СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования учителя начальных классов на 2020-2023 учебный год по теме: "«Развитие орфографической зоркости младших школьников через использование различных приемов и форм на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План самообразования учителя начальных классов на 2020-2023 учебный год по теме: "«Развитие орфографической зоркости младших школьников через использование различных приемов и форм на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС».»











План самообразования

Горбатых Татьяны Владимировны,

учителя начальных классов

Буканская СОШ филиал МКОУ «Малобутырская СОШ»

на 2020-2023 уч.г.











с. Буканское, 2020

Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников через использование различных приемов и форм на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС».

2. Информационная справка

1.  Фамилия, имя, отчество.

Горбатых Татьяна Владимировна

2. Число, месяц, год рождения.

20 августа, 1989 г.

3. Образование.

Высшее

4. Должность.

Учитель начальных классов

5. Стаж педагогической деятельности.

6

6. Стаж работы в данном образовательном учреждении.

1 год

7. Квалификационная категория.

    нет

Цель профессионального самообразования: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.

Задачи профессионального самообразования: 

- приобретение учителем новых педагогических знаний;

- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;

- обобщение и распространение своего педагогического опыта.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность,  единство  общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность,  опережающий характер.


На современном этапе развития образования в Российской Федерации одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической зоркости. На это указывают такие официальные документы, как Федеральные государственные стандарты второго и третьего поколений, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Примерная основная образовательная программа начального общего образования и другие. В содержании раздела «Орфография и пунктуация» Примерной основной образовательной программы начального общего образования отмечается, что «…по окончании начальной школы ученик должен научиться: применять правила правописания, определять или уточнять написание слов по орфографическому словарю учебника, безошибочно списывать тексты, писать под диктовку, проверять собственный текст или предложенный и исправлять в нем ошибки. Выпускник начальной школы должен осознавать место возникновения орфографической ошибки, уметь подбирать пример с определенной орфограммой, составлять тексты, изменяя исходный текст так, чтобы не допустить ни орфографических, ни пунктуационных ошибок» [20, с. 176].

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.

Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.

Главным в обучении правописания является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.

Предметом исследования являются методические приемы обучения орфографии русского языка.

Поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка.

В качестве возрастного периода для проведения проверки нами не случайно были выбраны обучающиеся вторых классов.

Е. Е. Сапогова отмечает, что во 2 классе происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольности внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов. Также во 2 классе умозаключения школьников опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. [23, с. 225].

П. П. Блонский пишет, что часто дети 7–9 лет совершают орфографические ошибки по незнанию и в связи с плохо развитым фонематическим слухом и орфографической зоркостью, что является для нас весьма значимым. Только к 3 классу формируется аналитико-синтетический тип деятельности. Это значит, что лишь к этому времени начинает формироваться формально-логическое мышление. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Если для 2 класса характерно анализирующее восприятие, то начиная с третьего класса, у обучающихся появляется синтезирующее обучение [1, с. 117].


Все это говорит нам о том, что для проверки уровней сформированности орфографической зоркости необходимо выбрать учащихся именно второго класса, учитывая их возрастные особенности.

Проблема формирования орфографической зоркости обучающихся вторых классов приобретает особую актуальность, поскольку обществу необходима функционально грамотная личность, способная адаптироваться к жизненным условиям и требованиям, рационально влияя на неё. От того, насколько успешно будет сформирована орфографическая зоркость второклассника, зависит дальнейшее обучение в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность осваивать язык в письменной форме и его коммуникативная компетентность.

Вопросы формирования орфографической зоркости нашли своё раскрытие в трудах М. Р. Львова, Г. М. Приступы, М. М. Разумовской, М. С. Рождественского, З. А. Савиновой, А. В. Текучева, М. В. Ушакова, К. Д. Ушинского и других учёных. Проблемы формирования данного умения у младших школьников с точки зрения морфологии исследовали психологи и педагоги Л. И. Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Н. С. Рождественский и другие.

Под орфографической зоркостью вслед за М. Р. Львовым мы будем понимать умение обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы, а также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи [17, с. 317].

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная) ; художественная);  семинары, конференции,  лектории,  мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации,  научно- практические конференции различного уровня); интернет.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

Групповая:

-участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- курсовая подготовка на КПК;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Планируемые результаты самообразования:

-овладение новыми педагогическими технологиями (АМО, технологией проектного  обучения,  технологией системно- деятельностного метода обучения);

-повышение качества обученности младших школьников;

-повышение мотивации к учёбе;

- выступление на педагогических советах школы;

- участие в работе МО школы;

- создание банка статей с обобщением опыта по данной теме;

- выступление по теме самообразования;

- разработка памятки для учащихся и родителей по теме самообразования;

- постоянное ведение электронного портфолио учителя.

Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет нам повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся по предметам начальной школы.

Технологии, по которым работает учитель:

В работе над развитием орфографической зоркости нужно использовать современные образовательные технологии:

технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);

кейс метод (командная, групповая работа);

компьютерные технологии обучения;

здоровьесберегающие технологии;

исследовательский метод обучения;



проблемное обучение; развивающее обучение и др

-технологию АМО (активные методы обучения);

- объяснительно-иллюстративное обучение;

- технологию проектного обучения;

-технология системно-деятельностного метода обучения [27].

Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных

общешкольных мероприятий, олимпиад, участие в районных, окружных и всероссийских  конкурсах, проведение предметных недель и месячников.

Творческие замыслы: Участие в работе МО, сетевых сообществах, составление презентаций  к урокам и внеклассным мероприятиям.


Развернутое определение орфографии дает В. Ф. Иванова " Орфография - это:

Сфера орфографии - это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания.

Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:

Разделы орфографии — это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.

Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма. Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух. Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:

— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный

Состав русских орфограмм следующий:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков;

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания

в) перенос

г) сокращения слов.

При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:


1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы это:

Так, учащийся знает из практики, что в приставке - под - вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки - пад - или - пот - в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм — это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха. Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у учащихся развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм. Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач. Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. "Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью”[13,164]. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил.

Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач:

1. Познакомить учащихся с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Учащийся должен действовать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».

2. Познакомить учащихся с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.

3. За счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т. д.), т.е. развивать орфографическую память учеников.


Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

  1. углубление познавательных интересов;

  2. чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

  3. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

  4. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  5. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

  6. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

  7. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:

  • низкий уровень развития произвольности внимания;

  • несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

  • низкий уровень объёма и распределения внимания;

  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

По мнению М. С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 3 этапа.

Первый этап -  соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных позициях. Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.

Второй этап -  запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой.

Третий  этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • увидеть орфограмму в слове;

  • определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи;

  • решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

  • написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.

4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.


Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия:

  1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.

  2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.


Целенаправленное обучение по обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.


Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.

Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:

1) безударные гласные (земля, окно);

2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка);

3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща);

4) непроизносимые согласные (грустный);

5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд);

6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);

7) сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик);

8) приставки и предлоги (подбежал к дому);

9) ь после шипящих (дочь, грач);

10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);

11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле);

12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем);

13) правописание – не с глаголами (не читал);

14) правописание глагольных суффиксов пр. вр. Ё1(поняла, видели) и другие.

Дети должны запомнить:

До того, как написать слово:

1. Ставим слово под ударение.

2. Мысленно разбираем его по составу.

3. Определяем «ошибкоопасные» места.

4. Вспоминаем правило.

5. Подбираем, если есть проверочное слово. Только после этого можно записать слово.

Направления, содержание и формы и приемы работы по теме самообразования:

          Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, мы расположили в определённой  последовательности:

           Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания педагог дает сам – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

           Списывание (основа проговаривания по слогам).  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность обучающихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Алгоритм списывания:

  • Прочитай слово или предложение.

  • Повтори его, не  заглядывая  в текст.

  • Подчеркни в слове или предложении все орфограммы

  • Прочитай предложение орфографически.

  • Повтори предложение проговаривая все звуки..

  • Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам  и подчеркни орфограммы.

  • Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

 

  Скоростное письмо

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

  2. Самостоятельное чтение хором.

  3. Объяснение орфограмм (коллективно).

  4. Считают количество предложений в тексте.

  5. Чтение по предложениям.

  6. Орфографическое чтение.

  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

  9. Проверка написанного.

Комментированное письмо.  Обучающиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала педагог просит комментировать сильных обучающихся, затем постепенно включаются и все остальные.

    Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с обучающимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

    Письмо под диктовку.  Этот вид работы необходимо начинать следующим образом: сначала диктуются слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Читается слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно, то учитель предлагает ещё раз повторить это слово всем, затем одному ребенку (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

    Письмо по памяти.  Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.

    Творческие работы.  Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

  Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения  орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у обучающихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле.  Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова»  и т.д. Поэтому, когда учитель начинает работу над правилом, то вместе с детьми он выделяет существенные  отличительные признаки орфограмм и учится находить орфограммы по данным признакам. Приведем примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

  1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

  2. Прочитай правило. Какие  согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

  3.   Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

 Уже в первом классе обучающиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

 Алгоритм :

  1. Определи место, где возникла орфографическая задача;

  2. Какой группе правил относится данная орфограмма;

  3. В какой части слова находится орфограмма;

  4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

  5. Определить в слове ударение;

  6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;

  7. Написать слово в соответствии с правилом.

      При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе вместе с учителем находят необходимый способ решения орфографических задачи.

     Приведем  несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

   1. Прочитай пословицу:        

          Весна красна цветами, а осень снопами.  Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

   2. Можно предложить составить  предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»  

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.  Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

  1.  Зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить , какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте.  Текст  закрывает учитель, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.

Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

  1. Можно проводить различные  игры.

  1. Игра «Спрячь Ь  в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

  2. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля,   м . ря,    с . ды.

Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские  л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

      3) Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука…                      бере…      

лу…                          моро…

       зимний  ле…            гладкий лё…

  Можно использовать следующие виды работ:

  • На доске учитель пишет два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Просит выписать слова только с удвоенной согласной.

  • При изучении темы «непроизносимые согласные» детям предлагается написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их..

  • Если обучающийся, написал слово, пропустил непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как обучающиеся написали пять слов по памяти, учитель открывает доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение используется при изучении любой темы.

  • Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске учитель записывает предложения. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигают на доске с помощью красных магнитов, затем обучающиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

 Диктанты

  •        - Предупредительный диктант.

  •      - Объяснительный диктант.

  •        - Выборочный диктант.

  •        - Свободный диктант.

  •        - Самодиктант.

 - Зрительно-слуховой диктант.

  • Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.

- Диктант с постукиванием.

  • Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

  • - Словарный диктант.

  • Диктант «Проверяю себя» (автор А.И.Кобзев).

  • Во время проведения диктанта учащиеся могли пропускать букву, в которой сомневаются. Затем ученики задают вопросы товарищам или учителю, после чего заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Следует подчеркнуть, что специфическая особенность этого вида диктанта состоит в том, что ученик анализирует с орфографической точки записываемый текст «про себя», стремится увидеть в каждом слове «точки» применения правил.

  • Зрительные диктанты (автор Л.П.Федоренко).

  •  Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.

При работе учитель может использовать диктант «Проверь себя» (3-4 предложения).

Обучающиеся записывают пре6дложения под диктовку,  а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается помощь педагога: предлагает вспомнить правило, задает вопрос или объясняет. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

     Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям,  и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого учителю необходимо предлагать слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

   - списывание слов с доски с пропуском букв;

   - работа в паре с последующей проверкой;

   - использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;

     Таким образом, работа по развитию орфографической  зоркости начинается со 2 класса и продолжается до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Работа по орфографической зоркости  на уроках русского языка всегда доставляет  немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, можно использовать на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы можно использовать следующее стихотворное правило:

     Имена, фамилии - Начинает буква

     Клички, города – Важные слова:

     Все с заглавной буквы Иванова Анна,

    Пишутся всегда. Шуя и Москва.

     Правописание ЖИ – ШИ

     Лыжи. Мыши и ужи

    Шины, ёжики, чижи,

    ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши.

 Мягкий знак – показатель мягкости.

   Мягкий знак, мягкий  знак ,

   Без него нельзя никак!

   Станут «пенками» - «пеньки»,

  «Уголками» - «угольки»,

   Без него не написать.

  Тридцать, двадцать, десять, пять

  «Банька» в «банку» превратится,

   Вот, что может получиться,

   Вместо «шесть» получим «шест»,

   Вместо «есть» получим «ест»,

   Если будем забывать

   Мягкий знак в словах писать.

  Использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

   На уроках педагог может использовать:

  • Орфографические пятиминутки.

Задания на развитие внимания, зрительной памяти.

Расшифруй слова

Доран, атябер, акчовед, щиравот, тадлос, цедолом

Раздели склеенные между собой слова

Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

«Спрятались слова»

(3 слова: весело, вдруг, ветер. )

- Привет Ерёма!

- Привет Фома.

- Идём в лес за шишками.

- Нет, боюсь.

- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.

Пошли друзья в лес, набрали много шишек.

- Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?

- Тяжело.


Найди ошибки, объясни их правописание.

Марос, вараби, канки,

Сарока, снишки, девачка.


Письмо по памяти:

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.


Исправь допущенные ошибки, объясни.

Белый снек на ветке,

Иней на стикле.

Ель дражит от ветра

Холодно и мне.


Вставь пропущенные буквы.

Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.

Выбери правильную букву:

Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.

Вставить слово или букву (развивающий канон, ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса):

5 п жарко х Анна ? корова т собака л

6 ш хорошо п Москва г лошадь ? кошка м

7 ? много ? Енисей р курица ц корова ?

Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.

Прочитать три раза слова:

мама дети человек брат

доброта тетя мужчина ребенок

Затем слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

  • сколько букв в предпоследнем слове?

  • сколько слов, состоящих из двух слогов?

  • назовите третье слово;

  • сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

  • сколько слов заканчивается на букву «а»?

  • какие слова женского рода?

  • сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы
Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «Доскажи словечко и запиши его»:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому-то сын … жираф

Если мы растём на ели,

Мы на месте и при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… шишек.

Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.

Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

  • Упражнения с элементами какографии.

                 Дарагой друк!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

  • Орфографические сказки.

     Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть . Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

       В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Приведем несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий.

Вот некоторые из них:

  1. Запись слов под диктовку. Педагог диктует слова, обучающиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.

  2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я.     Учитель называет слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

  3. Учитель предлагает выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам  (1 – с гласной А,  2 – с гласной О).

  4. Выписать слова,  отвечающие на вопросы кто? (что?).

  5. Выписать слова , в которых два слога.

  6. Выписать слова на тему «Животные».

  7. Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

  8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.

  9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)

  10. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а  рисовать  умеет. (мороз)

           Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)

       Много внимания, на наш взгляд, должно уделяться обучению обучающихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего  добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого обучающегося есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание.

                                           



ПАМЯТКА

  1. Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.

  2. Повтори заданные слова из словаря.

  3. Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.

  4. Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.

  5. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

       Важное место при обучении правописанию учитель должен отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Работу над ошибками целесообразно начинать с воспроизведения знаний обучающихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даются образцы объяснения ошибок, которые, в свою очередь, закрепляют навыки правописания. Далее учитель готовит обучающихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группируются по типам орфографических правил и ведется целенаправленная работу по их исправлению. Для себя педагог может вести специальную тетрадь, где записываю ошибки каждого обучающегося отдельно. Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых  были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, педагог предлагает памятку, которая есть у каждого обучающегося. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку.

    Итак, работу по развитию орфографической зоркости педагогу необходимо вести на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.  

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость обучающихся.

Этапы работы по теме самообразования

  • Первый этап — выяснительно-организацонный.

Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в работах. установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

1. Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

«Экран» выглядит следующим образом:

№ п/п

Список детей

Орфограммы















2. Для каждого  обучающегося был заведен «Дневник грамотности».

Как проводится анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?

Ошибки классифицируются  по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить  словарные слова: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.

Вот так выглядит «Дневник грамотности».

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы





На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».

Повторно сделав ошибку в том же слове, обучающийся делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».

Надо помнить, что «Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

3. В рабочих тетрадях у слабоуспевающих обучающихся  пишутся  слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.

4. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

5. Разработка памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у обучающихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас

  • На втором этапе — методико-отборочном — ставится задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.

При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль — условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.

Вот некоторые приемы работы, которые можно  использовать на этом этапе.

1. Волшебный квадрат (5х5). Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого  накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы», — объясняется ученикам.

Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

2. На каждом уроке отводится 3-5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика орфографического проговаривания.

3. Алфавитные книжки.

4. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.

5. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и наиболее прочному усвоению.

Третий этап — тренировочно-технологический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие обучающиеся писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этане используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме через любой другой дополнительный материал. Например:

• списывание слов с доски с пропуском букв;

• использование различных группировок (в устной и письменной форме):

• работа в паре с последующей взаимопроверкой;

• использование ребусов, кроссвордов, загадок;

• игра «Подскажи словечко...» и др. Формы работы, которые вводятся на этом этапе, различны:

• списывание с разнообразными заданиями;

• диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;

• диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;

• диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;

• разнообразные творческие работы, цель которых — развитие связной речи и расширение запаса слов;

• свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.

Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.



 Четвертый этап — итогово-диагностический

Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте вперемешку).

При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

1) четкое планирование всей работы;

2)тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;

3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками;

4) постоянный контроль за усвоением орфограмм.






Этапы работы над темой


План самообразования разработан на 2020-2023 г. г. и включает следующие этапы.


I. Теоретический этап: 2020 - 2021 г. г.

1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.

2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности  своих   действий,  постановка цели и задач в своей работе.

3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной  проблеме самообразования

4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение  ее  в  процесс обучения и воспитания.

5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

6. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме  самообразования.


II. Практическое решение проблемы: 2021 - 2022 г. г.

1. Создание комплекта педагогических разработок. Открытый урок «Парная согласная в корне слова», 2022 г.

2. Корректировка работы по данной проблеме.

4. Оформление результатов по теме самообразования.

5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом  совете  и школьном методическом объединении по теме: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка» (из опыта работы), 2023 г.

6. Посещение открытых уроков и мероприятий.

7. Разработка рабочих программ по предметам

в соответствии с ФГОС НОО.

III. Оценочный этап: 2022-2023 г. г.

1. Анализ проделанной работы по проблеме.

2. Создание банка статей по теме самообразования.

3. Представление опыта на практических семинарах для учителей школы, сайте школы.

Внедренческий

Распространение опыта работы 

2022 – 2023 г.

1.Выступление по теме самообразования обобщение педагогического опыта по данной теме;

2.Публикации на сайтах: «Инфоурок».

Источники самообразования

  • Курсы повышения квалификации

  • Семинары и конференции

  • Мастер-классы

  • Телевидение

  • Газеты, журналы

  • Путешествия

  • Видео, аудио информация на различных носителях

  • Платные курсы

  • Мероприятия по обмену опытом

  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

  • Интернет

Транслирование результатов профессиональной деятельности по теме самообразования.

  1. Проведение открытого урока по русскому языку в рамках декады начальных классов «Парные согласные в корне слова» 2022 г.

  2. Участие в олимпиадах по русскому языку rostkonkurs.ru

  3. Выступление на МО тема «Словарная работа» (из опыта работы) 2022 г.

  4. Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» (из опыта работы) 2022 г.

  5. Публикации авторского материала на личном сайте «Инфоурок».

  6. Создание тренажеров по русскому языку «Парная согласная в корне слова», «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ» (использование ИКТ).


УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Для проверки уровня сформированности орфографической зоркости второклассников на основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования и программ образовательных систем «Планета знаний», «Школа России» и других, определим критерии, с помощью которых мы сможем выявить уровневые показатели для проверки сформированности орфографической зоркости второклассников. Критериями сформированности орфографической зоркости обучающихся вторых классов нами выбраны: умение находить орфограмму; умение определять тип орфограммы; умение осуществлять орфографический контроль.

Данные критерии опираются на следующие показатели.

  • Умение находить орфограмму: умение определять орфографическое поле; умение ставить орфографическую задачу.

  • Умение определять тип орфограммы: умение соотнести орфограмму и конкретное правило; умение решать орфографическую задачу.

  • Умение осуществлять орфографический контроль: умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимоконтроль.

Представим разработанные критерии и показатели в таблице. Таблица 1

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности орфографической зоркости младших школьников

Критерий

Показатель

Умение находить орфограмму

Умение определять орфографическое поле;

Умение ставить орфографическую задачу

Умение определять орфограммы

Умение соотнести орфограмму и конкретное правило; умение решать орфографическую задачу

Умение осуществлять орфографический контроль

Умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимоконтроль



На основе разработанных критериев и показателей мы составили критериальную уровневую характеристику проверки сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов. Данная критериальная характеристика позволила нам составить задания для проверки уровня сформированности рассматриваемого умения у второклассников.

Критерий

Задание

Умение находить орфограмму


Задание № 1. Дидактическая задача: выделить в тексте «опасные места» на месте гласных.

Задание № 2. Дидактическая задача: выделить в тексте «опасные места» на месте сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Умение определять тип орфограммы

Задание № 3. Дидактическая задача: выполнить тест на правописание заглавной буквы и гласных в сочетаниях «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Задание № 4. Дидактическая задача: выполнить орфографическое упражнение по алгоритму.


Умение осуществлять орфографический контроль

Задание № 5. Дидактическая задача: списать текст, проверить и оценить правильность своей работы».

Задание № 6. Дидактическая задача: проверить работу одноклассника и оценить правильность ее выполнения.


Источник:
Бежанова, Н. Л. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов / Н. Л. Бежанова, В. А. Климцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52918/ (дата обращения: 29.03.2021).





























Индивидуальный план

Содержание работы

Источники

Самообразования

Срок выполнения

Ожидаемый результат

Профессиональное направление


1

. Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической, философской , интернет - литературой по теме самообразования.

Формулировка гипотезы.

Методическая литература. Интернет-ресурсы

Периодические издания.

Сентябрь

2020 г.

Составление индивидуального перспективного плана самообразования. Повышение качества преподавания предметов.

2

Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию орфографической зоркости обуч-ся

Уточняется гипотеза исследования.

Проводится констатирующий эксперимент. Анализируются результаты. 

Методическая литература. Интернет - ресурсы.

В течение года

2020-2021 г.

Разработка новых форм, приёмов обучения.

3

Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов

Курсы повышения квалификации.


сертификат

4

Разработка рабочих программ по предметам




Интернет - ресурсы.

Методическая литература

Сентябрь

2021 г.

Рабочие программы.

Психолого-педагогическое направление.


1

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.

Научно-популярная литература. Интернет - ресурсы.


В течение года.

2021 г.

Повышение качества преподавания предметов.

2

Проведение диагностического исследования по теме самообразования .

Методическая литература.

Интернет-ресурсы. Периодические издания.

Октябрь

2022 г.

Результаты диагностического исследования.

3

Проведение диагностики при использовании различных работы

Психолого-педагогическая литература.

Интернет-ресурсы. Периодические издания.

Ноябрь

2022 г.

Анализ результатов диагностики уровня обученности школьников, мониторинг

4

Проведение формирующего эксперимента, анализ результатов.

Проверяется основные положения гипотезы исследования. Конкретизируются психолого-педагогические условия формирования самооценки младшего школьника, обобщение результатов и оформление работы.


Психолого-педагогическая литература.

Интернет-ресурсы. Периодические издания.

В течение года

2022 г.

Анализ результатов исследования.




Методическое направление




1

Знакомство с новыми методами формирования грамотности

Посещение уроков. Мастер-классы.

Семинары.

В течение года.

2022-2023 уч.год

Анализ и самоанализ уроков.

2

Участие в работе школьного МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях:

-организационное;

-мониторинг качества образования;

-современные требования к образовательной среде в начальной школе;

-контрольно-оценочная деятельность;

-итоговое.


Заседания МО



Сентябрь

2022 г.

Октябрь

2022 г.

Ноябрь

2022 г.

Январь

2023 г.

Март

2023 г.

Май

2023 г.

Активное участие в работе школьного МО. Выступление.

3

Участие в работе районных МО учителей начальных классов.

Заседания МО

В течение года

2022-2023 уч. год

Слушание

6

Участие в ШМО

Заседание ШМО.

Май

2023 г.

Выступления

7

Участие в работе педсоветов:

По плану


Педагогические советы.

По плану

2022-2023 уч. год

Слушание

8

Организация работы с одарёнными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах

Видео, аудио информация на различных носителях


В течение года

Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

9

Участие в работе своей творческой группы учителей

Посещение уроков. Мастер-классы.


Март

Школьные конференции

Информационно-компьютерные технологии.


1

Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

Интернет-ресурсы, мероприятия по обмену опытом.

В течение года

2022-2023 уч.год

Участие в вебинарах

2

Сбор и анализ информации по начальному обучению, педагогике и психологии.

Интернет-ресурсы, педагогическая и психологическая литература, периодические издания.




В течение года

2022-2023 уч.год

Создание презентаций по предметам.


Охрана здоровья.




1

Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий.

Методическая литература.

2020-2023 гг.В течение года

Разработка эффективных физкультминуток. Проведение прогулок на свежем воздухе и экскурсий, коллективных походов.

2

Повышение уровня здоровья, эстетического и нравственного развития.


В течение года 2020-2023 гг.

Экскурсии, театры, выставки.

3

Проведение циклов классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Методическая литература, Интернет-ресурсы, психологическая литература

В течение года

2020-2023 гг.

Повышение уровня здоровья младших школьников


Изучаемая литература





Изучение литературы по самообразованию:

  1. Блонский П. П.Педология /П. П. Блонский— 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 392 с.

  2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский // Начальная школа. -2003 - №4-С.39.

  3. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90

  4. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В.Буркова// Начальная школа.-1998.- №11-С.82

  5. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо -М.: Просвещение, 1991-271с.

  6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина -М.: Просвещение, 1998- 276с.

  7. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. -1999. №3

  8. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова//Начальная школа. - 1998. №2

  9. Ераткина В.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина// Начальная школа. -1999. №6

  10. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. -1999. №8

  11. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/И.В.Захарова//Начальная школа. -1993. -№11- С.25

  12. Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя».— М., 1962.

  13. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.

  14. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А.Кустарева//Начальная школа. 1993.- №5-С.73

  15. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. -2004. -№8-С.58

  16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990-361с.

  17. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 9-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015–464 с.

  18. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//Начальная школа. -1996. №9-С.34

  19. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./А.И.Моисеев -М.: Просвещение. 2000.-326с.

  20. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. -1997. -№1-С.29

  21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. С. Савинов. — 4­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.

  22. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская -М.: Просвещение, 1996.- 251с.

  23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект пресс, 2005–460 с.

  24. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. -1996-. №1-С.45

  25. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова /Л.Е.Тарасова//Начальная школа. -1998.- №2-С.90

  26. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. -_Майкоп, 1996.-271с.

  27. Федорова, Е. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / Е. Г. Федорова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1895/ (дата обращения: 29.03.2021).

  28. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей/Л.А.Фролова//Начальная школа. -1999. №7-С.38

  29. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. -1997. №2-С.82

  30. Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач/А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. — Севастополь: «Шико-Севастополь», 2014. — с. 227–236.







Приложение 1

Памятка по работе над ошибками


Орфограмма


Запомни!

Как работаем

1

Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишу с заглавной буквы.

Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

2

Пропуск, замена буквы.

Лишние буквы.


Напиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

3

Деление на слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги.

4

Перенос слова.

Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

Напиши слово, разделяя его чёрточками для переноса.

5

Мягкий знак -

показатель

мягкости.


Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

6

Гласные после шипящих.

жи - ши пишу с и

ча - ща пишу с а

чу - щу пишу с у

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

7

Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн.

Пишу сочетания без мягкого знака.

Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

8

Ударение.


Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.

9

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.


Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму.

10

Слова с непроверяемыми написаниями.

Посмотри в словарик. Запомни, как оно пишется.

Напиши слово два раза. Если можешь, подбери и запиши 2 однокоренных слова. Выдели в словах корень. Обозначь ударение. Подчеркни орфограмму.

11

Парные звонкие и глухие согласные.


Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму.

12

Заглавная буква в имени собственном.


Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.

13

Разделительный мягкий знак.


Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.

14

Удвоенные согласные в слове.


Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни удвоенную согласную.

15

Знаки препинания в конце предложения.


Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания.


16

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму.


17

Гласные и согласные в приставках.

Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.


18


Правописание приставок со словом.

Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом.

Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.


19

Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел)

Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму.


20

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.


21

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак.

Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.


22

НЕ с глаголами.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.


23

Правописание родовых окончаний имени существительного

М.р. – нулевое , -а, -я

Ж.р. -а, -я

Ср.р. -о, -е

Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.


24

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1скл кскл

2скл скл

3скл скл

Р.п.


Д.п.


П.п.

Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.


25

Правописание родовых окончаний имени прилагательного

М.р. – ой, -ый, -ий

Ж.р. -ая, -яя

Ср.р. -ое, -ее

Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.


26

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных


Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.


27

Предлог с местоимением

Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.


28

Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.

Если вопросе к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ.

Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.


29

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.

Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.


30

Правописание безударных личных окончаний глаголов

У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.

У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.

Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом

Памятка

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!