СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План мероприятия "Фразеологическая игра"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План для проведения мерпориятия по русскому языку в честь предметной недели.

Просмотр содержимого документа
«План мероприятия "Фразеологическая игра"»

Тема: Фразеологическая игра «Ваш звёздный час!»

Цели:

  • образовательная: обобщить изучаемый материал по теме; закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме; обогатить словарный запас языка;

  • развивающая: развитие речи, памяти, логического мышления, внимания;

  • воспитательная: воспитание любви к русскому языку, слову.

Задачи:

  • Актуализировать знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология».

  • Углубить представление по теме «Лексика. Фразеология».



ХОД ЗАНЯТИЯ


Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так

бы кипело и животрепетало, как метко сказанное

русское слово.

Н.В.Гоголь


I.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».

Как работает слово

Бывает частенько, что слово - одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»!

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки — сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет —

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую... Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».


- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?

( об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках. Встречаемся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...

А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле.

Получается? Мы сейчас попросим наших художников помочь нам в этом.

( Просмотр слайдов):

1. Сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)

2. Лить крокодиловы слезы (лицемерить, притворяться).

3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).

4. Нужен как собаке пятая нога (лишний).

5. Греть уши (подслушивать).

6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).

Нелепо? Смешно? Конечно!

- Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием.

Сегодня мы вместе проверим, как мы можем ориентироваться в огромном море фразеологизмов. Признали мы их знатоками не с бухты-барахты. Участвуя в игре-конкурсе «Ваш звездный час!», мы докажем, что с фразеологизмами уже на короткую ногу и в этом деле собаку съели, покажем нам веселую игру ума и воображения, проявим свою находчивость и, конечно же, юмор.


II. Представление классов.

А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем попозже. Бить баклуши вам будет некогда.

Итак, не откладывая дело в долгий ящик, представляю скажу сразу: учителя, которые будут следить за вами, тоже не лыком шиты, их и вокруг пальца не обведешь, и лапши на уши им не навешаешь, и на мякине их не проведешь.

ХОД ИГРЫ


1 тур «Дальше… дальше»

Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора, - это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

Ребята должны назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

1часть 2 часть

1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой)

3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)

4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко)

5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)

6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)

7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)

8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)

9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)

10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)

11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)

12. стреляный воробей (опытный чел.) 12.бросать слова на ветер( говорить зря)

13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)

14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)

15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)

16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).


2 тур «Найди синонимы».

Вы заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же: во все лопатки, во весь дух, сломя голову, со всех ног – быстро.

- Как называется такое явление в русском языке? (синонимия).

Ваша задача: определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить значение этих групп.


1 часть

1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.

4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии.

8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.


2 часть

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.

5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.

8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.

11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.


3 тур «Найди антонимы».

Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением?

Правильно. Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? Да, есть. А знают ли их наши знатоки, мы сейчас проверим.

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах - за тридевять земель.

2. Взять себя в руки – выйти из себя.

3. Засучив рукава – спустя рукава.

4. Пасть духом – воспрянуть духом.

5. Хоть пруд пруди – кот наплакал.

6. Чесать языком – держать язык за зубами.


Слова учителя: скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках, и как к этому относится ваш любимый учитель?

— ходите на головах;

— грызете гранит науки;

— тянете кота за хвост;

— жуете мочалку;

— режете без ножа учителя;

— играете в бирюльки;

— гоняете лодыря;

— и ухом не ведете;

— рассказываете бабушкины сказки;

— лезете из кожи вон.

А учитель в это время:

— выжимает слезу;

— рвет и мечет;

— кусает локти;

— на седьмом небе;

— смотрит сквозь пальцы;

— и в ус не дует;

— заводит волынку;

— заливается соловьем;

— грозит угостить березовой кашей;

— обещает намылить голову.


4 тур

В русском языке тьма – тьмущая не только фразеологизмов – синонимов, антонимов, но и оборотов, имеющих общее слово. Ну хотя бы «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.

Слово «глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу).

Слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).

Слово «ухо» ( держать ухо востро, пропускать между ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке).


5 тур «Почувствуй и скажи».

Но жизнь человека состоит не только из чисел (даже если они благородно включены в обороты), слов «дальше», «быстрей», «больше». На то мы и люди, что в отличие от машин умеем чувствовать: любить, ненавидеть, радоваться и печалиться.

Как вы думаете, можем ли мы выражать свои чувства фразеологизмами?

Вспомним по одному фразеологическому выражению, обозначающему настроение, состояние души, чувства, которые испытывал, как пить дать, каждый из нас:

(Слушаем мнение детей)

Радость – быть на седьмом небе,

Страх – душа ушла в пятки,

Печаль – повесил голову,

Обида – губы надул,

Стыд – готов сквозь землю провалиться

Плохое настроение – встать не с той ноги,

Испуг – мурашки забегали, мороз по коже пробежал,

Тревога – кошки на душе скребут,

Негодование – дойти до белого каления.


6 тур «Гонка за лидером».

Закончите фразеологизмы.

1.Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).

2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).

3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво).

4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).

5. Черепашьим...(шагом). 5. От кор­ки... (до корки).

6. За семь верст...(киселя хлебать). 6. Ждать у...(моря погоды).

7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).

8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).

9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).

10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать).

11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная…(барышня).

12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).

13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).


III. Подведение итогов.

IV. Заключительное слово учителя.

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари ( «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», Крылатые слова»).

Фразеологический словарь содержит самые разные по происхождению обороты и всегда поясняет это проис­хождение. Здесь мы встретим и исконно русские выражения: «рас­правлять крылья», «сматывать удочки», выражения, заимствован­ные из старославянского языка - «беречь как зеницу ока», из Библии — «притча во языцех», и являющиеся переводом иноя­зычных устойчивых выражений — «рыцарь без страха и упрека».

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!