План работы с одарёнными детьми учителя информатики
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются и исследу- ются. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психоло- гически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представления о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими ин- дивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, ода- ренность. В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпо- сылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию но- вого, но и к собственному самовыражению и самораскрытию. Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работающих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реа- лизации каждого ребенка.
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как це- лостная система множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее распространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши осо- бенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.
Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.
Цель:
способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помогать им освоить:
выявление и поддержка одаренных учеников;
формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изуче- нию информатики;
эффективное продолжение образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в обла- сти компьютерных технологий;
создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
Задачи:
совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
знакомство с современными информационными технологиями;
развитие алгоритмического мышления;
вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;
воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и ин-
формационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее спо- собных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специ- альности, связанной с компьютерными технологиями.
Реализация мероприятий программы позволят:
создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и твор- ческого потенциала учеников школы, усилить внимание к Ученику и его развитию;
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;
очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
работа в кружках;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
План работы
№ | Мероприятия | Класс | Дата |
1 | Диагностика одаренных детей по информатике | 5-11 | сентябрь |
2 | Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики | 5-11 | в течение года |
| а) задания на развитие логического мышления | 5-11 | в течение года |
| б) задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (по основным разделам информатики) | 5-11 | в течение года |
| в) задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности | 5-11 | в течение года |
3 | Организация временных групп школьников с учетом интересов учащихся | 5-11 | октябрь |
| а) группы по подготовке к олимпиадам | 5-11 | первая неделя октября |
| б) группы по подготовке к научно- практическим конференциям | 5-11 | ноябрь |
| в) группы по участию в различных Интернет - проектах | 5-11 | октябрь |
4 | Свободное самообразование учащихся | 5-11 | в течение года |
5 | Участие в школьном кружке по информатике «Создаем школьный сайт в Интернете» | 5-11 | в течение года |
6 | Участие в школьной олимпиаде по информатике | 5-11 | октябрь |
7 | Участие в научно-практических конференциях | 5-11 | декабрь, январь |
8 | Участие в Интернет – проектах по информатике | 5-11 | в течение года |
9 | Участие в районной олимпиаде по информатике | 5-11 | ноябрь |
10 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | 5-11 | в течение года |
11 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | 5-11 | сентябрь, январь |
12 | Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | 5-11 | в течение года |
Список одаренных учащихся ( 5-11 класс)
№ | Ф.и И. учащихся | Класс |
1 | Магрицкая Ксения | 5Б |
2 | Захаров Даниил | 5В |
3 | Атаманчук Софья | 8Б |
4 | Нуралиев Абдулазим | 9Б |
5 | Каршт Николь | 9Г |
6 | Бордюг Тимур | 10В |