СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по индивидуальной работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по индивидуальной работе с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«План по индивидуальной работе с детьми с ОВЗ»

Структура СИПР.



  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

7.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

8. Приложения.




























































Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация. 
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4.Домоводство.

5. Окружающий социальный мир.

6. Музыка и движение.

7. Адаптивная физкультура.

8. Профильный труд.

9. Коррекционно-развивающие занятия.

10. Сенсорное развитие.

11. Предметно-практические действия.

12. Двигательное развитие.

13. Альтернативная коммуникация





3.Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018 учебный год



Предметные области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия Количество часов в

неделю / в год

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

0,5

17

2. Математика

2.1. Математические представления

0,5

17

3.Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

0,5

17

3.2. Домоводство

1

34

3.3. Окружающий социальный мир

0,5

17

4. Искусство

4.1. Музыка и движение

0,25

8,5

5. Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

0,25

8,5

6. Технологии

6. 1. Профильный труд

1

34

7. Коррекционно-развивающие занятия

0,5

17

ИТОГО

5

170

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы



1. Сенсорное развитие

2

68

2. Предметно-практические действия

2

68

3. Двигательное развитие

1

34

4. Альтернативная коммуникация

1

34

Итого коррекционные курсы

6

204



Расписание индивидуальных занятий.






понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Музыка и движение

(8.40-8.50)

Сенсорное развитие

(8.20-9.00)


Речь и альтернативная коммуникация

(8.40-9.00)

Математические представления

(9.00-9.20)

Профильный труд

(8.00-8.40)

Адаптивная физкультура

(8.50-9.00)

Альтернативная коммуникация

(14.30-15.10)

Сенсорное развитие

(15.10-15.50)

Окружающий природный мир

(9.20-9.40)

Окружающий социальный мир

(12.50-13.10)

Домоводство

(13.40-14.20)



ППД

(13.40-14.20)

КРЗ

(13.10-13.30)

ППД

(14.30-15.10)




Двигательное развитие

(14.30-15.10)







4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.



Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы для 9 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;

  • АООП вариант 2 для 9 класса.

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы









Обоснование выбора данной программы



Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.





Основные цели и задачи коррекционного обучения:



1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.



Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.



Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;



Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами.



Сроки освоения образовательной программы: 1 год.



4.2.Базовые учебные действия.

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени;

          • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;

          • С заданными качественными параметрами.



4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.



Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.

  • Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Математика.

Математические представления.

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

  • Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет.

  • Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

  • Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.



Окружающий мир

Окружающий природный мир.



  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.

  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др).

  • Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Развитие интереса к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» -«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).

  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.



Домоводство

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

• Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

• Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

• Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

• Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.





Окружающий социальный мир.

  • Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;

  • знание предметов, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использование;

  • изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;

  • развитие ориентации в своей группе.









Искусство.



Музыка и движение



Слушание.

  • Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.

  • Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.

  • Слушание (различение) веселой и грустной музыки.

Движение под музыку.

  • Хлопки в ладоши под музыку.

  • Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.

  • Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики».

Игра на музыкальных инструментах.

  • Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.

  • Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.

  • Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.





Физическая культура.

Адаптивная физкультура

  • формирование умения выполнять упражнения по подражанию, совместно с взрослым;

  • Выполнение движения с помощью взрослого;

  • формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.

Технологии

Профильный труд

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

• Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: аппликация из бумаги, пластилинография.

• Умение выполнять отдельные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания с помощью учителя.

• Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

• Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.

• Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

• Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Жизненные компетенции: учащийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям с взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.









Коррекционно-развивающие занятия.

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние);

  • рисовать контурные линии, штрихи, пя­тна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, с помощью учителя;

  • развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).

  • Развитие зрительного и слухового внимания.



Сенсорное развитие.

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические действия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие



  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.





Альтернативная коммуникация

  • Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

взгляд, мимика, жест, предмет.

  • освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.





5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-олигофренопедагог.



6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.



Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

    • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный илиперсональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по преметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотогорафии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.

Коррекционно-развивающие занятияСенсорное развитиеПредметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр,наборы , аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.



8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.





Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты:

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!