Практическая работа "Школьный проект как технология достижения предметных, метапредметных и личностных результатов"
План организации проектной деятельности по предмету
Литература, 9 класс
Классификация проекта по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, информационный
Классификация проекта по комплексности и характеру контактов: монопроект, внутриклассный (коллективный)
Классификация проекта по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Форма продукта проектной деятельности: устный журнал
Паспорт проектной работы:
1. Название проекта:"Писатель, обреченный на бессмертие"(посвящен жизни и творчеству А.И.Солженицына)
2. Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Мазалева Ю.В.
3. Консультант проекта: учитель истории Казарова Г.А.
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история
6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 15-17 лет
7. Состав проектной группы: учащиеся 9а класса
8. Тип проекта: практико-ориентированный, информационный
9. Заказчик проекта: МБОУ "СОШ № 1"
10. Цель проекта: сбор, обобщение и систематизация информации о писателе и общественном деятеле.
11. Задачи проекта:
самостоятельно изучить и отобрать материал необходимый для работы над проектом;
отработать умения и навыки работы с текстами разных стилей (научный, публицистический, художественный);
активизировать навыки работы в группе, команде;
научиться представлять результаты своего труда в виде устного журнала.
12. Проблема проекта: как жизнь и творчество А.И.Солженицына были связаны с историей народа?
13. Необходимо оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
14. Аннотация: актуальность темы данного проекта обусловлена интересом к личности А.И.Солженицына, его творческому наследию, не прекращающимися до сих пор спорами вокруг имени писателя; значимость проекта: проект необходим, т.к. помогает учащимся представить себе личность писателя, его взгляды, разобраться в потоке информации об А.И.Солженицыне, определить для каждого значимость его как писателя в целом и общественного деятеля; проект ориентирован на учащихся определенного возраста и дает возможность каждому учащемуся представить себе "своего" Солженицына; проект имеет воспитательное значение, т.к. наряду с биографией великого писателя знакомит еще с историей нашего государства, с определенными периодами его становления, помогает сформировать свою позицию и отношение к происходящим в то время процессам.
15. Предполагаемые продукты проекта: устный журнал, презентация, заочная экскурсия.
16. Этапы работы над проектом: организационный (определение темы проекта, проблемы, задач, первичное формирование проектных групп и их руководителя, планирование работы над проектом, разработка циклограммы работы над проектом); исследовательский (сбор информации, ее обобщение и анализ в каждой проектной группе, промежуточные отчеты групп, обобщение всех идей, гипотез и решений, "мозговые штурмы", разбор трудностей , с которыми приходится сталкиваться проектантам, и нахождение способов их преодоления, уточнение формы выхода проекта, оформление выхода проекта (наброски продукта, материалы к презентации, оформление сценария), начало подготовки презентации); презентационный (подготовка продукта и презентация проекта).
Проект реализовывается в течение 1 недели и включает в себя несколько этапов (описание выше).
Учащиеся сформировали 3 разноуровневые творческие группы, в каждой из которых был выбран руководитель. Первая группа находила материалы по биографии А.И.Солженицына, вторая группа должна изучить материал о творчестве А.И.Солженицына в разные годы его жизни, третья группа собирала и обобщала информацию об общественной деятельности А.И.Солженицына, его отношении к власти и государству.
В ходе работы участники проекта обсуждали промежуточные результаты, исправляли ошибки. Перед каждым обучающимся(в зависимости от уровня его подготовленности) были поставлены конкретные задачи и определились задания. Некоторые участники проекта готовили заочную экскурсию по местам, связанным с писателем и готовили презентацию. Оформление результатов работы выполнял член группы, хорошо владеющий навыками работы с компьютером.
Координатором проекта является преподаватель литературы. Перед началом работы над проектом она подготавливает памятки и инструкции по работе с источниками информации (словарями, энциклопедиями, ресурсами сети Интернет), а также по работе над проектом.
Презентация проекта проводится в актовом зале школы в виде устного журнала (с использованием презентации и заочной экскурсии). Кроме того, в зале была организована выставка книг А.И.Солженицына и оформлена фотогалерея.
Проект способствует развитию исследовательских, коммуникативных и личностных компетенций обучающихся.