Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми»
План работы с одарёнными детьми
учителя биологии
МБОУ «СШ№22» города Смоленска
Столяровой Ирины Степановны
Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одарённого ребенка.
Задачи:
- выявление ребёнка, одарённого в нескольких областях;
- составление и реализация программы сопровождения такого ребёнка (группы);
- создание психологически комфортной среды развития и воспитания одарённого ребёнка.
Ожидаемые результаты
1. Увеличение количества победителей и призёров олимпиад и конкурсов.
2. Повышение интереса школьников к изучению предметов.
В программе принимают участие:
1. Психолог.
2. Педагоги.
3. Родители.
Психолог
Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.
Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми.
Педагог
Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей одарённых детей в какой-либо области.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам
ПЛАН РАБОТЫ
Направление | Мероприятия | Срок |
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов | 1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. | Сентябрь |
Создание банка данных одаренных детей | 2. Диагностика одаренности: - учебные характеристики - мотивационные характеристики - творческие характеристики - лидерские характеристики | Сентябрь |
Создание методической копилки | 3. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по биологии, разработки интеллектуальных марафонов, игр). | В течение учебного года. |
Систематизация работы в урочной деятельности | 4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся: | В течение учебного года. |
5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы: творческие умения: уметь видеть проблему; уметь сформулировать проблему; уметь выдвинуть гипотезу; уметь составить план решения проблемы, задачи; уметь делать обобщения и выводы; уметь систематизировать материал; уметь составить доклад по теме (на основании разных источников); уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы); уметь решить задачу; уметь делать прогноз; организационно-рефлексивные умения: уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план); уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями); уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность | В течение учебного года. |
6. Формирование исследовательской культуры учащихся 9-11 классах: формирование мыслительных умений и навыков формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи развитие исследовательских умений и навыков | В течение учебного года. |
7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективных курсов: «Биология растений, грибов и лишайников», «Биология животных». | В течение учебного года. |
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время | 8. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по биологии. | По графику |
9. Участие в районных предметных олимпиадах по биологии. | По графику |
10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях. | По графику |
11. Работа с учащимися в консультационные дни. | В течение учебного года. |
12.Участие в заочных олимпиадах и дистанционных олимпиадах и конкурсах | В течение учебного года |
13. Использование нестандартных способов решения заданий на уроке и внеурочное время, способствующих интеллектуальному развитию детей | В течение учебного года |
14. Вовлечение детей в проведение открытых уроков на предметных неделях | Во время предметных недель |
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 15. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме. | Сентябрь |
16. Совместное участие родителей и детей в творческих и спортивных конкурсах. | По графику |
Критерии эффективности программы:
развивает интерес к предмету;
развивает самостоятельность учащихся;
дает возможность одаренным детям самореализоваться;
способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
развивает креативное мышление;
формирует практические навыки;
развивает навыки исследовательской деятельности;
ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.