СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Изучение приёмов и методов системно-деятельностного подхода и внедрение в систему работу на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативных способностей учащихся».

Просмотр содержимого документа
«План профессионального самообразования учителя русского языка и литературы»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»









Программа

профессионального самообразования

Зерновой Татьяны Михайловны,

учителя русского языка и литературы

на 2018-2021г.г



























Содержание программы

1. Тема самообразования.

2. Концепция изучения данной темы

3. Цель изучения.

4. Задачи.

5. Анализ ресурсов.

6. Место в педагогической системе школы.

7. Индивидуальный план работы над темой.

8. Ожидаемый результат.

7. Приложение.

1. Тема самообразования:

«Изучение приёмов и методов системно-деятельностного подхода и внедрение в систему работу на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативных способностей учащихся».

Сроки реализации: 2018 -2021 годы

2. Концепция изучения данной темы:

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Моей главной задачей явилось развитие у учащихся коммуникативной компетенции, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.

3. Цель изучения:

Повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС.

Основные направления деятельности:

1) изучение новых образовательных педтехнологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

3) применение полученных теоретических знаний на практике.


4. Задачи:

 -изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

-изучить опыт педагогов школы, района, края, страны;

-овладеть новыми технологиями путём внедрения их в учебно–воспитательный процесс;

-обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.


5. Анализ ресурсов.

Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о нравственных ценностях, душевной красоте человека, о смысле жизни. Работа с текстами мастеров слова должна, на мой взгляд, вестись с использованием следующих форм и методов организации работы с текстом:

·      комплексная работа с текстом;

·      лингвостилистический анализ текста;

·      «самодиктанты»;

·      сочинение- рассуждение;

·      редактирование текста;

·      различные виды диктантов;

·      интеллектуально-лингвистические упражнения;

·      работа с текстами – миниатюрами;

·      составление планов по тексту;

·      коммуникативные и игровые ситуации;

·      групповая работа с текстом.

Необходимо обращаться и к образовательным интернет-ресурсам:

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

allbest -   "Союз образовательных сайтов"  "Электронные библиотеки" - это коллекции сайтов по различным темам. 

fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.

edunews - "Все для поступающих".

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

newseducation.ru - "Большая перемена".

school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

edurt.ru Образовательный портал Республики Татарстан.

katalog.iot.ru - Образовательные ресурсы сети Интернет.

classnet.ru - Классная социальная сеть для школьников.



6. Место в педагогической системе школы:

Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение развивающих педтехнологий как ресурс повышения качества образовательного процесса школы».

В. М. Монахов, известный педагог, считает что «педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». Выбранная тема является одним из направлений всей методической работы школы и способствует решению общей задачи: обеспечение условий развития не только учащихся, но и учителя, , в том числе коммуникативных способностей учащихся.


7. Индивидуальный план работы над темой

Образовательная задача

Сроки

Действия

Где будет заслушиваться

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП




Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

учебный год

1. Выявление затруднений учащихся при изучении предметов (русский язык и литература) через анкетирование учащихся;

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет

4 Оформление папки методических материалов по ФГОС

Совещание при заместителе директора по УВР



На заседаниях МО школы и города.

Заседания МО школы и города.




ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП




Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

учебный год

1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать;

2. Проведение уроков с использованием данных технологий, анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования (в том числе определение сферы уместности проведения уроков с применением исследовательских технологий);

3. Определение конечных результатов от применения исследовательских технологий на уроках русского языка и литературы

4. Посещение уроков коллег с целью изучения приёмов и методов, применяемых учителем; педтехнологий, используемых учителем на различных этапах урока.

Итоговое заседание МО учителей-предметников (май)

В течение года













Итоговое заседание МО учителей-предметников (май)









В течение года

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП




Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

учебный год

1. Использование на уроках русского языка и литературы исследовательских технологий.

2. Пополнение своей методической копилки.

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Индивидуальная работа с учащимися и подготовка к научно-практическим конференциям, предметным олимпиадам.

5. Индивидуальная работа с отстающими учащимися. Организация взаимопомощи одноклассников.

6.Организация участия учащихся в конкурсах различного уровня.

7. Организация выполнения проектов на уроках.

8.Организация выставки творческих работ учащихся.

9. Организация внеклассной работы по предмету (конкурсы, концерты, смотры, интеллектуальные игры, экскурсии)

Мастер-классы на уровне ОУ, района

В течение года

Каждую четверть





В течение года



В течение года



В течение года



В течение года



В течение года



В течение года

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП




Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

учебный год

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 3 года (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т. д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут).

2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет на сайте Инфоурок, выступление на муниципальных заседаниях учителей русского языка и литературы.

3.Фотоотчёт по обобщению опыта.

4. Выставка творческих работ учащихся.

5.Создание банка заданий для учащихся 5-11 классов.

6. Выпуск и создание проектов, творческих работ.

Итоговое заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей русского языка и литературы.





заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей русского языка и литературы

заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей русского языка и литературы

В течение года

В течение года



В течение года



В течение года



май




6. Ожидаемый результат.

В результате применения разработанных методических приёмов предполагается достижение следующих результатов:

  • повышение интереса учащихся к предмету –до 80-100%

  • увеличение качества обучения учащихся –до 60%

  • обогащение словарного запаса учащихся –до 80%

  • воспитание у учащихся чувства языка -.до 50%

 высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

 прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения-до 80%

 умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации-100%

 умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров-90%

 активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах-100%

Список литературы:

1)                     Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.

2)                     Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.

3)                     Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.

4)                Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. –М.,1997.

5)                Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет- ресурс, размещение: http: //www.edu.ru)

6)                Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. -М.,2005.

7)                Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М., 2007.

8)                Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!