СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План местности и географическая карта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся находить различия между планом местности и географической картой.

Просмотр содержимого документа
«План местности и географическая карта»

ФИО учителя (полностью)

Бодряго Ирина Николаевна

Место работы

МБОУ Душатинская СОШ







Цель: научить учащихся находить различия между планом местности и географической картой.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе.

Развивающие: Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • как изображали земную поверхность в древности;

  • основные понятия: план местности, условные знаки, масштаб, географическая карта, градусная сеть, меридиан, параллель;

Учащиеся должны уметь:

  • читать условные знаки;

  • читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков;

  • выделять различия между планом местности и географической картой.

Метапредметные :

Учить:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• искать и отбирать информацию в учебных пособиях;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• выделять главное, существенные признаки понятий;

• участвовать в совместной деятельности;

• высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• работать с текстом;

Личностные результаты обучения.

Учить:

• ответственному отношению к учебе;

• опытом участия в социально значимом труде;

• осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;

• коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

учебно-исследовательской деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта полушарий, план местности; фрагменты различных карт (для групп), задания группам, компасы, альбом с топографическими знаками, карточки с тестами.

Используемые учебники и учебные пособия:

1 Учебник География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2015г.

3.Атлас География.5 класс, контурные карты. 5 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап


Приветствие учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организовать учащихся на успешную работу

Приветствие учащимися учителя

Повторение ранее изученного материала

Выполнение тестовых заданий по теме «Ориентирование»

Тесты по географии 5 класс. Тема: "Ориентирование"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В каких единицах измеряют азимут?

1) В сантиметрах

+2) В градусах

3) В минутах

4) В часах

2. Куда направлена намагниченная стрелка компаса?

1) На запад

2) На юг

+3) На север

4) На восток

3. Какому значению соответствует азимут на восток?

1) 0

+2) 90

3) 180

4) 270

4. Азимут на запад равен –

1) 0

2) 90

3) 180

+4) 270

5. Какая часть света будет слева, если встать лицом к северу?

+1) Запад

2) Восток

3) Юг

4) Нельзя сказать однозначно, всё будет зависеть от местности

6. Выберите, с помощью каких предложенных вариантов можно ориентироваться на большой территории и решать сложные задачи по её обустройству

1) С помощью топографических карт

2) С помощью снимков из космоса или с самолёта

+3) Оба варианта являются верными

4) Ни один вариант не является правильным

7. Азимут отсчитывают согласно этому правилу -

1) По ходу часовой стрелки от направления на юг

2) Против хода часовой стрелки от направления на юг

+3) По ходу часовой стрелки от направления на север

4) Против хода часовой стрелки от направления на север

8. Соотнесите нарисованный объект с его азимутом:

1)

Домик

А – 230

2)

Колодец

Б - 50

3)

Мельница

В - 320

4)

Дерево

Г – 140

Ответ: 1 – Б; 2 – Г; 3 – А; 4 – В.


Выполнение тестовых заданий. Самопроверка.

Актуализация знаний

Чтение сказки «История про карту в масштабе 1:1»

Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своё королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля. Он увидел извилистые реки, огромные озёра, высокие горы и чудесные города. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены все горные гряды, крупные города и большие озёра и реки.

Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.

Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты.

Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недовольным плодами труда, находя карту недостаточно подробной.

Наконец картографы нарисовали Невероятную карту !!! Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях - и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.

Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.

(Найти и сформулировать проблему, поставленную королем)

Слушают сказку и определяют проблему. (Можно ли изобразить большую территорию на листке бумаги и почему?)

Территория большая, лист маленький. Нужно уменьшить территорию или увеличить лист.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.
















Учащиеся читают вводное слово и делают вывод «Картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение, и какие объекты можно изобразить при этом».


Изучение новой темы

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Давайте попробуем определить задачи нашего урока и составить план работы на уроке.


Ответы учащихся

1. Изучить, что такое план местности

2. Узнать, что такое условные знаки?

3. Узнать, что такое географическая карта?

4. Для чего нужен масштаб?

5. Что такое градусная сеть?

6. Отличия плана местности от карты

Учащиеся делают вывод по теме урока

«План местности и географическая карта»


Ребята, глядя на этот план местности, что вы можете сказать об объектах, которые здесь изображены?

-Можете ли вы сказать, что изображено на плане местности?

Знакомство с условными знаками в учебнике рис. 99 стр. 85 и в атласе.

1.Что обозначают цвета на плане местности?

2.Как обозначают отдельно стоящее дерево, хвойный лес, смешанный, лиственный лес, кустарник, луг, болото, родник, обрыв, река, озеро, колодец, деревянный мост, фруктовый сад, огород, грунтовая дорога, населенный пункт?

3.Людям, каких профессий нужны планы местности?


Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем, высказывают свою точку зрения



Ребята, теперь поработаем по карте. Что по ней вы можете сказать?

Как люди изображали земную поверхность в древности?

Как вы думаете, когда появились карты?

Зачем они нужны?

А вы использовали карту? При каких обстоятельствах?

Посмотрите внимательно на условные знаки карты полушарий:

Что на карте обозначают цвета?

Какие карты бывают по содержанию? (задание 3 стр. 44 в рабочей тетради)

Работа с учебником стр. 85 – 86 прочитать и ответить на вопросы:

-Что такое градусная сеть?

-Что называется параллелями?

-Что называется экватором?

-Что называется меридианами?

Показ на глобусе и картах меридианов, параллелей, экватора

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения










Опережающее задание - учащийся рассказывает и показывает презентацию об изображении земной поверхности в древности о древних картах

Физкультминутка

Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки

Станем лицом к карте. Направим свои руки в ту сторону горизонта:

Север- руки вверх- откуда солнце никогда не светит .

Двумя руками укажем направление, где солнце всходит и заходит( восток и запад, соответственно руки в стороны),

Юг -приседаем, восток-поворот на право, запад –поворот на лево.  Повторяем 6-8 раз

Изучение нового материала

1) Организует работу с учебником стр. 83

-Что изображено на рис. 97?

2) Формирование понятия масштаб

- И план местности и географические карты изображают в уменьшенном виде с помощью чего?

-Что показывает масштаб?

Найти на географической карте в атласе масштаб.


Отвечают на вопросы учителя



Самостоятельная работе в группах

Деление ребят на 3 группы

Игра «Выполни своё задание».

Работа в группах: Ориентируясь по компасу, учащиеся 3-х групп находят конверты с заданиями

1 группа - изучение плана местности, топографических знаков

2 группа - изучает карты, их условные знаки, различие карт по масштабу и содержанию

3 группа - изучает градусную сеть на картах

Выполнение заданий учащимися

Закрепление изученного материала

1) Чтение текста с топографическими знаками по группам

Работают с текстовым заданием. Определяют, какие объекты изображены на плане местности

Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем.


Выполнение тестового задания по группам на знание топографических знаков

Оценка и самооценка работы учащихся в группах


Ребята, вы уже познакомились с понятиями план местности и географическая карта. Теперь мы сравним их и найдем сходства и отличия

Заполнение таблицы:

Элементы сравнения

Географическая карта

План

местности

Территория

Большая

Небольшие

участки

Есть градусная сетка

+


Условные знаки похожи на настоящие объекты


+

Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке


+

Населённые пункты

Кружок

Отдельные дома, кварталы

Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах

+


Изображение при помощи масштаба

+

+


Каждый выполняет задание в карточке.

Практическая работа

На слайде задания для учащихся:

1) На контурной карте полушарий (стр. 6, атлас стр. 24-25) выделить цветными карандашами два меридиана: начальный и 180 меридиан, и две параллели и экватор.

2) Подписать Западное и Восточное полушарие, Северное и Южное полушарие

Работают с картами атласа и контурной картой


Учащиеся оценивают работу друг друга в парах

Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем

Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание и комментирует его. (Слайд) презентации.

1) §18, повторить понятия

2) Творческое задание: Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору).

Записывают домашнее задание в дневник. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

Рефлексии

-Какая была цель урока?

- Мы смогли ответить на поставленные вопросы?

- Как работали на уроке, где добывали информацию?

- Что показалось трудным?

Оцените свою работу:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались

– зелёный цвет

- Если иногда были трудности, сомнения,

– жёлтый цвет.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно –

синий цвет


Подводят итог изучения новой темы, отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!