№ п/п | Основные компоненты среды развития речевой культуры | Педагогические действия (формы, методы, приемы, средства, материалы), направленные на обновление ценностно-ориентированной образовательной среды в условиях ДОО/ Группы | Действия взрослых (родителей, педагогов), направленные на обновление ценностно-ориентированной развивающей среды в условиях семьи (способы, методы, приемы, средства, материалы) |
| Речь и мышление |
1. | Книги и иллюстрации | - чтение книг детям в свободное время, перед сном, предварительная работа к занятиям); - выставка книг по определенной тематике; - выставка детских рисунков на темы художественных произведений; - беседы о книгах, выяснение, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; - создание книжек-малышек, книжек-загадок; - беседы по знакомству с художниками — иллюстраторами детской книги; - сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению; - выставка детских журналов; - драматизация литературных сюжетов; - ремонт книг; - тематическое занятие в форме «литературной гостиной» | - семейное чтение; - изготовление книжки-малышки; - рисунки к сказкам; - составление рассказов (на основе семейного отдыха, путешествий, прогулок, посещения мероприятий и т.д.); - посещение библиотеки; - домашняя библиотека детских книг; - изготовление костюмов и атрибутов к праздникам в ДОУ; - организация домашних праздников. |
2. | Стимулирование общения между детьми | - традиция приветствия и прощания между детьми; - оформление альбомов «Моя семья» (дети рассказывают о своей семье); - беседа «Как я провёл выходной день» (что было интересного, что больше всего запомнилось и т.д.); - во время режимных моментов использовать игровые приемы, потешки, песенки и т.д.; - поощрять проявления сочувствия, стремление предлагать свою помощь; - организация сюжетно-ролевых игр; - организация наблюдений; - драматизация сказок; - составление рассказов; - сочинение сказок; и др. | - создание эмоционально благоприятной ситуации, уважительные отношения между членами семьи; - привитие ребенку уважения к окружающим; - поощрение инициативы в общении; - посещение с ребенком мест, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости); - ролевые игры на тему дружбы; - книги и мультфильмы о дружбе; - беседы; - личный пример близких взрослых |
3. | Использование речи для развития мыслительных навыков | 1. Дидактические игры: - формирование мыслительных операций «анализа». «синтеза»; - формирование мыслительной операции «сравнение»; - классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости сходства или различия друг с другом; - конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении проявления общего закона в частном случае; - формирование наглядно-образного мышления. - предметные игры; - подвижные игры; - беседа-разговор; - словесные дидактические игры; - пересказ; сочинение. | - дидактические игры для развития речи; - формирование умения высказывать элементарные суждения (обширные вопросы взрослых: "Во что одет? Что несет? Кому?" и т. п.); - разнообразные поручения, где одно действие (вроде открыть, завернуть, поставить и др.) связано со многими предметами |
4. | Повседневное использование речи | - речевой образец воспитателя (правильная речь для подражания); - повторное проговаривание (преднамеренное, многократное повторение с целью запоминания; - объяснение (раскрытие значений слов); - указания (как надо действовать, достичь требуемого результата); - словесные упражнения (выработка и совершенствование речевых умений и навыков); - оценка детской речи (раскрывает степь усвоения и совершенствования речевых умений и навыков); - вопрос (умение использовать имеющиеся знания). | - общение (усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества); - бытовая деятельность (обогащение и расширение словаря); - посещение театров, музеев, поездка к бабушке, работа в огороде и т.д. (накопление и активизация словаря); - игра (развивается интеллект, речь, уточняет и обогащает словарный запас); - беседа после просмотров фильмов, мультфильмов, телевизионных передач (расширяет кругозор, делает понятными новые для них слова). |