СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План курса «Вероятность и статистика в основной школе» 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

   Теория вероятностей один из разделов, введенный в школьный курс и представляющий несомненную ценность для общего образования. Полезность получаемых знаний состоит как в том значении, которое имеют эти знания для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, так и в возможности их непосредственного применения при изучении других наук и в повседневной жизненной практике. 

Просмотр содержимого документа
«План курса «Вероятность и статистика в основной школе» 9 класс»

План курса

«Вероятность и статистика в основной школе»

9 класс


Пояснительная записка


Теория вероятностей один из разделов, введенный в школьный курс и представляющий несомненную ценность для общего образования. Полезность получаемых знаний состоит как в том значении, которое имеют эти знания для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, так и в возможности их непосредственного применения при изучении других наук и в повседневной жизненной практике.

Теория вероятностей – это такой раздел математики, который позволяет обучать учащихся логике на практике. В процессе освоения теоретических фактов решается задача развития у учащихся навыков проведения логичных рассуждений, способности абстрагироваться, т.е. выделять в конкретной ситуации сущность вопроса, отвлекаясь от несущественных деталей. Изучая теорию вероятностей, учащиеся овладевают умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, находить пути решения поставленной задачи. Все это формирует мышление учащихся и способствует развитию их речи и особенно таких качеств выражения мысли, как порядок, ясность, обоснованность.

Изучение теории вероятностей требует от каждого ученика больших усилий и немалого времени. Полученные при этом навыки учебного труда позволяет выпускникам школы в их дальнейшем жизненном пути эффективно овладевать навыками выполнения других видов труда и с должным пониманием относиться к тому, что достойное выполнение любой работы требует значительных усилий и ответственности.

Изучение теории вероятностей способствует развитию у учащихся наблюдательности, внимания и сосредоточенности, инициативы и настойчивости. Все это имеет большое значение в процессе формирования их характера.

Содержание обучения теме "элементы комбинаторики и теории вероятностей", выделены в "программе для общеобразовательных учреждений. Математика". Оно обеспечивает дальнейшее развитие у учащихся их математических способностей, ориентации на профессии, существенным образом связанных с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

Цели обучения теме:

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интереса к изучению математики;

  • системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • интеллектуального развития, критичности мышления, интуиции, логического мышления;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • умения свободно ориентироваться в Интернет- пространстве.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • решать комбинаторные задачи;

  • применять полученные знания на практике;

  • выдвигать гипотезы;

  • точно формулировать вопрос;

  • быстро вести поиск в Интернете;

  • делать выводы;

  • участвовать в дискуссии.

  • продолжить раскрытие содержания математики, как дедуктивной системы знаний;

  • построить систему определений основных понятий; выявить дополнительные свойства введенных понятий;

  • установить связи введенных и ранее изученных понятий;

  • систематизировать некоторые вероятностные способы решения задач; раскрыть операционный состав поиска решений задач определенных типов;

  • создать условия для понимания и осознания учащимися основной идеи практической значимости теории вероятностей путем анализа основных теоретических фактов;

  • раскрыть практические приложения изучаемой в данной теме теории в развивающих и воспитательных целях.

Развивающие цели:

  • формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявлять и развивать математические способности;

  • в процессе обучения развивать речь, мышление, эмоционально-волевую и конкретно-мотивационную области;

  • развивать способность самостоятельного нахождения учащимися новых способов решения проблем и задач;

  • развивать способность в применении знаний в новых ситуациях и обстоятельствах; развивать умение объяснить факты, связи между явлениями, преобразовывать материал из одной формы представления в другую (вербальная, знаковая, символическая, графическая);

  • учить демонстрировать правильное применение методов, видеть логику рассуждений, сходство и различие явлений.

Воспитательные цели:

  1. формировать у школьников нравственные и эстетические представления, систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе;

  2. формировать потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценностей и ценностных ориентаций;

  3. воспитывать личность, способную к самообразованию и самовоспитанию.


Тематическое планирование учебного материала 9 класс


Глава 5. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (12 часов)

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности. Планируемые результаты обучения. УУД

Комбинаторные задачи

3

Виды учебной деятельности

Постановка цели и задач на каждом уроке. Планирование учебной деятельности на уроке и дома. Подведение итога на уроке: что нового узнали, чему научились. Самоконтроль и самооценка достижений.

Наблюдение, установление закономерности при переборе вариантов, построении дерева вариантов, вывод правила комбинаторного умножения.

Участие в проведении эксперимента. Сбор, обработка и представление информации.

Ознакомление с новой математической моделью – классической вероятностной схемой и применение формулы для подсчета вероятности. Математическое моделирование простейших вероятностных ситуаций.

Мини проект «Игры и вероятности событий».

Планируемые результаты обучения

Умение применять основные методы решения комбинаторных задач: перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения. Умение применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций.

Освоение понятия факториал, умение применять определение факториала в решении комбинаторных задач.

Ознакомление с новой математической моделью – классической вероятностной схемой и формулой для подсчета вероятности.

Знание основных видов случайных событий: достоверные, невозможные, несовместные события, события, противоположные данным; сумма двух случайных событий. Умение проводить доказательство формул и теорем.

Знание числовых характеристик информации, полученной в результате эксперимента. Умение проводить эксперимент. Умение использовать методы статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента. Умение группировать данные, проводить обработку данных, представлять информацию в виде таблиц, диаграмм, гистограмм, графиков.

УУД

Умение ставить цель и задачи, планировать деятельность, проводить самоанализ и самоконтроль деятельности.

Умение проводить эксперимент, добывать, обрабатывать и представлять информацию, работать по правилу и образцу.

Умение контактировать со всеми участниками учебного процесса.

Статистика – дизайн информации

3

Простейшие вероятностные задачи

3

Экспериментальные данные и вероятности событий

2

Контрольная работа №6 по теме: «Теория вероятностей»

1



Список литературы.

  1. Ткачёва М. В., Фёдорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.

  3. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. – М.: издательство «Наука», 1969.

  4. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003.

  5. Булатова Н.Ф. Комбинаторика. – Владимир: ВГПУ, 2001.

  6. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 кл./ Автор-составитель Студенецкая В.Н. – Волгоград: Учитель, 2005.

  7. http://math.ru На сайте можно найти видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков. В разделе «библиотека» можно найти интересные книги (по всем разделам математики), которые давно были изданы и более не переиздавались. В том числе и книги по комбинаторике и теории вероятностей.

  8. http://shcol-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/ckas.htmСказка о Федоте и его математическом походе. Увлекательное путешествие для детей в мир комбинаторики. Также здесь можно пройти тестирование по комбинаторике и не только.

  9. http://www.math-on-line.com/olimpiada-edu/katalog-math-combinat-kolich.html Список занимательных комбинаторных задач для учеников 5-8 классов.

  10. http://festival 1 September.ru Итенсивный курс к разделу «Элементы теории вероятностей и статистики» для подготовки к ЕГЭ. 9 класс.

  11. http://festival1September.ru Элективный курс на тему «Комбинаторика для школьников любого возраста».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!