Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
2022-2023гг
Выполнила:Борошнева Ольга Юрьевна
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков МС.ЛКОИ моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной. яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук м последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, него достаточно- развиты память, внимание. связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации - прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый схимы развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например. ” Лего” когда ребенку: приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей. а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали констриктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом возможности освоения мира детьми отказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Эго влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна сталь важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научился ребенок управлять своими пальчикам и, зависит его дальнейшее развитие. Наряду: с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас,
Что же происходит. когда ребенок занимается пальчиковом гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчикам и создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умению подражать взрослому, учат выслушивать и понимать смысл речи. повышают речевые активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределятъ. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1-Улучшить координацию и точность движений рук.
2-Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3-Улучшить общую двигательную активность.
4-Содействовать нормализации речевой функции.
5-Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6-Создавать эмоциональную- комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7-Совершенствовать предметно – развивающую среду в группе для развития мелкой моторики рук.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
-Пальчиковая гимнастика.
-Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки и тд)
-Завязывание бантиков, шнуровка и тд.
-Игры в сухом бассейне (наполненном фасолью или цветными крышками)
Формы рабаты
-Совместная деятельность воспитателя с детьми
-Индивидуальная работа с детьми
-Свободная самостоятельная деятельность детей.
План работы на 2022-2023учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
| | |
Сентябрь | ДИ- «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечкам и 2-5 пальцев. |
Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого». |
Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. |
ДУН «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол |
Октябрь | Д.И- «Чудесный мешочек» | Определять на ощути, предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. |
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. |
Д/и «Сулой бассейн»» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». |
Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. |
Ноябрь | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движении, согласно тексту. |
| Упражнение « пуговицы » » | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц |
Самомассаж «Ручки | Развивать умен и я Выполнять движения по внешнем стороне ладони. |
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. |
Д/'и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. |
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умен скатывать шарики разного размера из салфеток. |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. |
Февраль | Д.И-«Массажный мячик» | Развивал сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика-«Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании Пальчиков , начиная с большого, запоминать названия каждого из |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать Умения энергично растирать ладони друг о друга. |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
Д.И- «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. |
Март | Пальчиковое рисование « Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками |
Пальчиковая гимнастика-«Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. |
Конструирование « Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. |
Апрель | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка » | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. |
Игра-«Спрячь в ладошке » | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. |
Упражнение «Обведи ладошку » | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его пальцем. |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. |
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей(колечки) на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. |
Игра-«Шарики комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. |
Игра «Где же, где же Наши ручки | Развивать умения подражать движениям взрослого. |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Вывод результатов мониторинга сформированности мелкой моторики рук у детей во второй группе раннего возраста. Воспитатель: Борошнева Ольга Юрьевна
2021-2022 учебный год |
| Количество детей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Начало года | 20д-100% | 50% | 30% | 25% |
Конец года | 20д-100% | 25% | 25% | 45% |
2022-2023 учебный год |
| Количество детей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Начало года | 20д-100% | 45% | 30% | 30% |
Конец года | 20д-100% | 20% | 25% | 50% |
2021-2022 2022-2023
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование родителей на тем»: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «l Иры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Март Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация
Изучение литературы по данной теме.
Подбор материала по теме.
Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Оформить картотеку пальчиковых игр.
Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
I „Соколова [О. А. Игры с пальчиками. М.. ООО(ЭКСМО) 2006.
2. «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ развивалок-» под.ред. Т Решетник, Е. Анисина и др.-
м.:ооо «эксмо» 2011.
З. Большакова С Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова П. А. Развиваем мелкую) моторику малышей. СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. П. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. [1. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.
Заведующий МБДОУ «Детский сад №8 КВ г.Бокситогорска» М.С.Иванова