Просмотр содержимого документа
«ПЛАН – КОНСПЕКТ внеклассного занятия по химии. ТЕМА: «Воздух и здоровье человека». 8 класс»
ПЛАН – КОНСПЕКТ внеклассного занятия ТЕМА: «Воздух и здоровье человека» Автор: учитель химии В.Н. Сытенкова
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина
г. Калининград
201 6 г.
Цель занятия: формирование у учащихся знаний о составе воздуха и проблемах, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, в частности в городе Калининграде и области.
- Задачи
- Образовательная: формирование у учащихся понятий о составе воздуха, применении, охране от загрязнений, способах очистки и значении воздуха в целом и для здоровья человека.
- Развивающая: развитие у школьников интереса к химической науке; развитие умения выделять главное, формулировать вопросы логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности; способности к анализу; умение устанавливать связь между свойствами воздуха и его применением, влиянием на организм человека.
- Воспитательная: самостоятельности у учащихся при подборе информации и создании презентаций, привитие уважительного отношения к природе и необходимости охраны воздуха от загрязнений; воспитание умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность, коллективизм, оказание помощи товарищам, формирование экологического сознания и экологической культуры.
- Проектная технология
- Занятие проводится в форме конференции .
- Средства обучения: презентации, компьютер, учебник, доска, опорные конспекты.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к занятию. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки. Дополнительные пояснения по проведению конференции. Ведущая конференции: ученица, работающая над проектом в рамках ОИПД.
- Аннотация проекта. Проектная работа «Воздух и здоровье человека» была задумана и реализована для выяснения состояния воздуха города Калининграда, последствий влияния загрязнённого воздуха на здоровье человека и с целью привлечения общественности к данной проблеме.
- Цель проекта: выяснение источников и характера загрязнений воздуха города Калининграда, влияния загрязнённого воздуха на организм человека. Проведение школьных мероприятий для акцентирования внимания на проблеме состояния атмосферного воздуха г. Калининграда.
Эпиграфы занятия
Человек не задумывается о воздухе, которым дышит, пока его не лишают этого воздуха.
(книга Джорджа Стюарта «Земля без людей»)
Не надо чистить воздух и воду, гораздо важнее их не загрязнять.
А.Н. Несмеянов
- Актуальность проблемы. Министерство природы России опубликовало доклад “О состоянии и охране окружающей среды”. Увы, Калининград вошёл в “чёрный список” ста крупных городов с самым загрязненным воздухом. Наш город разместился в середине “турнирной таблицы” – на 50 месте, по соседству с Томском и Новосибирском.
- Рабочая гипотеза проекта: состояние атмосферного воздуха влияет на здоровье людей, проживающих в данном местности.
- Практическая значимость проекта: данные, полученные в работе, могут быть использованы для проведения уроков биологии, географии, физики; внеклассных мероприятий; для выпуска информационных листков здоровья.
Цель первого этапа проекта
Проведение опроса среди учащихся и учителей гимназии; изучение материалов по теме: «Состояние атмосферного воздуха города Калининграда. Источники загрязнения. Способы очистки. Здоровье человека и воздух».
Описание первого этапа проекта
Был подготовлен материал для опроса учащихся и учителей гимназии, осуществлен опрос, обработаны результаты и сделаны диаграммы; изучен материал по данной теме.
Цель второго этапа проекта
Дальнейшее изучение материалов по теме проекта, составление плана и проведение внеклассного мероприятия по данной теме.
Описание второго этапа проекта
Было подготовлено и проведено мероприятие в 8-Ф и 8-О классах по теме проекта. На данном этапе учащиеся 8-х классов сформировали группы по интересам, каждая группа получила задание по определённой теме, все члены команд были задействованы в подготовке к мероприятию. Занятие проводилось в форме конференции: ведущий, жюри (давалась оценка выступлениям и подготовки каждой группы, умение формулировать вопросы и отвечать на них), информационный центр (обрабатывал поступающую информацию, создавал итоговую презентацию), фотокорреспонденты.
Темы для рабочих групп
- Состав атмосферного воздуха
- Значение воздуха для живых организмов
- Состояние атмосферного воздуха Калининграда
- Возможные загрязнители воздуха Калининграда и области
- Способы очистки воздуха
- Влияние состояния воздуха на здоровье человека
- Аудитория: учащиеся 8-Ф и 8-О классов.
- Фотокорреспонденты
- Члены жюри
I . Приветствие руководителя проекта
II. Презентация итогов анкетирования, определение актуальности проблемы, постановка рабоч е й гипотезы.
II. Выступления групп с отчетами (презентация и плакат)
Примерные названия команд
- № 1 “Лес”
- № 2 “Мстители за грязный воздух”
- № 3 “О 2 ”
- № 4 “Чистое небо”
- № 5 “Воздух: от глотка до глотка”
- № 6 “Воздух”
- I II. Составление обращения к властям города
Подведение итогов
- Члены жюри подвели итоги занятия, поблагодарили за работу. Были названы лучшие команды.
- Члены информационного центра показали итоговую презентацию, выполненную на основе фотографий фотокорреспондентов.
- Ведущий конференции проанализировал ход конференции и обсудил рабочую гипотезу: «Состояние атмосферного воздуха влияет на здоровья людей, проживающих в данном местности». Было отмечено, что все выступления, вопросы и ответы на них подтвердили данную рабочую гипотезу.
Работа над проектом научила :
- составлять вопросы и проводить опросы;
- использовать компьютерные технологии;
- работать с дополнительной литературой и Интернет – источниками;
- выступать с докладом и отвечать на вопросы;
- работать в команде.
Фрагменты ученических презентаций
Выхлопы автотранспорта на первом месте среди внутренних загрязнителей воздуха Калининградской области. Второе место, разумеется, принадлежит вредным выбросам со стационарных источников. Особо остро в регионе стоит проблема с очистными сооружениями на промышленных предприятиях. И пока её не удастся решить, в атмосферу будут продолжать поступать твёрдые, газообразные и жидкие загрязнители.
Выхлопы автотранспорта на первом месте среди внутренних загрязнителей воздуха Калининградской области. Второе место, разумеется, принадлежит вредным выбросам со стационарных источников. Особо остро в регионе стоит проблема с очистными сооружениями на промышленных предприятиях. И пока её не удастся решить, в атмосферу будут продолжать поступать твёрдые, газообразные и жидкие загрязнители.