СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию по теме: «Использование опорных конспектов, схем на уроках письма и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

План по самообразованию по теме:

«Использование опорных конспектов, схем на уроках письма и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию по теме: «Использование опорных конспектов, схем на уроках письма и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2

Г. АБИНСКА












План по самообразованию по теме:

«Использование опорных конспектов, схем на уроках письма и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»



















Учитель русского языка и литературы Каракулина Е.В.

Проблема школы:
« Индивидуализация учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка»

Ведущие идеи:

-личностный подход;

Успешность и преемственность обучения и воспитания;

-гуманизация отношений;

-экологическое образование и воспитание;

-практическая направленность обучения;

-дифференциация обучения



Цели:

-выявление и развитие способностей каждого ученика;

-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

-введение в учебно- воспитательный процесс современных технологий обучения.

-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования;

-учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

-обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей;

Задачи:

  1. продолжить поиск новых форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся с целью непрерывного наблюдения за развитием ребенка;

  2. совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметам;

начать освоение и внедрение в практику педагогической деятельности новые интерактивные методы обучения и контроля знаний и умений учащихся.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план

  • групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей - предметников, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;

  • разработка опорных схем и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

  • доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях  с  обобщением опыта.

  •  I . Актуальность темы

  • Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.

  • Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

  • Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

  • Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

  • Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

  • Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике

Универсальность
С опорными конспектами можно работать с 5 по 9 класс:
- при изучении нового материала;
- при повторении и систематизации изученного;
- на уроке и дома при выполнении домашнего задания;
- с целым классом и при индивидуальном обучении.

Эффективность и успешность:
- наглядно;
- удобно: всегда под рукой необходимый теоретический материал;
- кратко и емко представлен материал по каждой теме;
- показан алгоритм действий при применении правила;
- легче запоминается нужный теоретический материал.

Систематичность и последовательность

Виды работы с опорными конспектами:

    1. Оформление в справочной тетради опорного конспекта по теме (обучение правильному оформлению, умению выделять главное).
      2. Комментирование учителем отдельных фрагментов конспекта (пояснения к схематическим обозначениям).
      3. Повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение правильной речи).
      4. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий (многократное обращение к конспекту; запоминание без заучивания).

      5. Письмо по памяти всего опорного конспекта или его частей.
      6. Обучение составлению собственных опорных конспектов, схем, алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.

IV . Результаты

Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.

Таким образом, использование опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы даёт следующие результаты: Ценность технологии заключается в следующем:

- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

- структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.

- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .

- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.













Фамилия,  имя, отчество: Каракулина Екатерина Валентиновна, 11.08.1980г.р.

Образование: Ташкентский областной государственный педагогический институт ,2002 г., по специальности русский язык и литература, квалификация по диплому: Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. Младшая научная степень-бакалавр.

Стаж работы, педагогический стаж, по данной должности: 6 лет

Занимаемая  должность: учитель русского языка и литературы

Место работы:  ГБОУ школа – интернат №2 г. Абинска





Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Практическая деятельность

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2017

1.Двухгодичное обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Дефектология», по специальности - логопед.

2.Изучение литературы: 1)Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы –Ардашаева Лариса Евгеньевна

Интернет ресурсы:

http:// festival./September.ru /

2).Парубченко Л.Б. Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно.- М.: Реал-А, 2001.   

3).Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка. Москва, 2001

4). Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

5). Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960.

6). Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.: «Просвещение», 1987.

7) . Вопросы психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951

8). Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития - Вопросы психологии, 1972 №2

9). Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1999.

10). Кудасов А.Л. Проблема обучения и воспитания учащихся старших классов коррекционной школы.- М: Наука, 1992.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.



3.Прогнозирование результатов.

2015-2017

«Определение уровня знаний учащихся»

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2015-2017

1.Открытые уроки на школьном уровне.

2. Участие в конкурсах.

3.Корректировка поурочного плана с учетом разноуровнего обучения

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы

2015-2017

Выступление на заседании МО учителей –предметников гуманитарного цикла по теме «Использование опорных схем в разноуровневом обучении»


Внедренческий

Распространение опыта работы

2015-2017

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2. Отчёт на МО учитетей–предметников гуманитарного цикла по созданию опорных схем «Имя существительное»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!