СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Mы алгеброй гармонию проверим. Преобразование графиков тригонометрических функций. Построение графиков функций в электронных таблицах MS-Excel»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данный урок разработан и проведен в рамках проекта «Формирование и развитие лингвистического пространства гимназии как центра лингвистических компетенций». Разработчики проекта считают необходимым и возможным формирование и развитие лингвистических компетенций учащихся посредством нелингвистических предметов.

В основу урочной и внеурочной деятельности учащихся по предметам «Математика», «Информатика», «Английский язык» положен деятельностный подход, созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность через повышение собственной компетентности в области применения знаний и умений на практике и владении английским языком.

Содержательная область урока включает учебный материал по вышеперечисленным предметам. Учащиеся ставили и принимали учебную задачу, в процессе решения которой  осуществляли наиболее эффективный выбор способов решения,  использовали языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, потребностей, в том числе и на иностранном языке. Проблемная ситуация, заданная учителями в начале урока, позволила учащимся в процессе ее исследования открывать новые знания, которые были детьми приняты после коллективной и индивидуальной деятельности. Побуждающей диалог был задан учителями и в процессе представления индивидуально выполненных презентаций, подводящий диалог организован в ходе представления коллективной деятельности, ее анализа и рефлексии по окончании урока.

В процессе самостоятельной деятельности педагогами была оказана необходимая помощь  затрудняющимся учащимся.

Предложенные на конкурс материалы содержат методическую разработку урока в соответствие с новыми требованиями, слайдовые презентации, выполненные учащимися самостоятельно дома и коллективно в классе, дидактический материал (задания для работы на ПК, оценочный лист).

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Mы алгеброй гармонию проверим. Преобразование графиков тригонометрических функций. Построение графиков функций в электронных таблицах MS-Excel»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Mы алгеброй гармонию проверим.
Преобразование графиков тригонометрических функций. Построение графиков функций в электронных таблицах MS-Excel»

ФИО (полностью)

Соловьева Любовь Валентиновна, учитель математики

Локтева Наталья Михайловна, учитель английского языка

Шумилина Наталья Викторовна, учитель информатики

Место работы

МОБУ «Гимназия №7»

Должность

учитель

Предмет

Математика, информатика, английский язык

Класс

10

Тема

«Mы алгеброй гармонию проверим. Преобразование графиков тригонометрических функций. Построение графиков функций в электронных таблицах MS-Excel»

Базовый учебник

  1. Ш.А. Алимов, учебник «Алгебра и начала анализа», М., «Просвещение», 2006 г.

  2. И.Г. Семакин, «Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10–11 классов», «Бином», 2007 г.


  1. Цель урока: обобщить знания о понятии «функция».

  2. Задачи:

  • Образовательные:

- выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов;

- показать внедрение компьютерных технологий в обучение математике, интеграцию трех предметов: математики, информатики и английского языка;

- формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках математики и английского языка (to practice the application of mathematical terms in the English language.).

  • Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся;

- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

  • Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;

- научить отстаивать свою точку зрения.

  1. Тип урока обобщение материала

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры; мультимедиапроектор; портреты Г. Лейбница, Н. Винера, А.С. Пушкина; плакаты; презентации учащихся; буклеты учащихся; карточки с заданиями для самостоятельной работы; оценочный лист

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент, поверка готовности учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1

II. Постановка цели урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Вступительное слово учителя: создание проблемной ситуации (ситуации разрыва), целеполагание (приложение 1)

Учитель информатики:

Самые важные открытия делаются именно на стыке нескольких дисциплин, на границе наук.

«….Поверил я алгеброй гармонию...». Гармония - стройность, соразмерность состояние многого как единого целого, она весьма чувствительна к «эффекту мелочей»: даже малая деталь может её нарушить, либо, напротив, восстановить.

Учитель математики:

Математика присутствует в жизни так широко, как, может быть, ни одна другая наука. Математика вездесуща, она в каждой точке пространства и времени, в каждом действии и событии, потому что описывает все жизненные процессы.

Сегодня мы проведем с вами урок математики и информатики по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций. Построение графиков тригонометрических функций в электронных таблицах».

Учитель английского языка:

The book of nature is written in the mathematical language and its letters are mathematical symbols and figures, it is impossible to understand its words without them, one can wander vainly in the infinite labyrinth without them.

G. Galileo

Слушают, эмоционально настраиваются на урок, определяют цель предстоящей деятельности,

принимают и сохраняют учебную цель и задачу, фиксируют проблему.

2




III. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Учитель математики организует погружение в проблему посредством вопросов:

Какими функциями описываются многие физические процессы? Какие физические процессы вы можете назвать?

Какая зависимость называется функцией? Какими свойствами обладает функция?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя математики; при ответе на второй вопрос используют собственный жизненный опыт.

2

IV. Совместное исследование проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1. Учитель математики предлагает учащимся с помощью заранее приготовленной ими презентации перечислить виды функций.

2. Учитель английского языка организует проверку понимания информации, представленную на английском языке.

3 Учитель математики организует решение учебной задачи (приложение 1)

Задание 1 .Для каждого графика укажите соответствующую формулу. Ответы запишите в оценочном листе (приложение 3).

4. Учитель математики организует учебное взаимодействие учеников и последующее обсуждение составленных моделей. Организует первичный контроль правильности выполнения каждого задания.

Задание 2 . Построение графиков четных и нечетных функций.

Задание 3. Нахождение промежутков возрастания и убывания функции.

Задание 4. Укажите область определения функции

Задание 5. Укажите множество значений функции.

Задание 6. На рисунке изображен график среднесуточной температуры в г. Арсеньеве в период с 1 по 12 мая 2000 г. На оси абсцисс откладываются числа, а на оси ординат - температура в градусах Цельсия.

Учитель математики: предлагает учащимся оценить свою работу.

Осознанно строят речевые высказывания на английском языке, проводят рефлексию своих действий.

Презентация ученика «Функция. График функции» (приложение 2)




Учащиеся выполняют задание 1, записывают ответы в оценочных листах, затем проверяют ответы и выставляют в оценочном листе количество баллов.


Слушают выступление ученика с заранее приготовленной презентацией «Четность, нечетность, периодичность функций» (приложение 4), фиксируют графические модели, воспринимают ответы учащихся, осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачи.


Учащиеся выполняют задания 2 - 6, записывают ответы в оценочных листах, затем проверяют ответы и выставляют в оценочном листе количество баллов.


20






V. Конструирование нового способа деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1. Учитель математики организует учебное исследование для выделения понятия с помощью вопроса:

- С помощью каких преобразований можно построить графики функций?

2. Учитель английского языка просит представить информацию с использованием математических понятий на английском языке.


Ученик представляет заранее приготовленную презентацию «Построение графиков функций» (приложение 5)


Учащиеся обсуждают содержание материала слайдовой презентации и отвечают на поставленный учителем вопрос, используя речь на английском языке.


Презентация ученика «Построение графика функции y = 2sin (2x-1)» (приложение 6)

7

VI. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Учитель информатики ставит проблемный вопрос и для его решения организует практическую работу.

С давних времен человек всегда стремился облегчит свой труд. Он придумал подъемный кран, автомобиль, самолет и множество других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих различные физические возможности человека. А какое устройство в современном мире облегчают умственный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с гигантскими объемами информации?

Подобно тому, как экскаватор освободил людей от тяжкой необходимости перебрасывать горы земли, так сегодня компьютер освобождает нас от необходимости обрабатывать горы информации.

Сегодня на уроке вам необходимо построить на компьютерах графики тригонометрических функций.

При помощи каких программ можно построить график функции?


Учитель информатики корректирует работу учащихся на ПК.

Отвечая на вопрос, строят рассуждения понятные для собеседника.














Применяют новый способ построения графиков функции, отрабатывают операции работы в ЭТ MS Excel осуществляют пошаговый контроль по результату.


Учащиеся работают в парах на ПК, строят графики функций (приложение 7).

10




VII. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1. Учитель информатики организует проверку выполненной работы

Итак, вы построили графики тригонометрических функций, используя возможности компьютера. А как вы думаете, верны ли слова Норберта Винера, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта: «Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько цене использующий ее человек»?








2. Учитель математики обращает детей к проблеме, поставленной в начале урока:

«Является ли функция средством математического языка, которое позволяет описывать процессы движения и изменения, присущие природе?»


3. Учитель английского языка обращает внимание учащихся к проблеме, поставленной в начале урока:

The book of nature is written in mathematical symbols?


При помощи мультимедийного проектора группы демонстрируют результаты своей работы. Анализируют, контролируют и оценивают результат своей деятельности, осуществляя пошаговую проверку (приложение 8).


Ученики отвечают на поставленный вопрос - Да, Норбет Винер прав. Сама машина, хотя и называется часто «мыслящей» или «умной», не думает, она лишь механически делает то, что заложил в нее человек. Машины всегда были и остаются слепыми исполнителями сознательной воли человека.


Учащиеся на английском языке анализируют презентацию (приложение 9) «Периодические процессы, а также возрастание и убывание в природе и жизни», объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования и делают выводы.


Учащиеся делают выводы:

1. Сегодня на уроке мы углубили наши знания об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе

2. Функция является тем средством математического языка, которое позволяет описывать процессы движения и изменения, присущие природе. Действительно, книга природы написана на математическом языке.

3. Математика – это язык. Язык нужен для коммуникации, чтобы передать смысл. Для этого служат предложения этого языка, составленные по определенным правилам. Математика – своеобразный способ теоретического описания действительности, область знаний имеющая свой особый статус в системе наук.

4. В реальном мире все существует и проявляется гармонично (слаженно, согласовано). Великий немецкий ученый Готфрид Вильгельм фон Лейбниц сказал: «Математика есть

6





поэзия гармонии, вычислившая себя, но не умеющая высказываться в образах для души».

5. Сегодня на уроке мы нашли точки соприкосновения предметов математика и информатика, еще раз убедились, что компьютер облегчает труд человека в работе с информацией.



VIII. Рефлексия. Постановка домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Учитель математики:

Постройте график функции у=2cos(3x+π) одним из следующих цветов, которые на ваш взгляд соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы:

Красный - отличное

Зеленый - хорошее

Синий – удовлетворительное

Слушают объяснение учителя и записывают домашнее задание

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!