СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Правила безопасного поведения на природе"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока. Тема "Правила безопасного поведения на природе"

Цели:

Данный урок знакомит обучающихся с окружающей нас  природой. Учит ценить ее,  знать и  соблюдать основные правила безопасного поведения на природе.

Задачи:

Образовательная:

  • Применить имеющиеся знания к объяснению роли и места человека в природе.
  • Довести до обучающихся основные правила поведения на природе.

Развивающая:

  • Создать условия для активизации познавательной деятельности.
  • Развивать способности обучающихся грамотно применять свои знания

Воспитывающая:

  • Развивать познавательный интерес к данной теме. Научить детей бережному отношению к природе.
  • Развивать навыки общения с природой.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Правила безопасного поведения на природе"»

МКОУ СОШ №6 г. Беслан

Правобережный район РСО-Алания.


План - конспект открытого урока по предмету ОБЖ


Дата проведения: 12 ноября 2014г.

Участники: обучающиеся 10 «б» класса.

Тема: «Правила безопасного поведения на природе».

Цели:

Данный урок знакомит обучающихся с окружающей нас природой. Учит ценить ее, знать и соблюдать основные правила безопасного поведения на природе.

Задачи:

Образовательная:

  • Применить имеющиеся знания к объяснению роли и места человека в природе.

  • Довести до обучающихся основные правила поведения на природе.

Развивающая:

  • Создать условия для активизации познавательной деятельности.

  • Развивать способности обучающихся грамотно применять свои знания

Воспитывающая:

  • Развивать познавательный интерес к данной теме. Научить детей бережному отношению к природе.

  • Развивать навыки общения с природой.

Оборудование и оснащение:

1. Презентация на тему: «Правила безопасного поведения на природе»;

2. Компьютер;

3. Проектор;

4. Экран.

5. Учебники

6. Таблицы



Ход урока

Организационный момент.


Здравствуйте, уважаемые наши гости и дети! Сегодня мы собрались с вами для очень важного и интересного разговора. Окружающая природа – это настоящий подарок земли. Но человек часто не ценит ее , хоть он и является частью природы и сам уничтожает её , не смотря на то, что природа его кормит, лечит и снабжает кислородом. Летом многие из нас отдыхают за городом, на даче, совершают прогулки на природе. Конечно это очень интересно, а самое главное очень полезно для нашего здоровья. К сожалению, не всегда общение с природой приносит пользу. Не соблюдение основных правил поведения на природе приводит к несчастным случаям : отравлениям ядовитыми растениями и грибами, укусом змей и насекомых, солнечному или тепловому удару, травматическим повреждениям. Любой человек, находящий по лесу, может встретиться с обитателями леса, будь то белка, птица, волк или даже медведь, особенно опасно если это самка с детенышем . Поэтому и называется тема нашего урока « Правила безопасного поведения людей на природе» (слайд 3).

Дети по ходу урока отвечают на поставленные вопросы.



План-конспект урока.


Правила безопасности в лесу.


Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только чур не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверушки ,убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять : ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают? ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Помоги лесным зверушкам ,приготовь для них кормушки
(слайд 4).

Перед тем как отправиться в лес, для начала предупредите своих родных, куда именно вы собираетесь.
Если вы будете двигаться туда на машине, рассчитайте, какое количество бензина вам потребуется.
Запаситесь спичками в сухом коробке, часами и компасом, заряженным телефоном, фонариком, не забудьте взять нож в чехле , желательно, чтобы он находился не в сумке, а у вас в кармане (на поясе) .
Еду берите с запасом, так же как и воду, на всякий случай, если вы задержитесь (слайд 5).


Ваша одежда должна быть яркой, если вдруг вы потеряетесь, вас не заметят в камуфляже. Наденьте куртки желтого, красного или белого цветов, желательно приклеить к ним светоотражающие рисунки или полоски.
Наметьте свой маршрут и старайтесь не уходить от него далеко. Не срезайте себе угол, в надежде добраться в какую-либо точку скорее, тем более, если быстрый путь лежит через болото.

Если ваш родственник или друг потеряется, немедленно вызовите спасательную группу. Не пытайтесь искать только самостоятельно, вы можете затоптать следы, по которым спасатели будут искать пропавшего человека.
Чтобы найти человека, который потерялся, вы можете попробовать докричаться до него, позвонить или догудеться сигналом из машины. Только помните, вы должны ждать его достаточно продолжительное время на одном и том же месте. По рассказам людей, которым приходилось теряться, часто получается так, что они идут на сигнал, а когда доходят до нужного места, видят, что машина уже уехала.
Обязательно возьмите с собой медикаменты. В лесу может стать плохо тем, кто не имеет хорошей физической подготовки, так же могут обостриться какие-то хронические заболевания, если они у вас есть.
Внимательно смотрите под ноги в лесу, чтобы не заработать вывих и не провалиться в какую-то яму. (слайд 6)


Мусор.


Соблюдайте правила поведения в лесу, не оставляйте на природе мусор. Вы можете оставить остатки продуктов в одном месте, например, под кустом, чтобы животные могли полакомиться, если же они не съедят остатки пищи, то с ней произойдет процесс разложения и вред природе нанесен не будет. Если у вас получилось большое количество отходов, то выкопайте для них небольшую ямку, положите их туда и засыпьте их землей или прикройте дерном. То, что нельзя сжечь в костре: резину, железные банки, полиэтилен, стекло, пластиковые бутылки, заберите с собой, не поленитесь довести все это до самого близлежащего контейнера.  Никогда не разбивайте стеклянные бутылки! Вы же не хотите поранить себя, других людей или лесных зверей? Тем более, что в большую жару, стекло может превратиться в подобие лупы и стать причиной лесного пожара. Не нужно оставлять ненужные для вас вещи на природе. Гнутые дуги от палатки или старые кроссовки ни кому не понадобятся, все равно буквально через пару дней их вид будет совсем нетоварным. Мусор в лесу за вами убирать никто не станет, ведь лесных дворников пока не существует. Еще с дому захватите с собой мешок, или коробку для мусора
(слайд 12).


Может случится так, что человек оказался в условиях автономного пребывания на природе т.е. самостоятельного, независимого существования его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным. 
Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах. В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда. (слайд 14)


Рассмотрим основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях (слайд 15)

Туристический поход.


Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки и проведения однодневного турпохода. Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, поляна и т. д.) и определения маршрута движения.
Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода – не открытие «новых земель», а отдых. Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться 3 основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 час.


Подготовка к выходу на природу .

Любой поход начинается с выбора целей и маршрута путешествия. Собираясь в незнакомый лес расспросите о местности , если есть подробная карта изучите ее.
Если вы один или с друзьями куда либо уходите, сообщите об этом родителям или кому-либо из взрослых.

На какой бы короткое время вы не уходили в лес , возьмите с собой на всякий случай: пару бутербродов , термос с чаем, немного карамелек (лучше шоколад) ,спички( но не для игры с огнем).
Во время прогулки старайтесь запомнить основное направление движения по следующим примерным ориентирам : развилки троп, перекрестки дорог, характерные особенности рельефа.
В целях обеспечения безопасности у туристов существуют четкие правила поведения на маршруте, на привале , при преодолении препятствий .


Запомните, в походе необходимо:
* Быть дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуации на природе возникает из-за недисциплинированности участников.
* Руководитель обладает всей полнотой власти. Участники похода обязаны беспрекословно выполнять указания руководителя.
*По лесным тропам, проселочным дорогам удобнее ходить гуськом, соблюдая определенную дистанцию и дисциплину , самовольное не в такт группе движение кого-либо из участников может нарушить график перехода по маршруту , привести к потеря ориентировки не дисциплинированным туристам и не исключено к травме.
*Выбор темпа движения зависит от состава группы , скорость соразмеряется со скоростью движения не опытных туристов .
*Первым препятствие, как принято, преодолевает руководитель, который предварительно их изучил , в остальное время он подсказывает направляющему - как правильно идти, в каком темпе и ритме.
*Сзади идет замыкающий , у замыкающего ответственная задача - следить чтобы колонна не растягивалась и никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников , то замыкающие решает - останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок, но в любом случае он должен сообщить об этом руководителю.


Примерно через четверть часа после начала похода рекомендуется сделать короткую остановку, для подгонки снаряжения, обсуждения порядка движения и его темпа; в дальнейшем лучше всего чередовать в 45 - 50 минутное переходы с 10- 15 минутными перевалами.

По пересеченной местности следует идти слегка согнув колени, не до конца выпрямляю ногу в момент толчка. На подъёмах ногу следует ставить на всю ступню слегка разворачивай носки в сторону чуть наклоняя вперёд туловище. Во время спуска ногу ставит сначала на пятку, не сгибая, а туловище немного откидывает назад, руки в первом и во втором случаях держат согнутыми в локтях.

Запомните, на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы, особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам , так как, можно поскользнуться на крутом горном склоне или на сырых камнях на берегу реки, переправе через нее, оступится при движении по болоту, да и просто запнутся ногой за заваленное дерево или ветку в густой траве.

В группе всегда назначается участник ответственный за оказание первой помощи (который сможет оказать первую мед. помощь) , у него хранится медицинская аптечка.


Краткие советы:

  • надо быть осторожным у костра,

  • нельзя пить сырую воду,

  • нельзя делать зарубок на деревьях, надо бережно относиться к окружающей природе . Запомните мы гости природы и должны вести себя прилично.

  • Не надо стойки для палаток вырубать на каждом привале , а лучше взять из дома разборные и легкие ,

не вырубайте рогульки и перекладину для подвешивания ведер над костром , лучше взять с собой таганок и тросик.

  • Гуманнее взять с собой теплоизоляционный коврик, чем постелить под палатку пушистые еловые ветки.

 

У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись , начинаются поисковые работы .


Для успешного проведения похода очень важно соблюдать распорядок дня в походе. Заканчивать передвижение необходимо засветло, за два-три часа до наступления темноты, чтобы можно было выбрать место для ночлега, разжечь костер и так далее.

Примерный распорядок дня может быть таким :

  • подъем зарядка туалет купания уборка места ночлега 7 до 8 утра

  • завтрак подготовка к переходу в 8:00- 8:30

  • переход по маршруту 8:30 - 12:30

  • большой привал , обед, отдых и так далее

  • 12:30 - 16:00 - переход по маршруту

  • 16:00 - 18:00 - ужин

  • 18:00 - 19:00 - подготовка к ночлегу

  • 19:00 - 20:00 - свободное время

  • 20:00 23:00 подготовка к сну

  • 23:00 в 7:00.

Экипировка.

И в однодневных и в многодневных походах одежда и снаряжение туриста играют существенную роль . У туриста всегда должны быть свободными руки, весь груз, каким было не был, нужно уместить в рюкзаке. В небольших походах без ночлега можно использовать и спортивные сумки с лямками, не рекомендуется брать с собой в дорогу портфели, саквояже или хозяйственные сумки, мешающие движению. При подготовке рюкзака желательно чтобы его вес не превышал 7-9 кг. Кроме того, между участниками похода, с учетом возраста ,здоровья и физического развития, распределяются также групповое снаряжение , включающая палатки, костровые принадлежности , топоры, посуду для приготовления пищи из расчета 1,5-2 литра посудной емкости на человека , компасы , медицинскую аптечку.


Аптечка . (слайд 21)

В типовой аптечку могут входить: бинты стерильные узкие и широкие, из расчета две пачки на человека, бактерицидный и обычный лейкопластырь (кстати, в 1882 году в Гамбурге Карл–Пауль Бойерсдорф изобрел пластырь, впервые он испробовал на себе кусочек льняной ткани, который хорошо прилипал к коже. Он смешал каучук с сосновой смолой, добавил к этому липкому слою окись цинка — для лучшего заживления царапин, и уже через месяц наклейки в его аптеке шли на «ура». А всего через год они стали использоваться во всей Европе) термометр , жгут резиновый, ножницы ,пинцет, пипетка, вата стерильная, йодная настойка, спирт медицинский, марганцовка, перекись водорода, зеленка ,набор жаропонижающих, болеутоляющих и применяемых при пищевых отравлениях лекарственных препаратов, с описанием их дозировки и способов применения.
Все средства укладываются в жесткую упаковку, исключающую повреждения термометра, ампул и флаконов , а также предохраняющие содержимое от воды и снега. Укладывать аптечку в рюкзак нужно так , чтобы обеспечить ее сохранность и возможность легко достать в случае необходимости. При отсутствии палатки в такие походы следует брать одеяло, плед, в холодное время года незаменимы спальные мешки.


Сегодня мы с вами рассмотрим как и где разместить лагерь, вне зависимости от его типа (Долговременный лагерь- для многодневных туристских походов; Кратковременный лагерь- разбивается туристами после дневного перехода на одну или две ночи; Аварийный (том числе и индивидуальный)-при вынужденной автономии , неблагоприятных погодных условиях и т.д.).
Выбранное место для его организации должно обязательно удовлетворять следующим двум условиям : во-первых, оно должно быть безопасным, во-вторых, на месте лагеря должна быть вода - питьевая или пригодная для употребления после кипячения. Комментировать эти положения нет смысла ,их невыполнение таит явную угрозу для жизни туристов. Остальные условия -защита от ветра, наличии хорошего топлива для костра, живописность данного места , наличие условий для купания ,проведение развлекательно-оздоровительный мероприятий и прочее естественно весьма важны. Именно они определяют уровень комфорта и полноценность отдыха туристов .
В ходе установки лагеря можно условно выделить следующие направления : обустройство отдыха, ночлега ( палатка, шалаш, навес , защитный экран, заслон и пр.)и приготовление горячей пищи в полевых условиях .
 
 
Техника организации ночлега в палатках включает следующие виды работ : выбор и подготовка места для установки палатки, установка палатки ,размещение людей и организация ночлега в палатке .
Выбор места . Прежде чем устанавливать палатку, нужно придирчиво выбрать место под нее. Правильно выбранное место - половина успеха и ваш
комфортный сон. Место под палатку не должны располагаться на склоне, оно должно быть максимально ровным ,без ям и кочек, оно не должно быть сырым и болотистым . Рядом не должно быть муравейника , костер должен располагаться не менее чем в 3 метрах от выбранного вами места, площадку следует расчистить его от шишек и камней. Установить палатку. Не стоит оставлять вещи в тамбуре палатки, и по возможности необходимо внести всё внутрь палатки.
На случай дождя, как можно сильнее натяните верх палатки, чтобы на боковых скотах не образовывались морщины , где обязательно будет скапливаться дождевая влага и роса ; постарайтесь во время дождя не прикасаться к палатке головой или плечами, чтобы не давать воде проникать внутрь. Особое внимание следует уделить тому, где будет располагаться костер. В идеале палатки должны быть расположены вокруг костра полукругом, но не ближе 4–7 метров от огня. При этом палатки должны стоять с подветренной стороны, чтобы на них не попали случайные искры и дым не проникал внутрь домиков.
(слайд 23)


Ребята, разве можно представить поход без костра?


А теперь небольшой исторический экскурс.


Пожар старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей (двоюродный брат Зевса) украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились очень, пока Геракл (для упрочения своей славы) не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Произошло это незадолго до Троянской войны.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.

Ну а теперь, вернёмся к нашей теме!


Костёр во время похода.

Часто условия не благоприятствуют его разведению. Дождь, снег ,ветер, отсутствие дров , умение правильно разводить костер - необходимые навыки туриста, которые порой могут спасти ему жизнь.


Как правильно выбрать место для костра?


Это должно быть ровная площадка, отсутствие открытых корней деревьев, особенно хвойных пород , максимум защиты от ветра.. (слайд 25)

Не разводите костер : вблизи деревьев и кустов, отойдите хотя бы на 1,5 метра от нависающих веток , в противном случае, вы устроите пожар, особенно в том случае, когда дождя не было длительное время, а пожар в лесу потушить будет так сложно, что вряд ли у вас это получится. Если вы видите рядом костровое место, то не устраивайте новое. Вам самим будет значительно легче создать огонь на земле, прогретой углями, к тому же, вы сохраните минимум два квадратных метра лесной почвы для жизни растений, животных и микроорганизмов.
Если вы не нашли готового места для костра, то снимите немного верхнего слоя с почвы (дерна) и разложите его вокруг своего кострища для того, чтобы создать естественное препятствие. Когда будете уезжать, верните дерн на свое место для того, чтобы точечное выгорание быстро зарастало. Если же случилась неприятность и вы промочили спички, не стоит отчаиваться . В солнечную погоду можно разжечь костер при помощи линзы, подойдет обыкновенное стекло от очков или объектив от фотоаппарата.
Розжигом может служить сухая трава, береста или мелкие ветки.
Частая ошибка - недостаточная подготовка дров. Для розжига вам понадобятся мелкие ветки , подойдут хвойные ветки с пожелтевшими иголками, идеальным материалом служит береста; крупные куски бересты при горении сворачиваются в трубочку - поэтому целесообразнее разрывать бересту небольшими полосками, толщиной не более 2 сантиметров . Запаса дров у вас должно быть как минимум на первый час, так как , добыв огонь из мелких веточек ,возникает необходимость подкидывать более крупная дрова. Если в этот момент пойти на поиск дров и оставить костер без присмотра, он быстро потухнет и все ваши усилия будут напрасно.


Существует несколько самых распространенных типов костра: (слайд 26-29) « шалаш» - дрова укладывают в виде домика или шалаша, внутри шалаша помещается растопка; на подобном костре удобно готовить пищу, а также он служит хорошим освещением ночью.
« колодец» -дрова складываются в виде четырёхугольного сруба , из коротких , толстых дров. Внутрь такого колодца закидываются более мелкие дровишки и ветки,
Ночной костер- для него понадобится несколько больших бревен параллельно или под небольшим углом уложенных на угли, часто используются для приготовления еды и сушки одежды.


Никогда не оставляйте костер, уезжая домой! Залейте его водой и подождите, пока он полностью потухнет. Обязательно убедитесь, что он не загорится снова после вашего ухода. Если у вас есть лопата,(а она должна быть), то лучше перекопать землю прямо вместе с золой. Не раскидывайте угли, чтобы огонь не разгорелся снова. Ведь вы уедете, а ваш пикник может привести к тому, что лес просто возьмет и сгорит.
 Если вдруг вы увидите поблизости лесной или травяной пожар, соблюдайте правила поведения в лесу - немедленно звоните 112 или 01, чтобы приехала пожарная охрана МЧС.


Обеспечение питьевой водой одно из важнейших условий выживания в природной среде. Природную воду кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев перед употреблением необходимо подвергать очистке, вода рек, озер и других поверхностных водоёмов часто не пригодна для питья, так как может содержать болезнетворные микробы, ядохимикаты и другие токсичные вещества. Если вы взяли воду из непроверенного источника, ее следует кипятить не менее 30 минут, не рекомендуется брать воду непосредственно из озера или болота. На низком берегу в нескольких метрах от воды надо выкопать ямку, а когда наполнится водой аккуратно вычерпать воду, повторится эту операцию 2 - 3 раза можно получить из этой ямки очищенную воду, которую можно употреблять после кипячения . Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например , берёза - дающая березовый сок .Можно получить воду если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камень и туго завязать мешок у основания, через некоторое время на внутренней стороне пленки появится капли влаги, которые будут стекать на дно пакета ; можно пить утреннюю росу если научиться собирать ее, для этого надо с вечера выложить кучу мелких камней, гальки на брезент и к утру на нём соберется вода.( слайд 30)


Обеспечение питанием одно из важнейших задач. на земле нет мест где подготовленный человек не смог бы найти себе пищу . В природных условиях ее можно добывать охотой и рыболовством , если для этого есть соответствующие приспособления, можно собирать съедобные растения , ягоды , грибы и орехи . Растительная пища способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека . на территории России встречается большое количество дикорастущих растений, пригодны в пищу- это яблоня, груша, рябина, малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника, съедобный молодые побеги тростника, корневище кувшинок, внутренний слой коры молодых деревьев , почки березы , липы .
Необходимо ,однако, соблюдать общие правила безопасности. Никогда не есть незнакомые ягоды ,грибы и растения, не употреблять в пищу растения выделяющие на изломе белый молочный сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом . В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй наиболее доступный способ обеспечить себе питание
Рыбу можно есть сырой ,но лучше нарезать ее на узкие полоски и высушить их на солнце. Так она станет вкуснее и будет дольше храниться.

Следует помнить ,что рыбой можно отравиться, нельзя есть рыб покрытых колючками, шипами ,острыми наростами ,кожными язвами ; рыб непокрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов . Нельзя есть несвежую рыбу ,незнакомую и сомнительного вида рыбу , не следует также потреблять рыбью икру, молоку, печень ,так как, они часто бывают ядовитыми.( слайд 31)


Встреча с дикими животными


Гуляя в лесу, собирая грибы или ягоды, отдыхая в живописных местах, всегда помните, что встреча с диким зверем может произойти в любое время, в любом месте, и вы должны быть морально к этому готовы. Первое о чем нужно помнить, дикие животные просто так на людей не нападают, поэтому человек либо спровоцировал животное не правильным поведением, либо это мать с выводком либо раненный или зараженный бешенством зверь. В любом случае нужно знать правила поведения .( слайд 32-36)


Наиболее часто на природе человек может встретиться со змеей.

Коротко познакомимся с наиболее распространенными видами змей в Осетии. (слайд 37-45)


Укусы насекомых и защита от них.

Во время летнего отдыха на природе много неприятностей человеку доставляют повсеместно распространенные кровососущие насекомые - это мошки, комары , мокрицы и слепни, которые появляются в начале мая и исчезают только осенью. Эти насекомые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний, поэтому находясь в местах где много комаров, мошек ,слепней следует закрывать по возможности все части тела одеждой, во время похода стоянку необходимо устраивать на открытых участках местности, хорошо проветриваемых и разводить костер для отпугивания насекомых . Определенную опасность для человека находящегося в природных условиях представляют и другие насекомые: пчелы, осы шмели, шершни, если растревожить места их обитания .
Жало пчелы имеет вид гарпуна и снабжено восьмьюдесятью зазубринами,
которые не позволяют целиком извлечь его после укуса. Жаля, пчела открывает своё жало с частью брюшка, оставляя его в теле жертвы, тем самым нанося себе смертельную рану . В этой части брюшка находятся ядовитые железы, которые продолжают впрыскивать в ранку яд, уже после того как пчела улетела. На такой отчаянный шаг насекомые идут только в состоянии беспокойства, если их гнезду грозит опасность.
Большие неприятностей могут принести осы и шершни . Эти насекомые очень агрессивны и нападают без особого повода, жало у ос и шершней длиннее чем у пчел, и не имеют зазубрин, поэтому они способны жалить многократно.
Шмели считаются более миролюбивым ,чем пчёлы и нападают крайне редко, так как, причин для волнения относительно своего жилища у них меньше.
.( слайд 46)

Оказание первой помощи при укусе пчелы
Итак, после того как человек почувствовал резкую жгучую боль от пчелиного укуса, необходимо сделать следующее:
Тщательно осмотреть место укуса
Жало необходимо обязательно извлечь. Сделать это можно пинцетом или ногтями.
Место укуса обработать антисептиком – подойдет любой, который есть под рукой;
Приложить к месту укуса холод.
Также рекомендуется давать пострадавшему обильное питье – воду, сладкий чай, компот и т.д. с тем, чтобы снизить концентрацию яда в организме и ускорить его выведение.
Как правило, перечисленных действий хватает для того, чтобы облегчить боль и предотвратить возможные неприятные последствия укуса. Во время похода , для того чтобы не покусали пчелы , осы или шершни - рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли.

Помня об этом , в походе желательно обходить стороной места обитания этих насекомых, а тем более не разорять их гнезда.
.( слайд 47)


В природной среде человека подстерегает еще один грозный враг –клещи. Клещи являются переносчиками тяжелого заболевания - энцефалита . Сидя на тропинках или на деревьях клещи терпеливо ждут, пока мимо них не пройдет животное или человек. Они не могут летать или прыгать, могут только зацепиться за проходящую мимо и задевшую их жертву, или же упасть на неё. Укус клеща может оставаться незамеченным довольно долго из-за присутствия в его слюне обезболивающих веществ .

Клещевой энцефалит - это острое, вирусное заболевание, протекающие с поражением головного и спинного мозга, центральной нервной системы. Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающие в крови некоторых диких животных и птиц, переносчиками вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей , после прокусывания кожи, клещ выделяет зараженную слюну в кровь человека; заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на поврежденную кожу или слизистую оболочку глаз.
Клещи - кровососущие насекомые, питаются только кровью. Самка клеща может продолжать пить кровь человека за 7 суток ,в течении которых она вместе со слюной вводит в рамку вирус клещевого энцефалита. Чем дольше самка находится на коже человека тем больше вирус попадает в кровь. Самцы присасываются ненадолго , не более чем на 20 минут, но затем могут делать это неоднократно . При этом они также водят в ранку слюну , а с ней и вирус.

Меры профилактики заболевания клещевым энцефалитом .

Основная мера профилактики заболевания: не допускать присасывание к себе любого клеща . Для этого во время прогулки по лесу, нужно одеваться таким образом, чтобы клещи не могли попасть на тело, нижняя часть рукавов должно плотно прилегать к телу, брюки нужно заправить в сапоги, на голове обязательно должен быть головной убор или капюшон , на шее платок или сетка.

В походе рекомендуется как можно чаще осматривать себя и своих спутников чтобы вовремя обнаружить клещей. Клещ не всегда сразу присасывается к коже, он может несколько часов находиться в складках одежды или в волосах . Поэтому при возвращении домой или на привале следует тщательно осмотреть швы и карманы одежды.
В жилые помещения клещей приносит не только в верхней одежде , но и с лесными цветами , на ветках лиственных деревьев, поэтому нежелательно рвать и приносить их домой.

Удаление клещей.
Для удаления присосавшегося клеща, его предварительно смазывают каким-нибудь жиром, вазелином, кремом, подсолнечным маслом, а через 15 - 20 минут осторожно вытягивает нитяной петлей или пинцетом, покачивая из стороны в сторону. Ни в коем случае нельзя давить клеща, снятая с одеждой или удаленное с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком .Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки . .( слайд 48) .( слайд 49)


В природе нет ничего лишнего. Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли, и не все на планете создано исключительно лишь для нашей пользы и блага. Ведь не убиваете же вы ежей или воробьев только потому, что они не годятся вам в пищу? Каждая живая тварь, каждое растение выполняет свою, предназначенную ей функцию. И уничтожить хотя бы один вид – это значит нарушить природное равновесие.

А это рано или поздно ударит и по самому человеку. Примеров такого отношения к природе у нас, к сожалению, очень много.

Гуляя по лесу может случится так, что человек заблудился в лесу. Чем питаться? Конечно в первую очередь растительной пищей. Издавна человек употребляет лесные ягоды и плоды, орехи, грибы и дикорастущие овощи-щавель, черемшу, заячью кислицу и другие дары природы. В лесу можно встретить множество травянистых растений, кустарников, дающих съедобные плоды: брусника, голубика, земляника, жимолость, костяника, малина, морошка, рябина, смородина, черника, черёмуха, и др… Съедобен внутренний слой коры молодых берез и хвойных деревьев, почки (побеги) сосны, хвоя молодых веточек лиственницы.

( слайд 51-55)


Съедобные грибы

Очень много съедобных грибов можем мы встретить на своём пути. Многие грибы являются полезными и питательными, иногда их называют «лесным» или «растительным мясом». Грибы богаты белком, углеводами- специфическим грибным сахаром микозой и гликогеном (так называемым «животным крахмалом»), содержат минеральные вещества: калий, фосфор, серу, магний, натрий, кальций, хлор, и витамины А, В, С , большие количества витамина D и РР.
В грибах также имеются ферменты (особенно в шампиньонах), которые, ускоряя расщепление белков, жиров и углеводов, способствуют лучшему усвоению пищи.
Грибы обладают специфическими вкусом и запахом, некоторые из них являются деликатесами и имеют высокую цену. (например, грибы Мацутаке- растут в Японии, килограмм стоит от 700 до 2000 долларов; белый трюфель-самый дорогой гриб в мире, несколько лет назад белый трюфель весом 1,2 кг (феноменальная редкость) был продан за 150 тыс. долларов)
По пищевой ценности съедобные грибы делятся на четыре категории:
I. Белый гриб, рыжик настоящий, груздь настоящий;
II. Подберёзовик, подосиновик, дубовик, маслёнок, волнушка розовая, белянка, груздь осиновый, шампиньоны;
III. Моховик зелёный, валуй, сыроежки, груздь чёрный, опёнок осенний, лисичка обыкновенная, сморчок;
IV. Моховик пестрый, скрипица, опёнок луговой, вешенка, гриб-зонтик, мокруха, рядовки, дождевики. .( слайд 56-64)


Лес состоит из множества самых разных растений.

В лесу могут случится всякие неприятности, в том числе и травматические повреждения-ушибы, порезы, ссадины и царапины. Врача рядом нет, нет и необходимых лекарств под рукой. Что делать? Нам помогут некоторые растения. ( слайд 65)


Лес состоит из множества самых разных растений. С незапамятных времен люди пользуются щедрыми дарами природы. Современный человек всегда может найти лесные съедобные травы, растения, собрать грибы, орехи, ягоды.

Среди тысяч видов растений встречаются такие растения, которые нередко искусно маскируются под своих вполне безобидных собратьев. Очень важно уметь различать ядовитые растения и конечно знать как действовать в случае, если отравление все-таки произошло. .( слайд 66-77)


Ориентирование на местности

Человек и природа- неразделимы. Человек - неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. Для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания, и постоянно совершенствует её. Таким образом, человек отделился от естественной природной среды ,начал утрачивать способности общения с ней, но все блага человеческой цивилизации не могут заменить человеку общение с природой, так как это необходимо человеку для восстановления духовных и физических сил.
Чистый лесной воздух, солнечный свет, естественный водоем это все к чему стремится человек , чтобы укрепить свое здоровье и отвлечься от городской суеты.
Но любое пребывания человека на природе требует подготовки . Живя в городе человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации. В природной среде ему придется отказаться от всего этого и позаботиться о себе самостоятельно - соорудить временное укрытие от непогоды ,обеспечить себя пищей и водой ,научиться ориентироваться на местности .
Ориентирование на местности — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта (Основные стороны горизонта: север, юг, запад ,восток.) Ориентироваться на местности можно с помощью топографической карты, компаса, если таковых нет, то по часам и солнцу, по небесным светилам, по местным признакам, по звуку и т.д. .( слайд 78 - 92)


Подведение итогов.


Сегодня мы с вами много говорили о правилах безопасного поведения на природе, о том, как правильно вести себя во время пожара, что делать, если оказался в условиях вынужденной автономии и т.д. Теперь Вы больще знаете и умеете.

- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!

К следующему уроку подготовьте доклады на темы:

  • «Животные встречающиеся в лесах Северной Осетии. Правила поведения при встрече с ними»

  • «Лекарственные растения Северной Осетии»

  • «Ядовитые растения встречающиеся в Северной Осетии»




Я желаю вам всем здоровья и удачи. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!