Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101»
План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»
Воспитатель старшей группы МБДОУ «Детский сад № 101» Комиссина Оксана Владимировна
г. Дзержинск
2017 год
«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» на 2017 – 2018 учебный год
Актуальность
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
Формирование коммуникативных способностей – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Театрализованная деятельность даѐт детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развѐртывающимся сюжетом,
побуждает малышей принять активное участие в действии. Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребѐнка, стимулирует активную речь за счѐт расширения словарного запаса, работа по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровые театрализованные досуги помогают воспитанникам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.
Таким образом, театрализованные игры решают задачи всестороннего развития ребѐнка. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даѐт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идѐт развитие духовного мира детей».
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаѐт мир умом и сердцем и выражает своѐ отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе.Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.В своей работе с детьми особое значение я уделяю чтению воспитанникам произведений художественной литературы. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих
чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление, обогащает его эмоции и является одним из основных источников воспитания. Способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, природе, окружающим.
Цель, связанная с эффективность работы образовательной
организации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру».
Цель, связанная с образованием обучающихся: развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, развитие воображения, формирование общей культуры общения через проектную деятельность.
Задачи:
повысить собственный уровень знаний путѐм изучения необходимой
литературы, посещения методических объединений и мероприятий и
т.д.;
изучить роль театрализованных игр в социально - коммуникативном
развитии детей дошкольного возраста;
повысить уровень коммуникативных умений, развитие воображения
воспитанников;
повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, имеют развитое воображение, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
Основными направлениями моей педагогической работы являются:
- активное включение родителей в процессы воспитания и развития детей, повышения уровня педагогической компетенции.
этап: Установочный
Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной теме.
этап: Теоретический
1.Работа с детьми:
внедритьматериалы по теме «Использование художественного слова в режимных моментах по лексическим темам для детей 6 -7 лет», «Перечень художественной литературы для чтения детям по программе «Радуга»; «Комплекс игр по формированию коммуникативных умений воспитанников.
оформить для детей и родителей центр театрализованной деятельности.
2.Работа с родителями:
| учреждения. | Целями | и | задачами | моей | работы | по | | |
| формированиюкоммуникативных | умений | воспитанников | через | | |
| | |
| театрализованную игру (родительское собрание); | | | | |
| | | | |
3.Самореализация:
театрализованной деятельности, внедрение собственных разработок.
этап: Практический
1.Работа с детьми (Таблица 1):
в течение года участие воспитанников во всероссийских, международных, окружных, муниципальных конкурсах;
План работы по формированию коммуникативных умений Таблица 1
| | | | | | | Приобщение к | | Формирование | Театрализованная | | | |
| | | | Месяц | | | художественной | | коммуникативных | | деятельность | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | литературе | | умений и развития | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | воображения | | | | | | | |
| | | Сентябрь | | Чтение и беседы о | Дидактические | Режиссѐрские | | | |
| | | | | | культуре общения, | игры, коллективные | игры с игрушкой | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | чтение сказок, | игры на развитие | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | присмотр | коммуникативных | | | | | | | |
| | | | | | мультфильмов | умений | | | | | | | |
| | | Октябрь | | Чтение стихотворений, | Словесные игры на | Игры с | | | |
| | | | | | |
| | | | | | небылиц, песенки, | развитие | пальчиковым | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | потешки, чтение сказок | воображения | театром | | | |
| | | | | | | | |
| | | Ноябрь | | Проговаривание | Подвижные | Игры с куклами | | | |
| | | | | | чистоговорок, | игры,коллективные | бибабо | | | |
| | | | | | скороговорок, чтение | игры на развитие | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | сказок | коммуникативных | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | умений | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | Декабрь | | Чтение рассказов, | Настольно - | Игры на развитие | | | |
| | | | | | небылиц, песенки, | печатные игры, | жестов, мимики, | | | |
| | | | | | потешки | словесные игры на | эмоций | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | развитие | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | воображения | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | Январь | | Чтение сказок, | Коллективные игры | Игры - | | | |
| | | | | | заучивание | на развитие | пантомимы | | | |
| | | | | | стихотворений | коммуникативных | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | умений | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | Февраль | | Просмотр | Сюжетно – ролевые | Разыгрывание | | | |
| | | | | | |
| | | | | | мультфильмов, чтение | игры,словесные | этюдов | | | |
| | | | | | рассказов, басен | игры на развитие | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | воображения | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | Март | | Прослушивание | Коллективные игры | Экскурсия в театр | | | |
| | | | | | |
| | | | | | аудиозаписей, чтение | на развитие | «Волшебная | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | рассказов, сказок | коммуникативных | флейта» | | | |
| | | | | | | | | | | умений | | | | | | | |
| | | Апрель | | Просмотр презентаций, | Коллективные игры | Театрализованные | | | |
| | | | | | |
| | | | | | чтение рассказов и | на развитие | представления | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | сказок | коммуникативных | для младших | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | умений | воспитанников | | | |
| | | Май | | «Расскажи стихи | Коллективные игры | Театрализованное | | | |
| | | | | | руками», чтение | на развитие | представление | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | стихотворений | коммуникативных | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | умений | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Игра на развитие воображения у детей подготовительной к школе группы.
Таблица 2
Деятельность
Содержание
Методы и приѐмы
| | | 1.Предварительная работа: | | | | | | | | | |
| | | 1.Повтор песенок потешек, | Русские народные | Чтение, | | | |
| | | | | |
| | | стихов, загадок. | песенки, загадки о | прослушивание | | | |
| | | | | |
| | | | | | животных | аудиозаписи | | | |
| | | 2.«Кто на свете злее всех?» | Анализ внешнего вида | Обсуждение, | | | |
| | | 3.«Что в дороге | персонажей | рассуждения | | | |
| | | | | |
| | | пригодиться?» | Решение проблемной | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | 4.«Цепочка слов» | ситуации | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | 5.«Укрась слово» | Развитие воображения, | | | | | | |
| | | 6.«Что произойдѐт, если…?» | творческого мышления | Вопросы к детям | | | |
| | | 7.«Что не видно на картине?» | Выведение следствий | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | 2.Сочинение сказок: | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | 1.«Придумай конец знакомой | Расширение | Показ иллюстраций | | | |
| | | | | |
| | | сказки» | представлений о | | | | | | |
| | | 2.«Продолжи сказку» | реальности, развитие | | | | | | |
| | | 3.«Сочинение сказок с | воображения | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | хорошо знакомым концом» | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | 4.«Составление сказок» | Развитие | Работа в парах | | | |
| | | | | |
| | | 5.«Как в лесу колобок может | коммуникативных | Прослушивание | | | |
| | | спрятаться от зверей?» | способностей | аудиозаписи, вопросы | | | |
| | | | | |
| | | 6.«Почему Баба Яга стала | Активация | Образец воспитателя | | | |
| | | | | |
| | | злой?» | воображения | Составление без плана | | | |
| | | | | |
| | | 7.«Придумай небылицу» | Самостоятельное | воспитателя | | | |
| | | 8.«Кто больше заметит | придумывание сказок | Введение нового | | | |
| | | небылиц» | | | | объекта | | | |
| | | | | | | | |
| | | 9.«Так бывает или нет» | Решение проблемной | Словесная игра | | | |
| | | | | |
| | | 10«Снежный ком» | ситуации, | Словесная игра | | | |
| | | | | |
| | | 11«Перевирание сказок» | Развитие творческого | Составление цепочки | | | |
| | | | | | воображения, | событий | | | |
| | | | | | чередование реальных | Придумывание | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | и нереальных | ситуаций, составление | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | ситуаций. | предложения | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | Понимание иронии, | | | | | | |
| | | | | | развивать чувство | | | | | | |
| | | | | | юмора | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | 12.«Где, чей дом?» | Придумывание | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | ситуаций на основе | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | схематических | | | | | | |
| | | | | | изображений | | | | | | |
| | | 13«Волшебные картинки» | Придумывание | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | названий к | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | схематическим или | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | стилизованным | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | изображениям, | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | выкладывание схем, | | | | | | | | |
| | | | | | | придумывание сюжета | | | | | | | | |
| | | 14.«Придумай сюжет» | | Придумывание сюжета | Игры – драматизации | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | с опорой на схемы | по придуманному | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | сюжету | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | 15.«Найди элемент сюжета» | | Соотношение | Дидактическая игра | | | | |
| | | | | | | картинки с | | | | | | | | |
| | | | | | | последовательно – | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | развивающимся | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | событием и карточки - | | | | | | | | |
| | | | | | | схемы | | | | | | | | |
| | | 16.«Придумай свой сюжет» | | Самостоятельная | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | деятельность по | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | карточкам - схемам | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | «17.Придумывание | | Самостоятельная | | | | | | | | |
| | | абстрактных обозначений» | | деятельность | | | | | | | | |
| | | 3. Замещение | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | 1.Оживление игрушки – | | Замещение героев | Рассказывание о | | | | |
| | | | | | | |
| | | заменителя | | заменителем в | возможностях | | | | |
| | | | | | | |
| | | 2.Вживание в образ | | знакомых сказках | | | | | | | | |
| | | 3.Введение знакомую сказку | | Придумывание образа, | Словесные игры | | | | |
| | | | | | | наделение | Дидактическая игра | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | воображаемыми | Беседа | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | качествами, | Чтение, беседа по | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | характером | содержанию | | | | |
| | | 4.«Морфологический ящик» | | Развивать творческое | Логические задания | | | | |
| | | 5.«Салат из сказок» | | воображение | Творческая игра | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | Придумывание начала, | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | конца истории путѐм | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | введения игрушки – | | | | | | | | |
| | | | | | | заменителя в | | | | | | | | |
| | | | | | | знакомую сказку | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 2.Работа с родителями: | | | | | | | | | | | | |
| дошкольного возраста», «Игрушки своими руками», «Игры на развитие |
| коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»; |
| разработка консультаций на темы:«Насколько важно читать ребѐнку», |
| «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театрализованные |
| игры - путь к детскому творчеству»; | | | | | | |
индивидуальная помощь родителям по их запросам; | | | |
сбор домашнего фотоматериала, изготовление костюмов; | | |
изготовление папки-передвижки «Играем в театр дома». | | | |
3.Самореализация, работа с педагогами: | | | | | | |
внедрение | перспективный | план | работы | с | детьми | по | развитию |
| театрализованной деятельности; | | | | | | | |
организация | | развивающей предметно-пространственной среды в |
| соответствии с ФГОС ДО (картотеки, дидактические игры, наглядность, |
| мнемотаблицы, схемы и т.д.); | | | | | | | | |
внедрение проекта «Педагогические условия как фактор познавательно – |
| речевого развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»; |
| проведение | | мастер | - | класса«Использование | информационно- |
| коммуникационных технологий в познавательно-речевом развитии |
| дошкольников»; | | | | | | | | | | |
выступление | на педагогическом совете «Развитие звуковой и |
| интонационной культуры у дошкольников посредством игр и игровой |
| деятельности»; | | | | | | | | | | |
| выступление | на | семинарах | – | практикумах | | «Использование |
| театрализованных игр в режимных моментах и игровой деятельности», |
| «Использование игровых методов и приѐмов при обучении детей от 3 до |
| 7 лет»; | | | | | | | | | | | | |
выступление на педагогическом совете «Преемственность ДОУ и школы |
| – основы сотрудничества и партнѐрства в подготовке будущих |
| первоклассников». | | | | | | | | | | |
4 этап: Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов | |
3 Самореализация: | | | | | | | | | | | |
выступление с творческим отчетом на педагогическом совете; | |
показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег |
| и родителей. | | | | | | | | | | | | |
5 этап: Итогово – контрольный | | | | | | | | |
1.Работа с детьми: | | | | | | | | | | | |
мониторинг образовательной области «Социально – коммуникативное |
| развитие». | | | | | | | | | | | | |
2.Работа с родителями: | | | | | | | | | | |
| анкетирование родителей. | | | | | | | | |
3.Самореализация: | | | | | | | | | | | |
анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми; |
| анализ анкетирования; | | | | | | | | | |
оформление | | папки с результатами новых разработок, статей из |
| педагогической литературы, интернета, выступлений,картотек. | |
Литература:
Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
Уликова Н.А. Словом душа растѐт». СПб, «Старт», 1999.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
Князьков А.А. Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука,
1998.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с.
Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для родителей
Ваши взаимоотношения с детьми
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.
Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
o
o
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Находите ли Вы время для общения со своими детьми? o Да
o Стараюсь, но не всегда получается o Нет, не хватает времени
Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
Спокойным доверительным тоном
Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается o Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
Общаетесь ли Вы на равных?
Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении
Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?
Да
По возможности стараюсь, но не хватает времени
Не обращаю внимание на детскую болтовню
Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?
Таких причин не существует
Занятость на работе и бытовые проблемы
Ваш вариант
ответа___________________________________________________
_____________________________________________________________
____________
Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?
Да
Нет, у каждого члена семьи свои требования
Не задумывались над этим вопросом
Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
Да, всегда вникаю в детские проблемы
Не всегда, много своих проблем
Нет. Откуда у детей проблемы?
Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.
Приложение 2
Анкета для родителей
Книга в вашем доме
Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.
Сколько детей воспитывается в семье?_____________
Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?________________
Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?_______________
Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.______________
Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня.________________
Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание
Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?______________
Считаете ли вы важным для своего ребѐнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?______________
Спасибо!