СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План проведения недели биологии и химии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения недели биологии и химии

Просмотр содержимого документа
«План проведения недели биологии и химии»

МАОУ Краснопутьская СОШ





Отчет по проведению мероприятий

Недели химии, биологии и экологии





















2020-2021 уч. год

С 12 по 16 октября 2020 года в МАОУ Краснопутьской СОШ проходила Неделя биологии, химии и экологии


Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые предметные недели. Познавательный интерес к химии и биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели.


Цели и задачи:

  • Повышение интереса учащихся к изучению биологии, химии, экологии.

  • Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении биологии и химии.

  • Воспитание у учащихся стремления расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.

  • Формирование экологического мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы.

  • Воспитание у детей бережного отношения к природе родного края, деревни, окружающему миру.

На стенде был размещен план проведения Недели биологии, химии и экологии. На предметных стендах опубликована интересная информация об интересных фактах, научных исследованиях в области естественных наук, стихи о химических элементах.



План мероприятий


Мероприятия

Класс

Дата проведения

Ответственный

12 октября 2020 г.

1.

Игра «Спектр настроения»

1-11 классы

12.10.20

Зюзина Т.С.

Лавринюк В.Н.

2.

Конкурс рисунков и плакатов «Охраняемые животные России»

5-6 классы

12.10.20-14.10.19

Панкова Е.А.

3.

Игра-викторина «Зелёная планета»

5-6 классы

12.10.20

Панкова Е.А.

4.

Конкурс газет «В химическом царстве»

8-11 классы

12.10.20-16.10.20

Зюзина Т.С.

13 октября 2020 г.

5.

Игра - квест «Новые методы борьбы с мусорным монстром»

5-11 классы

13.10.20

Панкова Е.А.

6.

Игра - «Юный фармацевт»

8-9 классы

13.10.20

Зюзина Т.С.

7.

Защита проектов «Среда обитания живых организмов. Охрана мест обитания в Подмосковье»

7-8 классы

13.10.20

Панкова Е.А.

8.

Школьный этап ВсОШ по химии

5-11 классы

13.10.20, 14.10.20, 15.10.20


Зюзина Т.С.

14октября 2010 г.

9.

«Только вместе, только дружно помогать природе нужно!» Конкурс на лучший проект «дома для птиц».

1-11 классы

14.10.20-16.10.20.

Лавринюк В.Н.

Панкова Е.А.

10.

Конкурс эрудитов

5-11 классы

14.10.20-16.10.20

Зюзина Т.С.

Панкова Е.А.

11.

Экспресс-викторина «Природа и мы»

1-4 классы

14.10.20

Лавринюк В.Н.

12.

«Путешествие по таблице

Д.И. Менделеева»

8-9 классы

14.10.20

Зюзина Т.С.

15 октября 2020 г.

13.

Занимательные опыты «Знакомство с химией»

1-6 классы

15.10.20-16.10.20

Зюзина Т.С.

14.

Диктанты «Знатоки терминов»

5-11 классы

15.10.20

Панкова Е.А.

15.

Игра-викторина «Зелёная аптека

5-8 классы

15.10.20

Панкова Е.А.

16 октября 2020 г.

17.

Повторная игра «Спектр настроения»

1-11 классы

16.10.20

Зюзина Т.С.

Лавринюк В.Н.

18.

Подведение итогов недели, награждение победителей

1-11 классы

16.10.20

Зюзина Т.С. Лавринюк В.Н.


































12 ОКТЯБРЯ 2019 г.

  1. Проведена игра «Спектр настроения», которая позволила определить психологический настрой обучающихся на начало недели. Результат игры- круговая диаграмма. (Приложение 1)

  2. Стартовал конкурс рисунков и плакатов «Охраняемые животные России» среди обучающихся 5-6 классов. Сформирован стенд, где выделены лучшие работы. (Приложение 2)

  3. Проведена игра-викторина «Зелёная планета» среди обучающихся 5-6 классов. Дети охотно отвечали на вопросы о свойствах живых организмов, выявляли интересные моменты в образе жизни животных и растений. (Приложение 3).

  4. Состоялся конкурс газет среди 8-11 классов «В химическом царстве». За основу взята тема «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Каждая группа защищала свой мини-проект по заданной теме. Все получили грамоты, так как в каждой работе была своя цель и задачи (Приложение 4).

  1. ОКТЯБРЯ 2019 г.

  1. Игра - квест «Новые методы борьбы с мусорным монстром» была проведена между обучающимися 5-11 классов. В ходе данной игры учащиеся узнали много удивительных фактов о привычном мусоре, о раздельном сборе отходов и переработке, благодаря которой из отходов получаются новые вещи, научились грамотно обращаться с отходами через игровые состязания. (Приложение 5).

  2. Между обучающимися 8-9 классов состоялся химический турнир «Своя игра». Данное внеклассное мероприятие позволило повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, учёных - химиков, проследить связь между наукой "Химия" и повседневной жизнью, разобраться в экологических проблемах современного мира. По результатам самые активные выделены положительной оценкой по предмету. (Приложение 6)

  3. Обучающиеся 7-8 классов защищали свои проекты по теме «Среда обитания живых организмов. Охрана мест обитания в Подмосковье». Лучшим оказался проект 7 В класса. (Приложение 7)

  4. 12 октября состоялся школьный этап ВсОШ по химии, в которой приняли участие обучающиеся с 5-11 класса. Результаты можно увидеть на официальном сайте МАОУ Краснопутьской СОШ. Победители и призеры награждены грамотами.

14 ОКТЯБРЯ 2019 г.

  1. «Только вместе, только дружно помогать природе нужно!» Был проведён конкурс на лучший проект «дома для птиц», обучающиеся 1-11 классов приняли активное участие в данном конкурсе, смастерив самостоятельно и с помощью родителей различные кормушки для птиц и даже скворечник. (Приложение 8)

  2. В каждом классе прошла игра-конкурс эрудитов «Путешествие по планетам знаний», где ребятам предлагалось на 15 минут ответить на вопросы из области химии, биологии и экологии. Лучший результат определен в каждой параллели и отмечен грамотой.

  3. От каждого класса были приглашены по одному представителю на участие в конкурсе эрудитов. Они показывали знания по терминам из химии, биологии и экологии. Определен один победитель и два призера из каждой параллели. (Приложение 9)

  4. В каждом классе начальной школы проведены беседы-викторины о живой и неживой природе. Беседы проводились учителями начальных классов, а викторины - обучающиеся 10 класса. (Приложение 10).

  5. Во время внеурочной деятельности между обучающимися 8-9 классов состоялось внеклассное мероприятие «Путешествие по таблице Д.И. Менделеева». Соревнования прошли межу двумя командами: «Алмаз» и «Алмаг». Победу одержала команда «Алмаз».

15 ОКТЯБРЯ 2019 г.

  1. Обучающиеся 1б класса совершили экскурсию в кабинет химии. Для ребят были показаны занимательные опыты.

  2. Игра-викторина «Зелёная аптека была проведена среди 5-8 классов».

  3. В начальной школе прошли соревнования на знание основных терминов из области биологии и экологии. Победители определены из каждой параллели.

16 ОКТЯБРЯ 2019 г.

  1. Проведена повторная игра «Спектр настроения», которая позволила определить психологический настрой обучающихся на конец недели. Результат игры- круговая диаграмма. (см. приложение 1)

  2. Подведены итоги недели. Прошло награждение победителей и призеров. Отмечены самые активные классные коллективы и отдельные обучающиеся.


В течение недели прошли сквозные мероприятия:

  1. Выставки книг и справочной литературы по химии, биологии и экологии.

  2. Экскурсии в кабинет химии и биологии.

  3. Состоялась экскурсия в школьную библиотеку, где с обучающимися проведена беседа «Исчезающие виды растений и животных Московской области».
































Приложение 1

на 12.10.20.







































































Приложение 2





Среди редких животных есть те, которые обитают в Подмосковье…





Приложение 3










































Приложение 4


































Приложение 5




Приложение 6










Приложение 7





















Приложение 8











Приложение 9








Приложение 10





























К Приложению 3


Экологическая викторина «Природа и мы». 

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.                                                                                              

Задачи: Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.                                                                                                                                      Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.                                          Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.            Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.             Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.                                                                                                                      Воспитывать любовь к родной природе. 

Участники делятся на две команды 

 «Разминка». Командам по очереди  задаются вопросы.  

Вопросы «РАЗМИНКИ» 

1. Каркуша - это : (ворона)                                                                                                                     2. Какая змея самая большая? (анаконда)                                                                                           3. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)                                                             4. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)                                                                        5. Какие камни в море? (мокрые)                                                                                                     6. Целый день летает, всем надоедает (муха)                                                                                              7. В пруду купался, а сух остался. (Гусь)                                                                                       8. Какие животные вылезают из кожи вон (змея)                                                                                9. Рыжая плутовка (лиса)                                                                                                                          10. Он начинает неделю (понедельник)                                                                                          11.Первый весенний цветок (подснежник) Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)                                                                                                                                     12. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)                                                                                                                                        13.Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)                                                       14. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)                                                         15. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)                                                            16. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)                                                                                                                                                    17. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж) От чего утки плавают? (от берега)             18. Сколько ног у паука? (8)                                                                                                            19. Первые весенние птицы (грачи)                                                                                                       20. Что делает ёж зимой? (спит)           

Вопрос - ответ (по 5 вопросов каждой команде) 

1. Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)  

2. В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)   

3.Что такое панты:  

а) рога оленя                                                                                                                                                     б) часть упряжи                                                                                                                                              в) лосиные рога                                                                                                                                

4. Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает,      пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены   крошечные глазки В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)  

5.Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)  

6.Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)   

7. Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).   

          (Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. –    Ярославль: Академия развития, 1997).                                                                                                              (панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые   

             используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу) 

 8.  Почему свиньи валяются в грязи:                                                                                                              а) от скуки                                                                                                                                                           б) с определенной целью                                                                                                                        в) так они играют 

          (свиньи очень любят купаться, и в жидкой грязи они лежат из чистоплотности, для            борьбы с различными паразитами кожи. Кроме того, так они регулируют   температуру тела и водно-солевой обмен в жаркую погоду: высохшая корочка из грязи предохраняет организм от обезвоживания, а нежную кожу от солнечных    ожогов)        

9.   Левретка – это:  

  а) часть женской одежды                                                                                                              б) собака                                                                                                                                                       в) головной убор                                                                                                                                          

(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах 

10.  В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)  

 

«Животные заповедника». (по 6 вопросов каждой команде) 

1.Какое животное строит хатку? (бобр) 

2.В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь) 

3.Что кормит волка? (волка кормят ноги) 

4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося) 

5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя) 

6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр) 

1.Какого животного называют санитаром леса? (волка) 

2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь) 

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль) 

4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница) 

5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке) 

6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит) 

 

 

Загадки  (Задаются по очереди каждой команде) 

 

Голубой шатёр весь мир накрыл  (небо) 

 

Что видно только ночь  (звёзды) 

 

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер) 

 

По синему морю белые гуси плывут (облака) 

 

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз) 

 

Скатерть белая весь  свет одела (снег) 

 

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка) 

 

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника) 

 

Зимой и летом одним цветом  (ёлка) 

 

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова) 

 

«Мир животных»  (по 10 вопросов каждой команде) 

1.У кого ухо на ноге?( У кузнечика) 

2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? ( Тетерев, Рябчик) 

3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка) 

4.Умеют ли слоны плавать?( Да, и даже полностью погружаются в воду) 

5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж) 

6.Какая самая большая птица в мире? ( Африканский страус) 

7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет) 

8.У кого самое плохое зрение? ( У крота) 

9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? ( Кенгуру) 

10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра) 

11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) 

12.Самый крупный хищник? (Белый медведь) 

13.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов) 

14.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец) 

15.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка) 

16.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? ( Медведь) 

17.След какого хищника очень похож на след человека? ( медведь) 

18.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? ( Голод) 

19.Сколько ног у паука? ( Восемь) 

20.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? ( Амур) 

 

 «Мир растений» (по 10 вопросов каждой команде») 

1.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? ( Лиственница) 

2.В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника) 

3.Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слоиии, тем крепче дерево). 

4.Что можно использовать в лесу для заварки чая ?(Листья земляники, малины, черники..) 

5.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется) 

6.Из древесины какого дерева делают спички? ( Осина) 

7 . Какая ягода может заменить лимон? (Клюква) 

8.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом) 

19.Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника) 

10.Плоды каких кустарников богаты витамином С ? (Черная смородина,брусника) 

11.Весной или летом цветет сирень? (Весной) 

12.Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА. Вызывается он трением листьев друг о друга.А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса) 

13.Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света) 

14.Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли?(Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении) 

15.Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью) 

16.Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх) 

17.почему на коре деревьев с течением времени образуются толщины? (Древесина нарастает в ширину быстрее чем кора ) 

18.Почему листья с верхушек деревьев опадают последними ? ( Они моложе) 

19.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? ( Лиственница) 

20.Древесина какого дерева используется для кораблестроения? ( Сосна) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










К Приложению 6









Приложение 6


Внеклассное мероприятие "Своя игра" по химии для учащихся 8–9-х классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, учёных - химиков, проследить связь между наукой "Химия" и повседневной жизнью, разобраться в экологических проблемах современного мира.

Мероприятие представлено мультимедийной презентацией, состоит из 2 раундов. Игра командного характера. Правила игры: команда, отвечающая на вопрос, при неправильном ответе получает баллы со знаком минус. И итоговый результат может быть, как положительным, так и отрицательным.



1 раунд

Презентация 1

Номинация "Химические величины"

Номинация "Самые, самые"

Номинация "Металлы или неметаллы"

Номинация "А вам слабо"



2 раунд

Презентация 2

Номинация "Лечебные элементы"

Номинация "О, вещества, разрушающие цивилизацию"

Номинация "А всё - таки что?"

Номинация "Химия и пища"













К Приложению 7



Викторина «Зеленая аптека»

Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Слово педагога: ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»

Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.

В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.

Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.

Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.

Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.

Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья ;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?

  1. Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Выступление ученика 1:

Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.

Выступление ученика 2:

Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Выступление ученика 3:

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

2. Основная часть.

  • Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

  • Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

  • просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.

Земляника: «Я черники много лучше», -

Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:



«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я на сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

При гастрите и колите мой настой поможет всем.

При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали, только стеблями качали:

Говорили, что они и полезны, и нужны.

И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

Он сказал:

«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»

Черника.

Ландыш: Учитель: Ландыш:

Учитель:

Шалфей:

-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

  • проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:

  • Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

  • совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.

Задания для викторины:

    1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

    1. Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

      1. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее

средство от кашля. 1

      1. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

      1. Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

      1. Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

      2. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

      1. Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.

      1. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

      1. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.

      2. (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

      3. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

      1. Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

      1. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

      1. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..

      1. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

      1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

      1. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.

Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...

Конкурс: «Сортировка»

        1. Выбрать 2 команды;

        2. В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.

        3. Подведение итогов, отметить лучшую команду.



Кроссворд (Презентация)

          1. Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)

          2. Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)

          3. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)

Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)

  1. Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)

  2. Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)

  3. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)

  1. Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)






Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)

            1. Две команды воспитателей;

            2. Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;

            3. Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет ...

            4. Яодведение итогов, отметить лучшую команду.

Слово педагога:

- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мыло,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

  • подведение итогов







Экологическая квест - игра « По страницам Красной книги»


Аннотация

Экологическая квест-игра «По страницам Красной книги» является игрой, целью которой является закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о Красной Книге РФ, бережном отношения к живой природе. В ходе игры дошкольники закрепляют и усваивают практическое значение Красной книги в спасении исчезающих и восстановлении редких видов. Многие задания способствуют возможности показать знания об охраняемых растений и животных.

Игра проводится между 6 командами по 6 станциям, название которых «Карта-помощница», «Вопрос-ответ», «Умный пазл», «Самый-самый», «Зоотеатр», «Угадай-ка». На станциях детям предлагаются задания, которые они должны выполнить. Предлагаемая игра может проводится как в помещении, так и на природе.


Описание игры




Цель игры: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о Красной Книге РФ, воспитание бережного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи игры:

1. Развивать познавательные способности (внимание, память, мышление,формировать коммуникативные умения детей, умение быстро находить правильные ответы.

2. Расширить и закреплять знания о красной Книге, ее практическом значении – спасение исчезающих и восстановление редких видов.

2. Воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.




Оборудование: большая карта России, карточки с описанием животных, карточки с изображением животных и растений, задания по станциям.


Содержание игры

Сюжет игры заключается в путешествии по страницам Красной книги. Игра командная проходит по 6 станциям с маршрутным листом и одновременным участием всех играющих. Движение по станциям осуществляется по жребию по кругу от станции к станции.

На станции «Карта-помощница» нужно прикрепить к карте карточку с изображением животного на то место, где оно обитает.

На станции «Вопрос-ответ» задаются вопросы по Красной книге.

На станции «Умный пазл» собираются пазлы с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу, модератор станции рассказывает о животных, растениях интересные факты.

На станции «Самый-самый» проводится интерактивная игра на определение самого быстрого, самого высокого и т.д. животного.

На станции «Зоотеатр» желающий ребенок изображает с помощью пантомимы, балета, жестов животное. Остальные дети угадывают, о каком животном идет речь, модератор данной станции рассказывает о нем интересные факты.

На станции «Угадай-ка» детям предлагается угадать животное по звуку.


Методические рекомендации по реализации игры

Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. Данная игра способствует воспитанию экологической грамотности бережному отношению к природе. Проводится как в природе, так и в помещении. Оптимальное количество команд может соответствовать количеству станций. Для количества детей в команде нет ограничений, так как игра с одновременным участие всех. Имеется элемент соревнования. Игра проходит в свободном режиме, проходит весело и интересно, поощряется творчество и инициатива, самостоятельность.



Материалы для реализации игры:


Сценарий

Ведущий: Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Ведущий (2):

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,


Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Звучит фонограмма «Голоса леса».

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема – охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по станицам Красной книги, проверим свои знания.


Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение – спасение исчезающих видов и восстановление редких.

А сейчас мы приглашаем вас на игру-путешествие, где вам предстоит пройти по шести станциям и показать свои знания о животных, растениях Красной книги.

Ну что ж в путь. Вот вам ваши маршрутные листы (раздает листы)


Станция № 1 «Карта-помощница»

(Оборудование: магнитная доска, магниты, карта, карточки с изображением животных)

На этой станции вы видите карту мира. Получите карточки с изображением животного, занесенного в Красную Книгу. Внимательно рассмотрите, где в мире еще встречается это животное. Прикрепите карточку с изображением животного на карту на то место, где обитает это животное.


Станция № 2 «Вопрос-ответ»

(Оборудование: вопросы)

На этой станции модератор задает детям вопросы:

  • Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносятся все данные о растениях, животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.)

  • Какие бывают Красные книги? (Международная, Национальные, Региональные)

  • Чем страницы Международной Красной книги отличаются от обычных книжных страниц? (Они были разного цвета: красные, жёлтые, белые и зеленые.)

  • О каких животных и растения рассказывается на страницах красного цвета? (На страницах красного цвета записывались животные и растения, которые могут исчезнуть в ближайшее время.)

  • О каких животных и растениях рассказывается на страницах зелёного цвета? (На страницах зелёного цвета записывали названия животных, которых удалось спасти.)

  • О каких животных и растениях рассказывается на страницах белого цвета? (На белых страницах писали о животных, которые редко встречаются на земле.)

  • О каких животных и растениях рассказывается на страницах желтого цвета? (На желтых страницах писали о животных, которые пока часто встречаются, но их численность сокращается.)

  • Назовите растения и животных, которые занесены в Красную книгу России? (Ландыш, лесные фиалки, женьшень. Тигр, зубр, черный аист.)

  • О чем, кроме того или иного вида животных, написано в Международной Красной книге? (О программе спасения этих животных.)


Станция № 3 «Умный пазл»

(Оборудование: картинки-пазлы)

На этой станции детям предлагается собрать 4 картины пазла с изображением: горного барана, амурского тигра, утки-мандаринки, белобокова дельфина. Модератор станции рассказывает о животных, растениях интересные факты.


Станция № 4 «Самый-самый»

(Оборудование: ноутбук, интерактивная игра «Самый, самый»)

На этой станции модератор проводит интерактивную игру «Самый, самый» уточняя знания детей о различных удивительных животных.


Станция № 5 «Зоотеатр»

(Оборудование: картинки с изображением животного)

На этой станции модератор предлагает выбрать одного желающего. Он получает карточку с изображением животного, занесенного в Красную Книгу. С помощью пантомимы (балета, жестов) он должен изобразить это животное. Остальные дети должны угадать, что это за животное.

Модератор станции рассказывает интересные факты об этом животном.


Станция № 6 «Угадай-ка»

(Оборудование: магнитофон, аудиозаписи голосов животных, птиц)

На этой станции модератор предлагает детям прослушать и отгадать какое животное, птица издает звук, уточняет, рассказывает интересные факты.


Биологическая игра «Живая рулетка»

для учащихся 5-9 классов

Знанию всегда предшествует предположение.

(А. Гумбольдт)

В игре принимают участие две команды произвольной чис­ленности. Ведущий по очереди предлагает участникам игры определить, верны ли прочитанные им утверждении (первые вопросы задаются первой команде, вторые второй). Время об­думывания - не более 15 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Участники игры должны быть готовы в случае необходимости дать обоснование своей версии ответа.



I тур. Верите ли вы, что...

  1. Муравьи – эксплуататоры из-за того, что у них большие челюсти, не могут употреблять пищу без чьей-нибудь помощи. Поэтому им необходимы чер­ные муравьи, чтобы они их кормили. (Да)

  2. Козы едят бумагу. (Да)

  3. Самка сорной курицы строит огромный холм из листьев, который служит инкубатором. (Нет)

  4. Глаза кошки светятся в абсолютной темноте. (Нет)

  5. Уши кролика поворачиваются во всех направле­ниях? (Нет)

  6. Крот может погибнуть от шока. (Да)

  7. Сойка пользуется «муравьиным дезодорантом». (Да)

  8. Термиты уничтожили целый город - Джеймста­ун на острове Св. Елены. (Да)

  9. Гидатида - название мухи Цеце на языке зулусов. (Нет)

  10. Шиншиллу можно держать в аквариуме 50x25x28 см. (Нет)

  11. Смуняк - лакомство для медведей. (Да)

  12. Если в аквариум с рыбками попадет капля ли­кера, то они могут умереть. (Да)

  13. У кошек есть перхоть? (Да)

  14. Петуха можно отучить кукарекать. (Да)

  15. Морские свинки обожают пенициллин. (Нет)

  16. Нильские рыбки тиляпии прослыли очень за­ботливыми родителями, потому что по сигналу тре­воги мальки сбиваются, словно рой на ветке возле головы самки и спешат нырнуть ей в рот, чтобы спрятаться от опасности. (Да)

  17. Бродячие муравьи растягиваются походными колоннами на сотни метров и порой даже километр, и пожирают на своем пути буквально все живое, даже слона или леопарда, а однажды даже закусали до смерти одного преступника, оставленного сбе­жавшей стражей? (Да)

  18. Женщины в Африке ходят в лес лукошками, как по грибы, и собирают в них пауков нефил, а потом дома умело, тянут из пауков нити и ткут из них красивые ленты. (Да)

  19. В Южной Америке растут гигантские кувшин­ки с листьями до двух метров в диаметре, выдержи­вающими тяжесть в полцентнера, которыми птицы пользуются как идеальным плавательным бассей­ном. а индейцы, как мостом через болота, с цветами меняющими цвет от белого, розового, малинового до фиолетового. (Да)

  20. В сырых лесах Суматры растет «аленький цве­точек» раффлезия с пятью алыми мясистыми ле­пестками метр в поперечнике, у которого нет ни листьев, ни стебля, ни корней и от которого далеко вокруг распространяется невыносимый запах пада­ли. (Да)

II тур


    1. У сейшельской пальмы, названной лодоицией в честь дочери героя греческих сказаний Приама, ли­стья бывают до 5 метров, а орехи, которых на паль­ме до 70, в окружности больше метра и весят порой больше пуда. (Да)

    2. В Южной Америке есть большие лягушки, ко­торые пожирают крыс, птиц, змей, ящериц, летучих мышей, причем добыча, иногда в 10 раз больше об­жоры, поэтому он ест ее несколько дней, даже если она у хвоста становится не свежей. (Да)

    3. В Южном Китае, Вьетнаме, Индонезии, Бирме живут стрижи саланганы, которые вьют гнезда на скалах из слюны, и гнезда эти очень вкусны и напо­минают вкусом белок куриного яйца, когда их сва­рят в кипятке. (Да)

    4. У индонезийских обезьян кахау нос, как у клоуна и напоминает вислый огурец длиной сантиметров десять и мешает ему принимать пищу, но помогает громко кричать, они устраивают по этому поводу на­стоящие дуэли, кто кого перекричит. (Да)

    5. В саванне Африки растет великан высотой 189 метром ствола 43. 5 метра, в дупле которого может сладко спать 20-30 человек, причем никто не будет никому мешать. (Да)

    6. Плоды баобаба, напоминающие большие огур­цы, по питательности приравниваются к телятине, а дым от сжигания плодов отпугивает комаров и других насекомых, из золы сожженного плода изго­тавливают мыло и масло, порошком из плодов ба­обаба моют головы, а цветочную пыль используют вместо клея. (Да)

    7. В Талышских горах Азербайджана растет «Темирагач», что в переводе означает «железное дере во» древесина которого, твердая как железо тонет в воде и идет на изготовление челноков для тек­стильных машин, деталей для приборов, музыкаль­ных инструментов, «стреляющее» семенами из сво­их коробочек на расстояние до 18 метров. (Да)

    8. В Мексике есть деревья, способные плеваться, как человек и животные, и если кто-то «обидит» растение, сорвав с него, хоть листок, оно момен­тально выпустит в него струю неприятного липкого вещества на расстояние до 20 см. (Да)

    9. Мексиканские кактусы являются традицион­ными продуктами питания местного населения, их плоды по вкусу напоминают клубнику, крыжов­ник или апельсин, из мякиша делают салаты и компоты, стволы используют, как ограды, и в кактусе может содержаться до 2 тонн воды. (Да)

    10. Человеческий глаз может воспринимать цвет горящей спички с вершины горы на расстоянии 80 км. (Да)

    11. Гремучая змея на тепловые инфракрасные лучи не реагирует. (Нет)

    12. Ежеминутно через сосуды мозга протекает три четверти литров крови, а общая длина всех сосудов полушарий составляет 560 км. (Да)

    13. За 2 загорания на южном пляже человек получает такое количества тепла, которое необходимо, чтобы нагреть до кипения 0.5 литра льда. (Heт)

    14. Адреналина в количестве 15 г хватило бы для всех людей земного шара. (Да)

III тур

  1. Низкий рост ряда народов тропических стран – это не особая расовая черта, а следствие недостатка белков в пище. (Да)

  2. В 1 л молока столько же белка, сколько его в 8 яйцах. (Да)

  3. За сутки у человека выделяется до 3л слюны. (Да)

  4. Некоторые птицы умеют петь хвостом. (Да)

  5. Козы могут пастись на деревьях. (Да)

  6. Вишневый слоник может чистить зубы. (Нет)

  7. В вооружении британской армии, действовав­шей в начале второй мировой войны, было много слонов. (Да)

  8. Бамбук считается самым быстрорастущим, а в древнем Китае существовал особо жестокий вид казни, когда приговоренного сажали на ра­стущий бамбук, и тот довольно быстро прорастал сквозь тело человека. (Да)

  9. Стремительная птица казуар носит особый шлем, который защищает ее голову. (Да)

  10. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой. (Нет)

  11. Попугаи живут в одном гнезде с термитами. (Да)

  12. Кобра танцует под звуки дудочки факира. (Нет)

  13. У шмелей есть «центральное отопление». (Да)

  14. Бабочки живут 1 день. (Нет)

  15. Черные пантеры действительно существуют. (Да)

  16. Верблюды хранят воду в горбах. (Нет)

IV тур


  1. Одинокие волки воют на луну. (Нет)

  2. На вершине Эвереста растут цветы. (Нет)

  3. Дерево может расти 12 тысяч лет и возвышать­ся над землей на 6 метров. (Да)

  4. Некоторые птицы, впадают в транс, одурманен­ные ароматом цветков лотоса. (Нет)

  5. Самым ядовитым животным является королев­ская кобра. (Нет)

  6. Некоторые рыбы бассейна реки Амазонки на­чинают метать икру только тогда, когда в воде накапливается некоторое количество спирта. Спирт служит сигналом к началу нереста. Даже в аквариумных условиях, будучи перевезенными в дру­гие страны, эти рыбы не приступят к икрометанию, пока владелец не внесет в аквариум несколько ка­пель спирта. (Да)

  7. Под названием «чертов цветок» скрывается рас­тение конопля. (Нет)

  8. На основе смертельного яда одного из видов южноамериканских лягушек ученым удалось соз­дать болеутоляющий препарат, по характеру дей­ствия напоминающий морфий, но без его побочных эффектов. (Да)

  9. Медведь в берлоге сосет лапу, чтобы через нее высосать подкожный жир, который накопил за лето и чтобы скоротать как-то голодное время, дотянув до весны. (Нет)

  10. В 1937 году американские ученые обнаружили в щели скалы козодоя в состоянии зимней спячки. (Да)

  11. Торпидность - это свойство птицы в стрессо­вой ситуации улетать от врага с огромной скоро­стью. (Да)

  12. Птенцы колибри впадают в анабиоз уже через 10 минут отсутствия матери. Вернуть их к жизни может лишь тепло материнского тела. (Да)

  13. Серые киты часто выглядывают из воды для разведки. (Да)

  14. Монтерей - это название рода Млекопитающих. (Нет)

  15. Для каланов даже кратковременная голодовка оказывается роковой. (Да)

  16. В растительном покрове тундры встречает багульник болотный. (Да)

  17. Постоянные пары образуют обычно крупные птицы с небольшой плотностью популяции. (Да)

  18. Кора березы всегда более чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева. (Да)

V тур

      1. Грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников. (Да)

      2. Пчелы ориентируются по солнцу. (Да)

      3. Попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой. (Да)

      4. Если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень - с севера на юг. И в пасмурный день бабочки располагаются также. (Да)

      5. Правильно определить направление в степи поможет норка суслика. Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

6. Олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев. (нет)

7. В южных районах растет«компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами. (Да)

8.Ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера. (Нет, с юга)

9. В большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников. (Да)

10. В 12 часов дня волки встают головой на север и начинают выть. (Нет)

11. На стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола темная полоса. (Да)

12. Мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев. (Нет, с северной)

13. Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом. (Да)

14. Когда в замыкающих клетках повышен тургор, устьичная щель закрыта. (Нет)

15. Прудовик может на короткое время покидать свою раковину. (Нет)

16. В системе кровообращения наименьшее давление в капиллярах. (Нет)

17. Все грибы - гетеротрофные организмы. (Да)

18. Чем меньше диаметр кровеносных сосудов в организме, тем больше в них линейная скорость кровотока. (Нет)

19. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни. (Да)

20. Тромбоциты образуются в селезенке. (Нет)

VI тур

1. Шишка - это плод сосны. (Нет)

2. У шиповника плод - ягода. (Нет)

3. У подсолнечника соцветие - корзинка. (Да)

4. Из споры папоротника развивается спорофит. (Нет)

5. Семена с эндоспермом имеются только у растений из класса однодольных. (Нет)

6. Ситовидные трубки, проводящие растворы органических веществ, образованы мертвыми клетками. (Нет)

7. У насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка. (Да)

8. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев. (Нет)

9. У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног. (Нет)

10. Чем толще нервное волокно, тем медленнее проводит оно нервные импульсы. (Нет)

11. В печени человека в одних капиллярах течет артериальная кровь, а в других - венозная. (Да)

12. Первыми наземными растениями были риниофиты. (Да)

13. У бактерий есть рибосомы. (Да)

14. Первыми среди членистоногих освоили удаленные от водоемов территории насекомые. (Нет)

15. Желчь не содержит пищеварительных ферментов, а служит для эмульгирования жиров. (Да)

16. Спиртовое брожение может проходить как в анаэробных, так и в аэробных условиях, хотя и с различной скоростью. (Да)

17. У земноводных продуктом выделения является мочевина. (Да)

18. В онтогенезе у многих видов земноводных имеется стадия свободноживущей личинки. (Да)




VII тур

  1. Постоянная температура тела у высших позвоночных поддерживается за счет высокого уровня метаболизма. (Да)

  2. Бактерии размножаются спорами. (Нет)

  3. Трехкамерное сердце лягушки и особое строение сосудов большого круга кровообращения обеспечивает снабжение наиболее богатой кислородом кровью. (Да)

  4. Гемоглобин - это белок, который приносит кислород ко всем органам и тканям, а гемоцианин - белок, который выводит из организма углекислый газ. (Нет)

  5. Нервная система позвоночных животных формируется из того же зародышевого листка, что и эпидермис. (Да)

  6. Для всех представителей класса пресмыкающихся характерно трехкамерное сердце. (Нет)

  7. У морских одноклеточных организмов выдeлительная вакуоль сокращается чаще, чем у их родственников, обитающих в пресной воде. (Нет)

  8. На поверхности эпителия всегда имеется слой ороговевших клеток. (Нет)

  9. Чем меньше зверек, тем больше у него частота сокращений сердца. (Да)

  10. Косточка абрикоса - семя. (Нет)

  11. Нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно, независимо друг от друга. (Нет)

  12. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы. (Нет)

  13. Продукты расщепления жиров всасываются непосредственно в кровь. (Нет)

  14. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром. (Нет)

  15. В клетках прокариот ядерное вещество пред­ставлено в виде кольцевой хромосомы. (Да)

  16. Собака различает цвета так же, как и человек. (Нет)

  17. Хромопласты не могут превращаться в хлоропласты. (Да)

  18. Клетки гладкой мышечной ткани одноядер­ные. (Да)

VIII тур

  1. Дыхательный центр расположен в продолгова­том мозге. (Да)

  2. Эволюция всегда приводит к усложнению орга­низации живых существ. (Нет)

  3. У каждого взрослого насекомого 6 ног. (Нет)

  4. У всех млекопитающих 7 шейных позвонков (независимо от длины шеи). (Нет)

  5. Скорость бега животных возрастает с уменьше­нием площади опоры и, соответственно, с уменьше­нием числа пальцев на ногах. (Да)

  6. Печеночные мхи - низшие растения. (Нет)

  7. Для хордовых животных характерна вторичная полость тела. (Да)

  8. Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что левый желудочек в единицу времени выбрасывает значительно большее коли­чество крови, чем правый. (Нет)

  9. Вселение крыс и мышей в дома было вызвано разрушением их естественных местообитаний чело­веком. (Нет)

  10. Соцветие одуванчика состоит из язычковых цветов. (Да)

  11. У всех рыб имеется плавательный пузырь. (Нет)

  12. У летучих мышей на грудине имеется киль. (Да)

  13. Сумчатые млекопитающие встречаются не только в Австралии, но и в Америке. (Да)

  14. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. (Да)

  15. Явление паразитизма известно во всех цар­ствах живой природы. (Да)

  16. Все высшие растения (сосудистые) обитатели суши. (Нет)

  17. Морские гребешки передвигаются реактивным способом. (Да)

  18. Дыхание у всех насекомых на всех стадиях раз­вития осуществляется при помощи трахей. (Нет)



























Экологическая викторина для учащихся 6-7 классов

«По лесным тропинкам»

Каждый вопрос оценивается в 10 баллов.


Ответьте письменно на предложенные вопросы:

  1. Как можно узнать возраст дерева?

_____________________________________________________________________

  1. Как называется лес, в котором растут одни сосны?

______________________________________________________________________

  1. Дотронься летом до ствола этого дерева: он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире, ведь это единственное дерево с необычной корой, которая не нагревается на солнце. Какое это дерево?

______________________________________________________________________

  1. Почему березу считают банным деревом?

______________________________________________________________________

  1. Почему у осины второе название – тополь дрожащий?

_____________________________________________________________________

  1. Листья, каких деревьев краснеют осенью?

__________________________________________________________________

  1. Из какой древесины, очень прочной и почти неподверженной гниению, делали в старину корабли? Бревна этого дерева также клали в основание жилого дома.

__________________________________________________________________

  1. Это животное имеет небольшое гибкое тело с пушистым хвостом и кисточками на кончиках ушей. Кто это?

___________________________________________________________________

  1. «Я существо прожорливое. За 1 час я могу съесть 600 насекомых. Днем я сплю, а ночью в темноте охочусь. Живем мы колониями.»

___________________________________________________________________

  1. Кто раньше появляется весной – летучие насекомые или летучие мыши?

______________________________________________________________________

  1. Еж обыкновенный и крот обыкновенный относятся к одному отряду «Насекомоядные». Зимой ежи впадают в спячку, а кроты нет. Почему?

_____________________________________________________________________

  1. Она, пожалуй, самая красивая из всех водных насекомых. Она может летать задом наперед, способна делать сальто в воздухе и развивать скорость на коротких дистанциях до 104 км/ч. Кто это?

___________________________________________________________________

  1. За свою жизнь она может уничтожить несколько тысяч особей зеленой тли - страшных врагов любого садовода. О ком речь?

__________________________________________________________________

  1. Самцы этих насекомых потирают одним крылом о другое, издавая высокие звуки. Именно так рождается их громкое пение.

______________________________________________________________________



  1. Кто из насекомых не уступает птицам в истреблении вредителей леса?

_____________________________________________________________________


  1. Почему первыми прилетают грачи?

______________________________________________________________________

  1. Какие птицы питаются зимой ягодами рябины?

____________________________________________________________________

  1. Какая птица подражает кукушке, кошке, голосу других птиц?

_____________________________________________________________________

  1. Растение встречается повсеместно. Название этого растения говорит о том, где оно растет. А индейцы называют его «След белого человека».

___________________________________________________________________

  1. В народе это дерево называют «сладким». Конфеты на нем не растут. Посмотри, как во время цветения дерева летят к нему пчелы, и мед будет самый вкусный, душистый, хорошо помогающий при простуде.

___________________________________________________________________

  1. Какие звери лечатся мухоморами?

__________________________________________________________________

  1. Какой гриб является царем грибов?

______________________________________________________________________

  1. Какая охота разрешается в лесу в любое время?

____________________________________________________________________

  1. Как правильно собирать грибы?

______________________________________________________________________

  1. Это растение встречается в еловых лесах. Листья имеют кислый вкус. В один из праздников ирландцы посылают его своим друзьям, живущим на чужбине.

______________________________________________________________________















Загадки о растениях

  1. Ягодка не сладость, зато глазу радость и лесам украшенье, и дроздам угощенье (рябина)

  2. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница)

  3. Какие растения заживляют наши раны (подорожник, чистотел)

  4. Зеленый теленок на привязи толстеет (арбуз)

  5. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

  6. Много рук, нога одна (дерево)

  7. Назовите деревья – целители (береза, ель, липа, дуб)

Загадки о животных

    1. Какое животное может прожить 45 дней без воды? (Верблюд)

2.Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка)

3.Рекордсмен среди животных по спячке. Недаром говорят «спит, как….» (Сурок)

4.Любимая его поза- « стоять столбиком», при этом зверек похож на гордо подтянутого командира.(суслик)

5.Замечательные строители и инженеры, создатели различных построек. (Бобры)

6.Какое животное изображают обычно с фонтанчиком на спине? (Кит)
























«Разгадай кроссворд»

Разгадайте кроссворд, заполняя его русскими названиями элементов и веществ. Ключевым словом (выделенная строка) является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения.

  1. Я – просто вещество, твердый я и разный,

И карбин я, и графит, а иногда алмазный.

  1. Задаю себе вопрос: кто я? Я ужасно прост,

В молекуле - два атома, и оба одинаковы.

В воздухе тусуюсь я (при этом не рисуюсь я),

И не сможешь без меня ты никак добыть огня.

  1. Есть такой металл один, входит он в дюралюмин,

Хочешь ты – его мотай, ток по проволоке пускай,

А не хочешь – растяни и шоколадку заверни.

  1. Я похож на номер 2 по многим показателям,

Но отличишь легко меня, коль будешь ты внимателен,

В горении я не участвую, в воде растворяюсь я плохо,

Во мне нет ни цвета, ни запаха, признаюсь тебе без подвоха.

А в воздухе я - основной компонент,

И ты согласись – это важный момент!

  1. В ногтях я, в печени, в костях, в сетчатке глаз и в волосах,

Еще в «обманке» я сижу, в аккумуляторах служу.

  1. Я тверд и прост, имею блеск и мне все фиолетово.

В аптечке ты меня найдешь весной, зимой и летом

  1. Самого себя назвал бы я, наверно, Светлячком.

  2. Я, конечно, самый первый, самый умный, самый смелый,

Самый легкий, самый классный, только очень уж опасный.

  1. Сам я – очень знаменит, в глубокой древности открыт.

Но до сих пор никто не знает, зачем меня так называют.

Очень с оловом дружу, вместе в сплавах с ним хожу.

Коль рыбалку уважаешь, сразу ты меня признаешь.


2










3





8


1



4

5


7








6



9







































































Итоги недели химии, биологии и экологии


Победители и призеры были награждены грамотами и хорошими оценками.

Обучающиеся 1-11 классов принимали активное участие в мероприятиях, викторинах и конкурсах, проводимых учителями в ходе Предметной недели биологии, химии и экологии.

Анализируя проведенную работу, можно сделать выводы: все запланированные мероприятия прошли успешно, применение внеклассных форм работы позволило расширить рамки деятельности учителя и активизировать познавательный интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!