СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»















План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

2022-2023гг















Выполнила:Борошнева Ольга Юрьевна



















Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков МС.ЛКОИ моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной. яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук м последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, него достаточно- развиты память, внимание. связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации - прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый схимы развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например. ” Лего” когда ребенку: приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей. а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.



Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали констриктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом возможности освоения мира детьми отказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Эго влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна сталь важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научился ребенок управлять своими пальчикам и, зависит его дальнейшее развитие. Наряду: с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас,

Что же происходит. когда ребенок занимается пальчиковом гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчикам и создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умению подражать взрослому, учат выслушивать и понимать смысл речи. повышают речевые активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределятъ. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма



Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1-Улучшить координацию и точность движений рук.

2-Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3-Улучшить общую двигательную активность.

4-Содействовать нормализации речевой функции.

5-Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

6-Создавать эмоциональную- комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7-Совершенствовать предметно – развивающую среду в группе для развития мелкой моторики рук.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

-Пальчиковая гимнастика.

-Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки и тд)

-Завязывание бантиков, шнуровка и тд.

-Игры в сухом бассейне (наполненном фасолью или цветными крышками)

Формы рабаты

-Совместная деятельность воспитателя с детьми

-Индивидуальная работа с детьми

-Свободная самостоятельная деятельность детей.



























План работы на 2022-2023учебный год

Работа с детьми

Месяц

Содержание

Задачи















Сентябрь

ДИ- «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечкам и 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого».

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

ДУН «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол








Октябрь

Д.И- «Чудесный мешочек»

Определять на ощути, предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сулой бассейн»»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.





Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движении, согласно тексту.


Упражнение

« пуговицы » »

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из

пуговиц

Самомассаж «Ручки


Развивать умен и я

Выполнять движения по внешнем стороне ладони.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.














Декабрь

Пальчиковая гимнастика

«Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/'и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

































Январь




Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу

Игра «Лепим снежки»

Развивать умен скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое

упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.















Февраль

Д.И-«Массажный мячик»

Развивал сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность обеих рук.

Пальчиковая гимнастика-«Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании Пальчиков , начиная с большого, запоминать названия каждого из

Самомассаж

«Добываем огонь»

Формировать Умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д.И- «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

















Март

Пальчиковое рисование « Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками

Пальчиковая гимнастика-«Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование « Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж

«Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое

отверстие.









Апрель

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка »

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра-«Спрячь в ладошке »

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи ладошку »

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его пальцем.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

























Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей(колечки) на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра-«Шарики комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же

Наши ручки

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.



Вывод результатов мониторинга сформированности мелкой моторики рук у детей во второй группе раннего возраста. Воспитатель: Борошнева Ольга Юрьевна

2021-2022 учебный год


Количество детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Начало года

20д-100%

50%

30%

25%

Конец года

20д-100%

25%

25%

45%


2022-2023 учебный год


Количество детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Начало года

20д-100%

45%

30%

30%

Конец года

20д-100%

20%

25%

50%

2021-2022 2022-2023

























Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тем»: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «l Иры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Март Фотовыставка «Наши с мамой руки»

Апрель

Папка передвижка «Рисуем без кисточки»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

















Самореализация

  • Изучение литературы по данной теме.

  • Подбор материала по теме.

  • Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

  • Оформить картотеку пальчиковых игр.

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

I „Соколова [О. А. Игры с пальчиками. М.. ООО(ЭКСМО) 2006.

2. «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ развивалок-» под.ред. Т Решетник, Е. Анисина и др.-

м.:ооо «эксмо» 2011.

З. Большакова С Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова П. А. Развиваем мелкую) моторику малышей. СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. П. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. [1. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

























































Заведующий МБДОУ «Детский сад №8 КВ г.Бокситогорска» М.С.Иванова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!