План работы по подготовке к Государственной (итоговой) аттестации
в форме ОГЭ по физике в 2016-2017 учебном году
Пояснительная записка
План составлен с учетом кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения Государственной (итоговой) аттестации 2017 года по физике, с учетом анализа результатов Государственной (итоговой) аттестации за 2016 год в РХ, в РФ. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. за № 1089). В спецификации по физике уточнена информация в разделах «Изменения в КИМ ОГЭ 2017г. в сравнении с 2016г.»; «Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом».
Программа разработана в точном соответствии с рекомендациями демонстрационного варианта КИМ, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2017 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Содержание его полностью соответствует материалу, изучаемому в рамках систематического курса физики в 7-9 классах. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
Задания демонстрационного варианта не отражают всех вопросов содержания, которые могут быть включены в контрольные измерительные материалы в 2017 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников общеобразовательных учреждений по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по физике. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ следует выделять следующие составляющие:
предметная готовность (или содержательная);
информационная готовность;
психологическая готовность.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
Содержание информационной деятельности по вопросам ОГЭ.
В информационной деятельности по подготовке к ОГЭ выделю три направления:
Информационная работа с педагогами.
Информационная работа с учениками.
Информационная работа с родителями.
Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ОГЭ.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса.
Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе - информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ОГЭ как форме аттестации их детей и критериях оценивания и т.д.
1). Родительские собрания:
информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ОГЭ;
информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ;
о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ОГЭ в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).
Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ
Полный перечень материалов по физике (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещён по адресу http://school-collection.edu.ru.
Электронные ресурсы по физике http://metodist.lbz.ru/iumk/physics/e-r.php
Портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.org
www.fipi.ru.
Мониторинг качества образования
Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ОГЭ, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник - ученик - родители ученика. Именно классный руководитель делает все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
Изменения в КИМ 2017 года по сравнению с 2016 годом
В 2017 г. общее количество заданий 26, при этом количество заданий с кратким ответом – восемь. Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов (не изменилось также и распределение баллов за задания разного уровня сложности).
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
План график подготовки к ОГЭ – 2017 по физике (базовый уровень)
№ п/п | Наименование тем, разделов | Вид работы | Сроки |
1 | Механические явления | Работа с тестами. Решение задач | октябрь, ноябрь |
2 | Проведение диагностической работы № 1 | Онлайн ресурсы | ноябрь |
3 | Тепловые явления | Работа с тестами. Решение задач | ноябрь, декабрь |
4 | Проведение диагностической работы № 2 | Онлайн ресурсы | декабрь |
5 | Электромагнитные явления | Работа с тестами. Решение задач | январь, февраль |
6 | Проведение диагностической работы № 3 | Онлайн ресурсы | февраль |
7 | Квантовые явления | Работа с тестами. Решение задач | март, апрель |
8 | Проведение диагностической работы № 4 | Онлайн ресурсы | апрель |
9 | Контрольное тестирование с использованием КИМ | Онлайн ресурсы | май |
Всего заданий – 26; из них по типу:
с кратким ответом – 21; с развернутым ответом – 5;
по уровню сложности: Б – 16; П – 7; В – 3.
Максимальный первичный балл за работу – 40.
Общее время выполнения работы – 180 мин.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения | 03.10 | |
2 | Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе | 10.10 | |
3 | Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии | 17.10 | |
4 | Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности | 24.10 | |
5 | Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества | 31.10 | |
6 | Физические явления и законы в механике. Анализ процессов | 14.11 | |
7 | Механические явления (расчетная задача) | 21.11 | |
8 | Проведение диагностической работы № 1 | 28.11 | |
9 | Тепловые явления | 05.12 | |
10 | Физические явления и законы. Анализ процессов | 12.12 | |
11 | Тепловые явления (расчетная задача) | 19.12 | |
12 | Проведение диагностической работы № 2 | 26.12 | |
13 | Электризация тел. Постоянный ток | 16.01 | |
14 | Магнитное поле. Электромагнитная индукция | 23.01 | |
15 | Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики | 30.01 | |
16 | Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов | 06.02 | |
17 | Электромагнитные явления (расчетная задача) | 13.02 | |
18 | Проведение диагностической работы № 3 | 20.02 | |
19 | Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции | 27.02 | |
20 | Владение основами знаний о методах научного познания | 06.03 | |
21 | Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы) | 13.03 | |
22 | Извлечение информации из текста физического содержания | 03.04 | |
23 | Сопоставление информации из разных частей текста. Применение информации из текста физического содержания | 10.04 | |
24 | Применение информации из текста физического содержания | 17.04 | |
25 | Проведение диагностической работы № 4 | 24.04 | |
26 | Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления) | 15.05 | |
27 | Контрольное тестирование с использованием КИМ | 22.05 | |
Распределение заданий экзаменационной работы
по проверяемым умениям и способам действий
Проверяемые умения и способы действий | Количество заданий |
Часть 1 | Часть 2 |
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики | | |
1.1. Понимание смысла понятий | 1–2 | |
1.2. Понимание смысла физических величин | 5–7 | |
1.3. Понимание смысла физических законов | 4–8 | |
1.4. Умение описывать и объяснять физические явления | 2–6 | |
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями | 2 | 1 |
3. Решение задач различного типа и уровня сложности | 3 | 2–3 |
4. Понимание текстов физического содержания | 3 | |
5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | | 0–1 |
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 18, 19 и 23. Задания 18 и 19 контролируют следующие умения:
– формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
– конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
– использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин;
– проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.
Экспериментальное задание 23 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;
2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;
3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
Понимание текстов физического содержания проверяется заданиями 20–22. Для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:
– понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
– отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
– использовать информацию из текста в измененной ситуации;
– переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных частях работы. Это три задания с кратким ответом (задания 7, 10 и 16) и три задания с развернутым ответом. Задание 24 – качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.п.
Задания для ОГЭ по физике характеризуются также по способу представления информации в задании и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин,
табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.
Индивидуальная работа по организации подготовки учащихся
«группы риска» к основному государственному экзамену (ОГЭ)
по физике в 2016 – 2017 учебном году
Список учащихся «группы риска»
Время проведения | Мероприятия |
Октябрь | Ознакомление учащихся с планом консультаций |
Повторение по теме «Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения» |
Отработка заданий КИМ по теме: Механика: Кинематика, Динамика, Законы сохранения |
Отработка заданий КИМ по теме: Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности |
Ноябрь | Отработка заданий КИМ по теме: Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества |
Отработка заданий КИМ по теме: Физические явления и законы в механике. Анализ процессов |
Отработка заданий КИМ по теме: Механические явления (расчетная задача) |
Проведение диагностической работы № 1 |
Декабрь | Отработка заданий КИМ по теме: Тепловые явления. Физические явления и законы. Анализ процессов |
Отработка заданий КИМ по теме: Тепловые явления (расчетная задача) |
Отработка заданий КИМ по теме: Тепловые явления (расчетная задача) |
Проведение диагностической работы № 2 |
Январь | Отработка заданий КИМ по теме: Электризация тел. Постоянный ток |
Отработка заданий КИМ по теме: Магнитное поле. Электромагнитная индукция |
Отработка заданий КИМ по теме: Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики |
Февраль | Отработка заданий КИМ по теме: Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов |
Отработка заданий КИМ по теме: Электромагнитные явления (расчетная задача) |
Проведение диагностической работы № 3 |
Отработка заданий КИМ по теме: Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции |
Март | Отработка заданий КИМ по теме: Владение основами знаний о методах научного познания |
Отработка заданий КИМ по теме: Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы) |
Проведение диагностической работы № 4 |
Апрель | Отработка заданий КИМ по теме: Извлечение информации из текста физического содержания |
Отработка заданий КИМ по теме: Сопоставление информации из разных частей текста. Применение информации из текста физического содержания |
Отработка заданий КИМ по теме: Применение информации из текста физического содержания |
Отработка заданий КИМ по теме: Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления) |
Отработка заданий КИМ по теме: Качественная задача (механические, тепловые или электромагнитные явления) |
Май | Отработка заданий КИМ по теме: Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления) |
Отработка заданий КИМ по теме: Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления) |
Контрольное тестирование с использованием КИМ |
Информационное сопровождение программы
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089).
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ
Физика, 7-9: Книга для учителя: Для образоват. учреждений/ Н.К.Мартынов. - М. Просвещение, 2015г.
А.В.Перышкин Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Физика. Подготовка к ОГЭ – 2017: учебно-методическое пособие. – Р-на-Д: Легион, 2016, под редакцией Л.М.Монастырского
http://class-fizika.narod.ru/index.htm
http://sdamgia.ru/
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
http://ogege.ru/kursy_i_predmety/fizika/online_test_oge
11