МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка» Согласовано Утверждаю:Зав. детским садом Сумкина М.М. План кружковой работы Кружок
«Весёлый оркестр»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Музыкальный руководитель
Черных Николай Ильич
2018-2019уч.год
Пояснительная записка.
Данная программа составлена и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2016 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации дополнительной деятельности детей и направлена на достижение следующей цели:
— создание условий для развития эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, а так же творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Пение — самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Песенное богатство народа — это его духовное богатство. Ведь недаром на долю хорового искусства и хоровой культуры всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирования и сохранения индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегия хорового пения как искусства ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры. И на этом основании, эстетическая, духовно – воспитательная, развивающая значимость такого вида деятельности как пение неоспорима.
.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
— обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-содействовать формированию здорового образа жизни;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
— сольное и ансамблевое пение;
— слушание различных интерпретаций исполнения;
— пластическое интонирование;
— элементов импровизации;
— движения под музыку;
— элементы театрализации.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:
— духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий.
Используемые методы и приемы обучения:
— наглядно – слуховой (аудиозаписи);
— наглядно – зрительный (мультимедиа);
— словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
— практический (показ приемов исполнения, импровизация);
— частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
— методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Место кружка во внеурочной деятельности.
Формы организации вокальной деятельности:
— музыкальные занятия;
— занятия – концерт;
— репетиции;
— творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Распределение учебного материала по темам.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов по рабочей программе |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Вокально-хоровая работа. | 14 |
3. | Работа над репертуаром. | 19 |
4. | Концертно-исполнительская деятельность. | Вне программы |
Вокально-хоровая работа.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.
Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, понятие цепного дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Твердая и мягкая атака.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
пауза (долгая, короткая);
акцент (лёгкий, сильный);
гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
лад (мажорный, минорный, переменный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
Работа над репертуаром.
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Концертно-исполнительская деятельность — результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции — работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях :музыкальные занятия, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности :пение, слушание музыки, движение. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовал в нашем детском саду вокальный кружок с использованием музыкальных инструментов. В своей работе я использовал авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарноемузицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей. Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Система заданий, которые входят в эту программу позволяют: поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке, привить навыки игры на музыкальных инструментах, Знакомить с произведениями детской музыки на практике. Овладевать простейшими элементами музыкального языка. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления. Развивать навыки общения и сотрудничества. Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарномумузицированию являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движения.
Цели: Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ребенка.
Задачи (Обучающие) : привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. Исполнять небольшие песенки-распевки с поступенным мелодическим движением. Исполнять не сложный аккомпанемент в виде о ритмоформул. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие: развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. Развивать чувство ритма и ручной праксис. Развивать у детей чувство уверенности в себе. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные: Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
ПЛАН – программа
работы кружка
Программно – методическое обеспечение:
1. Бублей С. Детский оркестр. 1983.
2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских муз. инструментах. 1990.
3. Рокитянская Т.А. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.
4. Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). 1998.
5. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
6. Юдина С.И. Первые уроки музыки и творчества. 1999.
Пояснительная записка.
План – программа рассчитана на один год обучения, для детей 6 -7 лет.
ЦЕЛЬ: Развитие навыков ансамблевого музицирования.
ЗАДАЧИ:
1. Тренировать метроритмическое чувство.
2. Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
3. Создавать условия для творческих проявлений детей.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Занятия имеют следующую структуру:
1. Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
2. Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
4. Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
На каждом занятии представлены все элементы структуры.
В течении учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.
Тема занятий | Задачи | Музыкальный материал |
Сентябрь: «Деревянные истории» | 1. Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них 2. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием. 3. Развивать фантазию, творчество и воображение. | Играем: «Рондо с палочками» муз. С. Слонимского Фантазируем: «Деревянные разговоры» «Деревянные танцы» «Камаринская» Чайковского «Марш» муз. Шульгина «Полька» муз. Александрова «Вальс» муз. Майкапара Озвучиваем стихи: «Игрушки» Степанова «Прыг-скок» В. Данько Играем в оркестре: «Лошадка» муз.Давыдовой «Вальс» муз.Майкапара |
Октябрь: «Осенний калейдоскоп» | 1. Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы. 2. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха. 3 Развивать слуховое воображение 3. Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. | Озвучиваем стихи: «Разговор листьев» Берестова «Осеннее утром» Ходырева Фантазируем: «Осеннее настроение» муз. Васильева «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе Играем в оркестре: «Дождик» р.н.п. |
Ноябрь: «Бумажный карнавал» | 1. Познакомить детей С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими. 2 Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний. 3. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. | Озвучиваем стихи: «В тишине» Суслова «Шорох к шелесту спешит» Мошковской Играем и поем: «Много разных звуков» муз.Боровик «Мы веселые мышата» детская песенка. Играм в оркестре: «Шуточка» муз.Селиванова Играем с инструментами: «Бумажное шествие» под музыку торжественного марша «Танец бумажных бабочек» под музыку китайского танца |
Декабрь: «Снежная сказка» | 1. Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы 2. Развивать способность к образным и свободным импровизациям. 3. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Поем и танцуем: «Снежная сказка»муз.Лемит Озвучиваем стихи: «Снежинки» Липецкого «Снег, снег» Токмаковой Фантазируем: «Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре: «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского; "Аннушка" ч. н. м. |
Январь: «Стеклянное королевство» | 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение. 2. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами 3. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Озвучиваем стихи: «Хрустальный колокольчик» Данько «Хрустальные спицы» Николаенко Играем: «Чайничек с крышечкой» русский фольклор «Чайная полька» Фантазируем: «Аквариум» Т.Коти Играем в оркестре: «Вальс – шутка» муз.Шостаковича |
Февраль: «Металлическая фантазия» | 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами. 2. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух. 3. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы. | Озвучиваем стихи: «Веселый старичок» Хармса Фантазируем: «Дракон» Берестова «Туча» Токмаковой Играем и поем: «Колокольцы» р.н.п. Играем в оркестре: «Тамбурин» муз.Рамо |
Март: «Солнечная капель» | 1. Развивать способность детей слышать «музыку природы» 2. Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки. 3. Развивать слуховое воображение. | Озвучиваем стихи и сказки: «Сосулька-свистулька» Степанова «Волшебная снежинка» Хмельницкого «Весенняя телеграмма» Суслова Фантазируем: «Солнышко» р.н.п. «Голоса птиц» польская песенка Танцуем: «Бал ароматов весны» муз.Чайковского «Фея Сирени». Играем в оркестре: «Шарманка» муз.Шостаковича |
Апрель: «Дождик бегает по крыше» | 1. Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни. 2. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа. 3. Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства. 4. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции. | Озвучиваем стихи: «Водяная сабелька» Токмаковой «Две тучки» Белозерова Играем и поем: «Дождик» муз.Поляновой «Капельки» муз.Дубравина Фантазируем: «Деревья на ветру» «Танец молнии» Играем в оркестре: «Вальс петушков» И. Стрибогг |
Май: «С утра до вечера» «Звездный урок» | 1. Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом. 2. Развивать способность к импровизации Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет. | Озвучиваем стихи: «Рассвет» Данько «Утренняя сказка» Данько «Утренние звуки» Э.Фарджен Играем: «Зарядка» Данько Фантазируем: «Жук» М.Веховой Играем и поем: «Кукушка и сова» немецкая нар.песня «Ария лягушек» Играем в оркестре: «Кукушкин вальс» Ч.Остен Озвучиваем стихи: Бунин «Звезды» Дж. Ривз «Лунные феи» Фантазируем: «Звездный дождик» «Разговор звезды небесной и морской» «Разговор звезды и светлячка» Играем и поем: «Лунный кораблик» «Горят цветные огоньки» Играем: «Звездочет» Играем в оркестре: «Космическая фантазия» |