Тема: Своя игра «Путешествие по сказкам»
Описание: Предлагаю вашему вниманию разработку игры «Своя игра» по сказкам русских и зарубежных писателей. Ее можно провести с обучающимися на уроке литературного чтения, во внеклассной работе по предмету. Игру можно проводить как командную, так и индивидуальную.
Цель: закрепление и обобщение знаний детей по сказкам русских и зарубежных писателей;
Задачи:
- формировать у школьников познавательный интерес;
- развивать творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;- воспитывать интерес к чтению.
Работа с презентацией
Учащийся (или команда) выбирает категорию вопроса и его «стоимость». При нажатии на число осуществляется переход на слайд с вопросом, при этом цвет фигуры изменяется. При нажатии на слово, откроется сам ответ. По управляющей кнопке (она находится в правом нижнем углу слайда) осуществляется переход на слайд с табло «Своей игры».
Ход игры:
Вы знаете, что сказки появились очень давно. «Сказка» – от слова «сказывать», «рассказывать». Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас.
В глубокой древности, когда люди в основном были не грамотными и не умели читать, сказки сочиняли, передавали из уст в уста, т.е. сказывали. Отсюда и пошло название «сказка». При этом каждый рассказчик добавлял к сказке что-то своё. Так и жили сказки среди людей, а со временем их стали записывать, переводить с одного языка на другой. Поэтому есть очень много похожих по действию русских и татарских сказок.
Сказки бывают разные: о животных, которые очень похожи на людей, - хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк….
В волшебных сказках герои пользуются коврами самолётами и шапка-ми-невидимками, добывают «живую и мёртвую воду», побеждают Змея Горыныча. Помогают сказочным героям Серый Волк, Сивка Бурка, Щука и другие.
Авторов многих сказок мы не знаем. Их сочинил народ. Такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых извест-ны. Например, «Сказку о рыбаке и рыбке» сочинил А.С.Пушкин, «Аленький цветочек» – С.Т.Аксаков, «Старик-годовик» – В.И.Даль. Такие сказки называются литературными, но очень часто в их основе лежат народные сказки.
Наряду с небольшими сказками писатели создают сказочные повести – вспомните: «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Рони – дочь разбойника» А.Линдгрен или «Снежную королеву» Х.К.Андерсена.
А знаете, чем все сказки, даже очень разные, похожи друг на друга? В любой сказке обязательно побеждает добро.
Учитель рассказывает про структуру сказки, про основных героев, про виды сказок (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)
Правила игры:
Ребенок (команда) выбирает категорию вопроса, а также его «стоимость» и дает ответ. Если ответ верный, то ученик (команда) получает количество баллов с выбранной стоимостью вопроса. В зависимости от «стоимости», вопросы игры разной степени сложности.
Вопросы игры:
Категория «Сказки А.С.Пушкина»
Вопрос в 10 баллов: В кого превращался князь Гвидон, отправляясь в гости к царю Салтану?
Вопрос в 20 баллов: Что сгубило царевну в сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях?»
Вопрос в 30 баллов: Какая из этих сказок не принадлежит перу А.С.Пушкина?
Вопрос в 40 баллов: Как звали королевича в сказке «О мёртвой царевне и осеми богатырях?»
Вопрос в 50 баллов: Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане?»
Категория «Сказки Г.-Х.Андерсена»
Вопрос в 10 баллов: Какая из этих сказок принадлежит перу Г.-Х.Андерсена
Вопрос в 20 баллов: Кого Маленькая разбойница дала в помощь Герде?
Вопрос в 30 баллов: Что попало Каю в глаз?
Вопрос в 40 баллов: Какая птица помогла Дюймовочке очутиться в стране эльфов?
Вопрос в 50 баллов: Во что превратилась Русалочка, когда принц женился на другой девушке?
Категория «Разные сказки»
Вопрос в 10 баллов: Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
Вопрос в 20 баллов:Какой предмет использовала Мэри Поппинс для путешествий?
Вопрос в 30 баллов: За что Чиполлино посадили в тюрьму?
Вопрос в 40 баллов: Какое животное больше всего боялся пират Капитан Крюк?
Вопрос в 50 баллов: Что случилось с Алисой, когда она выпила из бутылочки с надписью «Выпей меня!»?
Подведение итогов игры.
Задать ученикам читать произведение Г.-Х. Андерсена .«Огниво