Тема урока: «Осенняя экскурсия».
Тип урока: экскурсия на природу.
Цели, задачи урока:
закрепить понятие о теле, веществе, живой и неживой природе, фенологических наблюдениях;
методом наблюдения установить особенности осеннего этапа развития живой природы;
формирование внимательного и бережного отношения к окружающей среде;
выработка навыков и умений наблюдать и сопоставлять увиденное, формирование творческого подхода к выполнению работ;
формирование интереса к естественным наукам.
Оборудование: тетради для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал.
План урока:
1. Ввести понятия фенология и фенологические наблюдения.
2. Постановка целей и задач на проведение экскурсии.
3. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности.
4. Организация и проведение экскурсии.
5. Домашнее задание по итогам экскурсии.
ХОД УРОКА
1. Знакомство с понятиями «фенология» и «фенологические наблюдения», «фенологические сезоны»
В качестве опережающих заданий классу были выданы тексты для домашнего изучения, в классе проводится фронтальный опрос по проверке усвоения материала.
На доске висят таблички с понятиями:
ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ
2. Постановка целей и задач (цели висят на доске)
Цель экскурсии – расширить фактические знания об особенностях окружающей среды в осенний период развития природы.
Задачи:
уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
выявлять характерные признаки природы и ее частей в различных проявлениях;
научиться творчески оформлять и демонстрировать изученный материал;
научиться быстро и слаженно работать в группе.
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать бригадира, художника-оформителя, биологов, журналистов и ответственного за презентацию. На каждую группу выдать лист с инструкциями и заданиями и план пришкольного участка, с обозначенным на нем маршрутом экскурсии. Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария.
5. Постановка домашнего задания
Домашнее задание прописано в раздаточном материале, который был выдан на группу (лист подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии оценок для их проверки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект: «Лицо-коллаж пришкольного участка». Основные критерии для оценки: (записаны в раздаточном материале).
Раздаточный материал:
1. Информационный лист и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок
3. Задания для группы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей бригады, порядок и дисциплину в группе при проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и эстетическую подачу материала, под его руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания названий растений и животных, подбирает и готовит необходимую информацию об изучаемых объектах живой природы, отвечает за подготовку и оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода информации (тексты, фотографии, картинки, музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или пишет тексты, готовит картинки или фотографии изучаемых объектов, отвечает за подачу материала.
ОРАТОР – организует и проводит презентацию и защиту творческого проекта.
ЛИСТ ПОДСКАЗОК
ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой природы в связи со сменой времен года и изменениями погоды.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы между которыми устанавливаются по наступлению особенно характерных сезонных явлений:
1) предвесенний – время пробуждения небольшого числа самых ранних видов растений.
2) ранняя весна – время появления и начала развития листьев большинства деревьев и кустарников до начала цветения фруктовых деревьев и ягодных кустарников.
3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на полях и малины в садах.
4) раннее лето – время максимального цветения луговых растений и начала созревания первых ягод до цветения липы мелколистной.
5) полное лето – время созревания ранних плодов и уборки хлебов, кончается полным созреванием плодов рябины и началом осеннего пожелтения листьев берез и лип.
6) ранняя осень – время созревания поздних плодов, осеннего расцвечивания листьев у древесной и кустарниковой растительности.
7) глубокая осень – время массового листопада, кончается полным листопадом и прекращением вегетации травянистых растений.
8) зима – период покоя растительности.
Задания для группы:
1. Изучить маршрут экскурсии, определить места стоянок.
2. Собрать максимум информации о растениях и животных, которые встретятся во время экскурсии (названия научные и народные, характеристики, применение их человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. На листе ватмана( альбома) подготовить и защитить творческую работу группы: «Лицо-коллаж пришкольного участка».
Основные критерии для оценки творческих заданий:
правильность отображения собранной информации – 2 балла;
образность создания творческого проекта – 1 балл;
уверенная и интересная защита выполненной работы, яркая презентация – 2 балла.
Итого: максимально – 5 баллов.