилищ: «нора», «берлога», «гнездо», «улей», «хатка»)
(Дети выдвигают предположения)
- Действительно, вам необходимо составить пары «Кто, где живёт»
Дети выходят к доске и составляют пары.
(Медведь – берлога, грач – гнездо, пчела – улей, бобр – хатка, мышь - нора)
- Кто остался без жилища? (Человек)
- А где живет человек? (В доме)
Учитель прикрепляет к доске картинку с изображением дома.
А теперь закройте глаза и представьте, что вы у себя дома. Мысленно пройдите по квартире. Вспомните, какие предметы окружают вас дома. Назовите их. Для чего они служат?
Дома вас окружают различные предметы домашнего обихода.
- Кто может сказать, о чем пойдет речь на уроке? (Дети выдвигают свои предположения)
Итак, тема урока «Что окружает нас дома» (Название)
IV Построение проекта выхода из затруднения
Работа с учебником
Учитель предлагает детям открыть учебники на с.42 и рассмотрите картинку.
- В чей дом мы с вами заглянем? (В дом Муравьишки)
- Рассмотрите дом Муравьишки. Что вы можете сказать? (У него в доме беспорядок)
- А по какому принципу люди наводят порядок? (распределяют предметы по группам)
- Совершенно верно.
Как вы думаете, чему мы будем учиться? – распределять предметы, находящиеся у нас дома по группам.
V Реализация построенного проекта
Работа над загадками.
Мудрая черепашка, как всегда помогает нашему Муравьишке и подготовила загадки о вещах. Отгадайте загадки и определите, к какой группе относятся эти вещи.
Он чудак или невежа?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она — внутри. (шкаф)
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел — там пыли нет.
Пыль и сор — его обед. (пылесос)
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(шляпа)
Днем спит на ней подушка,
А по ночам — Андрюшка.
(кровать)
Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(холодильник)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(варежки)
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить не можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут ваши ноги.
- Итак, какие же группы у нас получились?
- Приведите свои примеры к каждой группе.
- А для чего нам дома нужны все эти предметы?
- Молодцы, всё правильно.
VI Включение в систему знаний и первичное закрепление
1 Работа по учебнику
Теперь вы знаете группы предметов.
- Давайте поможем ему навести порядок. Что лежит не на своем месте?
- Посоветуй Муравью, как лучше разложить эти вещи.
(по местам: одежду - в шкаф, стул - на пол, посуду - в буфет)
- Хорошо. Молодцы.
- А теперь давайте найдём на этой картинке и назовём 5 предметов мебели, 5 электроприборов, 7 предметов одежды и обуви и 6 предметов посуды. Готовы?
- Итак, мебель (перечисляют предметы)
-электроприборы,
-одежда и обувь,
-посуда
- Хорошо, молодцы.
2.Работа в тетради
- Ребята, раз уж мы решили помочь Муравьишке навести порядок в доме, давайте откроем тетради на с.29, и выполним задание №1. (разложите все вещи на свои места).
(укажите стрелками, какие предметы и куда нужно положить и поставить).
- Выполнили? Хорошо. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга – правильно ли вы выполнили задание.
3.Тренировочные упражнения и задания на повторение.
Игра «Что лишнее?»
(На доске карточки с рисунками)
- Ребята, внимательно рассмотрите картинки. Какая из них лишняя и почему?
1. Стол, диван, стул, магнитофон.
2. Майка, вилка, сковорода, чашка.
3. Куртка, шорты, ковш, платье.
4. Чайник, холодильник, плита, миксер, шляпа.
4.Работа в парах.
- А сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание. Работать мы будем в парах.
- У вас на партах лежат конверты с карточками. Возьмите их.
Вам нужно разложить картинки так, чтобы все предметы были в своих группах.
- Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте повторим – на какие группы можно разбить все предметы, которые окружают нас дома?
(на экране таблица с названиями групп)
- Задание понятно? Приступайте к работе.
- Проверяем. Перечислить предметы каждой группы и сравнить с правильным ответом (на экране).
-У всех так получилось? Никто не ошибся?
- Ребята, а все ли картинки вы смогли разложить? Что осталось? (перечислить эти предметы)
- Как вы думаете, а к какой группе их можно отнести, и для чего они нужны? (игрушки)
- Приведите свои примеры предметов каждой группы.
VII Рефлексия
- Ребята, наш урок подошёл к концу. Над какой темой мы сегодня работали?
(«Что окружает нас дома»)
- Чему учились на уроке? (распределять предметы, находящиеся у нас дома по группам).
- Что-то новое для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Хорошо. Поделитесь своими новыми знаниями и открытиями дома с родителями. Я думаю, им тоже будет интересно.
- Оцените каждый свою работу на уроке.
- Те ребята, которые довольны своей работой на уроке поднимите желтую сигнальную карточку; те, которые считают, что им нужно больше стараться – зеленую, а те ребята, которые считают, что они на уроке плохо работали - красную карточку.
- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
13
Рейтинг м