СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы МО классных руководителей

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы МО классных руководителей школы на год.

Просмотр содержимого документа
«План работы МО классных руководителей»















Тема: «Вода – чудо, сотворимое природой»

(научно – исследовательская работа)











Выполнил: Карнаухов Дмитрий

ученик 2 класса «А»

МБОУ СОШ № 24

учитель: Петракова Ирина Ивановна





Барнаул 2020

Содержание



  1. Введение. Сведения о воде.

  2. Круговорот воды в природе (Экологическая сказка «Путешествие капельки»).

  3. Наблюдения.

  4. Проведение исследований (опыты и эксперименты).

  5. Заключение. Необходимые выводы.

  6. Список используемой литературы.































Цель моей работы: Дать представление о роли воды в жизни человека, растений, животных; научиться ее беречь; познакомиться с некоторыми свойствами воды; выявить и доказать, что вода - чудо природы, она способна переходить из одного состояния в другое.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Найти информацию в различных источниках, изучить материал по теме;

  • Выяснить значение воды в жизни человека, научиться беречь воду;

  • Выявить какими свойствами обладает вода; выявить состояние воды в природе;

  • Учиться самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;

  • Отобрать необходимые материалы, собрать пробы воды для выбранных экспериментов при изучении свойств воды;

  • Провести опыты, наблюдения; доказать с помощью опытов, что вода переходит из одного состояния в другое при воздействии температуры, то есть совершается ее круговорот.

Эта тема остается вечно актуальной, так как именно вода является условием жизни, а круговорот воды определяет особенности климата на Земле.

Объект исследования: Вода, ее значение в жизни человека.

Предмет исследования: Изучение свойств воды, перехода воды из одного состояния в другое при помощи опытов и экспериментов, анализ роли круговорота воды в природе.

Участники исследования: я, моя семья, мои одноклассники.

Методы исследования:

1. Теоретический: сравнение; сопоставление; наблюдение; обобщение;

2. Эмпирический: изучение литературы; экспериментирование; обобщение; вывод.

Практическая значимость исследования: моя работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.

Для проведения опытов и экспериментов мне необходимы:

  • Стеклянные колбы;

  • Морозильная камера;

  • Электрический чайник;

  • Термометр для воды;

  • Увеличительное стекло;

  • Сахар;

  • Сок;

  • Зеленка;

  • Блюдце;

  • Ракушка;

  • Фломастеры;

  • Стакан;

  • Марля.



















Гипотеза исследовательской работы: Вода – поистине чудо, сотворимое природой, благодаря своим волшебным свойствам, просто необходима для жизни на Земле. Она имеет различные свойства. Изменение состояния воды происходит под воздействием температуры.

В своей работе я постараюсь это доказать.

Введение

"Вода - как много тайн хранит она..." Самое распространённое вещество на Земле – обыкновенная вода. Кажется, о ней уже известно всё. Но мне захотелось узнать: какой она может быть и нет ли у чудесной воды каких - то волшебных. Чтобы это выяснить, я обратился к информационным источникам и проделал некоторые опыты.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется;

Средь высоких, стройных елей;

Рушиться потоком селей;

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить».

Вода – жидкость без цвета, запаха и вкуса. Вода - второе по важности вещество на Земле, после кислорода. Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает 3\4 поверхности земного шара. (Приложение №2 рисунок 1) Это – одно из самых удивительных веществ в природе (4). Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря существованию воды. Именно в воде зародились первые живые существа, которые впоследствии заселили сушу и воздух. Без воды человек может прожить 3 дня. Во взрослом человеке 78% жидкости. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни люди, ни звери, ни птицы, ни растения. Вода не только «поит», но и «кормит» - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, тушит пожары. Она моет людей, города, дороги… Приготовить пищу, изготовить ткань, создать бумагу – ничего нельзя сделать без воды.

На Земном шаре больше воды чем суши, и она обозначена голубым цветом. В реках и озерах вода обычно без вкуса (пресная), а в морях и океанах – соленая. Мировой океан колоссальное скопление воды, способствует жизни на Земле. Раз у нас так много воды, надо ли нам ее беречь? Конечно, так как мы берем ее из крана чистую, а выливаем грязную, уже использованную. Она загрязняет водоемы, а это грозит гибелью всего живого! Нужно беречь воду.



Круговорот воды в природе

Вода не всегда бывает одинаковой. Она умеет превращаться и быть разной (жидкой – дождь; твердой – снег, лед; газообразной – пар).



Облака, снег, дождь – различные состояния воды. Круговорот воды в природе (гидрологический цикл) – непрерывное движение воды из гидросферы и с земной поверхности в атмосферу и обратно. Движение происходит за счет четырех процессов: испарение, конденсация (переход из газообразного в жидкое состояние), выпадение и сток вод.

Как же вода умудряется проделывать весь этот путь?

Экологическая сказка "Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере. 
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако. 
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте. 
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе. А с помощью исследований и опытов, в дальнейшем, я постараюсь доказать это на практике.





Наблюдения.

Для дальнейшего анализа свойств воды, я провел необходимые наблюдения. Вода не всегда бывает одинаковой. В атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса).  Вода в виде капель содержится – в океанах, морях, озерах и реках. Твердая вода это – снег, лед; газообразная – пар. Вода в нормальных условиях сохраняет жидкое агрегатное состояние.

Я наблюдал за «жидкой» водой, стоя на берегу реки (р. Барнаулка).

Вода в реке оказалась холодной, немного мутной (так как на всем протяжении реки в городской черте на берегах расположены несанкционированные свалки мусора и река загрязнена), но прозрачной и текучей. Ведь я спокойно смог перелить ее из одной емкости в другую. Я взял пробы воды в специально заготовленные емкости для дальнейшего проведения опытов.

В последующем, я стал наблюдать за сменой погоды и проводил свои исследования по теме в различные временные промежутки (с ранней осени до зимы).

В теплый осенний день с утра, когда начинает вставать солнце – над землей поднимается пар – это испарение воды с поверхности земли. Я наблюдал за облаками. Они состоят из множества капелек воды или кристалликов льда, а дождь - это всего лишь жидкая вода. Собрав дождевую воду, я узнал, что она – самая чистая, без примесей. Сравнив образцы воды, взятой из реки, с дождевой, я в этом убедился.

И, наконец, при наступлении холодов, я исследовал снег. Снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, я рассмотрел с помощью лупы. Они не гладкие, а с гранулами, они отражают свет, поэтому снег – белый. Снег, как и лед – замерзшая вода. Лед – твердый, скользкий, холодный. Он тает если его взять в руку.

Для анализа необходимых свойств воды, а также для доказательства того, что вода может переходить из одного состояния в другое, я провел некоторые опыты.

  1. Опыты и эксперименты.

Простейшие:

  1. Опыт. Вода – прозрачная.

На столе - 2 стакана. Один с водой, другой - с соком. В стакане с соком - жидкость оранжевого цвета, а в стакане с водой – прозрачная.

Вывод: вода прозрачная

  1. Опыт. Вода не имеет запаха.

Сравню: как пахнет сок в стакане и вода в другом стакане. Вода не имеет запаха, а сок пахнет апельсином (он апельсиновый).

Вывод: вода не имеет запаха.

  1. Опыт. Вода обладает хорошей растворимостью.

В стоящий на столе стакан с водой добавлю сахар и размешаю. Сахар исчез – то есть растворился в воде.

Вывод: в воде хорошо растворяются различные вещества


  1. Опыт. Вода не имеет вкуса. Вода принимает вкус вещества, которое в нее добавили.

Сама по себе вода безвкусна, а после того как добавили сахар, она становится сладкой, Сахар сладкий, вода не имеет вкуса. Значит, она стала сладкой именно после добавления сахара.

Вывод: вода принимает вкус добавленного в нее вещества.

  1. Опыт. Вода текучая.

Возьму в руки стакан с водой и пустой стакан. Перелью воду из полного стакана в пустой. Вода полностью перетекла в другой стакан.

Вывод: вода текучая жидкость.

  1. Опыт. Вода принимать цвет того вещества, которое добавили.

В стакан с водой добавлю немного зеленки. Вода окрасилась в зеленый цвет. Она стала зеленой. Вывод: вода принимает цвет добавленного в нее вещества.

  1. Опыт. Снег и лед – твердая вода.

В морозильную камеру поставлю стакан с водой, отметив уровень, и достану через несколько часов. Периодически я буду производить замеры температуры воды термометром. Впоследствии, оказалось, что постепенно происходило понижение температуры воды.

При температуре выше 0 градусов – вода оставалась жидкостью и принимала температуру воздуха. А при температуре ниже 0 градусов – вода перешла из жидкого состояния в твердое (кристаллизация, лед).

Интересен факт, что при замерзании объем воды увеличился.

Вывод: лед – твердая вода (аналогично снег), вода превращается в лед при температуре ниже 0 градусов.


  1. Опыт. Снег и лед превращается в воду при нагревании.

Для наблюдения за таянием (так как температура в комнате выше 0 градусов, то постепенно снег/лед будет таять, превращаясь в воду) кусочка льда (или снега), я использовал лупу. Через увеличительное стекло видно, как постепенно происходит таяние маленьких кристалликов льда. В местах, где началось таяние, появляются пузырьки воды.

Вывод: лед (снег) превращается в воду при температуре выше 0 градусов, при нагревании.

Более сложные опыты:

  1. Опыт. «Вода- увеличитель»

В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой - ракушка значительно увеличилась.

Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме. 

  1. Опыт "Волшебная радуга"

На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.

Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям. 

11.Опыт «Водонепроницаемая ткань»

Мы наполнили стакан водой, намочили марлю, накрыли ею стакан и хорошо натянули. Быстрым движением мы опрокинули стакан, и оказалось, что вода не выливается из стакана. Даже после того, как мы проткнули марлю зубочистками. Если механически нарушить поверхность, (например, щёлкнуть по ткани или наклонить стакан), то вода выльется из стакана.

Вывод: когда мы предварительно смочили марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана. После этого опыта стало понятно, почему из мокрого песка можно строить замки, а из сухого нет, и почему водомерки могут скользить по воде.

  1. Опыт. При изменении условий среды (температуры) происходит круговорот воды в природе (переход ее из одного состояния в другое).

Я включил электрочайник. Когда вода в нем нагрелась (стала горячей), а затем закипела (90 градусов), пошел сильный пар (она испарялась). Значит, при увеличении температуры вода нагревается и превращается в пар. Я налил из чайника горячую воду в стакан. Из него пошел сильный пар, и я накрыл стакан блюдцем. Через некоторое время блюдце убрал. На нем образовались капли воды, то есть пар превратился в воду за счет охлаждения. Стенки стакана с горячей водой запотели.



Интересен факт, что вода испаряется и при низкой температуре, но не так быстро как при высокой. Например, лужа с водой во дворе утром была большой, к вечеру сильно уменьшилась, а впоследствии замерзла.


По такой же схеме происходит круговорот воды в природе


(В некоторых опытах вместе со мной участвовали мои одноклассники).

Заключение

Таким образом, в результате проведенных мною опытов, я доказал, что чудо - вода в природе «обладает волшебством» - не только имеет различные свойства, но и способна переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры.

Моя гипотеза верна!

Я доказал, что человеку вода просто необходима. Вода – это жизнь, ее надо беречь. Проведя собственные наблюдения и опыты, я подтвердил теорию круговорота воды в природе (при охлаждении вода превращается в снег и лед, при нагревании она испаряется). Вода умеет быть разной!

«В природе путешествует вода.

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед;

Растает – и снова в поход

По горным вершинам,

Широким долинам.

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда,

Всем везде нужна вода!

Вокруг оглянись –

В природу вглядись.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша ВОДА»!!!




Список используемой литературы:

  1. Аржановская Н.В. «Вода в жизни растений, животных и человека»//Начальная школа.–2009 год;

  2. Блинова Г. «Почему воду нужно беречь?»//Начальная школа.– 2010год;

  3. Иванов И. П. « Наедине с природой», - Москва: 2009год;

  4. «Новая иллюстрированная энциклопедия школьника»,1000 вопросов, Скиба Т. В., - Р-на-Д.: ООО ИД «Владис», 2012год;

  5. «Основы экологии», младшим школьникам: Практическое пособие.– М.:АРКТИ, 2011год;

  6. «Отчего и почему»/ энциклопедия для любознательных под ред. Покидаевой Т., Фроловой Т., - М.: Махаон, 2007год;

  7. Петрова Т.И. «Окружающий мир» в начальной школе//Началь­ное образование.–2010 год.– № 1;

  8. Якурнова В.Ф. «Жизнь водоема» ( по эколо­гическому воспитанию младших школьников)//Начальная школа.– 2008год;

  9. Видеоматериал:

«Круговорот воды в природе» http://video.mail.ru/mailnani1107/2303/2315.html

«Вода–основа жизни» - http://video.mail.ru/mail/iravinyarskaya/794/823.html

http://nowa.cc/showthread.php?p=3834400 http://www.rodnik35.ru/index.php?id=rodniki

  1. Интернет.

Приложение











































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!