Программа «Решаем задачи по экономике»
Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 10-11 класса школы, желающих углублённо изучать экономику. Программа дает учащимся возможность получить теоретические и практические знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в качестве личности, производителя (предпринимателя), Программа знакомит учащихся с базовыми понятиями, основными закономерностями экономики. Учащиеся овладевают методикой решения задач по основным темам курса «Микроэкономика», алгоритмами.
Значительное место работы занимает разбор и овладение теоретическим материалом, формулами.
Каждая тема имеет набор задач разной степени сложности. Ещё одна цель данного курса: оказав помощь в освоении навыков решения задач по экономике, подготовить к олимпиадам
Цели:
Развитие представлений о микроэкономике
Воспитание ответственности за экономические решения
Изучение разнообразных аспектов организации, финансирования и управления экономикой
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной и практической деятельности
Технология обучения – личностно-ориентированная, так как эта технология направлена на развитие личности с учётом её индивидуальности, определяет совместную деятельность учителя и ученика на принципе сотрудничества. В данной технологии используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, формирующие познавательный интерес и самостоятельность.
В работе применяются элементы технологии проблемного изучения, информационно – коммуникационные технологии для обработки и передачи экономической информации, и ее представления в различных формах. Приобретенные знания и умения будут применяться в практической деятельности и повседневной жизни.
Обоснование выбора УМК
Основой программы по экономике являются, с одной стороны, опыт экономического образования в странах Европы, а с другой – практика преподавания экономики в школах России. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Одновременно программа включает в себя основы экономической теории с углублённым изучением отдельных вопросов по темам курса. Основное внимание уделено изучению микроэкономики, объяснению практического применения законов и теорий экономической науки.
Используемые учебники:
1. Липсиц И.В. «Экономика»: В 2 книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов): учебн. для средн. спец. учебн. заведений- М.: Вита-Пресс,2000.
3. В.З. Черняк Введение в предпринимательство учебное пособие- М.: Вита-Пресс, 1999.
4. Л.Н. Коняхина Учимся решать задачи по экономике-Курган, 2010
5. Задачник по микроэкономике с решениями- М.: Вита-Пресс, 2008
6. Колосницына, М.Г.Ракута Н.В. Экономика труда. Задачи, вопросы, тесты- М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2009
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, из расчета - 1 учебный час в неделю.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
• личностные:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве;
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
• метапредметные:
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
• предметные:
− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; − понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
− умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Тематическое планирование
Тема 1 Альтернативная стоимость 2 часа
Тема 1 Альтернативная стоимость 3 часа
Тема 3 Теория спроса 3 часа
Тема4 Предложение 3 часа
Тема 5 Рыночное равновесие 3 часа
Тема 6 Поведение потребителя в рыночной экономике 2 часа
Тема 7 Производство экономических благ 2 часа
Тема 8 Издержки производства Прибыль 4 часа
Тема 9 Совершенная и несовершенная конкуренция 4 часа
Тема 10 Рынок труда 4 часа
Тема 11 Рынки средств производства 4 часа
Календарно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | Количество часов на решение задач по теме |
Тема 1 Альтернативная стоимость | 1 | 1 |
Тема 2 Альтернативная стоимость | 1 | 2 |
Тема 3 Теория спроса | 1 | 2 |
Тема4 Предложение | 1 | 2 |
Тема 5 Рыночное равновесие | 1 | 2 |
Тема 6 Поведение потребителя в рыночной экономике | 1 | 1 |
Тема 7 Производство экономических благ | 1 | 1 |
Тема 8 Издержки производства Прибыль | 1 | 3 |
Тема 9 Совершенная и несовершенная конкуренция | 1 | 3 |
Тема 10 Рынок труда | 1 | 3 |
Тема 11 Рынки средств производства | 1 | 3 |
Всего | 10 | 24 |