Просмотр содержимого документа
«План методической работы учителя-логопеда»
СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УР _______________ С.В. Мисайлова «_____» _____________ 2021 г. | | УТВЕРЖДЕНО Руководитель ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» __________________ Т.А. Яковлев «_____» _________________ 2021 г. |
ПЛАН
коррекционно-методической работы учителя-логопеда
на 2021-2022 уч.год
Учитель – логопед
Метелёва Светлана Юрьевна
п.Селенгинск, 2021
Пояснительная записка
Цель логопедической работы в школе: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных качеств личности.
Общая цель: «Преодоление трудностей, обусловленных речевым недоразвитием, в общении и обучении (прежде всего в освоении общеобразовательных программ по родному языку).
Основные задачи:
исправление нарушений в устной речи;
пропедевтика нарушений в письме, в развитии письменной речи (предупреждающая логокоррекция);
исправление стойких нарушений в письме, в письменной речи;
Задачи являются тактической стороной деятельности. учитывая механизм речевого нарушения, его причинно-следственный характер.
Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Формирование у педагогического коллектива школы и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Направления коррекционной работы
коррекция звукопроизношения;
формирование и совершенствование фонематического слух;,
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов
Развитие лексико-грамматической стороны речи:
актуализация и расширение словаря, уточнение значений слов;
работа над формированием грамматического строя речи (уточнение грамматического значения слова, формирование системы словоизменения и словообразования)
Совершенствование навыков чтения.
развитие словесно-логического мышления;
работа над пониманием текстов со скрытым смыслом.
Совершенствование навыков письменной речи.
Развитие связной речи.
№ | Направление деятельности и формы работы | Цель проведения Основные задачи | Сроки проведения |
I. Диагностическая деятельность |
1. | Основная диагностика. Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся. | Определение уровня развития устной речи учащихся. Выявление нарушений устной и письменной речи учащихся 1-4 классов. | 2- 22 сентября |
2. | Знакомство с личными делами учащихся, с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Углубленное обследование состояния речи детей, занимавшихся у логопеда с целью уточнения диагноза, проверки точности произносительных навыков, навыков чтения и письма во 2 - 4 классах | Выявление предварительных данных об индивидуально- типологических особенностях ребенка. Уточнение этиологии характера речевых нарушений. | 2 - 22сентября 26 апреля- 20 мая |
3. | Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования | | Сентябрь |
4. | Комплектование групп учащихся с учетом о учетом однородности структуры речевого дефекта. | Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой. | Сентябрь |
5. | Обследование детей, составление планов для индивидуальной работы | Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы | Сентябрь |
6. | Составление расписания логопедических занятий. | Организация коррекционной деятельности | До 23 сентября |
7. | Диагностические мероприятия по отслеживанию динамики показателей речевых умений детей в результате коррекционно- логопедической работы. | Анализ результатов коррекции и развития речи обучающихся. | С 26 апреля по 20 мая |
II. Коррекционно - развивающая деятельность |
1. | Зачислить на логопедические занятия обучающихся по рекомендации РПМПк | | Сентябрь, в течение года |
2. | Осуществлять коррекционную работу с учетом режима работы школы | | В течение года |
3. | Проведение групповых и индивидуальных логопедических занятий с обучающимися по коррекции нарушений устной и письменной речи с учетом структуры нарушения ребенка. | Цель: коррекция речевых нарушений у обучающихся. Задачи: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико- грамматического строя речи; развитие связной речи | 23 сентября – 25 апреля |
4. | Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал, ИКТ. | | В течение года |
5. | Оказание помощи педагогам, включение родителей в решение коррекционно- воспитательных задач, а также консультирование других участников школьного ПМПк. | Ознакомление учителей, воспитателей, родителей или лиц, их заменяющих с актуальными проблемами развития и воспитания, с методами и приемами коррекции нарушений речи | В течение года |
III. Консультативная деятельность |
1. | Консультирование педагогов и родителей, а также лиц их заменяющих, по результатам | Обеспечение индивидуального, личностно- ориентированного | Систематически |
| обследования устной и письменной речи детей и подростков. | подхода к ребенку с учетом выявленных особенностей его речевого развития. | |
2. | Родительские собрания в 3,4 классах. | Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей. | По необходимости |
3. | Оказание помощи педагогам и родителям обучающихся детей в вопросах воспитания и обучения. | Разработка рекомендаций родителям и педагогам. | В течение года |
4. | Взаимодействие с учителями, психологом, социальным педагогом, тьютором, медицинским работником | Выбор наиболее эффективных путей обучения, воспитания и коррекции детей. | В течение года |
5. | Разработка планов логопедического сопровождения, | Организация коррекционно-развивающегося обучения, воспитания и социальной адаптации учащихся | В течение года |
IV. Просветительская и профилактическая деятельность |
1. | Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на собраниях, заседаниях МО, Педсовете школы , на консилиумах, родительских собраниях) | Предоставление специальных знаний по логопедии педагогам и родителям. | В течение года |
2. | Размещение материалов, статей на информационных стендах для родителей и педагогов. | Уточнение, расширение, систематизация знаний о речевом развитии, о различных проявлениях речевых нарушений | В течение года |
V. Организационно - методическая деятельность. 1. | Участие в работе школьного ПМПк (консилиума) | Предоставление многопрофильной помощи ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ | По плану работы ПМПк |
2. | Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом | Повышение профессиональной компетентности | Ноябрь 2021г- курсы «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии» |
3. | Работа с научной и публицистической литературой | Систематически |
4. | Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов и приёмов на речевое развитие и коррекцию речи ребенка. | Выбор наиболее эффективных путей обучения и коррекции устной и письменной речи детей | Систематически |
5. | Взаимопосещение занятий | Обмен опыта | По плану школы |
6. | Ведение необходимой документации. | Фиксация деятельности учителя- логопеда | Систематически в течение года |
7. | Самообразование. Регулярное чтение периодических изданий по специальности, знакомство с новинками литературы. | Повышение профессиональной компетентности | В течение года |
VI. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета
1. | Проверка состояния оборудования логопедического кабинета: ИКТ, освещения, необходимой мебели. Осмотр наглядных и учебно - методических пособий и приведение их в рабочее состояние. | Повышение эффективности коррекционной работы | Август Систематически |
2. | Изготовление и приобретение методических пособий, дидактического материала | Повышение эффективности коррекционной работы | В течение года |
3. | Приобретение методической литературы, интернет-ресурсов. | Систематически |