муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»
Программа
профессионального самообразования
Зерновой Татьяны Михайловны,
учителя русского языка и литературы
на 2018-2021г.г
Содержание программы
1. Тема самообразования.
2. Концепция изучения данной темы
3. Цель изучения.
4. Задачи.
5. Анализ ресурсов.
6. Место в педагогической системе школы.
7. Индивидуальный план работы над темой.
8. Ожидаемый результат.
7. Приложение.
1. Тема самообразования:
«Изучение приёмов и методов системно-деятельностного подхода и внедрение в систему работу на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативных способностей учащихся».
Сроки реализации: 2018 -2021 годы
2. Концепция изучения данной темы:
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Моей главной задачей явилось развитие у учащихся коммуникативной компетенции, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.
3. Цель изучения:
Повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС.
Основные направления деятельности:
1) изучение новых образовательных педтехнологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;
2) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;
3) применение полученных теоретических знаний на практике.
4. Задачи:
-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-изучить опыт педагогов школы, района, края, страны;
-овладеть новыми технологиями путём внедрения их в учебно–воспитательный процесс;
-обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
5. Анализ ресурсов.
Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о нравственных ценностях, душевной красоте человека, о смысле жизни. Работа с текстами мастеров слова должна, на мой взгляд, вестись с использованием следующих форм и методов организации работы с текстом:
· комплексная работа с текстом;
· лингвостилистический анализ текста;
· «самодиктанты»;
· сочинение- рассуждение;
· редактирование текста;
· различные виды диктантов;
· интеллектуально-лингвистические упражнения;
· работа с текстами – миниатюрами;
· составление планов по тексту;
· коммуникативные и игровые ситуации;
· групповая работа с текстом.
Необходимо обращаться и к образовательным интернет-ресурсам:
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.
allbest - "Союз образовательных сайтов" "Электронные библиотеки" - это коллекции сайтов по различным темам.
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.
edunews - "Все для поступающих".
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
newseducation.ru - "Большая перемена".
school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
edurt.ru - Образовательный портал Республики Татарстан.
katalog.iot.ru - Образовательные ресурсы сети Интернет.
classnet.ru - Классная социальная сеть для школьников.
6. Место в педагогической системе школы:
Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение развивающих педтехнологий как ресурс повышения качества образовательного процесса школы».
В. М. Монахов, известный педагог, считает что «педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». Выбранная тема является одним из направлений всей методической работы школы и способствует решению общей задачи: обеспечение условий развития не только учащихся, но и учителя, , в том числе коммуникативных способностей учащихся.
7. Индивидуальный план работы над темой
Образовательная задача | Сроки | Действия | Где будет заслушиваться |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | | | |
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | учебный год | 1. Выявление затруднений учащихся при изучении предметов (русский язык и литература) через анкетирование учащихся; 2. Анализ полученных результатов; 3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет 4 Оформление папки методических материалов по ФГОС | Совещание при заместителе директора по УВР На заседаниях МО школы и города. Заседания МО школы и города. |
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | | | |
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | учебный год | 1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать; 2. Проведение уроков с использованием данных технологий, анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования (в том числе определение сферы уместности проведения уроков с применением исследовательских технологий); 3. Определение конечных результатов от применения исследовательских технологий на уроках русского языка и литературы 4. Посещение уроков коллег с целью изучения приёмов и методов, применяемых учителем; педтехнологий, используемых учителем на различных этапах урока. | Итоговое заседание МО учителей-предметников (май) В течение года Итоговое заседание МО учителей-предметников (май) В течение года |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | | | |
Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | учебный год | 1. Использование на уроках русского языка и литературы исследовательских технологий. 2. Пополнение своей методической копилки. 3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся. 4. Индивидуальная работа с учащимися и подготовка к научно-практическим конференциям, предметным олимпиадам. 5. Индивидуальная работа с отстающими учащимися. Организация взаимопомощи одноклассников. 6.Организация участия учащихся в конкурсах различного уровня. 7. Организация выполнения проектов на уроках. 8.Организация выставки творческих работ учащихся. 9. Организация внеклассной работы по предмету (конкурсы, концерты, смотры, интеллектуальные игры, экскурсии) | Мастер-классы на уровне ОУ, района В течение года Каждую четверть В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП | | | |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | учебный год | 1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 3 года (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т. д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут). 2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет на сайте Инфоурок, выступление на муниципальных заседаниях учителей русского языка и литературы. 3.Фотоотчёт по обобщению опыта. 4. Выставка творческих работ учащихся. 5.Создание банка заданий для учащихся 5-11 классов. 6. Выпуск и создание проектов, творческих работ. | Итоговое заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей русского языка и литературы. заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей русского языка и литературы заседание МО учителей-предметников, выступление на РМО учителей русского языка и литературы В течение года В течение года В течение года В течение года май |
6. Ожидаемый результат.
В результате применения разработанных методических приёмов предполагается достижение следующих результатов:
повышение интереса учащихся к предмету –до 80-100%
увеличение качества обучения учащихся –до 60%
обогащение словарного запаса учащихся –до 80%
воспитание у учащихся чувства языка -.до 50%
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения-до 80%
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации-100%
умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров-90%
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах-100%
Список литературы:
1) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
2) Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
3) Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
4) Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. –М.,1997.
5) Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет- ресурс, размещение: http: //www.edu.ru)
6) Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. -М.,2005.
7) Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М., 2007.
8) Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.