СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока "Прощание с ботаникой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока "Прощание с ботаникой"»

УРОК-ВИКТОРИНА «ПРОЩАНИЕ С БОТАНИКОЙ»

( Обобщающий урок проводится после изучения раздела «Растения».)


«Ботаники не кончится урок – жизнь будет ее вечным продолжением»


Цели и задачи: систематизировать и углубить знания по изученному предмету; развивать логическое мышление и познавательный интерес учащихся; прививать навыки коллективного общения, толерантность.

Оборудование: счетное табло, листы учета, таблицы по теме; карточки с заданиями; гербарный материал.

Условия игры: урок проводится по принципу телевикторины «Счастливый случай». Игре предшествует разминка, затем 9 геймов, для награждения победителей игры разработаны «ОРДЕНА».

Геймы:

1-ый гейм – «Круг знаний»;

2-ой гейм – «Пятый лишний»;

3-ий гейм – «Найди ошибку»;

4-ий гейм – «АБВГД-ейка»;

5-ый гейм – «Узнай меня»;

физминутка

6-ой гейм – «Почемучки»;

7-ый гейм – «Дальше, дальше…».


Участники: три команды по 8 человек в каждой, два ассистента, и присутствующие болельщики.

Задачи участников игры:

  1. Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.

  2. Болельщики участвуют в разминке и отвечают на вопросы, в случае если команды затрудняются ответить.


Учитель. Ребята! Наша встреча сегодня посвящается расставанию с удивительным предметом, который изучает мир растений – БОТАНИКОЙ. Мы вспомним все встречи с ней и попытаемся ответить на те вопросы, которые она нам предложит.

На это время нам всем предстоит стать жителями «Царства Ботаники», которая созывает сегодня «Совет Юных Ботаников». На наш праздник сегодня пришла одна из принцесс этого царства – Флора (входит девочка в платье, украшенном цветами и с венком на голове).


«Я – принцесса Царства Ботаники повелеваю:

§ 1. Иметь эмблему своего любимого растения (не только цветка);

§ 2. Восторгаться растениями;

§ 3. Активно принимать участие в решении задач, поставленных королевой Ботаникой;

§ 4. Объявить праздник «Прощание с ботаникой» открытым », - Флора.

Учитель. У каждого на груди прикреплена эмблема самого любимого растения. Расскажите о нем как можно больше интересного, можно рассказать стихотворение, спеть о нем песню. (За самый интересный рассказ приз – жетон).


I.Разминка. Перед началом игры разминка помогает сконцентрировать внимание всех участников на игре. Им предлагается повторить систематику растений.

Аналитическая группа приступает к работе. За каждый правильный ответ участник получает жетон.

Ведущий называет растения, а учащиеся - семейство к которому оно относится:


  1. Земляника лесная – Розоцветные, Двудольные;

  2. Фасоль – Мотыльковые, Двудольные;

  3. Пижма обыкновенная – Сложноцветные, Двудольные;

  4. Яблоня – Розоцветные, Двудольные;

  5. Ландыш майский – Лилейные, Однодольные;

  6. Пшеница – Злаки, Однодольные;

  7. Паслен черный – Пасленовые, Двудольные;

  8. Картофель – Пасленовые, Двудольные;

  9. Персик – Розоцветные, Двудольные;

  10. Рябина – Розоцветные, Двудольные;

  11. Лилия – Лилейные, Двудольные;

  12. Кукуруза – Злаки, Однодольные;

  13. Астра – Сложноцветные, Двудольные;

  14. Черемуха – Розоцветные, Двудольные;

  15. Акация – Мотыльковые, Двудольные;

  16. Репчатый лук – Лилейные, Однодольные;

  17. Ковыль – Злаки, Однодольные;

  18. Одуванчик – Сложноцветные, Двудольные;

  19. Томаты – Пасленовые, Двудольные;

  20. Клевер – Мотыльковые, Двудольные;


II. Ботанические ребусы. Участникам команды необходимо разгадать ребусы:

(АЛЫЧА)

(СУРЕПКА)





III. Ход игры.


Первый гейм. «Круг знаний».


1. Какие признаки характерны для всех живых организмов? (Дыхание, питание, рост, размножение).

  1. Систематика – это наука о … (многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства).

  2. Почему водоросли считают наиболее просто организованными растениями? (Не имеют тканей и органов).

  1. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое жилкование, относят к классу… (Двудольные).

  2. Почему грибы нельзя считать растениями? (Их клетки не содержат хлоропластов, поэтому в них не происходит фотосинтез).

  1. Чем отличаются бактерии от одноклеточных водорослей? (Они не имеют оформленного ядра и хлоропластов).

  2. Почему картофель нельзя отнести к семейству сложноцветных? (У них разное строение цветка).

4. Зачем при выращивании капусты рыхлят почву? (Для улучшения дыхания корней и сохранения влаги).

  1. Мхи считают более высокоорганизованными растениями, т.к. … (У них появились ткани и органы).

  2. Микология – это наука… (о грибах).

  3. Симбиоз – это (взаимовыгодное сожительство)

  4. Хромотофоры – это (крупные хлоропласты водорослей)

  5. «Вместилище спор» (спорангия)

  6. Особая запасающая ткань (эндосперм)

  7. Зародыш – это (зачаток будущего растения)

  8. Главный, придаточный, боковой.. это (корень)


Консультанты подсчитывают количество жетонов у каждой команды, и результат заносится в табло.


Второй гейм. «Пятый лишний».


Каждый команде предлагаются по 5 растений. Им необходимо найти одну лишнюю и объяснить выбор.


1.Редис, свекла, брюква, репа, георгина (георгина- корневой клубень, остальные- корнеплоды)

2. Орляк, болотный, асплениум живородящий, азолла, сальвиния (хвощ болотный, остальные- папоротники)

3. Кукуруза, ландыш, капуста, лук, рожь (капуста – двудольные, остальные- однодольные)


1. Лук, нарцисс, топинамбур, тюльпан, лилия (топинамбур- клубень, остальные – луковицы)

2. Сальвиния, болотный, полевой, зимующий, лесной (сальвиния- это папоротник, остальные- хвощи)

3. Дурман, пшеница, сурепка, георгина, баклажан (пшеница- однодольное, остальные- двудольные)


Третий гейм. «Найди и исправь ошибку».


В тексте найти 4 ошибки, исправить их, и дать объяснение.


1-й вариант.

«СОВЕТЫ ОГОРОДНИКАМ»

1. В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это освежает их.

2.Никогда не рыхлите почву - это способствует повреждению корней.

3.Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.

4. Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве – они подгрызают корни растений.

Соблюдайте мои советы, и вас ждет большой урожай овощей и фруктов.

Барон Мюнхгаузен

В этом письме барон Мюнхгаузен дает несколько советов огородникам. Прав ли знаменитый выдумщик? Обоснуйте ответ.


2-ой вариант.

«ВОДОРОСЛИ»


В море, главным образом, вдоль побережья, произрастает много разнообразных растений. Большинство крупных морских растений – водоросли, которые размножаются семенами.

В наших дальневосточных морях растет крупная бурая многоклеточная водоросль – ламинария. Ее тело прикрепляется к камням или подводным скалам корнями.

В хроматофорах листьев морских водорослей находится хлорофилл.

В стеблях водорослей образуется органические вещества: сахар, крахмал, жир, белки.

Барон Мюнхгаузен


Уличите Мюнхгаузена, т. е. найдите 4 ошибки, исправьте их и объясните.


Четвертый гейм. «АБВГД–ейка».


Команды получают по 3-5 биологических термина, которые надо объяснить.


Опыление – (перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика);

Оплодотворение – (слияние сперматозоиды с яйцеклеткой);

Клубень – (видоизмененный побег, в утолщенной части которого откладываются запасные питательные вещества);

Дерево – (жизненная форма растения с одним одресневевшим многолетним стеблем);

Кора – (поверхностный слой стебля или корня);

Бациллы – (бактерии палочковидной формы).



Пятый гейм. «Узнай меня».

Командам выдаются тексты с описанием растений. Необходимо ответить о каком растении идет речь.

1-й вариант.

Н а каждом пустыре можно встретить это растение. Его бледно-желтые цветки с тонкой сеткой фиолетовых прожилок довольно красивы. К осени кость соцветия удлинняется и на нем висят плоды, похожие на кувшинки с крышечками. Такого у других растений не увидишь.

Средневековый врач Манттиоли писал: «Дети…объелись и в такое сумасбродство впали, что родичи их причин не ведая, козней злых духов страшится стали».

Король датский, отец Гамлета был убит этим растением. Сейчас оно входит в состав мазей для лечения радикулита, неврита, артрита, т.к.

обладает обезболивающим эффектом.

Что это за растение, и к какому семейству

оно принадлежит? (Дурман, Пасленовые, Ч(5)Л(5)Т(5)П1).


2-ой вариант.

Это растение можно встретить на лесных полянках, опушках, пустырях, полях, в степях оно образует целые заросли.

Д ревние греки его посвящали богине охоты Артемиде. В те далекие времена существовала легенда: однажды охотясь в полях, богиня Артемида увидела незнакомое ей растение с сильным запахом и очень горьким вкусом. Эти пахучие вещества – эфирные масла, которые способствуют уменьшению испарения воды. Предполагают, что с этим связано родовое название этого растения – артемизия, в переводе с греческого - «здоровый». Некоторые виды используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Его семена высокопитательный корм для многих птиц. Пчелы запасают его пыльцу, называемую пергой, для кормления личинок. Горький вкус листьев защищает эти растения от поедания животными.

Однако, если семена попадают в муку, из которой выпекают хлеб, он будет горьким. В России название этого растения происходит от слова «поле», потому что в поле его больше всего.

(Полынь, Сложноцветные,Ч0Л(5)Т(5)П1)



Физминутка. «Жизненные формы».

Учитель перечисляет жизненные формы растений. Учащиеся должны встать и поднять руки вверх если это растение относится к деревьям, соответственно, если растение относится к кустарникам – они должны опустить руки и сесть.

Береза, акация, липа, одуванчик, ель, горох, клен, ромашка, орешник, тюльпан, смородина, черемуха, овес, дуб, малина, подсолнечник.


Шестой гейм. «Почемучки».

На слайде записаны некоторые слова. Вам необходимо заменить в каждом слове одну букву, чтобы получилось название растения. Вы по очереди называете номер слова, название растения и плод, который характерен для этого растения. Капитан команды называет отвечающего. За правильно названное растение вы получаете 1 балл, если называете плод еще 1 балл.


1. Зуб (дуб, желудь)

2. Лупа (липа, орех)

3. Машина (малина, сборная костянка)

4. Клин (клен, крылатка)

5. Кафтан (каштан, коробочка)

6. Осень (ясень, крылатка)

7. Слава (слива, костянка)

8. Кадр (кедр, нет плода, голосеменные, семена в шишках)



Седьмой гейм. «Дальше, дальше…»


Участники команд в течение 3 минут командам требуется ответить на максимальное их число.


Вопросы для первой команды:

    • абрикос, сушенный половинками (курага);

    • земляной орех (арахис);

    • детская конфета и растение (ирис, барбарис);

    • самые мелкие цветы…. (у ряски);

    • эти грибы помогают искать свиньи (трюфеля);

    • тюльпан относится к семейству… (лилейных);

    • самое высокое дерево (эвкалипт царственный);

    • образование на поверхности железа и гриб-паразит (ржавчина);

    • водное растение с огромными листьями (Виктория);

    • плод грецкого ореха (костянка);

    • самый сладкий злак (сахарный тростник);

    • ананас – дерево? (многолетняя травянистое растение);

    • какие листья у павилики? (их нет);

    • зигота … (клетка, образующаяся в результате слияния гамет);

    • грибы … (одно из царств живых организмов);

    • цветок … (орган размножения покрытосеменных);

    • символ России (береза);

    • культурные злаки из бывших сорняков (овес, рожь);

    • слияние мужской половой клетки с женской (оплодотворение);

    • побег растения, несущий цветки (соцветие);

    • стебель пшеницы (соломина);

    • человек-корень (Жень-Шень);

    • царский желудь (грецкий орех);

    • современный шелк (лен).


Вопросы для второй команды:

    • банан – дерево? (это травянистое гигантское многолетнее растение);

    • самое долгоживущее растение (лишайники);

    • гриб – главный враг картофеля (фитофтора);

    • как правильно резать перец, вдоль или поперек? (вдоль);

    • какой гриб ели викинги для храбрости? (мухомор);

    • детская конфета и растение (ирис, барбарис);

    • все ли тополя «пушат»? (нет);

    • это растение лечит, кормит, одевает, наказывает (крапива);

    • маслина или … (олива);

    • астры относятся к семейству… (сложноцветных);

    • мамонтово дерево или … (секвойя);

    • дрожжи - … (грибы, существующие в виде делящихся клеток или их колоний);

    • водоросли размножаются … (спорами);

    • деление - … (форма размножения);

    • медовое дерево - … (липа);

    • дерево, из которого изготовлена палица Геракла (олива);

    • сушеный виноград без косточек (кишмиш);

    • ядовитое яблоко (картофель);

    • символ Канады (клен);

    • ягода - … (многосемянной сочный плод с мякотью);

    • наука о грибах (микология);

    • опадание листьев (листопад);

    • один из основных органов растения, выполняющий функции фотосинтеза (лист);

    • бамбук – растение семейства … (злаковых);

    • гриб, который раньше использовали для получения чернил (навозник);

    • цвет красных водорослей на больших глубинах (водолазы их видят черными);

    • сине-зеленые водоросли относят к царству растений? (нет);

    • водяная чума или … (элодея);

    • род бактерий, изогнутых в виде запятой (вибрионы);

    • основная структурная единица в системе живых организмов (вид).


Учитель.

Ну, вот мы и подошли к самому грустному моменту сегодняшней встречи – расставанию с Ботаникой. Но это не значит, что мы больше не встретимся с ней. Об этом говорит девиз нашего урока. Давайте же, в знак уважения исполним гимн этой загадочной науке.

Звучит мелодия песни «Малиновка». Участники праздника поют:

Ботаники закончится урок

Впервые необычно, без задания,

Пыльца, тычинка, пестик, лепесток –

Такие надоевшие названия.


Ботаники час розовый,

Останься в феврале,

Как тонкий лист березовый

В забытом букваре.

Уроки шли неведомо куда,

Нам знаний мир огромный открывали.

Мы Солнце брали в руки без труда,

Когда рябины кисть в руках держали.


А у природы есть всему свой срок,

Пора весны и бурного цветения.

Ботаники не кончится урок,

Жизнь будет ее вечным продолжением.


Игра закончилась. Слово предоставляется жюри викторины.


Знаем мы, что встреча ваша – лишь игра, И расставаться нам пришла пора. Будете с улыбкой вспоминать Как пытались баллы добывать. Но не важен в баллах результат, Дружба побеждает – это факт. А находчивость по жизни вас ведёт, Знатокам всегда, везде везёт!


Подводятся итоги, вручаются ордена.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!