Структура СИПР.
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
7.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
8. Приложения.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4.Домоводство.
5. Окружающий социальный мир.
6. Музыка и движение.
7. Адаптивная физкультура.
8. Профильный труд.
9. Коррекционно-развивающие занятия.
10. Сенсорное развитие.
11. Предметно-практические действия.
12. Двигательное развитие.
13. Альтернативная коммуникация
3.Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Индивидуальные занятия Количество часов в неделю / в год |
1. Язык и речевая практика | 1.1. Речь и альтернативная коммуникация | 0,5 | 17 |
2. Математика | 2.1. Математические представления | 0,5 | 17 |
3.Окружающий мир | 3.1. Окружающий природный мир | 0,5 | 17 |
3.2. Домоводство | 1 | 34 |
3.3. Окружающий социальный мир | 0,5 | 17 |
4. Искусство | 4.1. Музыка и движение | 0,25 | 8,5 |
5. Физическая культура | 5.1. Адаптивная физкультура | 0,25 | 8,5 |
6. Технологии | 6. 1. Профильный труд | 1 | 34 |
7. Коррекционно-развивающие занятия | 0,5 | 17 |
ИТОГО | 5 | 170 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Коррекционные курсы | | |
1. Сенсорное развитие | 2 | 68 |
2. Предметно-практические действия | 2 | 68 |
3. Двигательное развитие | 1 | 34 |
4. Альтернативная коммуникация | 1 | 34 |
Итого коррекционные курсы | 6 | 204 |
Расписание индивидуальных занятий.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Музыка и движение (8.40-8.50) | Сенсорное развитие (8.20-9.00) | Речь и альтернативная коммуникация (8.40-9.00) | Математические представления (9.00-9.20) | Профильный труд (8.00-8.40) |
Адаптивная физкультура (8.50-9.00) | Альтернативная коммуникация (14.30-15.10) | Сенсорное развитие (15.10-15.50) | Окружающий природный мир (9.20-9.40) | Окружающий социальный мир (12.50-13.10) |
Домоводство (13.40-14.20) | | | ППД (13.40-14.20) | КРЗ (13.10-13.30) |
ППД (14.30-15.10) | | | Двигательное развитие (14.30-15.10) | |
4. Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы для 9 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
учебного плана школы;
АООП вариант 2 для 9 класса.
Программа включает следующие разделы:
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами.
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2.Базовые учебные действия.
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
В течение определенного периода времени;
Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
С заданными качественными параметрами.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.
Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Математика.
Математические представления.
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет.
Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.
Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир
Окружающий природный мир.
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.
Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др).
Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Развитие интереса к объектам живой природы.
Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» -«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).
Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.
Домоводство
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
• Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
• Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
• Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
• Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Окружающий социальный мир.
Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;
знание предметов, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использование;
изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;
развитие ориентации в своей группе.
Искусство.
Музыка и движение
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Движение под музыку.
Хлопки в ладоши под музыку.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики».
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.
Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
Физическая культура.
Адаптивная физкультура
формирование умения выполнять упражнения по подражанию, совместно с взрослым;
Выполнение движения с помощью взрослого;
формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Технологии
Профильный труд
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
• Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: аппликация из бумаги, пластилинография.
• Умение выполнять отдельные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания с помощью учителя.
• Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
• Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
• Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
• Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Жизненные компетенции: учащийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям с взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.
Коррекционно-развивающие занятия.
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;
использовать предметно-практическую деятельность (рисование);
рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, с помощью учителя;
развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).
Развитие зрительного и слухового внимания.
Сенсорное развитие.
Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.
Развитие пространственно-временных ориентировок.
Развитие слухо-голосовых координаций.
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.
Развитие точности и целенаправленности движений и действий.
Предметно-практические действия.
Развитие произвольных целенаправленных действий.
Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.
Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.
Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.
Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.
Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие зрительного и слухового внимания.
Двигательное развитие
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация
взгляд, мимика, жест, предмет.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-олигофренопедагог.
6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный илиперсональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.
Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.
Для реализации задач по преметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотогорафии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.
Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр,наборы , аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».