СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными детьми

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном планирование определены принципы, цели и задачи , а также условия успешной работы с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми»






План работы с одаренными детьми










Выполнила: учитель географии

Феопентова В.А















Организация работы с одаренными детьми при изучении географии (из опыта работы). Выступление на районном МО.

Актуальность проблемы

Проблема работы со способными (одаренными) учащимися чрезвычайно актуальна для современного Российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая» школа.

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в ВУЗы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.


Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках и в системе дополнительного образования. Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем мы будем вести речь? Терминология, используемая при характеристике познавательных способностей учащихся, включает такие понятия как талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность-высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, с открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, « что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые предоставляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А, Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что такие примеры исключительны, но они являются наглядным примером того, что огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования им заложенных в нём природных данных.

Таланты рожаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребенка. Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы обратить внимание на необходимость работы со всеми учащимися, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребёнка.

Жизнь требует от школы подготовки выпускников, способных адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, коммуникабельных, креативных и конкурентоспособных. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности-объяснение вашего успеха».

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,

позволяющих учащимся проявить свои возможности;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи, в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен:

  • быть увлечен своим делом

  • быть способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • быть профессионально грамотным;

  • быть интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • быть проводником передовых педагогических технологий;

  • быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • быть знатоком во всех областях человеческой жизни;

  • быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

  • иметь живой и активный характер;

  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • научно-исследовательские конференции.

Как определить одарённость ребёнка?

Выявление одарённых учащихся – достаточно сложная многоступенчатая процедура, состоящая из семи диагностических этапов:

  • Номинация (называние) – имена кандидатов в одарённые.

  • Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.

  • Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений – сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью.

  • Оценка учащегося его сверстниками – сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников.

  • Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчётов, собеседования.

  • Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости.

  • Психологическое тестирование – показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.), показатели творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.



Проблемы одарённых детей

У одарённых детей имеются определённые проблемы межличностного характера (со сверстниками, с преподавателями, с родителями), а также эмоционально-личностные проблемы:

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённых детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  • Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции , уходит в себя.

  • Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, философские проблемы.

  • Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети любят чаще общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  • Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворённости, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  • Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одарённые дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одарённых детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одарёнными детьми должен обладать следующими качествами.

Общие правила для педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д.Треффингера, рекомендуется педагогам, работающим с одарёнными детьми, соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте детям прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.

  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

  • Подходите ко всему творчески.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одарёнными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объём, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразия точек зрения.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

Критерии готовности педагогов  к работе с одарёнными детьми

  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

  • Профессиональная компетентность.

  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.

  • Знание возрастной психологии.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одарённых детей

Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития. Разнообразные виды поддержки обучающихся:

  • психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек-человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),

  • правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

  • социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),

  • валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни – переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализация режима и объёма домашних заданий).

  • Право свободного выбора: профиля,  уровня,  вида творческого труда.

  • Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 30 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.

Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено, прежде всего, на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии.

Большую помощь в осуществлении индивидуализации обучения мне оказывает социологический опрос детей, который я осуществляю при знакомстве с учащимися по следующим вопросам:

        1. Чем вы увлекаетесь?

  1. Любите ли вы путешествовать?

  2. В каких путешествиях вы были?

  3. Где мечтаете побывать?

  4. Умеете ли вы составлять презентации на компьютере?

  5. Умеете ли вы работать в Интернете?

  6. Какую информацию вы можете оттуда получить?

  7. Любите ли вы чертить или рисовать?

  8. Есть ли у вас дома домашнее животное? Какое?

  9. Где вы чаще всего бываете летом?

  10. Сколько времени вы делаете домашнее задание?

  11. Кем мечтаете стать?

Данные этого социологического опроса позволяют мне правильно расставить акценты в изучении той или иной темы, правильно выбрать творческую, инициативную группу ребят, формы и методы работы. При этом считаю, что основной проектирования индивидуальной траектории развития является изменение организационных процессов обучения воспитания и при сохранении принципов целостности, системности, природосообразности, социосообразности и культуросообразности.

При выборе форм и методов обучения обязательно учитываю возрастные и психологические особенности учащихся, динамику мышления: от конкретно-образного и наглядно-действенного – к словесно-логическому. В связи с этим выстраиваю структуру изучения предмета от единичного, конкретного – к обобщенным теоретическим знаниям внутри каждого курса («по горизонтали») и от начального курса географии до последнего курса («по вертикали»).

Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях). Дети неодинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, я не работаю на среднего ученика, так как знаю, что это приведет к снижению уровня знаний, будет затормаживать способности учащихся и угасанию интереса к предмету география. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, новой функции объекта, альтернативы решения проблемы; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др.

Для успешного усвоения совокупного содержания образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических методов обучения: информационно-рецептивного, конструктивно-репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского и.т.д. Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:

  • Предъявление новой информации;

  • Прямое и вариативное применение учениками этой информации с включением в неё надпредметных действий;

  • Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений и предусматривающих в разных сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.

В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно размышляющей деятельности учителя и ученика, преобладанию методов проблемного обучения, предельному вниманию к эмоциональной окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы ценностей. Данный метод предполагает, индивидуализированную и одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый работает в меру своей способности. В качестве непременного условия реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающее во все обучение индивидуализацию, групповую и коллективную формы самостоятельной работы, предоставляющий широкий простор для свободы выбора, самопроявления учащимися своей личности, творческой активности в диалоге, дискуссии, при решении проблем. Успешность обучения, его результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе непременно методологическим, усвоению предметных и надпредметных способов деятельности; достижению доступного уровня творческого применения знаний и умений, способности к решению проблем и самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих интересов и системы ценностей. Таким образом, идет планомерная и параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся повышенного уровня обучаемости, т.е. с одаренными детьми.

Что же такое обученность? И что такое обучаемость?

Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету).

Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Выделяют три уровня обучаемости:

  • I уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

  • II уровень – высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.

  • III уровень – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости – способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.

Как правило, большинство учащихся в классе имеют второй уровень обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать индивидуальную работу с ними, то это приведет к затормаживанию способностей. Чтобы этого не произошло, я применяю дифференцированное обучение.

Уровневая дифференциация предполагает направленность обучения на личность ученика с учетом его уровня развития и способностей. Учебный материал по географии дифференцируется по структуре и по содержанию, что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности.

По характеру познавательной деятельности уровневая дифференциация определяет степень продуктивности в изучении географии. Дифференциация содержания направлена на:

  • достижение обязательного (формирующего) уровня усвоения учебного материала; знания научных основ;

  • сформированности типовых познавательных действий;

  • навыков свободного воспроизведения основных фактов, правил, законов;

  • понимания причинно-следственных связей,

  • умения производить аналитико-синтетическую деятельность при решении как элементарных, так и сложных задач;

  • умения предъявлять оценочные суждения.

Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии можно определить уровень обучаемости, для этого провести контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Я делаю следующее:

  • Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8-10 минут

  • Объясняю новый материал.

  • Провожу закрепление новой информации.

  • Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
         1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
         2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
         3. Выполните задание по образцу.
         4. Выполните здание в измененной ситуации.
         5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом,
         с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным, на мой взгляд, является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

Учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулировать их творческую деятельность. Использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми. Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.

В 7 классе, работая с одаренными детьми, можно уже разработать задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

Хорошие результаты дают самостоятельные работы:

  • На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;

  • На проведение анализа с последующими выводами;

  • На раскрытие причинно – следственных связей:
         а) выявление причин и следствий;
         б) установление единичных и общих связей;
         в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;
         г) группировке связей по их генезису;

  • На формирование приемов обобщений с последующими выводами;

  • На формирование приемов классификации;

  • Выдвижение гипотез и их защита;

  • Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;

  • Составление текста с географическими ошибками.

(Приложение 1).

Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается. Эта программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу. Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.

В 6-7 классах чаще использую технологию игровой деятельности, поскольку она создает неформальную обстановку на уроке, способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных умений и эмоциональной сферы учащихся. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, чертежа, графического объекта, письменной или устной инструкции) и имеют широкий диапазон трудностей. Важнейшая роль в игре принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты, соотношение игровой модели и реальности, ход учебно-игрового взаимодействия.

В 8-9 классах чаще использую технологию проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие их мыслительных способностей. Использую разные методические приемы создания проблемных ситуаций: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, рассмотрение явления с различных позиций, решение проблемных задач.

Продолжаю практику использования технологии игровой деятельности, но здесь уже использую деловые (ролевые) игры, которые позволяют учащимся имитировать определенный вид деятельности в реальной жизненной ситуации, создают возможность обсуждать действия и включают элемент соревнования между группами за качество выполнения работы. Выбор данного направления игр объясняется тем, что в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных группировок.

В старших классах применяю лекционно-семинарско-зачетную форму обучения, особенно при изучении тем, которые включают в себя несколько занятий. Использование этой формы обучения способствует повышению интереса учащихся к предмету, формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений работать с текстом, методическим аппаратом учебника, дополнительными источниками информации, с картами различного содержания, воспитывает у учащихся самостоятельность, творческий подход к добыванию знаний. Продолжаю практиковать деловые игры, способствующие самоутверждению личности перед обществом.

На всех этапах изучения географии в целях развития интереса к предмету, большое внимание уделяю использованию творческих заданий. При этом сначала провожу обучение способам выполнения творческих заданий, а потом постепенно увеличиваю их сложность и количество. Творческие задания учащихся классифицирую в несколько групп:

  • на комбинирование инфор­мации: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; из­менение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и зада­ний; исправление ошибок.

  • на определение причинно-следственных связей: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы; определение новых структурных элементов системы.

  • на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведе­ние наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполнения деятельности.

Логическим про­должением творческих заданий по теме являются исследовательские задания, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Их выполнение закреп­ляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся. Творческие задания формируют познава­тельные качества личности, исследовательские - созидательные качества. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают элементы объективно новых знаний (новых для всех), тогда как при выполнении учебных творческих заданий созда­ются элементы субъективно новых знаний (новых для себя).

Считаю, что наиболее успешно исследовательские задания реализуются в технологии проектного обучения, которая позволяет учащимся использовать окружающую среду как лабораторию познания. Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения, тем самым реализуя приоритетный в настоящее время деятельностный характер обучения. Однако не все ребята могут и хотят делать творческие проекты. И здесь как раз действует «фактор индивидуальной образовательной траектории», который позволяет каждому ребенку найти задание «по силам», и если не разрабатывать свой проект, то поучаствовать в реализации проекта своего товарища.

Другое направление творческих заданий - это индивидуальные домашние задания для желающих. В продолжение этого направления – это «домашнее творчество учителя», поскольку ребенок в своих стремлениях и творческих начинаниях должен чувствовать единство с учителем, а учитель в свою очередь должен быть ученику примером во всем, даже в выполнении творческого домашнего задания.

Третье направление творческих заданий – вопросы и задания повышенного уровня. Безусловно, такие задания интересны далеко не всем ученикам, поэтому во время разбора таких заданий создаю условия для вовлечения каждого школьника в процесс активного учения, стимулируя его индивидуальную мыслительную активность и поисковую деятельность: часть класса отрабатывает программные теоретические знания или практические умения, а часть класса решает такие задачи на знание географических закономерностей и географической карты.

В случаях, когда задания достаточно сложные или объемные, или требуется обсуждение полученных результатов, использую групповую форму обучения, которая помимо обучающих задач реализует и многие воспитательные задачи: учит сотрудничеству, развивает коллективизм, формирует способность к самоконтролю и самооценке. Практика показывает, что работа в парах неизменного состава значительно активизирует процесс усвоения материала, однако лучший результат дает работа в сменных парах боле широких групп. Общая оценка подгруппы определяется оценками каждого из входящих в нее учащихся. Такая взаимоответственность и взаимозависимость при сотрудничестве неизменно порождает товарищескую взаимопомощь, позволяет проявлять свою индивидуальность.

Важным элементом урока считаю его рефлексию, анализ результатов, сравнение количества и качества выполненных заданий. Помогаю детям определить причины успешной или неуспешной работы на уроке, и самое главное – спланировать самостоятельную ра­боту по предмету для предупреждения образования пробелов в изучении программного материала.

Понимая значимость курса географии для общего культурного развития каждого ребенка, и учитывая «неблагоприятные факторы», считаю необходимость создания условий для постоянного поддержания заинтересованности учащихся, как самим ходом учебного процесса, так и его результатами. Здесь на помощь приходят современные образовательные технологии, преимущественно развивающие:

  • на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемного и модульного обучения, учебной дискуссии, деловой игры, интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного обучения);

    • на основе эффективности управления и реконструирования материала (уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, индивидуализации обучения, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении, технология творческих мастерских);

    • на основе современного подхода к формам оценки качества знаний учащихся (многоуровневые контрольные, самостоятельные и практические работы, тематическое тестирование, в том числе компьютерное по образовательным дискам, тестирование в форме ЕГЭ по образовательным дискам и через Internet, зачеты, в том числе картографические, накопительная система отметки).

Хочу остановиться на использовании информационно-коммуникационных технологий, важной особенностью которых, является их многофункциональность. Активно воздействуя на эмоциональную сферу, они являются наиболее действенным средством обучения и воспитания, способствующим развитию познавательных способностей учащихся и формирующим необходимые предметные знания и умения. С помощью ИКТ создаются условия для поиска и изменения информации, осуществления прямой и обратной связи, для осуществления индивидуального контроля.

Практика использования различных информационно-коммуникативных технологий на уроках географии показала, что особый интерес у учащихся вызывают дидактические игры с использованием ИКТ. Игры с использованием информационно-коммуникативных технологий – это инновационные игры, направленные на формирование определенных навыков управления конкретной ситуацией, на тренировку, отработку конкретных вопросов, событий, объектов или явлений. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Тем не менее, в процессе обучения, игры чаще всего использую как вспомогательный элемент урока.

Важным направлением индивидуализации обучения в географии является внеклассная работа по предмету, основой которой для меня также стало краеведение, поскольку изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы общечеловеческих ценностей, служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству и формированию экологической культуры личности, создает условия для исследовательской деятельности.

Однако, как бы ни была важна внеклассная работа по предмету, основной формой обучения в современной школе остается урок, и нам, учителям географии, приходится делать невозможное и превращать свои уроки в интересную сказку, которую, к сожалению, многие учащиеся посещают из-за необходимости, а потому вопрос «Как учить?» для нас всегда будет актуальным. Готовясь к уроку, я придерживаюсь таких принципов отбора содержания материала, как: интерес, посильность и доступность; придумываю формы вовлечения учащихся в активную творческую работу с учётом их индивидуальных особенностей, инициирую развитие диалоговой активности, создаю условия для активного и свободного развития личности.

Планируя урок, уделяю особое внимание таким его компонентам, как: направленность на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося, его положительных качеств (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в группе); создание атмосферы свободного общения; сохранение и укрепление учебной мотивации; управление самостоятельной работой учащихся как на уроке, так и дома; управление тренировкой в овладении и использовании усваиваемого материала.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы.


Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)




  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.


Список литературы:

  • Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2002.

  • Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // Автореферат дисс…докт. пед. наук. – СПб, 1999. – 53с.

  • Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры­тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 4-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2002. — 88 с.

  • Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000 – 224с.

  • Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над традиционными? – Директор школы, №7, 2004.

  • Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий.- Ростов –н/Д.,2001.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.

  • Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 //Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.,2000. – 228с

  • Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.







































План работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе.


Пояснительная записка.


Настоящий вариант программы по географии материков разработан в соответствии с концепцией общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми.

Обучение одаренных детей по данной программе идет синхронно с основной массой учащихся на уроке.

Главная задача курса – дать учащимся углубленные знания по географии материков: отразить целостность и дифференциацию природы Земли, населения и хозяйственной деятельности человека на материках и океанах.

Программа работы с одаренными учащимися включает в себя те же разделы, что и основная программа.

1 раздел. Главные особенности природы Земли.

2 раздел. География материков и отдельных стран.

3 раздел. Географическая оболочка.


Каждый раздел включает вопросы по 9 видам заданий.

1.Задания на проведение сравнения.

2.На проведение анализа с последующими выводами.

3.Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

4.Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

5.Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

6.Задания на группировку объектов.

7.Задания на узнавание объектов и явлений.

8.Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

9.Задания на прогнозирование географических ситуаций.


Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.

Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.

Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

Система заданий повышенной трудности. Раздел І. Главные особенности природы Земли.

1. На проведение сравнения.





Сравните материковую кору с океанической. Чем они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения земной коры и движения литосферных плит.

2. На проведение анализа с последующими выводами.


Пользуясь картой «строение земной коры» покажите материк, где нет областей новой складчатости, нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется?


3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.










Что такое омоложение гор? Известно, что на месте древних платформ были в прошлом высокие горы. На платформах отсутствуют действующие вулканы и землетрясения, горные породы, слагающие платформы, не сминаются в складки. Создается впечатление, что цикл развития рельефа как бы заканчивается. Но известно также, что в Африке на платформах имеются действующие вулканы, происходят землетрясения. О чем свидетельствует этот факт?

4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений.

А) В пустынях мало рек. Почему?

Б) Что является причиной размещения крупнейших равнин на Земном шаре?

5. Группировка связей по их генезису.


Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни.

6. Задания на группировку объектов.




А) Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная Америка, Гондвана, Австралия, Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.


А) Где по – вашему мнению, в далеком будущем на Земле могут образоваться новые океаны, новые материки?

8.Задания на прогнозирование географических объектов.





А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста?

Б) Представьте, что Средиземное море, отделившее Евразию от Африки, образовалось в районе экватора. Как бы это повлияло на климат и рельеф вновь образовавшихся материков?


Система заданий повышенной трудности. АФРИКА.

1. Задания на проведение сравнений.

Почему у пигмеев – жителей влажных экваториальных лесов, кожа боле светлая, чем у бушменов или кафров – жителей саванн. Сравните внешние особенности этих народов.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

А) Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад является бессточным, но имеет пресную воду?

Б) Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

1. Определите, какой климат в области, если там реки имеют следующие особенности:

а) не замерзают, полноводны зимой, летом сильно мелеют;

б) не замерзают, разливаются;

в) круглый год полноводны и не замерзают;

г) не имеют стока в океан, летом иногда пересыхают.

2. Составьте причинно – следственную цепочку из следующих утверждений:

а) Африку почти посередине пересекает экватор;

б) в Африке очень большая площадь пустынь;

на севере Африки выпадает очень малое количество осадков;

в) озеро Чад пересыхает.


4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли свое отражение в образовании и расположении климатических областей Африки?

б) Пустыня – закономерность или аномалия на лице Земли?

5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

а) Почвообразование в природной зоне протекает очень интенсивно весь год, и образуются красно – желтые ферраллитные почвы. Показать особенности рек и растительности этой зоны.

б) Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни.

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе.

Восточно – Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня. Пустыня Намиб, Эфиопское нагорье, Нигер, Атлас, Капские горы, п - ов Сомали, Нил, Сахара, оз. Танганьика, Гвинейский залив.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

а)Покажите примерно на схеме как расположились бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части, в южной части?

б) Где был бы самый влажный климат, где сухой?

в) Где были бы пустыни, какова была бы их площадь?

г) Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где холодные?


8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Река течет на протяжении 6671 км почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении, дельта этой реки была местом древнейшей цивилизации.

9.Задания на прогнозирование географических ситуаций.

а) Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если в саванне количество осадков уменьшится в 4 раза.

б) Что было бы, если бы горы Атлас протянулись широкой полосой с запада на восток?

Система заданий повышенной трудности. АВСТРАЛИЯ.

1.Задания на проведение сравнений.

а) Назовите черты сходства и различий в ГП Австралии и Африки.

б) Сравните природные зоны субтропического пояса Австралии и Ю.Африки.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов определите, какой климат в восточной части Австралии. Что общего в климате востока и запада. В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

а) Какая зависимость существует между размерами материка и реками?

б) Какая зависимость существует между рельефом и внутренними водами?

в) Какая зависимость существует между климатом и внутренними водами на любой территории?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) Австралия – единственный материк, на котором отсутствуют ледники и вулканы. Чем это объясняется?

б) Как объяснить, что горы Австралии старые?

5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

а) Почему важно учитывать закон целостности географической оболочки в хозяйственной деятельности людей?

б) Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Австралии на группы; дайте название каждой группе, групп должно быть как можно больше: Мурей, Дарлинг, Эйр, Песчаная пустыня, Виктория, Большой водораздельный хребет, Тасмания.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Покажите примерно на схеме, как расположились бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка; на севере материка?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Плато сильно изменено выветриванием, засыпано продуктами разрушения. Местами имеются выходы древних кристаллических пород – щиты, в пределах одного из них расположены горы Макдоннелл. Высота щитов колеблется от 800 до 900 метров. Центральная часть плато занята пустыней. Какой?

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Каким бы был климат Австралии, если бы она почти соединялась с Антарктидой?

Система заданий повышенной трудности. А Н Т А Р К Т И Д А.

1. Задания на проведение сравнений.

а) В чем заключаются особенности антарктических пустынь? Сравните их с пустынями Африки. Какие более пустынны и почему?

б) Чем отличаются оазисы Антарктиды от оазисов тропических пустынь в Африке.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Изучить легенду карты, определить ложе ледника Антарктиды, т.е. поверхность платформы, места лежащего выше и ниже уровня моря. Найти научные станции на карте и определить их положение по отношению к материкам.

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Присутствие ледникового купола Антарктиды влияет на рельеф и животный мир. Приведите примеры влияния ледника на разные компоненты природного комплекса. Почему ледник связан с климатом не только прямой, но и обратной стрелкой.

Присутствие ледникового купола. Животный мир

Климат. Воды суши. Рельеф. Почвенно-растительный покров.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких случаях питаются животные?

б) Почему Антарктиду называют эталоном чистоты воздуха?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравнить арктический и антарктический климатические пояса. В чем сходство, каковы причины. В чем состоит различие? Какими причинами оно обусловлено. К какой группе факторов относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Эребус, Росса, Восток, Молодежная, морской лев, Адели, поморник, альбатрос, равнина Шмидта, Новолазаревская, равнина Берда.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Изменилась бы высота ледникового покрова Антарктиды, если бы рельеф её был представлен плоской равниной?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам.

В основе большей части материка в её восточной половине лежит древняя плита. На этом материке находится 80% всех вод Земли.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Повлияло бы на экологическое состояние Антарктиды добыча полезных ископаемых на материке.

Система заданий повышенной трудности. Южная Америка.

1. Задания на сравнение.

Где в Австралии или Южной Америке большую площадь занимают пустыни, где меньшую и почему?

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется на востоке и на западе материка тропического климатического пояса. Что общего в климате востока и запада этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Какая зависимость существует между очертаниями береговой линии и историей развития материка? Происходят ли изменения в рельефе этих материков в настоящее время. Что является доказательством этого?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В чем проявляется зависимость рельефа Южной Америки от строения земной коры. В чем различие рельефа Южной Америки и Австралии? Чем оно объясняется?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравнить умеренные климатические пояса северного и южного полушария. В чем сходство? В чем состоит различие? Какими причинами они обусловлены? К какой группе факторов относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Южной Америки на группы, дайте название каждой группе: Анды, Амазонка, Амазонская, Оринокская, Ла – Платская, Аконкагуа, Бразильское, Гвианское, Ориноко, Бразилия, Гвинея, Колумбия, майя, ацтеки.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Каким был бы климат Южной Америки, если бы горы Анды находились на восточном побережье.

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Образуют самые длинные горные цепи на суше, хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов.

В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория регия с плавающими листьями диаметром до 2 – х метров.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека, в частности строительство трансамазонской дороги, на леса Амазонии. На какие оболочки повлияет вырубка лесов Амазонии.

Система заданий повышенной трудности. Северная Америка.

1. Задания на проведение сравнений.

Какие типы морфоскульптурного рельефа вы знаете? Какие из них наиболее распространены на Земле? Сравните морфоскульптуры Северной и Южной Америки. Назовите причины различий.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

В каком направлении природные зоны сменяют друг друга в северной и южной части материка? Чем это определяется? Береговые хребты Кордильер самые молодые по времени образования, однако, не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем образования и высотой гор?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Север материка омывается водами Северного Ледовитого океана, и казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано?

Какая зависимость существует между размерами материка и реками? В чем проявляется эта зависимость в Северной Америке?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В чем проявляется зависимость рельефа Северной Америки от строения земной коры? В чем различие рельефа Южной и Северной Америки? Есть ли сходство? Чем это объясняется?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравните тропические пояса Северной и Южной Америки. В чем сходство? Какова причина сходства? К какой группе факторов образования ПТК относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Северной Америки на группы; групп должно быть как можно больше: Калифорнийский, Гудзонов, Флорида, Колорадо, Лабрадор, Центральные, Великие, Ниагара, Миссури, Эри, Онтарио.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Покажите примерно на схеме, как расположились бы природные зоны Северной Америки, если бы горы Кордильеры и Аппалачи поменялись местами? Составьте вопросы на моделирование ситуаций и явлений и ответьте на них.

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Горы необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами.

Одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Река пропилила холмистую возвышенность, сложенную известняками и соединила озера.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какие районы Северной Америки наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека?

Сверьте ваш прогноз с картой плотности населения. Сделайте выводы.

Как изменились бы природные зоны, если бы Аппалачи были такой же высоты как Кордильеры?

Система заданий повышенной трудности. Е В Р А З И Я

1. Задания на проведение сравнений.

Сравните умеренный климатический пояс Северной Америки и Евразии, Евразии и Южной Америки.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а так же на юге Евразии.

Определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняются сезонное изменение ветров?

Что общего в климате юга и востока ( умеренный и субтропический пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Определите черты климата, вытекающие из таких особенностей материка:

1.Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.

2.Евразия имеет большую протяженность с запада на восток.

3.Гималаи и другие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.

4.Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается.

5.Островная часть Евразии на юге находится близ экватора.

Определите следствие следующих особенностей климата.

1.Большая часть Евразии находится в умеренном поясе.

2.В области средиземноморского климата летом преобладает тропический воздух, а зимой морской, умеренный.

3.В тропическом поясе все время преобладает сухой тропический воздух.

Указать какие особенности рек обусловлены следующими причинами (определить следствия, вытекающие из указанных причин):

1.Большие размеры материка.

2.В центральной части материка находятся крупнейшие горные массивы.

3.Реки бассейна Северного Ледовитого океана протекают главным образом в субарктическом поясе и в области континентального климата умеренного пояса.

Определить причины следующих особенностей внутренних вод:

1.Большую область занимает бассейн внутреннего стока.

2.Озеро Байкал – глубочайшее озеро на нашей планете.

3.Река Хуанхе несет очень мутную воду.

4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Имея ввиду зависимость климата от географической широты, сделайте предположение о том, где в Евразии должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по климатической карте. Сделайте выводы.

Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной соленая?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

1. Почему на Западно – Сибирской равнине, а так же в районах среднего и нижнего течения рек Тигр и Евфрат имеются залежи нефти и природного газа?

2. Какие факторы влияют на формирование рельефа Евразии?

3. Чем вызваны сезонные изменения в зоне тайги?

Чем они вызваны в зоне саванн и редколесий?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Евразии на группы, дайте названия каждой группе: Кавказ, Волга, Сена, Рим, Китай, Гималаи, Тигр, Обь, Альпы, Днепр, Апенинский, Аравийский, Каспийское, Байкал, Сахалин, Новая Земля.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Как изменился бы климат, если бы Уральские горы были выше 5000 м, а Гималаи и Тибет ниже 2000 м? Какими бы были реки, берущие начало в горах?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Определить какой это климат. Зима теплая, лето нежаркое. По всему небосклону медленно и беспрерывно передвигаются облака и их бледно – свинцовый цвет, их бесконечные ряды наводят на мысль о приближающемся дожде. С поверхности моря, рек, с напоенной сыростью земли непрерывно поднимается пар. Воздух влажен даже в ясные дни.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Как изменился бы климат, если бы горы Гималаи и Тибет были ниже 2000 м? Что было бы с реками, берущими начало в горах?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!