Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа села Найтоповичи Унечского района Брянской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ-СОШ с. Найтоповичи
_______________ О.М. Яськова
_________________
План профориентационной работы школы
в соответствии с Базовым уровнем реализации
профориентационного минимума
на 2023-2024 учебный год
с. Найтоповичи
2023 г.
План профориентационной работы школы на 2023-2024 учебный год
(Базовый уровень Профориентационного минимума)
Цель: активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).
Задачи базового уровня:
организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;
развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально- экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится заместителем директора по ВР, педагогом-предметником, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Форматы профориентационной работы
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На выбор:
Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» (в рамках проекта («Билет в будущее») или другие программы.
Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета
«Технология».
Рекомендованное количество: от 2 часов.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Профориентационная онлайн-диагностика – рекомендованное количество 1 час. Урок с разбором результатов профориентационной диагностики – рекомендованное количество 1 час. Мероприятия на выбор: Проектная
деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Количество: 34 часа.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На выбор:
Профессиональные пробы на базе Площадки
Экскурсии на производство
Экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО
Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.) Рекомендованное количество: от 2 часов.
Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
Рекомендованное количество: от 2 часов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
Родительское собрание – рекомендуемое количество 2 часа (ознакомительное или итоговое)
Рекомендованное количество: от 2 часов
Профориентационные мероприятия на базовом уровне
Профориентационный урок
Профориентационные уроки ориентированы на разные возрастные группы обучающихся с 6 по 11 класс, для каждого класса создается с учетом возрастных норм и актуальности профориентационных задач, стоящих перед обучающимися. Так, в 6–7 классе актуальнее представить широкий контекст профессионального выбора, рассказать о значимости труда в жизни человека, способы профессионального выбора, рассматривать предпрофильные направления обучения, возможности дополнительного образования, темы проектных работ. В 8–9 классах стоит обратить внимание на выбор уровня профессионального образования, содержание основных и востребованных профессий. В 10– 11 классах среди важных для рассмотрения тем: выбор направления профессионального обучения и соответствующих предметов для вступительных испытаний, особенности поступления в образовательные организации высшего образования, старт профессиональной карьеры.
Продолжительность урока не менее 40 мин. В каждый урок встраиваются
интерактивные элементы – вопросы по теме урока, тестирование/опрос с целью организации взаимодействия педагога-навигатора с обучающимися. Во время урока школьники имеют возможность решить в классе и/или в качестве домашнего задания профориентационные упражнения.
Профориентационная онлайн-диагностика
Онлайн-диагностика проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы. Оценка профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в трех возрастных группах: 6–7 класс, 8–9 класс и 10–11 класс. После получения результатов диагностики необходимо проведение групповой консультации (допускается использование форматов видеоконсультаций). В зависимости от возраста и стоящих перед обучающимися профориентационных задач методики отличаются в отношении рекомендаций, которые даются в отчете по итогам тестирования.
№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения | Ответственны й |
1. Организационно-информационная деятельность |
1. | Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов | | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
2. | Координирование работы педагогического коллектива | | В течение года | Зам. директора по ВР |
3. | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов | | Август- сентябрь | Заместители директора по УВР и ВР |
4. | Инструктаж ответственных специалистов по организации профориентационной работы в образовательной организации. | | Август- сентябрь | Зам. директора по ВР |
5. | Осуществление взаимодействия с ЦЗН Унечского района, предприятиями | | В течение года | Администраци я школы |
6. | Определение количества участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6–10 классов (формирование | | В течение года | Ответственные специалисты по организации профориентаци онной работы |
| учебных групп) | | | |
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками |
1. | Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий | Классные руководители | В течение года | Администраци я школы |
2. | Консультации по проблемам личности обучающихся: «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся», «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» | Классные руководители | В течение года | Педагог- психолог |
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися |
1. | Выявление выбора Предпочтений обучающихся предметных курсов | Обучающиеся 6-10 классов | Май 2022 | Зам. директора по УВР |
2. | Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология» | Обучающиеся 6-9 классов | В течение года | Педагоги- предметники |
3. | Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Педагоги- предметники |
4. | Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах | Обучающиеся 6-10 классов | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
5. | Открытые онлайн-уроки «Шоу профессий» | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Педагоги- предметники, классные руководители |
6. | Организация и проведение классных часов по профориентации | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Классные руководители |
7. | Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Педагоги- предметники, классные руководители |
| интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках,фестивалях, конференциях и др.) | | | |
8. | Беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Ответственные специалисты по организации профориентаци онной работы |
9. | Экскурсии на предприятия Унечского района | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Классные руководители, администрация школы |
10. | Встречи с представителями различных профессий | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Классные руководители, администрация школы |
11. | Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования | Обучающиеся 8-10 классов | В течение года | Классные руководители |
12. | Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и рынком труда | Обучающиеся 8-10 классов | Март- апрель | Классные руководители, социальный педагог |
13. | Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы | Обучающиеся 1-10 классов | В течение года | Классные руководители |
14. | Участие во Всероссийских проектах по профориентации (моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате) «Проектория», «Билет в будущее» и «Zасобой» | Обучающиеся 6-10 классов | В течение года | Ответственные специалисты по организации профориентаци онной работы |
15. | Профориентационные мероприятия Регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся АО ИОО | Обучающиеся 8-10 классов | В течение года | Ответственные специалисты по организации профориентаци онной работы |
| | | | |
16. | Профориентационные мероприятия муниципального уровня: | Обучающиеся 8-10 классов | Сентябрь | Ответственные специалисты по организации профориентаци онной работы |
4. Профориентационная деятельность с родителями |
1. | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора учебных предметов, курсов, модулей формируемой части учебного плана, внеурочной деятельности | Родители обучающихся 6-10 классов | Май 2022 | Зам. директора по УВР, классные руководители |
2. | Родительские собрания | Родители обучающихся 6-10 классов | В течение года | Администраци я школы, классные руководители. |
Тематика классных часов по профориентации на 2023-2024 учебный год
| 6-8 классы. |
1 | Мир моих увлечений |
2 | Труд кормит, а лень портит |
3 | Как правильно выбирать профессию |
4 | Профессия – Родину защищать! |
5 | Женщина в космосе |
6 | В мире профессий. Популярные профессии |
7 | Хорошо, что мы такие разные |
8 | Хочу – Могу - Надо! |
9 | Возможности человека |
10 | Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности |
| 9-10 классы. |
1 | Познай самого себя. Беседа, тестирование. |
2 | Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование. |
3 | Мотивы выбора профессии. |
4 | Психологические характеристики профессий. |
5 | Выпускники школы-учителя |
6 | Профессии с большой перспективой. |
7 | Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
8 | Сотвори свое будущее. Проект |
9 | Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |