СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Расчет количества теплоты

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-Конспект по физике на тему Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Расчет количества теплоты»

План-конспект урока физики по теме:

«Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении».

Класс: 8

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок - решения задач.


Цели урока:

  • закрепить у учащихся знания по теме: «количество теплоты», «удельная теплоемкость»;

  • вывести формулу для расчета количества теплоты для различного рода веществ;

  • обосновать величины, от которых зависит количество теплоты;

  • определить способы расчета количества теплоты при теплообмене тел;

  • развить навыки и умения решения задач,

Междисциплинарные связи:

  • Математика

  • Химия


Тип урока: комбинированный



Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор.


Планируемый результат обучения учащегося: Закрепить изученный материал предыдущего урока, постараться вывести формулу для расчета количества теплоты, а так же научиться решать задачи на данную формулу.

План урока.

  1. Организационная часть (3мин.)

  2. Актуализация знаний (6 мин.)

  3. Изучение нового материала (27мин.)

  4. Домашнее задание (5мин)

  5. Рефлексия (4мин.)

Ход урока.

1.Организационная часть (5 мин).

В наше время каждый из нас рано утром не может упустить момент, чтобы не выпить кружечку чая. Все мы рано утром перед школой или работой пьем чай (задать вопрос учащимся «Как вы остужаете чай?»):

- переливание из чашки в чашку,

- быстро перемешивая чайной ложкой,

- наливаем в нее холодное молоко, сливки.

Как вы думаете, почему чай быстрее остывает, если в чашку добавить холодное молоко?

- что можно сказать о температуре, которая устанавливается после смешивания? (выслушиваем ответы учащихся).

В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидкости путем смешивания ее жидкостью другой температуры (горячая вода отдает тепло, холодная принимает)

Вот бы мы смогли как-то рассчитать количество теплоты, которое отдает или получает тело.

Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься, какова цель нашей деятельности? Цель сегодняшнего урока – научиться рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды различной температуры.


2. Актуализация знаний (7 мин).

На предыдущем уроке, мы выяснили, что для нагревания 1 кг вещества на 1ºС требуется количество теплоты, численно равное значению удельной теплоемкости.

Вопрос №1:

Кто мне скажет, что означает: удельная теплоемкость алюминия с=920 Дж/кг*ºС?

Ответ:

Учащиеся дают правильный ответ: для нагревания 1 кг алюминия на 1 ºС, необходимо количество теплоты Q=920 Дж.

Вопрос №2:

Повторим, от каких величин зависит количество теплоты?

Ответ:

Количество теплоты зависит от массы тела:

Ответ:

Количество теплоты зависит от разности температур:

Ответ:

Количество теплоты зависит от рода вещества, т.е., от величины удельной теплоемкости:


3. Изучение нового материала (28 мин).


Молодцы ребята, закрепили изученный материал, а сейчас подытожим наши знания и сами постараемся вывести формулу для расчета количества теплоты различных веществ.

  • На доске нарисовать две мензурки (во второй в 2 раза больше воды, чем в первой).

  • Спросить у ребят, в каком случае потребуется большее количество теплоты Q (а если воды будет в 3 раза больше, в 4?).

Из рисунка хорошо видно, что масса воды во втором сосуде больше в два раза массы воды в первом сосуде m2m1,следовательно, и количество теплоты Q , которое необходимо, чтобы нагреть эти жидкости, для второго сосуда понадобится и затратится больше.


  • А как вы думаете, измениться ли количество теплоты, если увеличить/уменьшить изменение температур?

  • А если увеличить или уменьшить удельную теплоемкость?

Из данных условий хорошо видно, что количество теплоты зависти от трех физических величин, причем зависимость прямая, т.е., во сколько раз увеличивается одна из величин, во столько раз увеличивается и количество теплоты.

Поэтому, получаем новую формулу для расчета количества теплоты:


QmΔt


где,

Q – полученная телом теплота, Дж

c – удельная теплоемкость тела, Дж/(кг°С)

m – масса тела, кг

Δt – изменение температуры тела, °С


Δt, можно представить как разность начальной и конечной температур:

Δt=t2- t1

Поэтому формулу модно представить в виде:


Qm(t2- t1)

Дать детям задание вывести из формулы определенную величину. Первый ряд «с», второй ряд «m»третий ряд изменение температур.

Формулу Q=cmΔt применяют не только в том случае, когда тело нагревается. Ее также используют для подсчета количества теплоты при охлаждении тел.

Вполне очевидно, что если происходит нагрев тела, то

Δt= t2- t10 и Q0,

то есть тело получает тепло.

Если тело остывает,

t21 и ΔtQ

это указывает на то, что тело отдает в окружающую среду количество теплоты Q.

Коэффициент "с" берут из специальных таблиц. Удельные теплоемкости некоторых веществ, Дж/(кг°С). Например, для жидкой воды с = 4200 Дж/(кг°С). Это значение показывает, что для нагревания 1 кг воды на 1 °С потребуется 4200 Дж теплоты. Для воды в твердом состоянии (льда) коэффициент "с" уже другой; он равен 2100 Дж/(кг°С).


На уроке учитель разбирает задачи в порядке их сложности.

Учащиеся по желанию выходят к доске, побывать свои силы.


Задача №1:

Определить, какое количество теплоты необходимо сообщить куску свинца массой 2 кг для его нагревание на 10°С.

Дано: СИ Решение:

m=2 кг по таблице находим для свинца:

с=140 Дж/(кг°С) с=140 Дж/(кг°С)

Δt=10 °С формула для расчета количества теплоты:

Q=сmΔT

Q-? Подставляем численное значение, получаем:

Q= 140 Дж/(кг °С)*2 кг*10°С=2800 Дж.

Ответ: Q=2800 Дж.


Задача №2:

Какое количество теплоты отдает 5 л воды при охлаждении с 50°С до

10°С?


Дано:

СИ

Решение:

V= 5л

с = 4200 Дж/(кг °С)

t0 = 50°С

t1 = 10°С

p = 1000 кг/м3


Так как плотность воды p = 1000 кг/м3,

то масса воды равна:

m = pV

m = 1000 кг/м3·5·10-3м3 =5 кг.


Q = cm(t1 -t0)


Q = 4200 Дж/(кг °С) ·5 кг·(10°С-50°С) =-=840кДж


Ответ: Q=-840кДж

Q=?






Знак «-» в ответе указывает на то, что вода отдает тепло.



Для более сильных учеников, учитель предлагает следующую задачу.

Задача №3

Для нагревания куска цинка массой 100 г потребовалось 15 кДж теплоты. До какой температуры был нагрет кусок цинка, если его начальная температура была равна 25°С?


Дано:

СИ

Решение:

m =100 г

Q =15 кДж

t0 = 25°С

сц = 400 Дж/(кг °С)


0,1 кг

15000 Дж

Температуру, до которой был нагрет кусок цинка определим из формулы расчета количества теплоты:

Q = cm(t -t0)

где

с - удельная теплоемкость цинка

сц=400 Дж/(кг °С)

вывод формулы:

Q= cm(t -t0)

Q = cmt- cmt0

сmt = Q+ cmt0

t = (Q+ cmt0)/ cm

t = Q/ cm + t0

подставляя числа, вычисляем математически:

t = 15000Дж/400 Дж/(кг °С)*0,1 кг+25°С=400°С

Ответ: t=400°С

t =?







4. Домашнее задание (5 мин).

Домашнее задание:


Задача:

При охлаждении куска олова массой 100 г до температуры 33°С выделилось 5 кДж энергии. Определите температуру олова до охлаждения


Дано:

СИ

Решение:

m =100 г

Q =5 кДж

t = 33°С

сол = 230 Дж/(кг °С)


0,1 кг

5000 Дж

Температуру, до которой был нагрет кусок олова, определим из формулы расчета количества теплоты:

Q = cm(t -t0)

где

с - удельная теплоемкость олова

сол=230 Дж/(кг °С)

из условия задачи сказано, что кусок олова охлаждают, следовательно, его Q

тогда

-Q= cол mt – c олmt0

cол mt0= cол mt + Q

t0= (cол mt + Q)/ cол m

t0= t+ Q/ cол m

подставляя числа, вычисляем математически:

t = 33°С+ 5000Дж/230 Дж/(кг °С)*0,1 кг =250°С

Ответ: t0=250°С

t 0 =?







  1. Рефлексия (4мин.)


Ответы на вопросы анкеты, выставление оценок за урок.


Анкета (рефлексия урока):


1.На уроке я работал активно / пассивно 
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 
3.Урок для меня показался коротким / длинным 
4.За урок я не устал / устал 
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 
6.Материал урока мне был понятен / не понятен 
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным




Список литературы.


  1. Физика 8 класс Перышкин А.В.

  2. Лукашик В.И сборник задач по физике за 7‐9 класс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!